рельсовая сталь

Классы МПК:C22C38/50 с титаном или цирконием
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Иркутский государственный университет путей сообщения (ИрГУПС (ИрИИТ)) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2008-03-13
публикация патента:

Изобретение относится к черной металлургии, а именно к стали, используемой для изготовления железнодорожных рельсов, предназначенных для движения в кривых участках малого радиуса в условиях Сибири и Крайнего Севера. Сталь содержит углерод, марганец, кремний, алюминий, кальций, азот, ванадий, стронций, медь, никель, хром, барий, цирконий, церий, железо и примеси, при следующем соотношении компонентов, мас.%: углерод 0,75-0,90, марганец 0,70-1,25, кремний 0,25-0,55, алюминий не более 0,005, кальций 0,0001-0,005, азот 0,006-0,015, ванадий 0,05-0,15, стронций 0,0001-0,001, медь 0,03-0,30, никель 0,03-0,30, хром 0,03-0,30, барий 0,0001-0,001, цирконий 0,0001-0,001, церий 0,0001-0,001, железо и примеси - остальное. В качестве примесей сталь содержит не более 0,020 мас.% серы и не более 0,025 мас.% фосфора. Повышается износостойкость рельсов при отрицательных температурах и повышается чистота стали по неметаллическим включениям. 3 табл.

Формула изобретения

Рельсовая сталь, содержащая углерод, марганец, кремний, алюминий, кальций, азот, ванадий, стронций, медь, никель, хром, барий, железо и примеси, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит цирконий и церий при следующем соотношении компонентов, мас.%:

углерод0,75-0,90
марганец 0,70-1,25
кремний 0,25-0,55
алюминийне более 0,005
кальций 0,0001-0,005
азот 0,006-0,015
ванадий0,05-0,15
стронций 0,0001-0,001
медь 0,03-0,30
никель0,03-0,30
хром 0,03-0,30
барий0,0001-0,001
цирконий 0,0001-0,001
церий 0,0001-0,001
железо и примеси остальное,


при этом в качестве примесей она содержит не более 0,020 мас.% серы и не более 0,025 мас.% фосфора.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к черной металлургии, в частности к стали, используемой для изготовления железнодорожных рельсов, предназначенных для движения в кривых участках малого радиуса в условиях Сибири и Крайнего Севера.

Известна рельсовая сталь [1], содержащая (в мас.%):

углерод0,65-0,85
марганец 0,6-1,2
кремний 0,25-0,45
алюминий0,005-0,012
кальций 0,002-0,020
азот0,006-0,015
ванадий 0,01-0,07
стронций0,002-0,030
медь 0,05-0,80
барий0,001-0,030
цирконий 0,005-0,020
железо остальное

Существенным недостатком данной стали является низкая эксплуатационная стойкость железнодорожных рельсов, обусловленная недостаточной износостойкостью и чистотой стали по неметаллическим включениям.

Известная также рельсовая сталь[2], содержащая (мас.%):

углерод0,83-0,95
марганец 0,60-1,1
кремний 0,30-0,70
ванадий0,008-0,15
алюминий не более 0,005
азот 0,012-0,020
кальций0,0005-0,005
хром 0,05-0,50
хромне более 0,15
молибден 0,11-0,3
никель 0,05-0,30

один из элементов, выбранных из группы, включающей цирконий и РЗМ:

цирконий0,0005-0,005
РЗМ 0,0005-0,005
железо и примеси остальное

Основным недостатком данной стали является повышенная хрупкость рельсов в зоне болтовых отверстий из-за образования цементитной сетки в осевой зоне шейки.

В качестве наиболее близкого аналога авторами принята за прототип рельсовая сталь [3], содержащая углерод, марганец, кремний, алюминий, кальций, азот, ванадий, стронций, медь, никель, хром, барий, железо и примеси при следующем соотношении компонентов, мас.%: содержащая углерод 0,71-0,82, марганец 0,75-1,1, кремний 0,4-0,6, алюминий не более 0,005, кальций 0,0001-0,005, азот 0,005-0,02, ванадий 0,05-0,15, стронций 0,0001-0,005, медь не более 0,15, никель 0,03-0,2, хром 0,7-1,2, барий 0,0001-0,005, железо и примеси - остальное.

Желаемым техническим результатом изобретения является повышение чистоты стали по неметаллическим включениям и износостойкости рельсов при отрицательных температурах применительно к условиям Сибири и Крайнего Севера.

Рельсовая сталь, содержащая углерод, марганец, кремний, алюминий, кальций, азот, ванадий, стронций, медь, никель, хром, барий, железо и примеси, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит цирконий и церий при следующем соотношении компонентов (в мас.%):

углерод0,75-0,90
марганец 0,70-1,25
кремний 0,25-0,55
алюминийне более 0,005
кальций 0,0001-0,005
азот 0,006-0,015
ванадий0,05-0,15
стронций 0,0001-0,001
медь 0,03-0,30
никель0,03-0,30
хром 0,03-0,30
барий0,0001-0,001
цирконий 0,0001-0,001
церий 0,0001-0,001
железоостальное

при этом в качестве примесей сталь может содержать серу не более 0,020%, фосфора не более 0,025%.

Заявляемый химический состав стали подобран исходя из следующих предпосылок:

Выбранные концентрационные пределы углерода обеспечивают повышение твердости и износостойкости рельсов исключая вероятность образования цементитной сетки в осевой зоне шейки.

Увеличение марганца до 1,25% повышает сопротивление износу и прочностные свойства рельсовой стали. При снижении марганца менее 0,70% снижаются указанные параметры.

Установленные концентрационные пределы кремния обеспечивают упрочнение феррита, тем самым, повышая пределы текучести и прочности рельсовой стали в термоупрочненном состоянии. При снижении кремния менее 0,25% наблюдается резкое снижение данных параметров. Повышение концентрации кремния свыше 0,55% возрастает вероятность образования игольчатой микроструктуры с поверхности объемно-закаленных рельсов.

Содержание алюминия выбрано исходя из, с одной стороны, получения мелкого действительного зерна, с другой - исключения получения недопустимых глиноземистых неметаллических включений.

Введение азота позволяет получить измельченное зерно аустенита, что обеспечивает повышение прочностных свойств и увеличение сопротивляемости стали хрупкому разрушению. Наличие ванадия при этом позволяет добиваться необходимой растворимости азота в соединениях. При наличии азота менее 0,006% невозможно измельчения зерна и, соответственно, не обеспечивается необходимое упрочнение стали, а более 0,015% приводит к получению нерастворившегося азота и возможного образования недопустимых пузырей в стали. Выбранное содержание и соотношение азота и ванадия обеспечивает получение требуемой ударной вязкости (в том числе и при отрицательных температурах) за счет карбонитридного упрочнения.

Ограничение концентрации меди, хрома, никеля, фосфора и серы обусловлено улучшением качества поверхности рельсов.

Совместное введение стронция, церия, кальция и бария позволяет модифицировать источники концентраторов напряжений - неметаллические включения, исключить образование «опасных» включений глинозема, повысить чистоту стали по оксидным и сульфидным включениям, обеспечить образование глобулярных включений и исключить образование строчечных включений алюминатов. При введении более 0,001% кальция, бария, стронция и церия в сталь возможно получение грубых барий-кальций-стронций-церийсодержащих неметаллических включений, загрязняющих сталь, и вследствие чего снижается ударная вязкость стали. Дополнительное введение в сталь стронция обеспечивается повышение жидкотекучести шлака, тем самым, способствуя наиболее эффективной очистке металла от неметаллических включений.

Серия опытных плавок с заявляемым химическим составом была выплавлена в дуговых печах ДСП-100И7. Химический состав приведен в таблице 1. После разливки стали на МНЛЗ, осуществляли прокатку железнодорожных рельсов типа Р65. После прокатки рельсы подвергались термической обработке путем объемной закалки в масле. Результаты замера длины строчки хрупкоразрушенных неметаллических включений в горячекатаном состоянии в сравнении с рельсовой сталью стандартного производства [4], близкой к используемому прототипу, приведены в таблице 2. Результаты испытаний механических свойств рельсов в термообработанном состоянии в сравнении с рельсовой сталью Э76Ф стандартного производства приведены в таблице 3. Таким образом, заявляемый химический состав обеспечивает повышение чистоты стали по хрупкоразрушенным неметаллическим включениям, а также повышение уровня прочности и твердости рельсов.

Список источников

1. Патент РФ № 2161210 С1.

2. Патент РФ № 2259416 С2.

3. RU 2291218 С1, С22С 38/24.

4. ГОСТ Р 51685-2000. Рельсы железнодорожные. Технические условия.

Таблица 1
Химический состав стали
СоставС SiMn CrV AIN CaBa СеSr NiZr SP СиFe
1 0,750,30 0,750,05 0,050,002 0,0050,001 0,001 0,0010,001 0,03 0,0010,005 0,011 0,10ост.
2 0,850,28 0,700,03 0,090,005 0,0100,0001 0,0001 0,00010,0001 0,14 0,00010,008 0,017 0,04ост.
3 0,800,40 0,890,06 0,120,003 0,0140,0008 0,0002 0,00020,0008 0,30 0,00050,006 0,009 0,17ост.
4 0,870,53 1,250,08 0,080,001 0,0150,0009 0,0004 0,00080,0009 0,28 0,00040,005 0,020 0,10ост.
5 0,790,44 1,060,10 0,110,002 0,0120,001 0,0009 0,00070,0006 0,15 0,00010,014 0,017 0,25ост.
6 0,900,55 1,150,05 0,140,004 0,0100,0003 0,001 0,00020,0005 0,30 0,00040,025 0,021 0,30ост.
Э76Ф 0,71-0,820,25-0,60 0,75-1,15 н.б. 0,0200,03-0,15 н.б. 0,020 -- -- -н.б. 0,020 - н.б. 0,025н.б. 0,025н.б. 0,020 ост.

Таблица 2
Длина строчки неметаллических включений
Сталь Максимальная длина строчечных включений, мм
ГлиноземГлинозем, сцементированный силикатами Нитриды титанаХрупкоразрушенные сложные окислы
10 00 0,15
2 0 00 0
3 0 00 0,10
4 0 00 0
5 0 00 0,08
6 0 00 0
Требования ГОСТ Р 51685 для стали Э76Ф категории Н -- -н.б.

2,0

Таблица 3
Механические свойства стали
Состав Предел текучести, Н/мм2 Предел прочности, Н/мм2 Относительное удлинение, % Относительное сужение, % KCU ударная вязкость, Дж/см2
+20°С-60°С
1 10201330 1848 0,570,27
2 10001340 1845 0,480,30
3 11001390 2040 0,480,28
4 11101460 2248 0,320,38
5 10901440 3348 0,530,29
6 11101430 3048 0,570,31
Э76Ф -н.м.

1180
н.м.

8
н.м.

25
н.м.

0,15
-

Класс C22C38/50 с титаном или цирконием

трубная сталь -  патент 2525874 (20.08.2014)
аустенитно-ферритная сталь с высокой прочностью -  патент 2522914 (20.07.2014)
фольга из нержавеющей стали и носитель катализатора для устройства очистки выхлопного газа, использующий эту фольгу -  патент 2518873 (10.06.2014)
стали со структурой пакетного мартенсита -  патент 2507297 (20.02.2014)
сталь -  патент 2502821 (27.12.2013)
теплостойкая сталь для водоохлаждаемых изложниц -  патент 2494167 (27.09.2013)
трубная заготовка из легированной стали -  патент 2480532 (27.04.2013)
способ производства холоднокатаной ленты для холодной вырубки -  патент 2479643 (20.04.2013)
способ производства холоднокатаной ленты из низкоуглеродистых марок стали -  патент 2479641 (20.04.2013)
низколегированная литейная сталь -  патент 2467089 (20.11.2012)
Наверх