способ оценки эффективности психотерапии расстройств пищевого поведения
Классы МПК: | A61B5/16 устройства для проведения психологических опытов |
Автор(ы): | Колтунов Игорь Ефимович (RU), Погосова Нана Вачиковна (RU), Бабин Андрей Геннадьевич (RU), Чечеткина Елена Александровна (RU), Балясова Елена Николаевна (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное учреждение "Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины" Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2009-05-20 публикация патента:
10.12.2010 |
Изобретение относится к медицине, психологии. Проводят психологическое тестирование для выявления «личностного профиля» пациента. Строят исходный график в системе координат, где оси - шкалы СМИЛ и количество баллов по каждой из шкал. По оригинальной математической формуле находят Н0 - «нулевую высоту» и <Н> - усредненную высоту клинического профиля. Строят диаграмму S-H0, где S - tg угла наклона прямой к оси X. Проставляют конкретные значения координат S и Н 0 испытуемого в виде точки, отвечающей профилю пациента в данный момент времени. На диаграмме S-H0 располагают всю совокупность точек, каждая из которых обозначает целостный «личностной» профиль пациента в определенный момент обследования. По направлению смещения точки в область положительных или отрицательных значений, а также по ее расположению относительно усредненной высоты клинического профиля <Н> судят о динамике состояния пациента в процессе проводимой психотерапии. Способ позволяет наглядно и непрерывно отслеживать динамику и эффективность проводимой психотерапии у пациентов с расстройствами пищевого поведения за счет сведения значений всех шкал «личностного профиля» к одной точке и отслеживания изменений ее положения в процессе лечения. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Формула изобретения
1. Способ оценки эффективности лечения больных с расстройствами пищевого поведения, включающий психологическое обследование с помощью стандартизированного многофакторного метода исследования личности (СМИЛ), при этом проводят целостный анализ всех 10-ти клинических шкал, составляющих исходный «личностный» профиль путем построения исходного графика в такой системе координат, где ось Х - шкалы СМИЛ, а ось Y - Т-баллы, полученные в результате тестирования, методом линейной регрессии выводят уравнение прямой
Y-S·X-H0,
где S - tg угла наклона прямой к оси X,
Н0 - свободный член уравнения - «нулевая высота Н»,
далее строят диаграмму S-H0, проставляют конкретные значения координат S и Н0 испытуемого в виде точки, отвечающей его профилю до начала курса психотерапии - начальной точки, на диаграмме выделяют области отрицательных и положительных значений S, при этом области отрицательных значений S соответствуют психологические трудности эмоционального типа - «emotion», а области положительных значений S соответствует психотический спектр-«psycho», пространство диаграммы S-H0 по высоте разбивают линиями постоянной усредненной высоты клинического профиля СМИЛ<H>= (Hi)i=1-10, связанной с «нулевой» высотой Н 0 уравнением Н0=<Н>-5.5S, в процессе проводимого лечения на диаграмме S-H0 располагают всю совокупность точек, каждая из которых обозначает целостный «личностный» профиль пациента в определенный момент обследования, и определяют эффективность лечения по смещению начальной точки в положительную или отрицательную области диаграммы и положению усредненной высоты клинического профиля <Н>.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что шаг разбивки диаграммы выбирается в 20 баллов.
Описание изобретения к патенту
В контексте психотерапевтической и общемедицинской практики особенно актуальной является проблема диагностики и оценки эффективности лечения нарушений пищевого поведения. Традиционно об эффективности психотерапии расстройств пищевого поведения судят по количественным изменениям массы тела за весь курс лечения или за каждую неделю (патент РФ № 2314783, 2008), например, путем расчета количества килограммов лишнего веса по формуле Брока (патент РФ № 2104719, 1998).
Однако перечисленные выше методы не дают информации о том, насколько эффективной была различного рода терапия в динамике и не дает возможности оценить коррекцию поведенческих расстройств.
Существует два основных взаимодополняющих подхода к выбору методических средств для решения проблемы оценки динамики нарушения пищевого поведения, в зависимости от теоретического взгляда на природу таких нарушений. Один из подходов к терапии нарушения пищевого поведения и сопутствующего изменения массы тела ограничивается диагностикой характерного набора поведенческих расстройств, таких как компульсивное переедание, ограничения приема пищи, очищающие процедуры после еды, и т.д. Диагностика и оценка динамики нарушения пищевого поведения производится на основании количества и степени выраженности определенных признаков-критериев данного расстройства. В рамках данного подхода применяются тестовые методики в виде опросников, такие как опросник пищевого поведения DEBQ (Van Strien et al., 1976), диагностическая шкала EDDS (Stice et al., 2000), опросник для исследования пищевого поведения ЕАТ-26 (Garner, Garfinkle, 1997) и др. (Терапия пищевого поведения. / И.Г.Малкина - Пых. - М.: Эксмо, 2007. - 1040 с. - Справочник практического психолога). Эти методики являются простыми в использовании и обработке результатов, а также эффективно дополняют клинические диагностические процедуры. Данный круг методик ограничивается исследованием объективных симптомов или определенных типов поведения, определяющих данный вид нарушения. С этим связан недостаток этого методологического подхода - поверхностность оценки состояния пациента без учета особенностей личности и микросоциума пациента. Также одним из основных недостатков данного способа обследования является отсутствие шкал достоверности, дающих представление о надежности полученных результатов.
Альтернативный подход к проблеме диагностики и оценки динамики нарушений пищевого поведения основан на выявлении свойств личности, которые могут способствовать развитию данных нарушений и появлению ожирения. Структура личности и ее специфические особенности являются основной диагностической и терапевтической мишенью, в то время как непосредственные поведенческие расстройства рассматриваются как симптомы базовых нарушений личностной структуры. В рамках данного подхода применяются диагностические инструменты, направленные на исследования свойств личности, специфичных для пациентов с нарушениями пищевого поведения. Например, структурный профиль Basic ID (Lazarus, 2001), характерологическая методика Кейрси (Keirsey, 1965), опросник MMPI (в данном исследовании используется модификация теста MMPI - СМИЛ, Собчик Л.Н., 2005) и др. Для исследования пациентов с расстройствами пищевого поведения нам видится наиболее уместным использование методики СМИЛ (Стандартизированный многофакторный метод исследования личности / Л.Н.Собчик - СПб.: Речь, 2006. - 224 с.). В силу того, что она позволяет наиболее полно исследовать общее состояние обследуемого, высокочувствительна к характерологическим признакам при нарушениях пищевого поведения, а также ее большим преимуществом является наличие в структуре шкал достоверности, позволяющих оценить надежность результатов и установку пациента на саму процедуру обследования.
Опросник содержит 566 вопросов-утверждений. Если ответы получены на все 566 вопросов-утверждений (полный вариант), то в результате выявляется профиль СМИЛ, который дает при интерпретации портрет личности и показатели почти 200 дополнительных шкал, играющих уточняющую и второстепенную роль. Сокращенный вариант содержат 399 вопросов-утверждений. Он позволяет получить личностный портрет по базисным шкалам, но не дает информации по дополнительным шкалам. В результате личностный профиль строится на основании 10 базисных шкал: «1» - шкала невротического сверхконтроля, «2» - шкала пессимистичности, «3» - шкала эмоциональной лабильности, «4» шкала - импульсивности, «5» - шкала «мужественности-женственности», «6» - шкала ригидности, «7» - шкала тревожности, «8» - шкала индивидуалистичности, «9» - шкала оптимистичности, «0» - шкала социальной интроверсии. Базисные шкалы формируют целостный личностный профиль, отражающий портрет личности во всей его сложности и разнообразии. «Профиль СМИЛ» - это та ломаная линия, которая соединяет между собой количественные показатели десяти базисных шкал. Значения по каждой из шкал могут составлять 0 до 120 баллов, но, как правило, в норме количественные показатели укладываются от 30 до 70 баллов. К показателям десяти базисных шкал профиля примыкает на первом плане (слева) профиль шкал достоверности. Шкала «L» - шкала лжи - показывает, насколько искренним был обследуемый в процессе тестирования. Шкала «F» - шкала достоверности - показывает уровень надежности полученных данных в зависимости от откровенности обследуемого и его готовности к сотрудничеству. Шкала «К» - шкала коррекции - выявляет степень искажения профиля, связанного как с закрытостью испытуемого, так и с влиянием неосознанного защитного механизма вытеснения из психики информации, травмирующей, разрушающей позитивный образ «Я». В зависимости от показателей шкал достоверности базисный профиль признается достоверным или недостоверными, а его особенности рассматриваются через призму установок испытуемого по отношению к процедуре обследования.
Сокращенный вариант СМИЛ (базисный профиль) позволяет вычленить определенные личностные черты и паттерны поведения, общие для больных с расстройствами пищевого поведения. Так, например, для большинства пациентов наиболее характерны такие личностные особенности, как эмоциональная лабильность, неустойчивость настроения, тревожность и импульсивность как основная поведенческая черта.
Таким образом, выраженность тех или иных личностных черт и конфигурация профиля в целом позволяют оценить выраженность расстройств пищевого поведения и их связь с другими личностными особенностями больного. Учитывая подобный факт, видится уместным использование теста СМИЛ также с целью оценки эффективности психотерапии расстройств пищевого поведения на основании сравнительного анализа результатов тестирования до и после психотерапии. Но в силу того, что результаты тестирования представлены в виде «личностного профиля», однозначно оценить динамику состояния пациента в ходе терапии представляется достаточно проблематичным. Динамика по каждой из шкал может быть различной, вплоть до того, что по шкале пессимистичности мы можем наблюдать положительную динамику и одновременно с этим по шкале тревожности - отрицательную, что в свою очередь затрудняет однозначную оценку индивидуальной динамики пациентов в ходе психотерапии и использование результатов теста в статистических исследованиях. Обычно выделяются отдельные шкалы или группы шкал, однако при этом игнорируется остальная часть профиля, которая тоже имеет клиническое значение.
Предлагаемое же нами изобретение позволяет наглядно и непрерывно отслеживать динамику и эффективность проводимой психотерапии у пациентов с расстройствами пищевого поведения за счет сведения значений всех шкал «личностного» профиля к одной единственной точке и последующего отслеживания изменений ее положения в процессе лечения. Точка, получаемая путем преобразования первого «личностного» профиля пациента, называется начальной.
Данный метод является простой и объективной оценкой динамики состояния пациента, позволяет объективно отследить тенденцию в динамике состояния пациентов, страдающих расстройствами пищевого поведении.
Способ выполняется следующим образом
Проводится тестирование пациента с помощью стандартизированного многофакторного метода исследования личности (СМИЛ). Проводят целостный анализ всех 10-ти клинических шкал, составляющих исходный «личностный» профиль.
Для этого сначала строят исходный график в такой системе координат, где ось Х - шкалы СМИЛ, а ось Y - Т-баллы. Методом линейной регрессии выводят уравнение прямой:
Y=S*Х-Н0,
где S - tg угла наклона прямой к оси X,
Н 0 - свободный член уравнения - «нулевая высота Н»,
вычисляют <Н> - усредненную высоту клинического профиля по формуле:
<H>=H0+5.5S
Далее строят диаграмму S-Н0, проставляют конкретные значения координат S и Н0 испытуемого в виде точки, отвечающей профилю пациента в данный момент времени, а на диаграмме выделяют различные области в зависимости от наклона профиля и его высоты. Разделяются области отрицательных и положительных значений S, при этом области отрицательных значений S соответствуют психологические трудности эмоционального типа, а области положительных значений S соответствует психотический спектр. Также пространство диаграммы S-Н0 по высоте разбивается линиями постоянной усредненной высоты клинического профиля СМИЛ
<H>= (Hi)i=1-10, связанной с «нулевой» высотой Н 0 уравнением:
H0=<H>-5.5S
При этом на границе "emotion/psycho" обе высоты численно равны (т.к. при S=0 имеем Н0=<Н>), а все пространство диаграммы S-Н0 по высоте разбивается линиями постоянной усредненной высоты профиля, с выбранным шагом, к примеру, в 20 баллов (фиг.2). Подобный способ позволяет отслеживать динамику состояния пациента в процессе проводимой психотерапии. На диаграмме S-Н0 располагают всю совокупность точек, каждая из которых обозначает целостный «личностный» профиль пациента в определенный момент обследования. По направлению смещения точки в область положительных или отрицательных значений, а также по ее расположению относительно усредненной высоты клинического профиля <Н> можно говорить о динамике состояния пациента - о ее положительной или отрицательной направленности, а также степени выраженности.
Заявленное изобретение может быть проиллюстрировано следующими чертежами.
(1) Исходный профиль MMPI (например, изображенный на фиг.1) загружается в стандартную программу Excel, с помощью которой проводится линейная аппроксимация в области шкал 1-10 с выводом уравнения соответствующей прямой. Подобные расчеты можно произвести и вручную.
(2) Параметры этого уравнения - наклон прямой S и «нулевая» высота Н0, получаемая экстраполяцией прямой к гипотетической шкале «0» - представляют собой точку {S;H0 } на диаграмме S-H0, как это показано на фиг.2 на примере точки {0.7818; 54.4}, отвечающей профилю на фиг.1.
(3) На диаграмме S-H0 выделяются различные области в зависимости от наклона профиля и его высоты.
(4) Во-первых, разделаются области отрицательных и положительных значений S. Поскольку S<0 означает превалирование первых пяти шкал (1 -ипохондрия, 2 - депрессия, 3 - истерия, 4 - психопатия, 5 - гендерная роль), то область S>0 ассоциируется с психологическими трудностями эмоционального типа и поэтому названа "emotio". В области положительных значений S превалируют шкалы психотического спектра (6 - паранойя, 7 - психостения, 8 - шизофрения, 9 - мания, 10 - социальная изоляция), поэтому область S>0 названа "psycho".
(5) Во-вторых, «нулевая» высота Н0 связана с усредненной высотой клинического профиля <H>= (Hi)i=1-10 уравнением
H0=<H>-5.5S
При этом на границе "emotion/psycho" обе высоты численно равны (т.к. при S=0 имеем Н0=<Н>), а все пространство диаграммы S-Н0 по высоте разбивается линиями постоянной усредненной высоты профиля MMPI. Такая сетка с выбранным шагом в 20 баллов показана на фиг.2 (для построения используется уравнение Н0=<Н>-5.5S). В процессе проводимого лечения на диаграмме S-Н0 и определяют эффективность лечения по смещению начальной точки в положительную или отрицательную области диаграммы и положению усредненной высоты клинического профиля <Н>.
В процессе проводимого лечения на диаграмме SH0 располагают всю совокупность точек, каждая из которых обозначает целостный «личностной» профиль пациента в определенный момент обследования. Эффективность лечения определяют по смещению начальной точки в положительную или отрицательную области диаграммы и положению усредненной высоты клинического профиля <Н>. При этом при повышении <Н> определяют ухудшение, а при снижении <Н> - улучшение психического состояния.
Клинический пример
Пациентка М. с диагнозом «нервная булимия» (код F50.2 по МКБ-10) в течение первой (диагностической) сессии выполнила тест MMPI, по результатам которого был получен профиль на фиг.1 и точка 1 на фиг.2. По сравнению с идеальным профилем (все шкалы по 50 баллов), попадающим в точку-ромб {0; 50} на фиг.2, точка 1 с координатами {0.78; 54,4} смещена в «психотическую» область (S>0) с повышением усредненной высоты клинического профиля (<Н>=54.4+5.5·0.78=58.7). Первое говорит о превалировании шкал 6-10 в профиле и развитии соответствующих патологических черт, а второе - об умеренном характере этой патологии. В процессе комбинированного лечения (флуоксетин как лекарственное средство и динамическая психотерапия) наблюдается дрейф точки вначале в сторону «идеального» ромба (1 2), а затем в правый нижний угол диаграммы на фиг.2 (2 3). Точка 3 отвечает наилучшему субъективному состоянию пациентки, но одновременно - развитию гипоманикального состояния, фиксируемого клинически и подтверждаемого высоким значением S=2.4. Даже в отсутствие врачебного контроля такое углубление в «psycho» область является сигналом к срочному изменению терапии.
В процессе постепенной отмены препарата состояние постепенно нормализовалось с исчезновением симптомов как гипомании, так и булимии - соответственно происходил дрейф точки в сторону «идеального» ромба (3 4 5). В период времени, отвечающий точке 5, лечение (общей продолжительностью 2 месяца) было закончено. Однако через несколько месяцев больная вновь обратилась к врачу, так как булимическая симптоматика вернулась, причем в более тяжелом варианте. Этому обращению отвечает точка 6. По сравнению с точкой 1 (первое обращение) расположение точки 6 {1.32; 57.7}, действительно, отвечает более тяжелому состоянию - и по углублению в «психотическую» область (S=1.32), и по увеличению высоты профиля (<Н>=57.7+5.5·1.32=65.0). По движению точки на диаграмме S-H0 можно наблюдать различие в характере лекарственной и болезненной «психотизации»: в первом случае высота профиля снижается (2 3), а во втором - повышается (5 6), что отвечает улучшению или утяжелению общего психического состояния соответственно.
Наглядно проиллюстрировать эффективность нашего метода позволяет следующее сравнение. Так, если мы попытаемся проанализировать динамику состояния пациентки М. (клинический пример) в ходе психотерапевтического лечения с помощью традиционного способа представления результатов СМИЛ, то это будет выглядеть следующим образом (фиг.3).
На данном примере мы видим, что в целом оценить направленность динамики состояния пациентки в ходе психотерапевтического лечения не представляется возможным в силу разнящихся результатов по каждой из шкал. Так как по одним из них наблюдается положительная динамика, а по другим, наоборот, отрицательная, комплексная целостная оценка состояния затруднена. Сведение же «личностного» профиля к единственной точке позволяет оценить динамику состояния определенным образом (фиг.2). Так, мы можем проследить динамику состояния данной пациентки от одной психотерапевтической сессии к другой - по результатам СМИЛ, полученным в результате динамического наблюдения пациентки.
Таким образом, заявленное изобретение позволяет производить наблюдение за пациентами с пищевыми расстройствами в динамике во время всего периода лечения, оценивать эффективность назначаемого лечения, вовремя его корректировать.
Класс A61B5/16 устройства для проведения психологических опытов