плавучий затвор

Классы МПК:E02B7/50 плавучие затворы 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Открытое Акционерное Общество "Гипроречтранс" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2005-05-31
публикация патента:

Изобретение относится к гидротехническим сооружениям и может быть использовано для перекрытия судоходных пролетов плотин транспортных гидроузлов. Затвор представляет собой водонепроницаемый металлический понтон, установленный между бетонными устоями. На концах понтона прикреплены опоры с отверстиями для круглых стержней, заведенных в вертикальные пазы устоев. К борту понтона прикреплены тавровые балки, между которыми вставлены щиты с возможностью их вертикального перемещения с помощью домкратов. При вертикальном перемещении щитов осуществляется регулирование уровня воды в реке. В это время суда проходят через шлюз, входящий в состав гидроузла. Изобретение обеспечивает упрощение конструкции, облегчение и снижение сложности изготовления плавучего затвора. 2 ил. плавучий затвор, патент № 2278206

плавучий затвор, патент № 2278206 плавучий затвор, патент № 2278206

Формула изобретения

Плавучий затвор, содержащий понтон, установленный между двумя устоями, отличающийся тем, что понтон выполнен водонепроницаемым, на его концах прикреплены опоры с отверстиями для круглых стержней, заведенных в вертикальные пазы устоев, а к его борту прикреплены тавровые балки, между которыми вставлены щиты с возможностью их вертикального перемещения с помощью домкратов.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к гидротехническим сооружениям и может быть использовано для перекрытия судоходных пролетов плотин транспортных гидроузлов. В настоящее время для этой цели применяются в основном затворы с поворотными фермами Поаре и Томаса (см., например, книгу М.М.Гришина "Гидротехнические сооружения", Москва, 1962 г., с.478-481). Известны более совершенные клапанные затворы (а.с. №635165 и 897928 М кл. Е 02 В 7/40).

Их общим недостатком является то, что все эти затворы шарнирно прикрепляются к подводным флютбетам и укладываются на них, что осложняет их эксплуатацию и создает опасность их повреждения проходящими над ними судами.

Известен плавучий затвор, содержащий понтон (полый корпус) с внутренней горизонтальной перегородкой и отверстиями, через которые понтон заполняется водой или опорожняется для опускания его вниз или подъема вверх (а.с. №242750, Кл. 84 а, 7/50, прототип). Недостатками такого затвора являются большие поперечные размеры понтона и сложность его изготовления.

Задача изобретения - упрощение конструкции понтона и его облегчение. Эта задача решается тем, что понтон выполнен водонепроницаемым, на его концах прикреплены опоры с отверстиями для круглых стержней, заведенных в вертикальные пазы устоев, а к его борту прикреплены тавровые балки, между которыми вставлены щиты с возможностью их вертикального перемещения с помощью домкратов.

Затвор схематически изображен на фиг.1 - вид сверху и фиг.2 - разрез А-А.

Он представляет собой водонепроницаемый понтон 1, установленный между двумя устоями 2. На концах понтона прикреплены опоры 3 с отверстиями для круглых стержней 4, которые заведены в вертикальные пазы 5 устоев 2. К борту понтона 1 прикреплены тавровые балки 6, между которыми вставлены щиты 7 с отверстиями 8, равномерно распределенными по их высоте. В отверстия 8, находящиеся у верха борта понтона 1, вставлены задвижки 9, фиксирующие высотное положение щитов 7. У противоположного борта понтона 1 установлены грузы 10, уравновешивающие балки 6 и щиты 7.

Понтон 1, опоры 3, стержни 4, балки 6, щиты 7, задвижки 9 и грузы 10 изготовлены из металла. Устои 2 выполнены из бетона, а их пазы и поверхности, соприкасающиеся с понтоном, облицованы металлом.

Затвор снабжен переносными домкратами 11, которые могут быть реечными, винтовыми или других известных типов. На фиг.1 изображен реечный домкрат. Дно реки под понтоном 1 покрыто монолитной бетонной плитой 12.

Затвор действует следующим образом. При необходимости регулирования уровня воды в реке понтон 1 устанавливается между устоями 2, а в их пазы 5 заводятся круглые стержни 4. После этого щиты 7 сначала приподнимаются вверх для извлечения задвижек 9 из отверстий 8, а затем опускаются вниз на нужную величину. Подъем и опускание (вертикальное перемещение) щитов 7 производится с помощью домкратов 11 через кронштейны, вставляемые в отверстия 8. Щиты 7 перемещаются поочередно по одному или группами.

При опускании щитов 7, как показано на фиг.2, уровень воды в верхнем бьефе (выше по течению реки) поднимается, а скорость течения воды под щитами 7 увеличивается, но при этом дно реки, покрытое бетонной плитой 12, не размывается.

На опущенные щиты 7 действует боковое давление воды, которое стремится накренить понтон 1, но этому препятствуют круглые стержни 4, заведенные в пазы 5.

Высота подъема уровня воды регулируется величиной опускания щитов 7. В этом время судоходство осуществляется через шлюз, входящий в состав гидроузла.

На зиму и следующее за ней время ледохода и паводка понтон 1 с поднятыми до его днища щитами 7 отводится с помощью буксира в удобное для его стоянки место. При паводке суда беспрепятственно проходят через открытый пролет между устоями 2, а после паводка понтон 1 снова устанавливается между ними для регулирования уровня воды в реке.

Наверх