присадка к дизельному топливу, дизельное топливо

Классы МПК:C10L1/188 карбоновые кислоты; их соли
C10L1/196 из мономеров, содержащих углерод-углеродную ненасыщенную связь и карбоксильную группу или ее соли, ангидриды или сложные эфиры
C10L1/224 амиды; имиды
C10L1/23 содержащие по крайней мере одну азот-кислородную связь, например нитросоединения, нитраты, нитриты
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Общество с ограниченной ответственностью "Уренгойгазпром" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-12-25
публикация патента:

Использование: в области нефте- и газохимии. Сущность: присадка к дизельному топливу содержит, мас.%: алкил(С 320)нитрат до 55, алкил(С 125) сукцинимид 0,1-10, сополимер высших эфиров С628 акриловой или метакриловой кислоты с этиленненасыщенным мономером до 60, непредельная жирная кислота, выбранная из группы олеиновая, линолевая или линоленовая, или ее амид до 100. Дизельное топливо на основе базового топлива содержит вышеуказанную присадку в количестве 0,01-1,0 мас.%. В качестве базового дизельное топливо содержит газоконденсатное дизельное топливо широкого фракционного состава или дизельное топливо нефтяного происхождения. Технический результат - улучшение пусковых и низкотемпературных характеристик, а также смазывающих свойства дизельных топлив. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 2 табл.

Формула изобретения

1. Присадка к дизельному топливу, содержащая алкил(С 320)нитрат, алкил(С 125)сукцинимид, сополимер высших эфиров C6-C27 акриловой или метакриловой кислоты с этиленненасыщенным мономером, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит непредельную жирную кислоту, выбранную из группы олеиновая, линолевая, линоленовая, или ее амид при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Алкил(С3 20)нитратдо 55
Алкил(С125)сукцинимид 0,1-15
Сополимер высших эфиров С628 акриловой или 
метакриловой кислоты с этиленненасыщенным  
мономером до 60
Непредельная жирная кислота или ее амиддо 100

2. Дизельное топливо на основе базового топлива, содержащее присадку, отличающееся тем, что оно содержит присадку по п.1 в количестве 0,01-1,0 мас.%.

3. Дизельное топливо по п.2, отличающееся тем, что в качестве базового топлива оно содержит газоконденсатное дизельное топливо широкого фракционного состава или дизельное топливо нефтяного происхождения.

Описание изобретения к патенту

Настоящее изобретение относится к области нефте- и газохимии, конкретно к составу присадки к дизельному топливу и дизельному топливу нефтяного или газоконденсатного происхождения, содержащему эту присадку.

Известны депрессорные присадки, улучшающие низкотемпературные свойства дизельных топлив на основе полимеров этилена, сополимеров этилена с винилацетатом или алкилметакрилатом, где алкил содержит 6-16 атомов углерода. (Патент США №4.175.926, С10L 1/18, 1979 г.)

Известна депрессорная присадка к дизельному топливу, содержащая сополимер на основе этилена с мол. массой 3000-7000 и амид янтарной кислоты. (Заявка Японии №59-8790, С10L 1/22, 1984 г.)

Однако эти присадки недостаточно эффективны в дизельных топливах, используемых в условиях Крайнего Севера и арктических условиях. Кроме того, они не улучшают пусковых свойств дизельных топлив в области низких температур.

Известна присадка к дизельному топливу, содержащая 3-24% сополимера этилена с винилацетатом с мол. массой 800-120.000; 4-41% алкилнитрата с числом углеродных атомов в алкильной группе 4-16; 2-12% алифатических спиртов C1-C4 и 12-91% ароматического растворителя с температурой кипения 135-288°С.

Там же указано, что присадка вводится в дизельные топлива, полученные из соответствующих фракций продуктов переработки нефти, сланцев и битумных песков. (Патент США №4365973, С10L 1/22, 1982 г.)

Известна присадка к дизельному топливу, содержащая, мас.%:

Оксипропилированный жирный спирт  
C6-C 16 с мол. массой 300-20005-15
Сульфонат щелочно-земельного металла 5-15
Сополимер фракции алкилметакрилатов C8-C24 с 
винилацетатом с мол. массой 1000-1000010-25
Алкил(С3 18)нитратдо 100

(Патент РФ №2057790, С10L 1/18, 1/22, 1996 г.)

Недостаточно высокая депрессорная способность этих присадок ограничивает их применение в составе дизельных топлив, например в газоконденсатных топливах расширенного фракционного состава.

Известна также присадка к дизельному топливу, содержащая, мас.%:

Сополимер высших эфиров C8 -C24 акриловой или  
метакриловой кислоты с этиленненасыщенным  
мономером до 90
Сульфонат щелочноземельного металлане более 10
Сополимер этилена с альфа-олефинами молекулярной  
массы 1000-20000 до 100

Дополнительно присадка содержит алкил(С3-C18)нитрат в количестве 1-30 мас.%.

Там же описано дизельное топливо на основе летнего или зимнего дизельного топлива, содержащее вышеуказанную присадку в количестве 0,001-0,5 мас.%. (Патент РФ №2119528, С10L 1/18, 1/22, 1998 г.)

Однако известная присадка недостаточно эффективно оказывает влияние на низкотемпературные характеристики дизельного топлива.

Наиболее близкой к заявляемому техническому решению является присадка к дизельному топливу, содержащая, мас.%:

Алкил(С3 20)нитратдо 55
Алкилсукцинимид, где алкил C1-C 250,1-15
Сополимер высших эфиров С6 28 акриловой или 
метакриловой кислоты с этиленненасыщенным  
мономером до 100

Там же описано дизельное топливо на основе базового топлива, содержащее вышеуказанную присадку в количестве 0,01-0,8 мас.%.

При этом в качестве базового дизельное топливо содержит газоконденсатное дизельное топливо расширенного фракционного состава или дизельное топливо нефтяного происхождения. (Патент РФ №2280069, С10L 1/18, 1/22, 2005 г.)

Однако эта присадка при использовании ее в составах малосернистых дизельных топлив не обеспечивает им требуемых смазывающих свойств.

Задачей настоящего изобретения является разработка присадки к дизельному топливу и дизельного топлива, содержащего эту присадку, обладающего улучшенными пусковыми, низкотемпературными и смазывающими свойствами.

Для решения поставленной задачи предлагается присадка к дизельному топливу, содержащая алкил(С 320)нитрат, алкил(С 125)сукцинимид, сополимер высших эфиров C6-C28 акриловой или метакриловой кислоты с этиленненасыщенным мономером, которая согласно изобретению дополнительно содержит непредельную жирную кислоту, выбранную из группы олеиновая, линолевая, линоленовая, или амид этой кислоты при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Алкил(С3 20)нитратдо 55
Алкил(С125)сукцинимид 0,1-15,0
Сополимер высших эфиров С628 акриловой или 
метакриловой кислот с этиленненасыщенным мономером до 60
Ненасыщенная жирная кислота или ее амиддо 100

Предлагается также дизельное топливо на основе базового топлива, содержащее предлагаемую присадку в количестве 0,01-1,0 мас.%.

Причем в качестве базового топливо содержит газоконденсатное топливо расширенного фракционного состава или дизельное топливо нефтяного происхождения.

Отличия предлагаемого технического решения состоят в дополнительном содержании в составе присадки ненасыщенной жирной кислоты или ее амида и в соотношении компонентов.

Введение в состав присадки олеиновой, линолевой или линоленовой кислоты или ее амида способствует улучшению пусковых и низкотемпературных свойств присадки, а также улучшает ее смазывающие свойства.

Использование предлагаемой присадки в составах газоконденсатных или нефтяных дизельных топлив в количестве 0,01-1,0 мас.% позволяет повысить их качество до уровня европейской нормы ЕН 590.

Предлагаемую присадку готовят путем смешения компонентов при комнатной температуре и перемешивании в течение 0,5-2,0 час.

Присадку вводят в состав дизельных топлив в виде 35%-ного концентрата в дизельном топливе или в другом углеводородном растворителе.

Все используемые для приготовления присадки компоненты являются продуктами промышленного производства.

Компонент А - алкил (С320)нитрат, например циклогексилнитрат, изопропилнитрат, норборнилнитрат. В приготовленных образцах присадки использован наименее дефицитный 2-этилгексилнитрат.

Компонент Б - алкил (C1-C 25)сукцинимид. В качестве алкилсукцинимида может быть использована присадка С-5А или другая сукцинимидная присадка отечественного или импортного производства. В образцах присадки использован алкил (C16-C18)сукцинимид.

Компонент В - сополимер высших эфиров C6 -C28 акриловой или метакриловой кислоты с этиленненасыщенным мономером является основой промышленных депрессорных присадок к дизельному топливу типа ЦДЛ, ЭДЕП-Т и др. При приготовлении образцов присадки использована основа присадки ПДП.

Компонент Г - олеиновая, линолевая или линоленовая кислоты. Для приготовления образцов присадки была использована олеиновая кислота (пример 1) и линолевая кислота (пример 2), использование линоленовой кислоты приводит к аналогичному результату.

Компонент Д - в качестве амида непредельной жирной кислоты могут быть использованы алкил (С1 9)амиды, алкилол (C1-C 12)амиды и т.д. В приготовленных образцах предлагаемой присадки были использованы этиламид (С2 ) линоленовой кислоты (пример 3) и октиламид (C 8) олеиновой кислоты (пример 4). Использование других указанных амидов позволит расширить ассортимент выпускаемых присадок, обладающих улучшенными пусковыми, низкотемпературными и смазывающими свойствами.

Вышеуказанным способом было приготовлено 4 образца предлагаемой присадки, состав которых приведен в таблице 1.

Кроме того, были приготовлены образцы предлагаемого дизельного топлива, содержащие 0,1 мас.% присадки. Сравнительные испытания приготовленных образцов дизельного топлива и образцов базового топлива без присадки приведены в таблице 2.

В качестве базового топлива было использовано газоконденсатное дизельное топливо широкого фракционного состава, утяжеленное кубовыми остатками стабильного конденсата, дизельное топливо летнее и дизельное топливо зимнее нефтяного происхождения.

Данные, приведенные в таблице 2, подтверждают, что предлагаемая присадка позволяет улучшить пусковые и низкотемпературные характеристики и повысить смазывающие свойства дизельных топлив. Предлагаемое дизельное топливо полностью удовлетворяет требованиям нового ГОСТа.

Таблица 1

СОСТАВ ОБРАЗЦОВ ПРЕДЛАГАЕМОЙ ПРИСАДКИ.
№ п.п.Содержание компонентов в присадке, мас.%
А БВГ Д
130 560 50
2 4010 40100
350 10300 10
455 1525 05

Таблица 2

РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ОБРАЗЦОВ ПРЕДЛАГАЕМОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА.
№№ п.п.Состав образцов предлагаемого дизельного топливаЦетановое число, ед. Тп, °СТ з, °СДиаметр пятна износа, мкм
1Газоконденсатное дизельное топливо + 2% кубового остатка 41-31-42 500
2Газоконденсатное дизельное топливо + 2% кубового остатка + образец присадки №1 46-35 -48460
3 Дизельное топливо марки «Л» без присадки 45-5-10 620
4Дизельное топливо марки «Л» + образец присадки №2 48-5-35 420
5Дизельное топливо марки «З-35» без присадки45 -25-35 540
6Дизельное топливо марки «З-35» + образец присадки №3 51-30-48 400
7Дизельное топливо марки «З-35» + образец присадки №4 53-32-50 400

Класс C10L1/188 карбоновые кислоты; их соли

противоизносная присадка для малосернистого дизельного топлива -  патент 2529678 (27.09.2014)
топливная композиция с улучшенными низкотемпературными свойствами -  патент 2515238 (10.05.2014)
способ снижения требований автомобильных бензиновых двигателей к величине октанового числа -  патент 2505589 (27.01.2014)
способ снижения потерь легких углеводородов из нефти -  патент 2490315 (20.08.2013)
смеси жирных кислот и их применение -  патент 2483057 (27.05.2013)
способ подавления выброса бенз( )пирена и его аналогов автомобилями с бензиновыми двигателями -  патент 2468069 (27.11.2012)
способ снижения потерь легких углеводородов из нефти -  патент 2458973 (20.08.2012)
способ получения топлива -  патент 2458971 (20.08.2012)
способ приготовления и состав присадки для десульфуризации серосодержащих топлив -  патент 2451717 (27.05.2012)
топливные композиции -  патент 2443762 (27.02.2012)

Класс C10L1/196 из мономеров, содержащих углерод-углеродную ненасыщенную связь и карбоксильную группу или ее соли, ангидриды или сложные эфиры

Класс C10L1/224 амиды; имиды

усовершенствование, относящееся к топливу -  патент 2529426 (27.09.2014)
способы получения и применения топливных композиций -  патент 2525239 (10.08.2014)
ракетное горючее -  патент 2523367 (20.07.2014)
топливная композиция с улучшенными низкотемпературными свойствами -  патент 2515238 (10.05.2014)
смесь из полярных маслорастворимых соединений азота и маслорастворимых алифатических соединений для понижения температуры помутнения в среднедистиллятных топливах -  патент 2508394 (27.02.2014)
солевое производное амида поли(гидроксикарбоновой кислоты) и содержащая его смазочная композиция -  патент 2499034 (20.11.2013)
функциональные флюиды для двигателей внутреннего сгорания -  патент 2485171 (20.06.2013)
топливная нефтяная композиция и добавки для нее -  патент 2482166 (20.05.2013)
многофункциональная добавка к углеводородному топливу -  патент 2463336 (10.10.2012)
добавка к топливу -  патент 2461604 (20.09.2012)

Класс C10L1/23 содержащие по крайней мере одну азот-кислородную связь, например нитросоединения, нитраты, нитриты

Наверх