способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки

Классы МПК:F16D49/08 в виде ленты, охватывающей барабан углом охвата приблизительно 360° 
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Ивано-Франковский национальный технический университет нефти и газа (UA)
Приоритеты:
подача заявки:
2007-07-23
публикация патента:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в ленточно-колодочных тормозах буровых лебедок. Способ заключается в том, что тормоза с четным количеством фрикционных накладок, неподвижно установленных на дуге обхвата тормозной ленты рабочей поверхности тормозного шкива, определяют угол способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 , указывающий положение произвольного радиуса-вектора способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 i относительно оси абсцисс, т.е. точку их касания, а затем и поверхность касания накладки со шкивом, с помощью зависимости вида

способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 ,

где способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 Н - толщина фрикционной накладки; RH - радиус нерабочей поверхности фрикционной накладки. Расчеты выполняют при условии, что материал накладки не достиг величины допустимого износа. Достигается возможность оценки эксплуатационных параметров каждой накладки с участком ленты над ней как отдельного тормозного устройства. 4 ил. способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131

способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131

Формула изобретения

Способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, содержащих барабан лебедки, покоящейся на подъемном валу, и с торцов барабана установлены тормозные шкивы, рабочие поверхности которых огибают тормозные ленты с установленными на их дуге обхвата с равномерным шагом фрикционными накладками, разделенными между собой распорными планками, при этом концы сбегающих ветвей тормозных лент через тяги присоединены к балансиру, а концы набегающих ветвей - к мотылевым шейкам коленчатого вала, который связан через передаточное устройство с рычагом управления тормозом, отличающийся тем, что тормоза с четным количеством фрикционных накладок, неподвижно установленных на дуге обхвата тормозной ленты рабочей поверхности тормозного шкива, определяют угол способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 , указывающий положение произвольного радиуса-вектора способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 i относительно оси абсцисс, т.е. точку их касания, а затем и поверхность касания накладки со шкивом, с помощью зависимости вида

способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 ,

где способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 Н - толщина фрикционной накладки; RH - радиус нерабочей поверхности фрикционной накладки, и по данной формуле выполняют расчеты при условии, что материал накладки не достиг величины допустимого износа.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в ленточно-колодочных тормозах буровых лебедок.

Указано, что при первоначальном взаимодействии пар трения в ленточно-колодочном тормозе буровой лебедки первой накладкой, которая касается рабочей поверхности шкива, является одна из накладок набегающей ветви тормозной ленты [1, аналог]. Однако не указано конкретно, какая из накладок по порядковому номеру тормозной ленты касается рабочей поверхности тормозного шкива.

Указано, что за начало торможения в тормозном устройстве принимается тот момент времени, когда первоначально рабочая поверхность накладки касается поверхности тормозного шкива и заканчивается торможение после размыкания поверхностей трения [2, прототип]. Однако не отмечено то, что для данной накладки время торможения будет наибольшим по величине.

Целью настоящего изобретения является разработка способа аналитического определения первоначального контакта рабочей поверхности фрикционной накладки набегающей ветви тормозной ленты с поверхностью тормозного шкива ленточно-колодочного тормоза буровой лебедки.

Поставленная цель достигается тем, что при заданной расчетной схеме ленточно-колодочного тормоза с четным количеством фрикционных накладок, неподвижно установленных на дуге обхвата тормозной лентой рабочей поверхности тормозного шкива, определяют угол способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 , указывающий положение произвольного радиуса-вектора способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 i относительно оси абсцис, т.е. точку касания, а затем и поверхность касания накладки со шкивом, с помощью зависимости вида

способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 ,

где способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 Н - толщина фрикционной накладки; RH - радиус нерабочей поверхности фрикционной накладки; и по данной формуле выполняют расчеты при условии, что материал накладки не достиг величины допустимого износа.

По сравнению с аналогом и прототипом предложенный способ имеет следующие отличительные признаки: аналитическое определение точки касания рабочей поверхности накладки набегающей ветви ленты поверхности шкива позволяет иметь: начало отсчета времени торможения; самую тяжелонагруженную поверхность накладки; фронт распространения удельных нагрузок; максимумы и минимумы динамики изменения коэффициента трения; максимальный износ рабочей поверхности накладки.

На фиг.1 показана кинематическая схема буровой лебедки с ленточно-колодочным тормозом; на фиг.2 - кинематическая схема ленточно-колодочного тормоза; на фиг.3 - разрез по А-А фиг.2 - поперечный разрез фрикционного узла; на фиг.4 проиллюстрирована расчетная схема ленточно-колодочного тормоза. Условные обозначения: RШ - радиус рабочей поверхности тормозного шкива; SH, SC - натяжение набегающей и сбегающей ветви тормозной ленты; способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 - угловая скорость вращения шкива; r - радиус кривошипа коленчатого вала; FP - усилие, прикладываемое бурильщиком к рычагу управления тормозом; 1, 2, 3способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 11, 12 - порядковый номер накладок на ленте; l1 , l2, l3 - длина участков тормозной ленты; R0 - радиус, указывающий положение точки О1 по отношению к геометрическому центру тормозной ленты и шкива фрикционного узла, находящемуся под углом способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 0 к оси абсцисс; способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 i - дуги окружностей заданных радиусов (описывают точки поверхности трения фрикционных накладок), перемещающиеся на малые углы способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 i; способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 i - текущий угол, указывающий на положение произвольного радиуса-вектора способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 i; способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 - угол обхвата тормозной лентой шкива; RH - радиус нерабочей поверхности фрикционной накладки; способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 H - толщина фрикционной накладки; y0 , x0 - отрезки на оси ординат и абсцисс, равные соответственно отрезкам АО1 и AO2.

Согласно кинематической схеме (см. фиг.1) фрикционные накладки 3 установлены на тормозных лентах 2, которые одним концом (со стороны сбегающей ветви II ленты) прикреплены к балансиру 11, а другим (со стороны набегающей ее ветви I) - к мотылевым шейкам 6 и 9 коленчатого вала.

Серийные ленточно-колодочные тормоза буровой лебедки работают следующим образом. Перемещением рукоятки 1 осуществляется поворот коленчатого вала 10, в результате которого бурильщик затягивает тормозные ленты 2 с фрикционными накладками 3 и они садятся на тормозные шкивы 4. Процесс торможения ленточно-колодочным тормозом (см. фиг.2) характеризуется следующими стадиями: начальной (первой), промежуточной (второй) и заключительной (третьей). Остановимся на каждой из стадий в отдельности.

На начальной стадии торможения фрикционные накладки 3, размещенные в начальной части тормозной ленты 2, взаимодействуют с рабочей поверхностью тормозного шкива 4. Фронт взаимодействия расширяется в сторону фрикционных накладок 3 набегающей ветви (I) тормозной ленты 2.

Промежуточная стадия торможения характеризуется дальнейшим распространением фронта взаимодействия в сторону фрикционных накладок 3 сбегающей ветви (II) тормозной ленты 2.

Конечная стадия торможения характеризуется тем, что почти все неподвижные накладки 3 тормозной ленты 2 взаимодействуют с рабочей поверхностью вращающегося шкива 4. Во время притормаживаний последовательность вхождения поверхностей трения в контакт повторяется. Полный цикл торможения завершается остановкой тормозных шкивов 4 с барабаном 5. Управление тормозом буровой лебедки осуществляют также подачей сжатого воздуха через кран 7 бурильщика в пневматический цилиндр 8, шток которого соединен с одной из мотылевых шеек коленчатого вала 10 тормоза. Величину давления сжатого воздуха в пневмоцилиндре 8 регулируют поворотом крана 7 бурильщика.

При неравномерном изнашивании фрикционных накладок 3, установленных на лентах 2, балансир 11 в момент торможения несколько отклоняется от горизонтального положения и выравнивает нагрузки на сбегающей ветви (II) тормозных лент 2, обеспечивая при этом равномерный износ их рабочих поверхностей.

Согласно фиг.3 положение произвольной точки на поверхности фрикционной накладки определяется величиной и направлением радиуса-вектора способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 i, проведенного из центра вращения тормозной ленты - точка O1. До контакта фрикционных накладок тормозной ленты с сопряженной поверхностью, т.е. рабочей поверхностью шкива, лента будет поворачиваться вокруг точки О1, и при этом точки поверхности трения накладок описывают дуги окружностей радиусов способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 i, которые перемещаются на малые углы способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 i. Сущность способа заключается в нахождении первоначальной точки контакта поверхности фрикционной накладки, которая первой будет взаимодействовать с трущейся поверхностью шкива.

Произвольный радиус-вектор определяем из способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 О1ОВ

способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131

где способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 - радиус, указывающий положение точки О1 по отношению к геометрическому центру ленты и шкива тормоза; способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 - угол, определяющий положение радиуса способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 i по отношению к оси абсцисс (фиг.3); способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 i - текущий угол, показывающий положение произвольного радиуса-вектора способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 i.

Из зависимости (1) находим

способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131

где способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 =способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 i-способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 0; b=R0способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 2-RЛспособ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 2; RЛ - радиус внутренней поверхности тормозной ленты.

Пусть радиус-вектор способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 i до контакта фрикционной накладки ленты с беговой дорожкой шкива повернется на малый угол способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 i ввиду того, что зазор способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 3 между парами трения по сравнению с радиусом шкива RШ весьма мал.

Тогда из способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 О1ОС радиус шкива RШ выразится следующим образом

способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131

или

способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 .

Для малых углов способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 i справедливо, что cosспособ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 iспособ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 1 и sinспособ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 iспособ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 i. В результате чего получаем

способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131

С целью определения минимального угла способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 i приравняем к нулю первую производную способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 i из рассматриваемого выражения (4)

способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 .

После алгебраических преобразований получаем уравнение относительно угла способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 i=способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 +способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 0.

способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131

Уравнение (5) после подстановки z=cos 2способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 и соответствующих преобразований будет кубическим

способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131

Дискриминант уравнения (6) равен

способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 .

Следовательно, уравнение (6) имеет один действительный и два мнимых корня. Определять последние нет необходимости, и поэтому найдем интересующий нас действительный корень

способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131

и

способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131

Полученные выражения (7) и (8) позволяют точно определить угол способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 , а вместе с тем и положение радиуса-вектора способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 i, указывающего точку поверхности фрикционной накладки тормозной ленты, которая первой вступит в контакт с поверхности трения шкива.

Однако использование выражений (7) и (8) для определения способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 связано с большим объемом вычислительных операций, что не совсем удобно в инженерной практике, и поэтому упростим в границах 5-7% ошибки вычисления способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 .

В связи с тем, что R0 отличается от RШ на сравнительно небольшую величину, то R 0способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 RШ и выражения (1) и (2) преобразуются к следующему виду:

способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131

способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131

Решая совместно выражения (9) и (10), получаем

способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 .

Откуда

способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131

где способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 .

Минимальные значения угла способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 i определяем из выражения

способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 .

Таким образом

способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131

Преобразуем величину b1, учитывая, что RH=RШ+способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 H,

способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 .

Пренебрегаем величиной способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 H/2RH из-за ее малости и получаем

способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 .

Тогда выражение (12) принимает следующий вид:

способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131

Так как способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 Н/RHспособ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 8, то следует определять действительное значение из выражения способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 .

Определим по зависимости (13) угол способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 , показывающий положение произвольного радиуса-вектора способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 i относительно оси X, т.е. указанную точку, а затем поверхность касания фрикционной накладки со шкивом ленточно-колодочного тормоза буровой лебедки У2-5-5 при следующих исходных данных: способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 H=0,004 м; RH=0,729 м. После чего получаем, что угол способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 =7°15' и радиус-вектор способ определения зоны первоначального взаимодействия пар трения   ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки, патент № 2357131 i указывает на вторую накладку набегающей ветви ленточно-колодочного тормоза, первой контактирующей с поверхностью трения шкива.

Таким образом, знание момента касания второй накладкой набегающей ветви (см. фиг.2) рабочей поверхности тормозного шкива буровой лебедки позволяет в дальнейшем давать оценку эксплуатационных параметров каждой накладки с участком ленты над ней, как отдельному тормозному устройству.

Источники информации

1. Вольченко А.И., Вольченко Д.Ф., Рыбин Г.П. и др. Тормозные механизмы. - Луганск: Луганский рабочий, 1995 (стр.80, рис.5.1) [аналог].

2. Александров М.П. Тормозные устройства в машиностроении. - М.: Машиностроение, 1965 (стр.353-354) [прототип].

Класс F16D49/08 в виде ленты, охватывающей барабан углом охвата приблизительно 360° 

устройство и способ выравнивания удельных нагрузок в парах трения ленточно-колодочного тормоза буровой лебедки -  патент 2521138 (27.06.2014)
ленточно-колодочный тормоз буровой лебедки с многопарными узлами трения -  патент 2513964 (20.04.2014)
ленточно-колодочный тормоз с комбинированной лентой буровой лебедки -  патент 2513959 (20.04.2014)
способ определения эксплуатационных параметров при квазилинейной закономерности их изменения в ленточно-колодочных тормозах буровых лебедок -  патент 2507423 (20.02.2014)
способ электродинамического установления закономерностей изменения эксплуатационных параметров металлополимерных пар трения ленточно-колодочных тормозов буровой лебедки -  патент 2502900 (27.12.2013)
способ стабилизации эксплуатационных параметров ленточно-колодочных тормозов буровых лебедок с неподвижными накладками на тормозной ленте -  патент 2489619 (10.08.2013)
многоступенчатый ленточно-колодочный тормоз с парами трения скольжения и качения -  патент 2467219 (20.11.2012)
ленточно-колодочный тормоз -  патент 2460911 (10.09.2012)
ленточно-колодочный тормоз с охлаждением -  патент 2446327 (27.03.2012)
устройство и способ выравнивания удельных нагрузок в двухступенчатом ленточно-колодочном тормозе -  патент 2432511 (27.10.2011)
Наверх