устройство управления каналом тангажа летательного аппарата

Классы МПК:G05D1/08 управление пространственным положением объекта, например управление по крену, тангажу и(или) скольжению 
Автор(ы):, , , , , , , ,
Патентообладатель(и):ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ГОСУДАРСТВЕННОЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО "РАДУГА" ИМЕНИ А.Я. БЕРЕЗНЯКА" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2005-12-21
публикация патента:

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в бортовых системах автоматического управления летательными аппаратами. Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для достижения данного результата устройство управления каналом тангажа летательного аппарата содержит задатчик сигнала управления, датчик угла тангажа, датчик угловой скорости по тангажу, интегратор, суммирующий усилитель, задатчик опорного сигнала, первый и второй блоки умножения, функциональный ограничитель сигнала, датчик скорости полета, блок деления и датчик скоростного напора. 1 ил. устройство управления каналом тангажа летательного аппарата, патент № 2303805

устройство управления каналом тангажа летательного аппарата, патент № 2303805

Формула изобретения

Устройство управления каналом тангажа летательного аппарата, содержащее задатчик сигнала управления, датчик угла тангажа, датчик угловой скорости по тангажу и последовательно соединенные интегратор и суммирующий усилитель, причем выходы датчика угла тангажа и датчика угловой скорости по тангажу соединены соответственно со вторым и третьим входами суммирующего усилителя, выход которого является выходом устройства, отличающееся тем, что содержит последовательно соединенные задатчик опорного сигнала, первый и второй блоки умножения и функциональный ограничитель сигнала, выход которого подключен к входу интегратора, датчик скорости полета, подключенный через блок деления ко второму входу второго блока умножения, датчик скоростного напора, выход которого соединен со вторым входом блока деления, при этом выход задатчика сигнала управления соединен со вторым входом функционального ограничителя сигнала, и датчик текущего значения массы, выход которого соединен со вторым входом первого блока умножения.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к бортовым системам автоматического управления летательными аппаратами, которые реализуют в процессе полета развороты со значительными углами атаки.

Известны системы управления летательными аппаратами, содержащие в канале тангажа задатчик сигнала управления, датчик угла тангажа, датчик угловой скорости по тангажу и суммирующий усилитель, формирующие по задающим воздействиям и сигналам датчиков состояния управляющие воздействия на рулевые приводы летательного аппарата [1]. Данные существенные признаки есть и в предлагаемом техническом решении. В устройстве-аналоге возможны режимы, когда угол атаки выходит за рамки допустимого, что снижает качество управления летательным аппаратом и существует вероятность выхода режимов полета за ограничения по прочности.

К известным решениям можно отнести введение дополнительных фильтров в канал управления для ограничения угла атаки [2]. Однако эти фильтры решают частные задачи, как и описано в [2], например, в условиях ветровых порывов; в то же время фильтры в прямой цепи ослабляют прохождение сигналов управления.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению, принятым за прототип, является устройство управления каналом тангажа летательного аппарата, содержащее задатчик сигнала управления, датчик угла тангажа, датчик угловой скорости по тангажу и последовательно соединенные интегратор и суммирующий усилитель, причем выходы датчика угла тангажа и датчика угловой скорости по тангажу соединены соответственно со вторым и третьим входами суммирующего усилителя, выход которого является выходом устройства [3, с.194]. Все данные существенные признаки есть и в предлагаемом техническом решении.

В устройстве-прототипе [3], также как и в устройстве [2], возможны режимы, когда угол атаки выходит за рамки допустимого, что снижает качество управления летательным аппаратом и существует вероятность выхода режимов полета за ограничения по прочности.

Решаемой в предложенном устройстве технической задачей является расширение маневренных возможностей устройства и ограничение угла атаки.

Указанный технический результат достигается тем, что в известное устройство управления каналом тангажа летательного аппарата, содержащее задатчик сигнала управления, датчик угла тангажа, датчик угловой скорости по тангажу и последовательно соединенные интегратор и суммирующий усилитель, причем выходы датчика угла тангажа и датчика угловой скорости по тангажу соединены соответственно со вторым и третьим входами суммирующего усилителя, выход которого является выходом устройства, дополнительно введены последовательно соединенные задатчик опорного сигнала, первый и второй блоки умножения и функциональный ограничитель сигнала, выход которого подключен к входу интегратора, датчик скорости полета, подключенный через блок деления ко второму входу второго блока умножения, датчик скоростного напора, выход которого соединен со вторым входом блока деления, при этом выход задатчика сигнала управления соединен со вторым входом функционального ограничителя сигнала, и датчик текущего значения массы, выход которого соединен со вторым входом первого блока умножения.

Отличительными признаками предлагаемого технического решения являются то, что в устройство управления каналом тангажа летательного аппарата введены последовательно соединенные задатчик опорного сигнала, первый и второй блоки умножения и функциональный ограничитель сигнала, выход которого подключен ко входу интегратора, датчик скорости полета, подключенный через блок деления ко второму входу второго блока умножения, датчик скоростного напора, выход которого соединен со вторым входом блока деления, при этом выход задатчика сигнала управления соединен со вторым входом функционального ограничителя сигнала, и датчик текущего значения массы, выход которого соединен со вторым входом первого блока умножения.

Предложенное устройство управления каналом тангажа летательного аппарата позволяет расширить функциональные возможности управления летательным аппаратом и ограничить при этом угол атаки и тем самым повысить качество управления летательным аппаратом и вероятность невыхода режимов полета за ограничения по прочности.

На чертеже представлена структурная схема устройства управления каналом тангажа летательного аппарата.

Устройство содержит задатчик сигнала управления 1, датчик угла тангажа 2, датчик угловой скорости по тангажу 3 и последовательно соединенные интегратор 4 и суммирующий усилитель 5, последовательно соединенные задатчик опорного сигнала 6, первый блок умножения 7, второй блок умножения 8 и функциональный ограничитель сигнала 9, выход которого подключен к входу интегратора 4, датчик скорости полета 10,подключенный через блок деления 11 ко второму входу второго блока умножения 8, датчик скоростного напора 12, выход которого соединен со вторым входом блока деления 11, причем выходы датчика угла тангажа 2 и датчика угловой скорости по тангажу 3 соединены соответственно со вторым и третьим входами суммирующего усилителя 5, выход которого является выходом устройства, выход задатчика сигнала управления 1 соединен со входом функционального ограничителя сигнала 9, и датчик текущего значения массы 13, выход которого соединен со вторым входом первого блока умножения.

Устройство управления каналом тангажа летательного аппарата работает следующим образом.

Выходной сигнал управления устройство управления каналом тангажа летательного аппарата, патент № 2303805 в формируется по сигналам интегратора 4-устройство управления каналом тангажа летательного аппарата, патент № 2303805 у, датчика угла тангажа 2-устройство управления каналом тангажа летательного аппарата, патент № 2303805 и датчика угловой скорости

3-устройство управления каналом тангажа летательного аппарата, патент № 2303805 z в виде:

устройство управления каналом тангажа летательного аппарата, патент № 2303805

где устройство управления каналом тангажа летательного аппарата, патент № 2303805 B - сигнал управления, формируемый суммирующим усилителем 5;

Kустройство управления каналом тангажа летательного аппарата, патент № 2303805 , Kустройство управления каналом тангажа летательного аппарата, патент № 2303805 - передаточные числа, выставляемые в суммирующем усилителе 5;

устройство управления каналом тангажа летательного аппарата, патент № 2303805 - сигнал угла тангажа, поступающий от датчика 2;

устройство управления каналом тангажа летательного аппарата, патент № 2303805 z - сигнал угловой скорости по тангажу, устройство управления каналом тангажа летательного аппарата, патент № 2303805 поступающий от датчика 3;

устройство управления каналом тангажа летательного аппарата, патент № 2303805 у - сигнал управления, формируемый интегратором 4 по сигналу устройство управления каналом тангажа летательного аппарата, патент № 2303805 функционального ограничителя сигнала 9:

устройство управления каналом тангажа летательного аппарата, патент № 2303805

При этом в базовом режиме - в условиях допустимых значений угла атаки:

устройство управления каналом тангажа летательного аппарата, патент № 2303805

где устройство управления каналом тангажа летательного аппарата, патент № 2303805 - сигнал с выхода задатчика сигнала управления 1.

В условиях функционирования устройства в составе системы управления летательного аппарата косвенно анализируется значение угла атаки летательного аппарата устройство управления каналом тангажа летательного аппарата, патент № 2303805 (непосредственное измерение которого представляет известные трудности) и при приближении величины устройство управления каналом тангажа летательного аппарата, патент № 2303805 к допустимому устройство управления каналом тангажа летательного аппарата, патент № 2303805 доп вводится ограничение в законе управления (1) в части формирования устройство управления каналом тангажа летательного аппарата, патент № 2303805 . А именно, для решения поставленной технической задачи сигнал устройство управления каналом тангажа летательного аппарата, патент № 2303805 формируется от задатчика сигнала управления 1 по сигналу устройство управления каналом тангажа летательного аппарата, патент № 2303805 при функциональном ограничении его величиной устройство управления каналом тангажа летательного аппарата, патент № 2303805 .в блоке 9, т.е.

устройство управления каналом тангажа летательного аппарата, патент № 2303805

Величина устройство управления каналом тангажа летательного аппарата, патент № 2303805 формируется блоками 6, 7, 8, 10, 11 и 12 для блока 9 следующим образом.

Основным соотношением в переходных процессах по отработке управляющих воздействий является, как показано, например, в [2], соотношение для угла атаки устройство управления каналом тангажа летательного аппарата, патент № 2303805 :

устройство управления каналом тангажа летательного аппарата, патент № 2303805

где: устройство управления каналом тангажа летательного аппарата, патент № 2303805 - коэффициент подъемной силы летательного аппарата.

Из уравнения (5):

устройство управления каналом тангажа летательного аппарата, патент № 2303805

где устройство управления каналом тангажа летательного аппарата, патент № 2303805

Таким образом, с точностью до динамической составляющей

устройство управления каналом тангажа летательного аппарата, патент № 2303805

Поскольку канал тангажа летательного аппарата отрабатывает заданную величину устройство управления каналом тангажа летательного аппарата, патент № 2303805 , то, зная устройство управления каналом тангажа летательного аппарата, патент № 2303805 доп., можно оценить устройство управления каналом тангажа летательного аппарата, патент № 2303805 :

устройство управления каналом тангажа летательного аппарата, патент № 2303805

Так как устройство управления каналом тангажа летательного аппарата, патент № 2303805

(см., например, [3, с.30]),

где: устройство управления каналом тангажа летательного аппарата, патент № 2303805 - коэффициент подъемной силы;

устройство управления каналом тангажа летательного аппарата, патент № 2303805 - плотность воздуха;

S - площадь крыла;

m - масса летательного аппарата,

V - скорость полета летательного аппарата, то из (8) с учетом (9) может быть получено соотношение:

устройство управления каналом тангажа летательного аппарата, патент № 2303805

где устройство управления каналом тангажа летательного аппарата, патент № 2303805

Датчик скоростного напора 11 выдает сигнал скоростного напора

устройство управления каналом тангажа летательного аппарата, патент № 2303805

Из (11) следует:

устройство управления каналом тангажа летательного аппарата, патент № 2303805

и тогда (10) перепишется:

устройство управления каналом тангажа летательного аппарата, патент № 2303805

По соотношению (13) формируется сигнал устройство управления каналом тангажа летательного аппарата, патент № 2303805 (коэффициент в числителе Kустройство управления каналом тангажа летательного аппарата, патент № 2303805 устройство управления каналом тангажа летательного аппарата, патент № 2303805 доп. выставлен в блоке 6 как заданная величина и поступает на первый вход первого блока умножения 7).

Сигналы скорости полета V и скоростного напора q с соответствующих датчиков 10 и 12 делятся в блоке деления 11. Сигнал деления поступает на второй вход второго блока умножения 8, на выходе которого имеем сигнал устройство управления каналом тангажа летательного аппарата, патент № 2303805 в соответствии с (10).

Таким образом, предложенное устройство управления каналом тангажа летательного аппарата позволяет расширить функциональные возможности управления летательным аппаратом и ограничить при этом угол атаки.

Все блоки устройства управления являются стандартными и могут быть реализованы на элементах автоматики и вычислительной техники, например, по [4, 5].

Источники информации

1. Патент РФ №1751716, кл. G05B 13/02, 30.07.92.

2. «Аэродинамика, устойчивость и управляемость сверхзвуковых самолетов» Под ред. Г.С.Бюшгенса. М.: Наука, Физматлит, 1998, с.616-618.

3. И.А.Михалев и др. «Системы автоматического управления самолетом» М.: Машиностроение, 1987, с.30, 194.

4. А.У.Ялышев, О.И.Разоренов. «Многофункциональные аналоговые регулирующие устройства автоматики». М.: Машиностроение, 1981, с.103.

5. В.Б.Смолов. «Функциональные преобразователи информации» Л.: Энергоиздат, Ленинградское отделение, 1981, с.55.

Класс G05D1/08 управление пространственным положением объекта, например управление по крену, тангажу и(или) скольжению 

комплексная система управления траекторией летательного аппарата при заходе на посадку -  патент 2520872 (27.06.2014)
система терморегулирования космического аппарата -  патент 2513321 (20.04.2014)
система и способ активной и пассивной стабилизации судна -  патент 2507105 (20.02.2014)
способ управления самолетом и устройство для его осуществления -  патент 2504815 (20.01.2014)
способ управления летательным аппаратом при заходе на посадку -  патент 2496131 (20.10.2013)
способ формирования цифроаналогового сигнала стабилизации углового положения летательного аппарата по курсу и устройство для его осуществления -  патент 2491602 (27.08.2013)
способ формирования цифроаналогового адаптивного сигнала управления летательным аппаратом с переменной структурой и устройство для его осуществления -  патент 2491601 (27.08.2013)
способ переориентации и управления тягой вращающегося космического аппарата с солнечным парусом -  патент 2480387 (27.04.2013)
способ формирования прогноза вектора скорости полета -  патент 2466911 (20.11.2012)
способ посадки самолета при боковом ветре и устройство для его осуществления -  патент 2466445 (10.11.2012)
Наверх