способ снижения потерь легких углеводородов от испарения при их хранении и использовании

Классы МПК:C10L1/18 содержащие кислород 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тюменский государственный нефтегазовый университет (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-04-12
публикация патента:

Изобретение относится к процессам хранения и применения бензинов. Способ снижения потерь лёгких углеводородов от испарения ведут путём ввода в них присадки [CnH2n+1COO] 2Zn (где n=10-16) в концентрации 0,000925-0,001%. Изобретение способствует существенному снижению давления насыщенных паров (ДНИ) и потерь бензина от испарения при их хранении и использовании. 2 табл.

Формула изобретения

Способ снижения потерь легких углеводородов от испарения при их хранении и использовании, отличающийся тем, что в них вводят присадку [CnH2n+1COO]2Zn, где n=10-16, в концентрации 0,000925-0,001%.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к процессам хранения и применения бензинов.

Известно, что введение в бензины присадки [Cn H2n+1COO]2Ni (где n=10-16) приводит к уменьшению потерь бензинов от испарения [пат. 2187540 РФ, МПК 7 C 10 D 1/18, опуб. 2002].

Недостатком применения этого ПАВ можно считать относительно невысокую эффективность.

Задачей изобретения является разработка присадки бензина, снижающей давление насыщенных паров.

Поставленная задача решается за счет достижения технического результата, который заключается в сокращении потерь бензинов от испарения, что имеет большое экологическое и экономическое значение.

Указанный технический результат достигается введением в бензин в малых концентрациях [CnH2n+1 COO]2Zn (n=10-16).

Влияние действия присадки относительно прототипа видны из примеров 1-3.

Определение давления насыщенных паров бензина проводилось по ГОСТ 1756-75, потери от испарения - по методу Бударова.

Пример 1. Использовали бензин А-76 (температура начала кипения 45°С, 10% выкипает при температуре 72°С).

Пример 2. Использовали тот же бензин с введением в него ПАВ [CnH2n+1 COO]2Ni - в количестве 0,001% мас.).

Пример 3. Использовали тот же бензин с введением в него ПАВ [Cn H2n+1COO]2Zn - в количестве 0,001% мас.).

Результаты исследований приведены в табл. 1. Снижение давления насыщенных паров и, как следствие, снижение потерь бензина от испарения в случае применения [CnH2n+1 COO]2Zn выше на 19,7% по сравнению с использованием [CnH2n+1COO]2Ni.

Влияние концентраций вводимой присадки на давление насыщенных паров и испаряемость бензина видны из примеров 4-9.

Определение давления насыщенных паров проводили по ГОСТ 1756-75, потерь бензина в результате испарения проводили по методу Бударова.

Пример 4. Использовали бензин А-76 (Тнк=45°С, 10% выкипает при температуре 72°С).

Пример 5. Использовали тот же бензин с введением в него ПАВ [CnH2n+1COO] 2Zn - в количестве 0,0004625% мас.).

Пример 6. Использовали тот же бензин с введением в него ПАВ [CnH2n+1 COO]2Zn - в количестве 0,000925% мас.).

Пример 7. Использовали тот же бензин с введением в него ПАВ [C nH2n+1COO]2Zn - в количестве 0,001% мас.).

Пример 8. Использовали тот же бензин с введением в него ПАВ [CnH2n+1COO]2Zn - в количестве 0,00185% мас.).

Пример 9. Использовали тот же бензин с введением в него ПАВ [CnH2n+1 COO]2Zn - в количестве 0,002775% мас.).

Результаты определений приведены в табл. 2.

Как видно из полученных данных табл. 2, при введении присадки [CnH2n+1 COO]2Zn максимальное снижение потерь бензина от испарения достигается при концентрации ПАВ 0,000925-0,001%.

Таким образом, введение в бензин присадки [Cn H2n+1COO]2Zn (где n=10-16) в концентрации 0,000925-0,001% приводит к существенному снижению давления насыщенных паров (ДНИ) и потерь бензина от испарения при их хранении и использовании.

Таблица 1
Пример Вводимое в бензин веществоКонцентрация вводимого в бензин вещества, мас.%Давление насыщенных паров, % отн.Потери от испарения по методу Бударова, % отн.
1 -  100100
2 [CnH2n+1 COO]2Ni0,001 85,084,6
3[C nH2n+iCOO]2 Zn0,00166,9 64,9

Таблица 2
Примеры
 4 567 89
Концентрация присадки0,5%0,0004625% 0,000925%0,001% 0,00185%0,002775%
Давление насыщенных паров, кПа/% отн. 54,80/10041,46/75,6 36,66/66,936,66/66,9 41,33/75,6953,60/98,0
Потери от испарения бензина, % абс./% отн3,7/100 2,8/75,72,4/64,92,4/64,9 2,7/73,03,6/97,3

Класс C10L1/18 содержащие кислород 

композиция жидкого топлива -  патент 2526620 (27.08.2014)
способы получения и применения топливных композиций -  патент 2525239 (10.08.2014)
методы производства топлива для реактивных двигателей из натурального масла как исходного сырья с помощью реакций обмена -  патент 2522436 (10.07.2014)
модификатор горения твердого, жидкого и газообразного топлива -  патент 2515988 (20.05.2014)
топливная композиция с улучшенными низкотемпературными свойствами -  патент 2515238 (10.05.2014)
жидкие топливные композиции -  патент 2512083 (10.04.2014)
совмещенный способ получения биотоплив из различных типов сырья и родственных продуктов -  патент 2503714 (10.01.2014)
композиция оксигенированного бензина с хорошими дорожными эксплуатационными характеристиками -  патент 2503710 (10.01.2014)
котельное топливо -  патент 2500792 (10.12.2013)
многофункциональная добавка к автомобильному бензину и содержащая ее топливная композиция -  патент 2494139 (27.09.2013)
Наверх