способ разрушения ледяных заторов на реках

Классы МПК:B63B35/08 ледоколы
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Институт машиноведения и металлургии ДВО РАН (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-04-02
публикация патента:

Изобретение относится к ледотехнике, а именно к работам по разрушению ледяных заторов на реках. Способ заключается в возбуждении во льду резонансных изгибно-гравитационных волн, возникающих при движении по кромке затора амфибийного судна на воздушной подушке с резонансной скоростью, при этом перед возбуждением волн кромку затора подвергают высокотемпературному воздействию. Технический результат заключается в повышении эффективности разрушения льда.

Формула изобретения

Способ разрушения ледяных заторов на реках путем возбуждения во льду резонансных изгибно-гравитационных волн амфибийным судном на воздушной подушке, движущимся по кромке затора с резонансной скоростью, отличающийся тем, что предварительно перед возбуждением волн кромку затора подвергают высокотемпературному воздействию посредством перемещения на предельно низкой скорости по кромке затора амфибийного судна на воздушной подушке с газотурбинными установками, подающими в подкупольное пространство судна отработанные газы.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к ледотехнике, в частности к проведению работ по разрушению заторов на участках рек.

Уровень техники известен из способа разрушения льда амфибийным судном на воздушной подушке (СВП), которое перемещают по кромке льда с резонансной скоростью. При этом во льду возбуждаются резонансные изгибно-гравитационные волны (ИГВ), которые разрушают лед (1. Патент RU 2203826 С1, опубл.10.05.2003).

Недостатком способа является его ограниченная ледоразрушающая способность.

Сущность изобретения заключается в повышении эффективности разрушения заторов на участках рек.

Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, состоит в предотвращении разрушительных наводнений в районах заторов.

Общеизвестно, что при весеннем ледоходе в узкостях, на крутых поворотах русел рек и перед гидротехническими сооружениями вероятность заторообразований довольно высока, при этом за нижней по течению реки кромкой затора, как правило, образуются чистые ото льда участки воды. Последнее обстоятельство и позволяет эффективно использовать предлагаемый способ.

Существенные признаки, характеризующие изобретения.

Ограничительные: способ разрушения ледяных заторов на реках путем возбуждения во льду резонансных изгибно-гравитационных волн амфибийным судном на воздушной подушке, движущимся по кромке затора с резонансной скоростью.

Отличительные: предварительно перед возбуждением волн кромку затора подвергают высокотемпературному воздействию посредством перемещения на предельно низкой скорости по кромке затора амфибийного судна на воздушной подушке с газотурбинными установками, подающими в подкупольное пространство судна отработанные газы.

Известно (2. Богородский В.В., Гаврило В.П. Лед. Физические свойства. Л.: Гидрометеоиздат, 1980, 384 с.), что при повышении температуры упругость льда понижается, т.е. при действии на ледяной покров одной и той же нагрузки его деформации увеличатся, что в свою очередь приведет к росту изгибных напряжений во льду и его разрушению с меньшими энергозатратами.

Изобретение осуществляется следующим образом.

По льду кромки затора начинают перемещать СВП с резонансной скоростью, величину которой в зависимости от ледовых условий предварительно определяют по известным зависимостям [1]. Если разрушения затора не произойдет, то кромку затора подвергают высокотемпературному воздействию. Для этого может быть использовано СВП, у которого для создания воздушной подушки установлены газотурбинные установки, подающие в подкупольное пространство СВП раскаленные отработанные газы.

Для высокотемпературного воздействия на лед СВП, оснащенное такими установками, повторно перемещают по кромке затора, но уже на предельно низкой скорости. Это позволяет источнику тепла (воздушной подушке, формирующейся за сет отработанных газов) более длительно воздействовать на верхние, т.е. самые прочные слои льда в составе тороса, и поднимать их температуру до больших значений. После такого прохода упругие и прочностные характеристики льда понизятся. Затем СВП вновь начинают перемещать по кромке затора с резонансной скоростью. Амплитуда ИГВ, а значит и изгибные напряжения во льду возрастут, что повысит эффективность разрушения затора и соответственно приведет к достижению заявленного технического результата.

Класс B63B35/08 ледоколы

судно или плавучая конструкция, работающая в покрытых льдом водах, и способ его использования -  патент 2526119 (20.08.2014)
корпус морской ледостойкой платформы -  патент 2522672 (20.07.2014)
морская технологическая ледостойкая платформа -  патент 2522628 (20.07.2014)
судно-газовоз для перевозки сжиженного природного газа преимущественно в ледовых условиях -  патент 2522201 (10.07.2014)
морская технологическая ледостойкая плавучая платформа судового типа -  патент 2510756 (10.04.2014)
буксируемое устройство для разрушения ледового покрова при формировании судоходного канала во льдах -  патент 2508224 (27.02.2014)
способ разрушения ледяного покрова -  патент 2506195 (10.02.2014)
способ разрушения ледяного покрова -  патент 2506194 (10.02.2014)
способ разрушения льда -  патент 2495785 (20.10.2013)
кормовая оконечность судна ледового плавания -  патент 2494911 (10.10.2013)
Наверх