способ повышения несущей способности основания под опорным катком прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины

Классы МПК:B60B19/12 колеса барабанного типа
B60C7/06 выполненные из металла 
B60C3/00 Шины, отличающиеся поперечным сечением
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Хрусталёв Евгений Николаевич (RU),
Хрусталёва Татьяна Михайловна (RU),
Хрусталёва Ирина Евгеньевна (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2008-03-11
публикация патента:

Изобретения относятся к области машиностроения, преимущественно к способам и устройствам для повышения несущей способности оснований под опорными катками прицепных машин. Сущность изобретения заключается в том, что при заданной ширине жесткого катка, его диаметра и грузоподъемности определяют механические характеристики преодолеваемых оснований - угол внутреннего трения и удельное сцепление. Опорную поверхность катка выполняют в виде эллипсоида вращения или в виде горизонтальной и симметричных по отношению к нему боковых конусных или только симметричных боковых конусных опорных поверхностей. Технический результат - повышение несущей способности опорного катка. 3 н.з.п. ф-лы, 10 ил. способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218

способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218

Формула изобретения

1. Способ повышения несущей способности основания под опорным катком прицепной машины, заключающийся в увеличении габаритов катка по ширине (в) при принятом диаметре (D) жесткой опорной поверхности и заданной грузоподъемности (G), определении средних механических параметров проходимости основания - угла (способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 ) внутреннего трения и удельного сцепления (с), отличающийся тем, что опорную поверхности катка выполняют в виде эллипсоида вращения с радиусом поперечного сечения rспособ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 0,5в/sin(способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 max), где для многоразового прохождения бездорожья способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 - угол сектора упругого полуконтакта по радиусу r опорной поверхности катка с грунтовым основанием, способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 - угол сектора упругого полуконтакта с торфяным основанием, для одноразового прохождения бездорожья способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 - для грунтового основания, способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 - для торфяного основания при соответствующих стрелах прогиба основания под центром катка, способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 где способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 - среднее давление под катком, способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 - «критическое» давление под центром катка, Е0 - модуль общей деформации основания, µ 0 - коэффициент Пуассона относительной поперечной деформации основания, способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 - давление структурной прочности основания на растяжение.

2. Способ повышения несущей способности основания под опорным катком прицепной машины, заключающийся в увеличении габаритов катка по ширине (в) при принятом диаметре (D) жесткой опорной поверхности и заданной грузоподъемности (G), определении средних механических параметров проходимости основания - угла (способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 ) внутреннего трения и удельного сцепления (с), отличающийся тем, что каток выполняют в поперечном сечении в виде горизонтальной и симметричных по отношению к нему боковых конусных или только симметричных боковых конусных опорных поверхностей, составляющих угол способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 (способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 max) полуконтакта поперечного сечения катка с основанием по среднему радиусу r.

3. Устройство опорного катка прицепной машины, состоящее из горизонтальной центральной цилиндрической опорной поверхности катка и жестко примыкающих к ней с боков симметричных конусных поверхностей, отличающееся тем, что опорная поверхность катка в виде горизонтальной центральной цилиндрической и симметричных по отношению к ней боковых конусных опорных или только симметричных боковых конусных опорных поверхностей, а также в виде эллипсоида вращения выполнена под углом способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 (способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 max) полуконтакта поперечного сечения катка шириной в с основанием по среднему радиусу rспособ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 0,5в/sin(способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 max), где для многоразового прохождения бездорожья способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 - угол сектора упругого полуконтакта по радиусу r опорной поверхности катка с грунтовым основанием, способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 - угол сектора упругого полуконтакта с торфяным основанием для одноразового прохождения бездорожья, способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 - для грунтового основания, способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 - для торфяного основания, способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 - угол внутреннего трения и с - удельное сцепление основания.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области машиностроения, конкретно к способу и устройствам для повышения несущей способности основания под опорными катками прицепных машин.

Известен способ повышения несущей способности торфяного основания под опорным цилиндрическим жестким катком прицепной машины, заключающийся в увеличении габаритов (диаметра D и ширины в) катка при заданной грузоподъемности G, обеспечивающих условия pспособ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 [pcp], Sспособ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 [S], где p, [pcp] - соответственно расчетное и допускаемое давление под катком на торфяную залежь, S и [S] - расчетная и допускаемая для обеспечения силы тяги Т осадка торфяной залежи, при этом значение р=k·Sn, где коэффициент упругости залежи kспособ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 0,2 кгс/см3, показатель политропы nспособ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 1, значение S=(1,5G/вk)2/3·D-1/3 [кгс, см], максимальное давление под движущимся катком р mах=k·S, среднее давление рср=(2/3) р mах, а сила сопротивления качению колеса по торфяной залежи fk=(3/4)(S/D)0,5 при допускаемых значениях [рср]способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 (2/3способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 3/4)рA, где рA-0,4+3,75·П/F [кгс, см], П - периметр и F - площадь отпечатка опорной поверхности катка на низинной залежи, сила тяги на прямой Т=Gfk и на повороте To=(Gfk+Mo/R o)(Ro/Rk), где Мо=Gµв/4 - момент сопротивления повороту, µ=0,6, Ro - радиус поворота прицепной машины, Rk - радиус поворота прицепного крюка машины [1].

Недостатком известного способа повышения несущей способности торфяного основания под опорным катком прицепной торфяной машины является повышение площади его опорной поверхности при постоянстве цилиндрической формы по всей ее ширине. При цилиндрической контактной поверхности упругое взаимодействие резко ограничено низким диапазоном действующих контактных давлений, а расчетные зависимости носят эмпирический характер.

Технологический результат по способу повышения несущей способности основания под опорным катком прицепной машины, заключающемуся в увеличении габаритов катка по ширине (в) при принятом диаметре (D) опорной поверхности и заданной грузоподъемности (G), определении средних механических параметров проходимого основания - угла (способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 ) внутреннего трения и удельного сцепления (с), достигается тем, что опорную поверхность катка выполняют в виде эллипсоида вращения с радиусом поперечного сечения rспособ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 0,5в/sin(способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 max), где для многоразового прохождения бездорожья способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 - угол сектора упругого полуконтакта по радиусу r опорной поверхности катка с грунтовым основанием, способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 - угол сектора упругого полуконтакта с торфяным основанием, для одноразового прохождения бездорожья способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 - для грунтового основания, способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 - для торфяного основания при соответствующих стрелах прогиба основания под центром катка способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 где способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 - среднее давление под катком, способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 - «критическое» давление под центром катка, Ео - модуль общей деформации основания, µ 0 - коэффициент Пуассона относительных поперечных деформаций основания, способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 - давление структурной прочности основания на растяжение, причем каток выполняют в поперечном сечении в виде горизонтальной центральной и симметричных по отношению к ней боковых конусных или только симметричных боковых конусных опорных поверхностей, составляющих угол способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 полуконтакта поперечного сечения катка с основанием по среднему радиусу r.

Известно устройство опорного катка прицепных торфяных машин, состоящее из жесткой цилиндрической опорной поверхности диаметром D, шириной в и заданной грузоподъемности G катка, при этом при заданном диаметре D ширина катка в = F/l, где l - длина контактной площади катка на основании, F = G/[p cp] - площадь опорной поверхности катка, [рср ]=(2/3способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 3/4)(0,4+3,75 П/F) - среднее допускаемое давление катка на основание, П=2(в+1) [кгс, см] - периметр отпечатка катка на основании [1].

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является устройство опорного жесткого катка прицепной машины МТП-22А, состоящее из центральной цилиндрической опорной поверхности диаметром D и шириной в и жестко примыкающих к ней с боков симметричных конусных опорных поверхностей, сужающихся к краям колеса для снижения сопротивления основания повороту машины, при этом площадь контакта F=G/[pcp], где G - грузоподъемность катка, [рср]=(2/3способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 3/4) (0,4+3,75 П/F) [кгс, см] - среднее допускаемое давление катка на основание при периметре П опорной поверхности отпечатка катка на основании [2].

Недостатком известных устройств опорного катка прицепной машины является пониженная несущая способность подстилающих торфяных оснований под цилиндрической опорной поверхностью катка и эмпиричность известных расчетных зависимостей по определению среднего давления под цилиндром катка.

Технический результат по устройству опорного катка прицепной машины, состоящему из горизонтальной центральной цилиндрической опорной поверхности и жестко примыкающих к ней с боков симметричных конусных поверхностей, достигается тем, что опорная поверхность катка в виде горизонтальной центральной цилиндрической или симметричных по отношению к ней боковых конусных или только симметричных боковых конусных опорных поверхностей, а также в виде эллипсоида вращения выполнена под углом способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 полуконтакта поперечного сечения катка шириной в с основанием по среднему радиусу rспособ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 0,5в/sinспособ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 , где для многоразового прохождения бездорожья способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 - угол сектора упругого полуконтакта по радиусу r опорной поверхности катка с грунтовым основанием, способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 - угол сектора упругого полуконтакта с торфяным основанием, для одноразового прохождения бездорожья способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 - для грунтового основания, способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 - для торфяного основания.

Изобретения поясняются чертежами, где на фиг.1 - общий вид прицепной машины с опорным жестким катком с центральной цилиндрической и боковыми конусными поверхностями, фиг.2 - вид А фиг.1, фиг.3 - общий вид опорного катка с конусными боковыми поверхностями, фиг.4 - жесткий каток с эллипсоидной опорной поверхностью, фиг.5 - расчетная схема НДС (напряженно-деформированного состояния) совокупной контактной поверхности под опорным катком прицепной машины в максимально упругом фазовом состоянии основания; фиг.6 - параллелограмм разложения сил в краевых точках пятна контакта; фиг.7 - графики зависимости угла способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 максимально упругого полуконтакта с основанием от его угла способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 внутреннего трения; фиг.8 - схема развития линий сдвига способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 и способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 под центром и краями контактной поверхности основания, нагруженного «первой критической» нагрузкой; фиг.8 - расчетная схема НДС контактной поверхности основания под действием «первой критической» нагрузки, совмещенная с параллелограммами разложения сил в точке А и В на границах развития зон сдвиговых (пластических) деформаций (СПД) под и за краями пятна контакта; фиг.9 - графики зависимости угла способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 полуконтакта с основанием, нагруженного «первой критической» нагрузкой.

Устройство опорного катка прицепной машины состоит из горизонтальной центральной цилиндрической опорной поверхности 1 катка и жестко примыкающих к ней с боков симметричных конусных поверхностей 2 (фиг.1, 2) или только симметричных боковых конусных опорных поверхностей 3 (фиг.3), а также в виде эллипсоида 4 вращения (фиг.4), выполненных под углом способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 полуконтакта поперечного сечения катка шириной в с основанием 5 по среднему радиусу rспособ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 0,5в/sin(способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 max), где для многоразового прохождения бездорожья способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 - угол сектора упругого полуконтакта по радиусу r опорной поверхности катка с грунтовым основанием (фиг.5-7), способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 - угол сектора упругого полуконтакта с торфяным основанием (фиг.7), для одноразового прохождения бездорожья способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 - для грунтового основания (фиг.8-10), способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 - для торфяного основания (фиг.10), (способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 - угол внутреннего трения и с -удельное сцепления основания.

Пример реализации способа. Основанием для катка принимаем заболоченную местность, сложенную торфом естественной влажностью способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 =88%-93%, модулем общей деформации Ео=1,0 МПа, способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 =36°, с=0,02 МПа, µ0=0,3. Наружный диаметр опорного катка прицепной машины составляет D =0,9 м, усилие на ось G=15кН. Рассчитаем при ширине в=0,7м катка радиус r его поперечного сечения и осадку. Для этого определяются параметры (способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 =18° и с=0,02 МПа преодолеваемой заболоченной местности. Угол сектора полуконтакта эллипсной поверхности катка в упругом и «первом критическом» для торфяной залежи фазовом состоянии составляет способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 , способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218

4776, а величина соответствующих радиусов поперечного сечении катка будет равна способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 , rkp.I,Tспособ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 2,097м. Величина среднего давления под катком составляет способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 pкp.I,т=0,1031 кг/см2 при его соответствующей осадке способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 Sкp.I,т=5,2626 см, где «критическое» давление под центром катка способ повышения несущей способности основания под опорным катком   прицепной машины и устройство опорного катка прицепной машины, патент № 2391218 . В целях упрощения технологии изготовления эллипсоидной поверхности каток выполняют с центральной горизонтальной опорной поверхностью (фиг.1) и симметричными боковыми конусными поверхностями или с боковыми конусными поверхностями (фиг.3), являющимися осредненным радиусом r поверхности.

Предлагаемый способ повышения несущей способности грунтового и торфяного основания и устройства катков с предлагаемой опорной поверхностью повышает грузоподъемность проектируемых машин на 15%-25% при прежних габаритах опорных катков только при изменении их опорной поверхности на эллипсоидную или приближенную к ней поверхность, при этом уточнены условия одно- или многоразовой проходимости рассматриваемой местности.

Источники информации

1. Солопов С.Г., Мурашов М.В. и др. Торфяные машины (теория, расчет и конструирование). - М.: Высшая школа, 1962. - С.63-68. (Прототип по способу, аналог по устройству).

2. Лазарев А.В., Корчунов С.С. Справочник по торфу. - М.: Недра, 1982. - С.180 (Прототип по устройству).

Класс B60B19/12 колеса барабанного типа

Класс B60C7/06 выполненные из металла 

Класс B60C3/00 Шины, отличающиеся поперечным сечением

шина, коронная зона которой имеет придающий жесткость усилитель -  патент 2527590 (10.09.2014)
многообъемная безопасная пневматическая шина -  патент 2526791 (27.08.2014)
шина для транспортных средств большой грузоподъемности, содержащая слой окружных усиливающих элементов -  патент 2507081 (20.02.2014)
покрышка пневматической шины -  патент 2463172 (10.10.2012)
нешипованная шина -  патент 2440249 (20.01.2012)
наполовину полая шина, пригодная, в частности, для установки на сельскохозяйственных машинах, каток и колесо, содержащие упомянутую шину -  патент 2437776 (27.12.2011)
пневматическая шина с асимметричным профилем протектора -  патент 2379200 (20.01.2010)
колесный движитель транспортного средства (варианты) -  патент 2378129 (10.01.2010)
способ повышения проходимости колеса транспортного средства и устройство для повышения проходимости колеса транспортного средства -  патент 2365514 (27.08.2009)
эластомерная шина с аркообразными плечевыми зонами -  патент 2361746 (20.07.2009)
Наверх