способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов

Классы МПК:B61F5/00 Конструктивные элементы тележек; соединения между тележками и рамами; устройства, регулирующие положение или допускающие самоустановку колесных осей и тележек при движении по криволинейным участкам пути
C21D7/00 Изменение физических свойств железа, чугуна или стали путем деформации
Автор(ы):, , , , , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (RU),
Открытое акционерное общество "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2009-07-14
публикация патента:

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Способ включает упрочнение детали, имеющей в сечении две боковые стенки, нижнюю и верхнюю полки. Упрочнение детали осуществляют путем изменения толщины части боковых стенок детали до величины способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 2способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 1,1способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 1 на расстоянии lспособ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 0,2Н от нижней полки, где способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 1 - первоначальная толщина каждой из боковых стенок, Н - высота каждой из боковых стенок. Достигается повышение минимальной живучести деталей тележек. 3 з.п. ф-лы.

Формула изобретения

1. Способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, преимущественно боковых рам и надрессорных балок, включающий упрочнение детали, имеющей в сечении две боковые стенки, нижнюю и верхнюю полки, отличающийся тем, что упрочнение детали осуществляют путем изменения толщины части боковых стенок детали до величины способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 2способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 1,1способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 1 на расстоянии lспособ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 0,2Н от нижней полки, где способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 1 - первоначальная толщина каждой из боковых стенок, Н - высота каждой из боковых стенок.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что отношение n толщины способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 2 части каждой из боковых стенок к толщине способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 3 нижней полки равно способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 .

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что изменяют толщину части боковой стенки до величины способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 2, равной 1,1способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 1способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 2<1,15способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 1.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что толщину части боковой стенки увеличивают на расстоянии l от нижней полки, равном 0,2Нспособ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 lспособ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 0,5Н.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано при изготовлении литых несущих деталей железнодорожного подвижного состава.

Известен способ продления ресурса деталей машин (А.с. № 1691041, B23P 6/00, 15.11.1991), включающий периодическое выявление выходящих на поверхность дефектов неразрушающими методами и контроля за их развитием.

Недостатками данного способа являются:

- наблюдения осуществляют за неподвижным объектом, находящимся в стационарных условиях эксплуатации, что ограничивает область применения способа;

- наблюдение за выявленными на поверхности объекта трещинами ведется путем формирования выборок металла в зоне максимального развития дефекта до размеров, при которых глубина максимального дефекта не превышает допустимого значения;

- наблюдения за развитием выявленных трещин необходимо осуществлять постоянно, что связано с определенными трудностями.

Известен также способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, преимущественно боковых рам и надрессорных балок (А.с. № 1157087, C21D 7/02, 23.05.1985) - прототип, включающий упрочнение детали, имеющей в сечении две боковые стенки, нижнюю и верхнюю полки. Упрочнение деталей осуществляют путем нагружения их статической нагрузкой по направлению, совпадающему с рабочей нагрузкой, до появления в наиболее напряженных зонах остаточных пластических деформаций 0,1-0,3%.

Недостатками указанного технического решения являются:

- необходимость иметь специальное оборудование, нагружающее каждую деталь усилием 1200-1400 кН;

- точность нагружения сложных литых деталей, какими являются боковые рамы и надрессорные балки тележек, для создания пластических деформаций 0,1-0,3% во всех опасных зонах обеспечить сложно, а невыполнение указанного диапазона деформаций ведет к резкому снижению живучести деталей и/или их предела выносливости.

Технический результат заявленного изобретения - повышение надежности визуального контроля литых деталей тележек грузовых вагонов и отбраковки деталей с трещинами в опасных зонах при их эксплуатации.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, преимущественно боковых рам и надрессорных балок, включающем упрочнение детали, имеющей в сечении две боковые стенки, нижнюю и верхнюю полки, упрочнение детали осуществляют путем изменения толщины части боковых стенок детали до величины способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 2способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 1,1способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 1 на расстоянии lспособ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 0,2Н от нижней полки, где способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 1 - первоначальная толщина каждой из боковых стенок, Н - высота каждой из боковых стенок.

Отношение толщины способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 2 части каждой из боковых стенок к толщине способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 3 нижней полки равно способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 .

Изменяют толщину части боковой стенки до величины способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 2 в пределах 1,1способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 1способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 2способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 1,15способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 1.

Толщину части боковой стенки увеличивают на расстоянии l от нижней полки, равном 0,2Нспособ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 lспособ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 0,5Н.

Живучесть i-ой детали при испытаниях на усталость определяется по формуле способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 , где Npi - количество циклов до разрушения i-ой детали при испытаниях; Nтi - количество циклов до появления трещин в i-ой детали при испытаниях.

Испытания показывают, что живучесть испытуемых на усталость деталей варьируется в широком диапазоне: от десятых долей % до нескольких десятков %, однако инструментально (без разрушения деталей на стендах) эту величину определить невозможно.

В настоящее время минимальная живучесть деталей тележек не превосходит 1% (Самошкин С.А., Хоменко А.А., Виноградов А.А. «Исследование несущих элементов тележек модели 18-100 грузовых вагонов». «Тяжелое машиностроение», 2007, № 9, стр.23-25), а должна составлять более 6%, чтобы обнаружить деталь с трещиной через два года, если через год после ее появления при осмотре она не была обнаружена.

Литые детали тележек грузовых вагонов эксплуатируются практически безнадзорно в промежутках времени между ремонтами. Имеющие место осмотры деталей тележек при стоянке поездов не обеспечивают 100%-ного обнаружения литых деталей тележек с трещинами (в виду затрудненного осмотра опасных зон деталей тележек в поезде, а также малой живучестью деталей). Разрушение даже 10 деталей на 0,5 млн. вагонов (3 млн. боковых рам и надрессорных балок) за год при движении поездов представляется недопустимым. Сокращение числа разрушившихся деталей в поездах за счет увеличения их живучести и своевременного изъятия из эксплуатации представляется очевидным.

Упрочнение детали путем изменения первоначальной толщины способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 1 каждой боковой стенки детали до величины (толщины) способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 2способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 1,1способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 1 на расстоянии l от нижней полки, равном не менее 0,2Н, где Н - высота каждой из боковых стенок, позволяет снизить скорость развития трещин в детали, в наблюдаемой зоне - в боковых (вертикальных) стенках сечения, что повысит вероятность их обнаружения, а соответственно и повысит надежность контроля отбраковки детали при эксплуатации.

Оптимальным при изменении размеров боковых стенок детали является изменение толщины части боковой стенки детали в диапазоне 1,1способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 1способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 2способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 1,15способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 1 на расстоянии l, равном 0,2Нспособ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 lспособ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 0,5Н.

Изменение толщины способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 1 части боковой стенки детали на величину способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 2>1,15способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 1 может быть нецелесообразным, поскольку это приведет к увеличению необходимого материала для литья, а соответственно и стоимости самой детали. Увеличение толщины способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 1 каждой боковой стенки детали на величину способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 2<1,1способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 1 снижает вероятность обнаружения при эксплуатации трещины в детали.

То же касается расстояния l от нижней полки, на котором изменяют толщину боковых стенок. Увеличение расстояния l>0,5Н от нижней полки может быть также нецелесообразно, поскольку приведет к увеличению необходимого материала для литья, а соответственно и стоимости самой детали. Уменьшение расстояния l<0,2Н от нижней полки снижает вероятность обнаружения при эксплуатации трещины в детали.

Выбор отношения толщины способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 2 части каждой из боковых стенок к толщине способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 3 нижней полки, равного способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 , обусловлен тем, что излишнее увеличение толщины стенки способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 1 приведет к созданию теплового узла, который при остывании после заливки стали в опоку может привести к образованию усадочных трещин, снижающих прочность детали.

Сечение опасных зон литых деталей тележек (боковых рам и надрессорных балок) имеют коробчатую форму, включающую две боковые стенки, нижнюю и верхнюю полки, при этом толщина способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 1 боковых (вертикальных) стенок меньше толщины способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 3 нижней полки. После частичного разрушения нижней полки трещиной усталости (которую при эксплуатации обнаружить не всегда удается) момент сопротивления сечения без нижней полки многократно уменьшается, что приводит к быстрому разрушению всего сечения.

Повышение живучести детали (т.е. снижение скорости разрушения детали) и выведение трещины на боковую стенку сечения, что повысит вероятность ее обнаружения в эксплуатации, достигается усилением напряженных зон за счет увеличения толщины способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 1 боковых стенок сечения до величины способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 2способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 1,1способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 1 на расстоянии (по высоте) lспособ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, патент № 2412073 0,2Н от нижней полки, где Н - высота боковой стенки.

Таким образом, заявленный способ позволяет повысить надежность контроля отбраковки при эксплуатации литых деталей тележек грузовых вагонов, сократить число разрушившихся деталей в поездах, а также повысить минимальную живучесть деталей тележек более чем на 6%.

Класс B61F5/00 Конструктивные элементы тележек; соединения между тележками и рамами; устройства, регулирующие положение или допускающие самоустановку колесных осей и тележек при движении по криволинейным участкам пути

боковая опора кузова на тележку -  патент 2529305 (27.09.2014)
фрикционный гаситель колебаний -  патент 2529066 (27.09.2014)
ведущая колесная тележка рельсового транспортного средства, содержащая полуподвешенный двигатель -  патент 2526404 (20.08.2014)
тормозная балка для рам тележек рельсовых транспортных средств -  патент 2524259 (27.07.2014)
фрикционный гаситель колебаний тележки железнодорожного вагона -  патент 2523513 (20.07.2014)
шарнирная колесная тележка рельсового транспортного средства -  патент 2521893 (10.07.2014)
способ снижения износа системы колесо-рельс -  патент 2515946 (20.05.2014)
шкворневая система -  патент 2513093 (20.04.2014)
способ управления системой пневматического подрессоривания транспортного средства -  патент 2505439 (27.01.2014)
двухосная тележка подвижного состава железных дорог -  патент 2505438 (27.01.2014)

Класс C21D7/00 Изменение физических свойств железа, чугуна или стали путем деформации

способ обработки металлов и сплавов (варианты) и устройство для его осуществления -  патент 2528296 (10.09.2014)
холоднодеформируемая сталь повышенной прочности и состоящее из нее плоское изделие -  патент 2524027 (27.07.2014)
способ изготовления изделий типа "крышка", "дно" -  патент 2518026 (10.06.2014)
способ пластического структурообразования металлов и устройство для его осуществления (варианты) -  патент 2515705 (20.05.2014)
труба из нержавеющей аустенитной стали с отличной стойкостью к окислению паром и способ ее получения -  патент 2511158 (10.04.2014)
аустенитная нержавеющая сталь -  патент 2507294 (20.02.2014)
способ прокатки с применением одноцилиндрового толкаемого валка, устройство для его осуществления и изделия, изготовленные по данному способу -  патент 2493265 (20.09.2013)
способ пластического структурообразования металлов и устройство для его осуществления -  патент 2492957 (20.09.2013)
выполненная с увеличенной вязкостью буровая коронка инструмента для бурения породы и способ увеличения вязкости таких буровых коронок -  патент 2488681 (27.07.2013)
способ изготовления резьбы на детали -  патент 2486994 (10.07.2013)
Наверх