способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии в материале пневматической шины

Классы МПК:G01M17/02 шин
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ульяновский государственный технический университет" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-03-23
публикация патента:

Изобретение относится к способу диагностики пневматических шин транспортных средств. Способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии в материале пневматической шины заключается в том, что фиксируют последовательность скачков колеса, после чего коэффициент рассеяния энергии определяют по формуле:

способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины, патент № 2261427

где h0 - высота первого скачка, hn - n-го скачка, n - число скачков. В результате определение коэффициента внутреннего рассеяния энергии упрощается и удешевляется. 3 ил. способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины, патент № 2261427

способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины, патент № 2261427 способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины, патент № 2261427 способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины, патент № 2261427

Формула изобретения

Способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии в материале пневматической шины, отличающийся тем, что фиксируют последовательность скачков колеса, после чего коэффициент рассеяния энергии определяют по формуле

способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины, патент № 2261427

где h0 - высота первого скачка, hn - n-го скачка;

n - число скачков.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к способу диагностики пневматических шин транспортных средств на стенде.

Известен способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии при нелинейном внутреннем трении (см. Пановко Я.Г. Основы прикладной теории упругих колебаний. М., «Машиностроение», 1967. - 316 с., с.63, рис.37) в котором записываются свободные затухающие колебания упругой системы, после чего, определив декремент, находят характеристики рассеяния энергии в материале, и принятый за прототип.

К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата при использовании известного способа, принятого за прототип, относится то, что в известном способе существует необходимость использования специального виброзаписывающего оборудования и наличия специальной установки, в которой закрепляется колеблющееся колесо.

Технический результат - определение коэффициента внутреннего рассеяния энергии в материале шины без использования специальной виброзаписывающей аппаратуры, в связи с чем процедура определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии упрощается и удешевляется.

Особенность заключается в том, что колесо свободно отпускают с определенной высоты, после чего оно начинает совершать свободные скачки, а цифровое устройство записывает высоту положения оси колеса при его скачках.

Сущность изобретения заключается в следующем. Определяется коэффициент внутреннего рассеяния энергии в материале шины для оценки плавности хода автомобиля и оценки его курсовой устойчивости, так как значения коэффициента внутреннего рассеяния энергии существенно влияют на вышеуказанные характеристики автомобиля. Сущность изобретения поясняется чертежами, где на Фиг.1 изображен общий вид стенда, на Фиг.2 изображено устройство крепления колеса на стенде и на Фиг.3 представлено пояснение к теоретическому обоснованию.

Колесо 1 автомобиля (Фиг.1), посредством приспособления 2 устанавливают на специальный стенд 3, позволяющий записать последовательно высоту подпрыгивания колеса при соударении с горизонтальной поверхностью. Автомобильное колесо 1 (Фиг.2) закрепляется на оси 4 через переходник 5, представляющим собой сменный диск с определенным количеством болтов, расположенном на посадочном диаметре. Количество болтов равно количеству крепежных отверстий испытываемого колеса. Колесо соединяется с переходником коническими гайками 6. Предполагается наличие набора переходников, для обеспечения возможности испытаний колес различных типоразмеров. Продольное расположение автомобильного колеса 1 на оси 4 регулируется двумя гайками 7, что позволяет испытывать на стенде колеса, имеющие различный вылет. Для исключения перекосов колеса средняя резьбовая часть оси 4 имеет примерно в два раза больший диаметр, нежели ширина паза стенда. Переход от одного диаметра к другому - конусный, с углом около 30 градусов. Местонахождение центра колеса относительно паза стенда регистрирует датчик положения 8 контактного типа, представляющий собой чередуемый набор токопроводящих полос металла с низким коэффициентом трения скольжения, имеющих различное сопротивление.

Способ основан на следующих теоретических соображениях.

Процесс является существенно нелинейным. Коэффициент внутреннего трения найдем из энергетических соображений. Пусть изменение потенциальной энергии колеса между двумя соседними отскоками равно:

способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины, патент № 2261427Н=mg(h-h 1)=mgспособ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины, патент № 2261427h,

где m - масса колеса, g - ускорение свободного падения, h - высота падения отскока, h1 - высота подъема при отскоке, способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины, патент № 2261427h - разница высот.

Работа сил внутреннего трения за две амплитуды, полагая трение малым и пропорциональным А - амплитуде сжатия колеса Fv=-С0А, будет способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины, патент № 2261427Е=2С 0А2, где С0 - коэффициент демпфирования. Пренебрегая трением о воздушную среду, приравнивая убыль потенциальной энергии способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины, патент № 2261427Н величине рассеяния энергии в материале шины способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины, патент № 2261427Е получаем:

2C0A2=mg(h-h1 ).

Характер процесса представлен на Фиг.3. Верхняя часть графика следует законам параболы, а нижняя - закону затухающей синусоиды.

Потенциальная энергия, накапливаемая в материале шины, измениться на величину:

способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины, патент № 2261427

где С - жесткость шины, способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины, патент № 2261427А=А ii+1, А=Аi.

Составим дифференциальное уравнение изменения высоты прыжков колеса:

способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины, патент № 2261427П=СА iспособ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины, патент № 2261427А i=mgспособ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины, патент № 2261427h

Пусть способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины, патент № 2261427

Тогда из уравнения изменения высоты прыжков способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины, патент № 2261427 получаем:

способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины, патент № 2261427

Приближенно положим:

способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины, патент № 2261427

где Т - период отскоков.

Тогда способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины, патент № 2261427 и, следовательно, способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины, патент № 2261427

Таким образом: способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины, патент № 2261427

способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины, патент № 2261427

Подставляя способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины, патент № 2261427 получим:

способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины, патент № 2261427

Коэффициент внутреннего рассеяния энергии: способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины, патент № 2261427 . Тогда способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины, патент № 2261427 , и способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины, патент № 2261427

Период скачков: способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины, патент № 2261427 где способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины, патент № 2261427 - частота скачков, тогда

способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины, патент № 2261427

Замечая, что способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины, патент № 2261427 получаем способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины, патент № 2261427

способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины, патент № 2261427

Полагая t=Т, то есть, учитываем изменение энергии за период, находим:

способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины, патент № 2261427 Откуда

способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины, патент № 2261427

Для n прыжков: способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины, патент № 2261427

Данное изобретение было экспериментально проверено. Для шины «Кама-205» размерностью 175/70 R 13. Высота прыжков за один цикл уменьшалась в среднем на 38%, следовательно, коэффициент внутреннего рассеяния энергии равен способ определения коэффициента внутреннего рассеяния энергии   в материале пневматической шины, патент № 2261427=0,152.

Класс G01M17/02 шин

стенд для исследования автомобильной шины -  патент 2529562 (27.09.2014)
способ исследования автомобильной шины -  патент 2527617 (10.09.2014)
коррекция с целью однородности посредством удаления в различных участках дорожки вдоль борта шины -  патент 2484443 (10.06.2013)
пневматический контур для устройства тестирования шин, устройство тестирования шин и способ тестирования шины -  патент 2483286 (27.05.2013)
устройство определения силы на шине -  патент 2471162 (27.12.2012)
устройство для определения сцепных свойств колеса с дорожным покрытием в лабораторных условиях -  патент 2465564 (27.10.2012)
способ определения триботехнических составляющих виброакустических спектров трибосопряжений -  патент 2449255 (27.04.2012)
способ контроля состояния конструкции летательного аппарата и устройство для его осуществления -  патент 2443991 (27.02.2012)
способ контроля момента отрыва пневматической шины от поверхности дороги -  патент 2398204 (27.08.2010)
способ контроля момента отрыва поврежденной пневматической шины от поверхности дороги -  патент 2398203 (27.08.2010)
Наверх