способ доставки боевого элемента противотанковой противокрышевой мины к цели

Классы МПК:F41F3/04 для ракет 
F41G7/00 Системы наведения для самодвижущихся снарядов
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Федеральное казенное предприятие Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем (ФКП "ГкНИПАС") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-06-07
публикация патента:

Изобретение относится к средствам поражения бронетехники, в частности, к противокрышевым минам. Сущность изобретения заключается в том, что осуществляют катапультирование боевого элемента вертикально вверх до заданной высоты, старт и полет боевого элемента в сторону цели с помощью ракетного двигателя и атаку цели ударным ядром в момент пролета над ней. Старт боевого элемента в сторону цели происходит на высоте, близкой к высоте цели из горизонтального положения при заданной скорости вертикально-поступательного движения вверх с последующим движением боевого элемента по настильной траектории в узком диапазоне высот с поражением цели по нормали к ее поверхности. Поражение цели осуществляют в диапазоне высот 0,5-1,5 м от ее поверхности. Реализация изобретения позволяет увеличить боевую эффективность мины. 1 з.п. ф-лы, 3 ил. способ доставки боевого элемента противотанковой противокрышевой   мины к цели, патент № 2277215

способ доставки боевого элемента противотанковой противокрышевой   мины к цели, патент № 2277215 способ доставки боевого элемента противотанковой противокрышевой   мины к цели, патент № 2277215 способ доставки боевого элемента противотанковой противокрышевой   мины к цели, патент № 2277215

Формула изобретения

1. Способ доставки боевого элемента противотанковой противокрышевой мины к цели, включающий катапультирование боевого элемента вертикально вверх до заданной высоты, старт и полет боевого элемента в сторону цели с помощью ракетного двигателя и атаку цели ударным ядром в момент пролета над ней, отличающийся тем, что старт боевого элемента в сторону цели происходит на высоте, близкой к высоте цели, из горизонтального положения при заданной скорости вертикально-поступательного движения вверх с последующим движением боевого элемента по настильной траектории в узком диапазоне высот с поражением цели по нормали при пролете над ней.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что поражение цели осуществляют с диапазона высот от 0,5 до 1,5 м от ее поверхности.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к способам доставки поражающего боевого элемента (БЭ) к цели и может быть использовано в противотанковых минах, которые рассчитаны на поражение бронетанковой техники (БТ) в верхнюю, наиболее уязвимую, поверхность.

В настоящее время известны способы доставки БЭ к цели, например, способ, который используется в противокрышевой мине типа XM93WAM (Wide Area Mine) (www.systems.textron.com) (см. "Зарубежное военное обозрение", 1992, №1, стр.32). Этот способ, заключающийся в том, что БЭ, содержащий боевую часть (БЧ) со снарядоформирующим зарядом (СФЗ) и датчик цели, отстреливается в сторону цели под определенным углом к горизонту и движется по баллистической траектории, сканируя местность под собой в результате вращения относительно своей поперечной оси. При стрельбе на дальность 100 метров высота полета БЭ может достигать 40 метров. В момент обнаружения датчиком цели БТ происходит подрыв СФЗ, и цель поражается высокоскоростным ударным ядром (УЯ).

Указанный способ обладает существенными недостатками:

- низкая средняя скорость полета БЭ и, как следствие, большое время доставки БЭ к цели (3-4 с для дальности 100 м) позволяют БТ эффективно применять систему активной защиты типа AwiSS немецкой компании Diehl VA Systeme (http://www.diehl.com). По расчетам, для снижения эффективности такой системы до нуля полетное время БЭ не должно превышать 0,6 с;

- атака цели может происходить на наклонных дальностях до 40-60 метров и малых углах встречи с верхней поверхностью БТ, что приводит к потере кинетической энергии на 20-25% и даже к рикошету УЯ.

Также известен способ доставки БЭ противотанковой противокрышевой мины к цели, который является нашей разработкой и опубликован на сайте в Интернете, принадлежащем ФКП "ГкНИПАС" http://www.aha.ru/. Способ доставки БЭ к цели разбит на два участка: вертикальный и горизонтальный. Первый участок включает катапультирование боевого элемента вертикально вверх до заданной высоты, второй - полет БЭ в сторону цели с помощью ракетного двигателя. Поражение цели происходит ударным ядром в момент пролета над ней. Этот способ доставки БЭ к цели в сравнении с предыдущим способом лишен некоторых недостатков:

- увеличена скорость доставки БЭ за счет использования ракетного двигателя;

- атака цели происходит при больших углах встречи УЯ с поверхностью БТ за счет использования горизонтального старта.

Однако и этот способ обладает рядом недостатков:

- старт БЭ в сторону цели осуществляется из положения зависания, а последующий полет БЭ происходит с понижением траектории, обусловленным действием силы тяжести;

- для достижения необходимой дальности высота старта может достигать более 10 м, что увеличивает вероятность обнаружения;

- при старте на высоте 10 м расстояние до поверхности БТ на начальном участке полета БЭ может достигать 8 м, что сказывается на пробивной способности УЯ.

Технический результат применения настоящего изобретения - увеличение боевой эффективности противотанковой противокрышевой мины за счет оптимизации траектории полета БЭ. Оптимальная траектория БЭ - это траектория, которая в пределах заданной дальности лежит в узком диапазоне высот (настильная траектория) от 0,5 м до 1,5 м над поверхностью БТ и отклоняется от горизонтали на величину траекторного угла плюс-минус 1,5°. Увеличение диапазона высот в нижнем пределе влечет за собой увеличение вероятности лобового попадания БЭ в БТ, что в нашем случае недопустимо. Увеличение диапазона высот в верхнем пределе влечет за собой увеличение вероятности обнаружения БЭ системой защиты БТ и уменьшением пробивной способности УЯ. Увеличение диапазона траекторного угла увеличивает угол встречи УЯ с поверхностью БТ, что приводит к уменьшению вероятности поражения БТ.

Траектория БЭ разбивается на два участка: вертикальный и горизонтальный. На первом вертикальном участке БЭ, снабженный СФЗ и датчиком цели, которые ориентированы вертикально вниз, из исходного горизонтального положения движется вертикально вверх, сохраняя горизонтальное положение. Это движение задается с помощью катапульты. Сущность изобретения заключается в том, что на заданной высоте, близкой к высоте БТ способ доставки боевого элемента противотанковой противокрышевой   мины к цели, патент № 2277215 2 м, имея определенную вертикальную скорость, БЭ горизонтально стартует в сторону цели с помощью ракетного двигателя (РД) и движется по второму горизонтальному участку траектории. Этот участок траектории лежит в узком диапазоне высот (настильная траектория) и отклоняется от горизонтали на величину траекторного угла плюс-минус 1,5°. Понижение траектории БЭ под действием силы тяжести компенсируется вертикальной скоростью, что обеспечивает полет БЭ по настильной траектории на заданной дальности.

Изложенную сущность изобретения поясняют фиг.1 и фиг.2, где изображено одно из возможных устройств, с помощью которого можно осуществить доставку БЭ 1 к цели по описанному способу.

Способ доставки БЭ 1 к цели осуществляется следующим образом: БЭ 1, содержащий БЧ 2 со снарядоформирующим зарядом и датчик цели 3, которые ориентированы вертикально вниз, катапультируется вертикально вверх, при помощи катапульты 4 с начальной скоростью V0 и на высоте Нy, имея вертикальную скорость Vy, с помощью ракетного двигателя 5 горизонтально стартует в сторону цели. При пролете над целью БЭ 1 обнаруживает ее датчиком цели 3 и поражает сверху УЯ. В качестве примера реализации заявленных возможностей предлагаемого способа на фиг.3 приведены результаты расчета траекторных параметров гипотетической мины с массой 15 кг, суммарным импульсом РД 2100Нс и временем работы 0,3 с. Начальная вертикальная скорость V0=8 м/с, высота и вертикальная скорость старта Нy=2 м и Vy=6 м/с соответственно.

Из приведенных данных видно, что полет БЭ происходит в определенном коридоре высот Y от 2 м до 3 м с углом тангажа ТЕТА плюс-минус 1,5°, что обеспечивает пролет над целью и поражение ее УЯ в верхнюю поверхность по нормали к этой поверхности.

Класс F41F3/04 для ракет 

стопорное устройство направляющей ракетной пусковой установки -  патент 2529253 (27.09.2014)
ракетная пусковая установка -  патент 2529043 (27.09.2014)
самоходная огневая установка обнаружения, сопровождения и подсвета целей, наведения и пуска ракет зенитного ракетного комплекса средней дальности -  патент 2521889 (10.07.2014)
устройство для запуска ракет -  патент 2519606 (20.06.2014)
стенд для многократной имитации пуска авиационной ракеты -  патент 2519596 (20.06.2014)
самоходная огневая установка обнаружения, сопровождения и подсвета целей, наведения и пуска ракет зенитного ракетного комплекса средней дальности -  патент 2518389 (10.06.2014)
устройство для запуска ракет -  патент 2516785 (20.05.2014)
стенд для контроля параметров схода авиационной ракеты -  патент 2511217 (10.04.2014)
способ пуска ракет для подвижных пусковых установок -  патент 2504725 (20.01.2014)
способ стабилизации монорельсовой ракетной тележки (варианты) и устройство для его осуществления (варианты) -  патент 2502934 (27.12.2013)

Класс F41G7/00 Системы наведения для самодвижущихся снарядов

способ стрельбы управляемой ракетой -  патент 2529828 (27.09.2014)
способ управления ракетой и система управления для его осуществления -  патент 2527391 (27.08.2014)
способ формирования сигнала компенсации фазовых искажений принимаемых сигналов, отраженных от облучаемого объекта визирования, с одновременным его инерциальным пеленгованием и инерциальным автосопровождением и система для его осуществления -  патент 2526790 (27.08.2014)
способ наведения летательных аппаратов на наземные объекты -  патент 2525650 (20.08.2014)
способ приведения летательного аппарата к наземному объекту -  патент 2521890 (10.07.2014)
способ стрельбы ракетой, управляемой по лучу лазера -  патент 2516383 (20.05.2014)
устройство определения направления и величины скачков пеленга на борту самонаводящегося по радиоизлучению оружия -  патент 2516206 (20.05.2014)
способ наведения беспилотного летательного аппарата -  патент 2515106 (10.05.2014)
система определения размотанной/оставшейся длины оптического волокна в катушке, установленной, в частности, в подводном боевом средстве -  патент 2514156 (27.04.2014)
способ формирования сигналов управления вращающейся вокруг продольной оси двухканальной ракетой -  патент 2511610 (10.04.2014)
Наверх