тормозная система

Классы МПК:B60T17/12 в соответствии с весом транспортных средств 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Воронежский военный авиационный инженерный институт (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-06-16
публикация патента:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к пневматическим тормозным системам. Тормозная система содержит баллон сжатого воздуха, подключенный через воздушную магистраль с предохранительным клапаном и тормозной кран с педалью тормозного крана к пневмоцилиндрам, связанным с тормозными механизмами колес транспортного средства, контакты открытого ключа, размещенного на педали тормозного крана, контакты датчика давления, установленного на воздушной магистрали, бортовой источник питания и контакты датчика наличия вращения колеса транспортного средства. Тормозная система дополнительно снабжена блоком управления аварийного тормоза, блоком переключателей, блоком системы сравнения, коллекторной системой, N-независимыми газогенераторами со своими пиропатронами. Газогенераторы через коллекторную систему подключены к воздушной магистрали на участке между источником сжатого воздуха и тормозным краном. Электрическая цепь управления пиропатронами осуществляется от бортового источника питания посредством блока переключателей, связанного с блоком управления аварийного тормоза, получающего сигнал на срабатывание от контактов открытого ключа на его первый вход. Номер срабатываемого пиропатрона определяется за счет связи i-го пиропатрона с i-м входом блока системы сравнения, который формирует и передает дополнительный сигнал управления на второй вход блока управления аварийного тормоза. Техническим результатом является обеспечение N-регулируемых торможений транспортного средства при выходе из строя источника сжатого воздуха. 1 ил. тормозная система, патент № 2266835

тормозная система, патент № 2266835

Формула изобретения

Тормозная система преимущественно транспортного средства, содержащая баллон сжатого воздуха, подключенный через воздушную магистраль с предохранительным клапаном и тормозной кран с педалью тормозного крана к пневмоцилиндрам, связанным с тормозными механизмами колес транспортного средства, контакты открытого ключа, размещенного на педали тормозного крана, контакты датчика давления, установленного на воздушной магистрали, бортовой источник питания и контакты датчика наличия вращения колеса транспортного средства, отличающаяся тем, что она дополнительно снабжена блоком управления аварийного тормоза, блоком переключателей, блоком системы сравнения, коллекторной системой, N независимыми газогенераторами со своими пиропатронами, причем газогенераторы через коллекторную систему подключены к воздушной магистрали на участке между источником сжатого воздуха и тормозным краном, электрическая цепь управления пиропатронами осуществляется от бортового источника питания посредством блока переключателей, связанного с блоком управления аварийного тормоза, получающего сигнал на срабатывание от контактов открытого ключа на его первый вход, при этом номер срабатываемого пиропатрона определяется за счет связи i-го пиропатрона с i-м входом блока системы сравнения, который формирует и передает дополнительный сигнал управления на второй вход блока управления аварийного тормоза.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к объектам, имеющим пневматические тормозные системы, в частности к пневматическим тормозным системам транспортных средств.

Известна тормозная система, содержащая источник сжатого воздуха с предохранительным клапаном, подключенный воздушной магистралью, в которую встроен управляемый педалью тормозной кран, к тормозным камерам, и твердотопливный газогенератор, подключенный к воздушной магистрали и оборудованный воспламенительным устройством с электрической цепью управления, имеющий коммутирующий узел с нормально разомкнутыми контактами (1).

Рассмотренная выше тормозная система при выходе из строя источника сжатого воздуха не обеспечивает регулируемое торможение транспортного средства, так как при нажатии на педаль тормозного крана торможения не происходит из-за отсутствия тормозного давления в воздушной магистрали. Для создания тормозного давления в воздушной магистрали используется твердотопливный газогенератор, но на его включение затрачивается время с момента обнаружения водителем неисправности основной тормозной системы до момента включения им газогенератора при помощи коммутирующего узла с нормально разомкнутыми контактами. За это время транспортное средство проедет некоторое расстояние, что недопустимо, так как значительно повышается вероятность совершения дорожно-транспортного происшествия.

Наиболее близкой к заявляемой тормозной системе является тормозная система, содержащая баллон сжатого воздуха, подключенный через воздушную магистраль с предохранительным клапаном и тормозной кран с педалью тормозного крана к пневмоцилиндрам, связанным с тормозными механизмами колес транспортного средства. К воздушной магистрали подсоединен твердотопливный газогенератор с пиропатроном, включенным в электрическую цепь бортового источника питания, в которую введены контакты концевого выключателя, размещенного на педали тормозного крана, контакты датчика давления, установленного на воздушной магистрали, и контакты датчика наличия вращения колеса транспортного средства (2).

Однако эта тормозная система при выходе из строя источника сжатого воздуха обеспечивает только однократное торможение транспортного средства при нажатии на педаль тормозного крана и не может выполнить несколько циклов торможения, что необходимо при эксплуатации транспортного средства в сложных условиях, например в горных условиях, при следовании до ближайшего пункта ремонта, если отсутствуют буксирующее транспортное средство, жесткая сцепка или не удается устранить неисправность на месте, даже при наличии буксирующего транспортного средства, применение жесткой сцепки практически невозможно в горных условиях, а также при преодолении каких-либо препятствий в процессе движения.

Техническим результатом, достигаемым предлагаемой тормозной системой, является обеспечение N-регулируемых торможений транспортного средства при выходе из строя источника сжатого воздуха, что необходимо в сложных условиях эксплуатации.

Предлагаемая тормозная система содержит баллон сжатого воздуха, подключенный через воздушную магистраль с предохранительным клапаном и тормозной кран с педалью тормозного крана к пневмоцилиндрам, связанным с тормозными механизмами колес транспортного средства, контакты открытого ключа, размещенного на педали тормозного крана, контакты датчика давления, установленного на воздушной магистрали, бортовой источник питания, контакты датчика наличия вращения колеса транспортного средства, блок управления аварийного тормоза, блок переключателей, блок системы сравнения, коллекторную систему, N-независимых твердотопливных газогенераторов со своими пиропатронами, причем газогенераторы через коллекторную систему подключены к воздушной магистрали на участке между источником сжатого воздуха и тормозным краном, электрическая цепь управления пиропатронами осуществляется от бортового источника питания посредством блока переключателей, связанного с блоком управления аварийного тормоза, получающего сигнал на срабатывание от контактов открытого ключа на его первый вход, при этом номер срабатываемого пиропатрона определяется за счет связи i-го пиропатрона с i-м входом блока системы сравнения, который формирует и передает дополнительный сигнал управления на второй вход блока управления аварийного тормоза.

Общими признаками прототипа и заявляемой тормозной системы являются баллон сжатого воздуха, подключенный через воздушную магистраль с предохранительным клапаном и тормозной кран с педалью тормозного крана к пневмоцилиндрам, связанным с тормозными механизмами колес транспортного средства, контакты открытого ключа, размещенного на педали тормозного крана, контакты датчика давления, установленного на воздушной магистрали, бортовой источник питания и контакты датчика наличия вращения колеса транспортного средства.

Отличительными признаками являются блок управления аварийного тормоза, блок переключателей, блок системы сравнения, коллекторная система, N-независимых газогенераторов со своими пиропатронами, причем газогенераторы через коллекторную систему подключены к воздушной магистрали на участке между источником сжатого воздуха и тормозным краном, электрическая цепь управления пиропатронами осуществляется от бортового источника питания посредством блока переключателей, связанного с блоком управления аварийного тормоза, получающего сигнал на срабатывание от контактов открытого ключа на его первый вход, при этом номер срабатываемого пиропатрона определяется за счет связи i-го пиропатрона с i-м входом блока системы сравнения, который формирует и передает дополнительный сигнал управления на второй вход блока управления аварийного тормоза.

Данная тормозная система позволяет обеспечить N-регулируемых торможений транспортного средства при выходе из строя источника сжатого воздуха в сложных условиях эксплуатации.

Заявляемая принципиальная схема тормозной системы изображена на чертеже и включает следующие элементы: баллон сжатого воздуха 1, подключенный через воздушную магистраль 2 с предохранительным клапаном 3 и тормозной кран 4 с педалью тормозного крана 5 к пневмоцилиндрам 6, связанным с тормозными механизмами 7 колес 8 транспортного средства. К воздушной магистрали 2, на участке между источником сжатого воздуха 1 и тормозным краном 4, через коллекторную систему 18 подсоединены N-независимых твердотопливных газогенераторов 9 со своими пиропатронами 10, включенных в электрическую цепь бортового источника питания 11, в которую введены контакты открытого ключа 12, размещенного на педали тормозного крана 5, контакты датчика давления 13, установленного на воздушной магистрали 2, контакты датчика наличия вращения колеса 14 транспортного средства, блок управления аварийного тормоза 15, блок переключателей 16, блок системы сравнения 17.

Тормозная система работает следующим образом.

При нажатии на педаль 5 во время движения транспортного средства и отсутствии давления воздуха в системе открывается тормозной кран 4, а контакты открытого ключа 12, датчика давления 13 и датчика наличия вращения колеса 14 замыкают электрическую цепь бортового источника питания 11 и подают сигнал на первый вход блока управления аварийного тормоза 15, который сразу передает сигнал в блок переключателей 16 на включение i-го пиропатрона 10, при этом номер срабатываемого пиропатрона 10 задается на втором входе блока управления аварийного тормоза 15 от блока системы сравнения 17, определяющий фактическое состояние пиропатронов 10 за счет связи i-го пиропатрона 10 с i-м входом блока системы сравнения 17. Происходит воспламенение твердотопливного заряда газогенератора 9, и газ высокого давления поступает через воздушную магистраль 2 и тормозной кран 4 в пневмоцилиндры 6, которые приводят в действие тормозные механизмы 7 колес 8 транспортного средства.

При этом в случае герметичности системы и отсутствия начального давления воздуха в баллоне газ истекает через предохранительный клапан 3. В случае негерметичности узлов системы газ истекает через места негерметичности, а предохранительный клапан 3 закрыт или открыт частично. Таким образом, в обоих случаях за время работы N-го газогенератора в системе создается движение, необходимое для торможения транспортного средства.

Изготовление тормозной системы транспортного средства производится из узлов и агрегатов, серийно выпускаемых промышленностью. Так, баллон сжатого воздуха, предохранительный клапан, воздушная магистраль, тормозной кран с педалью тормозного крана, пневмоцилиндры и тормозные механизмы колес транспортного средства используются во всех пневматических тормозных системах транспортных средств, а блок управления аварийного тормоза, блок системы сравнения и блок переключателей содержат известные схемы, способные выполнять функции управления, сравнения и переключения каких-либо процессов, бортовой источник питания содержится на всех транспортных средствах.

Источники информации

1. Патент США №2922498, кл. 188-106, опубл. 1960.

2. А.С.СССР №1463575, М. кл. 4 В 60 Т 7/12 от 27.10.86 г., опубл. 07.03.89 г. Бюл. №9.

Наверх