универсальный шарнир
Классы МПК: | F16C11/06 шаровые шарниры; прочие шарниры, имеющие более чем одну степень свободы углового перемещения, например универсальные шарниры F16C3/26 эластичные щеки кривошипов; упруго закрепленные пальцы кривошипов F16C3/30 с устройствами, способствующими прохождению мертвых положений |
Патентообладатель(и): | Черняков Юрий Феликсович (UA) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2009-03-02 публикация патента:
27.04.2010 |
Изобретение относится к универсальным шарнирам сельскохозяйственных и иных машин. Универсальный шарнир содержит крестовину (1), связанную шарнирно с консолями (4, 8) двух валов по взаимно перпендикулярным осям. По одной из них в крестовине расположены два отверстия подшипников шарниров, а по второй - две цапфы шарниров. Крестовина имеет центральное отверстие, в котором расположена консоль (8) с парой цапф, входящих в отверстия шарниров крестовины (1). Цапфы крестовины (1) входят в отверстия шарниров другого вала, консоль (4) которого выполнена в виде чашки с внутренней сферической поверхностью, охватывающей крестовину (1). Технический результат: создание одинарного шарнира, который может передавать вращение при пересечении осей валов более 45° и до 80°. 4 ил.
Формула изобретения
Универсальный шарнир, содержащий крестовину, связанную шарнирно с консолями первого и второго вала соответственно первой и второй взаимно перпендикулярными осями, каждая из которых перпендикулярна оси одного из валов, отличающийся тем, что крестовина имеет центральное отверстие, ось которого проходит через точку пересечения первой и второй оси и перпендикулярна им, соосно первой оси в крестовине расположены два отверстия подшипников шарниров, а соосно второй оси расположены две цапфы шарниров, при этом консоль первого вала выполнена в виде чашки со сферической поверхностью внутри и с двумя соосными отверстиями подшипников шарниров, в которые входят цапфы шарниров крестовины, а консоль второго вала расположена внутри центрального отверстия крестовины и выполнена с двумя соосными цапфами шарниров, которые входят в отверстия подшипников шарниров крестовины.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к универсальным шарнирам сельскохозяйственных и иных машин.
Известны универсальные шарниры для кинематической связи двух валов с пересекающимися осями, например, из [1] с.247 250, рис.364, 365; из [2] с.38 46, рис.11.29 11.38 и др.
Недостаток их в том, что универсальный шарнир одинарной муфты допускает перекос соединяемых ею вращающихся валов не более 45 градусов, а одинарные универсальные шарниры карданных валов, например, сельскохозяйственных и других машин еще меньше.
Известен универсальный шарнир, содержащий крестовину, связанную с консолями первого и второго вала соответственно первой и второй взаимно перпендикулярными осями, каждая из которых перпендикулярна оси одного из валов, например универсальный шарнир из [1], с.248, рис.364 - прототип.
Недостаток его в том, что при больших углах пересечения соединяемых валов тела деталей (вилок) универсального шарнира сходятся до взаимного соприкосновения и вращение валов невозможно.
Техническим результатом изобретения является соединение валов, вращающихся под углом пересечения их осей более 45 градусов и до 80 градусов одинарным шарниром.
Сущность изобретения в том, что универсальный шарнир, содержащий крестовину, связанную шарнирно с консолями первого и второго вала соответственно первой и второй взаимно перпендикулярными осями, каждая из которых перпендикулярна оси одного из валов, в соответствии с изобретением крестовина имеет центральное отверстие, ось которого проходит через точку пересечения первой и второй оси и перпендикулярна им, соосно первой оси в крестовине расположены два отверстия подшипников шарниров, а соосно второй оси расположены две цапфы шарниров, при этом консоль первого вала выполнена в виде чашки со сферической поверхностью внутри и с двумя соосными отверстиями подшипников шарниров, в которые входят цапфы крестовины, а консоль второго вала расположена внутри центрального отверстия крестовины и выполнена с двумя соосными цапфами шарниров, которые входят в отверстия подшипников крестовины.
Благодаря таким признакам одинарным универсальным шарниром соединяют вращающиеся валы, оси которых пересекаются под углом до 80 градусов. Кроме того, длина этого шарнира меньше, чем у сдвоенных, для таких же углов между валами и вращающего момента, например [2], с.46, рис.11.37.
Устроен универсальный шарнир следующим образом.
На фиг.1 изображена крестовина, вид сбоку, на фиг 2 - то же, вид в плане.
На фиг.3 изображен универсальный шарнир, на фиг.4 - то же, через 90 градусов поворота валов.
Крестовина 1 имеет центральное отверстие, ось которого проходит через точку пересечения взаимно перпендикулярных осей пары соосных отверстий 2 подшипников шарниров и пары соосных цапф 3. Консоль первого вала 4 выполнена в виде чашки с фигурным фланцем и сферической поверхностью 5 внутри, имеет два соосных отверстия 6, образованные фигурным фланцем первого вала и прикрепленным к нему заклепками приставным фигурным фланцем 7. Консоль второго вала 8 имеет отверстие, ось которого перпендикулярна оси второго вала и в котором с натягом установлен палец 9 с двумя соосными цапфами. Цапфы пальца входят в отверстия подшипников шарниров крестовины, а цапфы крестовины входят в отверстия подшипников первого вала. В отверстиях подшипников шарниров установлены подшипники качения с торцевой стенкой или скольжения из антифрикционного материала, или же сами отверстия служат подшипником шарнира.
Работа описанного выше универсального шарнира вполне удовлетворительна при пересечении осей валов до 80 градусов и соприкосновение вилок при этом не происходит, их просто нет, а сферические консоли валов более устойчивы к деформации вращающим моментом, чем вилки. В остальном его работа универсального шарнира по изобретению ничем принципиально не отличается от работы известных универсальных шарниров и дополнительного объяснения не требует.
Итак, одинарный универсальный шарнир по изобретению работает при пересечении осей валов до 80 градусов и имеет меньшую длину, чем сдвоенный [2], с.46, рис.11.37 для таких же углов между валами и вращающих моментов, перспективен для трансмиссий сельскохозяйственных и других машин.
Литература:
1. Теория механизмов. И.И.Артоболевский. Учебник. - М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы. 1976. 720 с.
2. B.C. Поляков и др. Справочник по муфтам. / 2-е изд. - Л.: Машиностроение. 1979. - 344 с.
Класс F16C11/06 шаровые шарниры; прочие шарниры, имеющие более чем одну степень свободы углового перемещения, например универсальные шарниры
палец шарового шарнира и шаровой шарнир - патент 2519597 (20.06.2014) | |
шарнир равных угловых скоростей - патент 2518883 (10.06.2014) | |
шарнир квазисинхронный кулачковый - патент 2518429 (10.06.2014) | |
опорный узел - патент 2502637 (27.12.2013) | |
шаровой шарнир рулевого управления - патент 2501995 (20.12.2013) | |
шаровой шарнир - патент 2499919 (27.11.2013) | |
двойной карданный шарнир с внутренней опорой - патент 2480636 (27.04.2013) | |
шаровой шарнир - патент 2475652 (20.02.2013) | |
сегментный радиальный подшипник скольжения - патент 2474737 (10.02.2013) | |
шаровой шарнир с ограниченным ходом - патент 2466306 (10.11.2012) |
Класс F16C3/26 эластичные щеки кривошипов; упруго закрепленные пальцы кривошипов
Класс F16C3/30 с устройствами, способствующими прохождению мертвых положений
веломобиль - патент 2434777 (27.11.2011) | |
мускульный привод транспортного средства - патент 2373100 (20.11.2009) |