двигательная установка ракетного блока

Классы МПК:B64G1/40 размещение и модификация двигательных систем
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королева" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2008-07-14
публикация патента:

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к двигательным установкам ракетного блока. Двигательная установка ракетного блока содержит криогенный бак окислителя и/или криогенный бак горючего, пневмоклапаны и трубопроводы. В состав трубопроводов, стыкующихся с пневмоклапанами, введены тройники. Во внутренней полости каждого тройника размещен участок трубопровода управляющего давления пневмоклапаном, который одним своим концом пристыкован к штуцеру управляющего давления пневмоклапаном, а другим концом приварен к тройнику с помощью переходника. Участок трубопровода управляющего давления пневмоклапаном выполнен с компенсирующим элементом, обеспечивающим компенсацию температурных и механических перемещений между пневмоклапаном и тройником на всех этапах подготовки и эксплуатации двигательной установки ракетного блока. Достигается улучшение теплоизоляции криогенных топливных баков. 2 ил. двигательная установка ракетного блока, патент № 2399563

двигательная установка ракетного блока, патент № 2399563 двигательная установка ракетного блока, патент № 2399563

Формула изобретения

Двигательная установка ракетного блока, содержащая криогенный бак окислителя и/или криогенный бак горючего, пневмоклапаны и трубопроводы, отличающаяся тем, что в состав трубопроводов, стыкующихся с пневмоклапанами, введены тройники, при этом во внутренней полости каждого тройника размещен участок трубопровода управляющего давления пневмоклапаном, который одним своим концом пристыкован к штуцеру управляющего давления пневмоклапаном, а другим концом приварен к тройнику с помощью переходника, причем участок трубопровода управляющего давления пневмоклапаном выполнен с компенсирующим элементом, обеспечивающим компенсацию температурных и механических перемещений между пневмоклапаном и тройником на всех этапах подготовки и эксплуатации двигательной установки ракетного блока.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к двигательным установкам ракетного блока.

Известна двигательная установка ракетного блока, содержащая бак окислителя, бак горючего, пневмоклапаны, трубопроводы («Ракеты-носители» под ред. Проф. С.О.Осипова, Военное издательство Министерства обороны СССР, Москва - 1981 г., стр.202, 203, 213, 214, 223-225), которая принята за прототип.

В ракетных блоках, использующих криогенное топливо (например, в качестве окислителя - жидкий кислород, в качестве горючего - жидкий водород), большое значение приобретают меры по снижению теплопритоков к криогенным бакам.

Из практики проектирования ракетно-космической техники известно, что сокращение теплопритоков к криогенным бакам осуществлялось за счет улучшения теплофизических свойств теплоизоляции баков и трубопроводов, за счет применения термомостов в подводящих магистралях, за счет размещения клапанов этих магистралей во внутренней полости криогенных баков и т.д.

Пневмоклапаны, обеспечивающие заправку, слив, дренаж, расход компонента, и присоединенные к ним трубопроводы проходят через теплоизоляцию криогенного бака, снижают качество монтажа теплоизоляции, в результате чего растут теплопритоки к криогенному баку, увеличиваются потери криогенного компонента за счет его прогрева.

Задачей предложенной двигательной установки ракетного блока является снижение теплопритоков к криогенным бакам, уменьшение прогрева криогенного компонента и его потерь за счет сокращения количества трубопроводов, проходящих через теплоизоляцию криогенного бака.

Задача решается за счет того, что в двигательной установке ракетного блока, содержащей криогенный бак окислителя и/или криогенный бак горючего, пневмоклапаны и трубопроводы, в состав трубопроводов, стыкующихся с пневмоклапанами, введены тройники, при этом во внутренней полости каждого тройника размещен участок трубопровода управляющего давления пневмоклапаном, который одним своим концом пристыкован к штуцеру управляющего давления пневмоклапаном, а другим концом приварен к тройнику с помощью переходника.

На фиг.1 изображена схема двигательной установки ракетного блока, на фиг.2 представлен тройник с участком трубопровода управляющего давления пневмоклапаном, где:

1 - криогенный бак окислителя;

2 - криогенный бак горючего;

3 - трубопроводы;

4 - пневмоклапаны;

5 - тройники;

6 - участок трубопровода управляющего давления;

7 - штуцер;

8 - переходник;

9 - компенсирующий элемент;

10 - теплоизоляция криогенного бака.

В двигательной установке ракетного блока, содержащей криогенный бак окислителя 1 и/или криогенный бак горючего 2, пневмоклапаны 4 и трубопроводы 3, в состав трубопроводов 3, стыкующихся с пневмоклапанами 4, введены тройники 5. Во внутренней полости каждого тройника 5 размещен участок трубопровода управляющего давления 6 пневмоклапаном 4, который одним своим концом пристыкован к штуцеру 7 управляющего давления пневмоклапаном 4, а другим концом приварен к тройнику 5 с помощью переходника 8. Участок трубопровода управляющего давления 6 пневмоклапаном 4 выполнен с компенсирующим элементом 9, обеспечивающим компенсацию температурных и механических перемещений между пневмоклапаном 4 и тройником 5 на всех этапах подготовки и эксплуатации двигательной установки ракетного блока.

При таком компоновочном решении через теплоизоляцию криогенного бака 1 и/или 2 трубопроводы управляющего давления пневмоклапанами 4 не проходят, так как до их подхода к теплоизоляции они с помощью участков трубопровода управляющего давления 6 пневмоклапаном 4 размещены во внутренних полостях тройников 5.

В процессе монтажа участка трубопровода управляющего давления 6 и тройника 5 компенсация их взаимных технологических перемещений вдоль оси тройника 5 обеспечивается смещением втулки 8 относительно тройника 5 за счет компенсирующего элемента 9, а при эксплуатации этих узлов возникают температурные деформации, которые также воспринимаются этим элементом 9.

После заполнения криогенного бака окислителя 1 и/или криогенного бака горючего 2 компонентом поддержание необходимого температурного режима в этих баках обеспечивается теплоизоляцией 10 (например, слоями ЭВТИ), установленной на наружную поверхность криогенных баков 1 и/или 2.

Потери криогенного топлива, в частности, зависят от величин теплопритоков, поступающих в криогенный бак окислителя 1 и/или криогенный бак горючего 2 по подводящим трубопроводам 3 и трубопроводам управляющего давления. Эти теплопритоки уменьшаются, если между пневмоклапанами 4 (например, пневмоклапанами заправки, слива, дренажа, расхода компонента и др.) и подводящими трубопроводами 3 установлены тройники 5, внутри которых размещены участки трубопроводов управляющего давления 6 пневмоклапанами 4, при этом трубопроводы управляющего давления не проходят через теплоизоляцию 10 криогенного бака 1 и/или 2 и не нарушают ее целостность. Кроме того, в процессе прохождения по трубопроводу 3 криогенного компонента (например, в магистрали заправки) участок трубопровода управляющего давления 6 пневмоклапаном 4 будет захолаживаться, снижая величину теплопритока, поступающего к криогенному баку 1 и/или 2.

Такое решение задачи позволяет снизить теплопритоки к криогенному баку окислителя 1 и/или криогенному баку горючего 2, уменьшить прогрев и потери криогенного компонента за счет сокращения количества трубопроводов, проходящих через теплоизоляцию криогенного бака, и, как следствие, увеличить время функционирования в космических условиях ракетных блоков (например, ракетных разгонных блоков).

Класс B64G1/40 размещение и модификация двигательных систем

система хранения криогенной жидкости для космического аппарата -  патент 2529084 (27.09.2014)
бортовая электролизная установка космического аппарата -  патент 2525350 (10.08.2014)
бак топливный космического аппарата для хранения и подачи жидких компонентов -  патент 2522763 (20.07.2014)
летательный аппарат -  патент 2521145 (27.06.2014)
ионная двигательная установка космических аппаратов -  патент 2518467 (10.06.2014)
связка из двух пар баков и летательная пусковая установка, снабженная такой связкой -  патент 2509039 (10.03.2014)
способ ударного воздействия на опасные космические объекты и устройство для его осуществления -  патент 2504503 (20.01.2014)
блок тяги жидкостного ракетного двигателя -  патент 2502645 (27.12.2013)
двигательная установка космического летательного аппарата (варианты) и способ ее эксплуатации -  патент 2497730 (10.11.2013)
покрытие мультипликатора инжекторного ускорителя реактивного двигателя для космических и летательных аппаратов десятого поколения, подводных лодок и морских торпед -  патент 2495790 (20.10.2013)
Наверх