регулируемое сопло турбореактивного двигателя

Классы МПК:F02K1/12 посредством поворотных створок 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Научно-производственное объединение "Сатурн" (ОАО "НПО "Сатурн") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2009-12-09
публикация патента:

Регулируемое сопло турбореактивного двигателя относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции регулируемого сопла турбореактивного двигателя. Регулируемое сопло турбореактивного двигателя содержит корпус с шарнирно закрепленными на нем створками, снабженными поперечными ребрами, образующими пазы, и расположенными между ними уплотнительными проставками. Уплотнительные проставки подвешены на створках посредством коромысел с лапками, заведенными в пазы створок. Каждая створка в месте расположения паза со стороны ее наружной поверхности снабжена, по меньшей мере, одной пластиной, соединенной со створкой продольными ребрами, образующими каналы для охлаждающего воздуха. Изобретение позволяет повысить надежность и ресурс сопла турбореактивного двигателя за счет снижения температуры элементов сопла и износа их трущихся поверхностей. 2 ил.

регулируемое сопло турбореактивного двигателя, патент № 2426905 регулируемое сопло турбореактивного двигателя, патент № 2426905

Формула изобретения

Регулируемое сопло турбореактивного двигателя, содержащее корпус с шарнирно закрепленными на нем створками, снабженными поперечными ребрами, образующими пазы, и расположенными между ними уплотнительными проставками, подвешенными на створках посредством коромысел с лапками, заведенными в пазы створок, отличающееся тем, что каждая створка в месте расположения паза со стороны ее наружной поверхности снабжена по меньшей мере одной пластиной, соединенной со створкой продольными ребрами, образующими каналы для охлаждающего воздуха.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции регулируемых сопел турбореактивных двигателей (ТРД).

Известно регулируемое сопло ТРД, содержащее корпус с шарнирно закрепленными на нем створками, снабженными поперечными ребрами, образующими пазы, и расположенными между ними уплотнительными проставками, подвешенными на створках посредством коромысел с лапками, заведенными в пазы створок (патент РФ № 2258829 класса F02K 1/12, опубл. в 2005 г.).

Недостаток известного устройства состоит в том, что лапки коромысел проставок контактируют с поперечными ребрами, выполненными на створке, и непосредственно со створкой, омываемой горячими газами и имеющей высокую температуру. Это приводит к повышенному износу поверхностей контакта лапок с ребрами и со створкой, а также перегреву полотна створки между поперечными ребрами, вследствие чего уменьшается надежность сопла и ресурс двигателя.

Задачей изобретения является снижение нагрева лапок коромысла и сопрягаемых поверхностей створок, а также перегрева створок в пазах, образованных поперечными ребрами.

Указанная задача решается тем, что в известном регулируемом сопле турбореактивного двигателя, содержащем корпус с шарнирно закрепленными на нем створками, снабженными поперечными ребрами, образующими пазы, и расположенными между ними уплотнительными проставками, подвешенными на створках посредством коромысел с лапками, заведенными в пазы створок, согласно изобретению каждая створка в месте расположения паза со стороны ее наружной поверхности снабжена по меньшей мере одной пластиной, соединенной со створкой продольными ребрами, образующими каналы для охлаждающего воздуха.

Введение между пазом, образованным поперечными ребрами, и створкой пластины, соединенной со створкой продольными ребрами, позволяет организовать каналы для прохождения холодного наружного воздуха, поступающего в межстворочное пространство из мотогондолы, и таким образом охладить лапки коромысел проставок и контактирующие с ними поверхности поперечных ребер створки.

На фиг.1 показан продольный разрез регулируемого сопла ТРД;

на фиг.2 - поперечный разрез А-А по соединению проставки со смежными створками.

Регулируемое сопло ТРД содержит корпус 1 с шарнирно закрепленными на нем створками 2, снабженными поперечными ребрами 3, образующими пазы 4. Между створками 2 размещены уплотнительные проставки 5, подвешенные на них посредством коромысел 6. Лапки 7 коромысел 6 заведены в пазы 4. Каждая створка 2 в месте расположения паза 4 снабжена пластиной 8, соединенной с ней продольными ребрами 9, образующими каналы 10 для охлаждающего воздуха.

Во время работы двигателя створки 2 поворачиваются вокруг шарниров 11. Лапки 7 коромысел 6 перемещаются вдоль поперечных ребер 3, контактируя с ними боковыми торцами и удерживая проставку 5 относительно створок 2 в продольном направлении. Снаружи створка обдувается холодным воздухом, доставляемым из-под мотогондолы самолета. Воздух проходит в каналы 10, охлаждая створки 2, пластины 8 и уменьшая температуру поперечных ребер 3 и лапок 7 коромысел 6.

Снижение температуры элементов сопла значительно уменьшает износ их трущихся поверхностей, а также предотвращает перегрев створок в области поперечных ребер.

Изобретение увеличивает надежность и ресурс сопла и двигателя в целом.

Класс F02K1/12 посредством поворотных створок 

изогнутый шатун, снабженный, по меньшей мере, одним средством самовыравнивания -  патент 2524831 (10.08.2014)
гондола двухконтурного турбореактивного двигателя -  патент 2499904 (27.11.2013)
регулируемое сверхзвуковое сопло турбореактивного двигателя -  патент 2484278 (10.06.2013)
летательный аппарат "летающая тарелка" -  патент 2471676 (10.01.2013)
плоское сопло турбореактивного двигателя -  патент 2462609 (27.09.2012)
реактивное сопло с управляемым вектором тяги для турбореактивного двигателя -  патент 2455513 (10.07.2012)
плоское сопло турбореактивного двигателя -  патент 2445487 (20.03.2012)
реактивный двигатель с соплом переменного сечения, по меньшей мере, одна створка которого поворачивается вокруг стержня, а также стержни для створок -  патент 2392473 (20.06.2010)
устройство для подачи охлаждающего воздуха к створкам выходного сопла, выходное сопло турбореактивного двигателя и турбореактивный двигатель, снабженный таким устройством -  патент 2386049 (10.04.2010)
плоское сопло турбореактивного двигателя -  патент 2383760 (10.03.2010)
Наверх