система адаптивного управления самолетом по углу тангажа

Классы МПК:G05D1/08 управление пространственным положением объекта, например управление по крену, тангажу и(или) скольжению 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Московский государственный университет приборостроения и информатики (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2010-02-25
публикация патента:

Изобретение относится к системам управления и может быть использовано в системах адаптивного управления углом тангажа самолета. Техническим результатом является улучшение качества переходного процесса и увеличение быстродействия. Система содержит задатчик угла тангажа, объект управления (самолет), датчик угла, датчик угловой скорости, эталонную модель, датчик параметра, задатчик параметра, шесть сумматоров, пять усилителей, два блока умножения, два интегратора, два дифференциатора, причем вторым сумматором, интегратором, блоком умножения, четвертым сумматором, датчиком параметра и задатчиком параметра образован фильтр с переменными параметрами. 1 ил. система адаптивного управления самолетом по углу тангажа, патент № 2445671

система адаптивного управления самолетом по углу тангажа, патент № 2445671

Формула изобретения

Система адаптивного управления самолетом по углу тангажа, содержащая по следовательно соединенные задатчик угла тангажа, первый сумматор, первый усилитель, второй сумматор, первый интегратор, объект управления (самолет) и датчик угла, выход которого соединен со вторым входом первого сумматора, выход объекта управления через последовательно соединенные датчик угловой скорости, первый дифференциатор второй усилитель и третий сумматор соединен со вторым входом второго сумматора, а выход датчика угловой скорости через третий усилитель подключен ко второму входу третьего сумматора, отличающаяся тем, что она содержит датчик параметра, задатчик параметра, два блока умножения, четвертый, пятый и шестой сумматоры, вторые интегратор и дифференциатор, эталонную модель, четвертый и пятый усилители, выход первого интегратора через первый блок умножения соединен с третьим входом второго сумматора, выход датчика параметра через четвертый сумматор подключен ко второму входу первого блока умножения, а выход задатчика параметра соединен со вторым входом четвертого сумматора, выход первого усилителя через последовательно соединенные эталонную модель, пятый сумматор, четвертый усилитель, второй интегратор, шестой сумматор, второй блок умножения и пятый усилитель соединен с третьим входом четвертого сумматора, вход второго дифференциатора соединен со вторым входом пятого сумматора, вход объекта управления соединен со вторым входом второго блока умножения, а выход через последовательно соединенные шестой сумматор и второй дифференциатор - с третьим входом пятого сумматора.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области систем автоматического управления нестационарным объектом с дифференцирующим входом, а именно к системам управления самолетом по углу тангажа.

Известна адаптивная система управления самолетом по углу тангажа, содержащая последовательно соединенные задатчик угла тангажа, первый сумматор, первый усилитель, второй сумматор, первый интегратор, объект управления (самолет) и датчик угла, выход которого соединен со вторым входом первого сумматора, выход объекта управления через последовательно соединенные датчик угловой скорости, первый дифференциатор, второй усилитель и третий сумматор соединен со вторым входом второго сумматора, а выход датчика угловой скорости через третий усилитель подключен ко второму входу третьего сумматора.

Недостатком адаптивной системы является то, что в ней нет возможности регулирования положения нуля передаточной функции системы управления, что ограничивает возможность задания желаемых быстродействия и вида переходных процессов путем фиксации положения нуля передаточной функции системы в заданных положениях на плоскости корней, когда параметры объекта управления меняются в широких интервалах.

С целью исключения вышеперечисленных недостатков система содержит датчик параметра, задатчик параметра, два блока умножения, четвертый, пятый и шестой сумматоры, вторые интегратор и дифференциатор, эталонную модель, четвертый и пятый усилители, выход первого интегратора через первый блок умножения соединен с третьим входом второго сумматора, выход датчика параметра через четвертый сумматор подключен ко второму входу первого блока умножения, а выход задатчика параметра соединен со вторым входом четвертого сумматора, выход первого усилителя через последовательно соединенные эталонные модель, пятый сумматор, четвертый усилитель, второй интегратор, шестой сумматор, второй блок умножения и пятый усилитель соединен с третьим входом четвертого сумматора, вход второго дифференциатора соединен со вторым входом пятого сумматора, вход объекта управления соединен со вторым входом второго блока умножения, а выход через последовательно соединенные шестой сумматор и второй дифференциатор - с третьим входом пятого сумматора.

На чертеже представлена система автоматического управления самолетом по углу тангажа, где приняты следующие обозначения:

1 - задатчик угла тангажа

2, 3, 4, 5 - соответственно первый, второй, третий и четвертый сумматоры

6, 7 - соответственно первый и третий усилители

8 - первый интегратор

9 - объект управления (самолет)

10 - первый блок умножения

11 - датчик параметра

12 - задатчик параметра

13 - датчик угловой скорости

14 - датчик угла (тангажа)

15 - первый дифференциатор

16 - второй усилитель

17 - четвертый усилитель

18 - второй интегратор

19 - второй дифференциатор

20 - второй блок умножения

21 - пятый усилитель

22 - эталонная модель

23, 24 - пятый и шестой сумматоры соответственно

система адаптивного управления самолетом по углу тангажа, патент № 2445671 (t) - угол тангажа

система адаптивного управления самолетом по углу тангажа, патент № 2445671 З(t)- сигнал задания угла тангажа

Это позволяет повысить качество переходных процессов в системе управления самолетом по углу тангажа при существенном изменении параметров объекта управления (самолета) [1].

По каналу тангажа динамику самолета можно представить в виде дифференциального уравнения

система адаптивного управления самолетом по углу тангажа, патент № 2445671

где сl, c2, n B и n22 - медленно меняющиеся во времени по известным законам параметры [1].

Выберем эталонную модель

система адаптивного управления самолетом по углу тангажа, патент № 2445671

и на основании (1) и (2) запишем уравнение невязки система адаптивного управления самолетом по углу тангажа, патент № 2445671 (t)

система адаптивного управления самолетом по углу тангажа, патент № 2445671

система адаптивного управления самолетом по углу тангажа, патент № 2445671

Введем обозначения

система адаптивного управления самолетом по углу тангажа, патент № 2445671

Выберем функцию Ляпунова

система адаптивного управления самолетом по углу тангажа, патент № 2445671

и определим ее полную производную по времени

система адаптивного управления самолетом по углу тангажа, патент № 2445671

Согласно второму методу Ляпунова, чтобы система управления была устойчива, достаточно выполнения условия

система адаптивного управления самолетом по углу тангажа, патент № 2445671

Из (7) и (8) получим, что система адаптивного управления самолетом по углу тангажа, патент № 2445671 n22(t) должен меняться, например, по закону

система адаптивного управления самолетом по углу тангажа, патент № 2445671

Заметим, что из равенства (9)

система адаптивного управления самолетом по углу тангажа, патент № 2445671

и для формирования n22(t) требуется значение система адаптивного управления самолетом по углу тангажа, патент № 2445671 (t) в виде (5), для чего необходимы производные система адаптивного управления самолетом по углу тангажа, патент № 2445671 , которые на практике точно реализовать не удается. Попытаемся понизить порядок необходимых производных на единицу.

Для этого запишем очевидное равенство

система адаптивного управления самолетом по углу тангажа, патент № 2445671

С учетом (10) и (11) получим

система адаптивного управления самолетом по углу тангажа, патент № 2445671

Ввиду того, что система адаптивного управления самолетом по углу тангажа, патент № 2445671 была получена из условия удовлетворения неравенству (8), то очевидно, что использование вместо сигнала система адаптивного управления самолетом по углу тангажа, патент № 2445671 сигнала вида система адаптивного управления самолетом по углу тангажа, патент № 2445671 сохранит знак производной функции Ляпунова система адаптивного управления самолетом по углу тангажа, патент № 2445671 системы управления (1)-(12).

Синтезированная адаптивная системе управления самолетом по углу тангажа представлена на чертеже.

Разность сигналов система адаптивного управления самолетом по углу тангажа, патент № 2445671 3 и система адаптивного управления самолетом по углу тангажа, патент № 2445671 после усиления первым усилителем 2 проходит через второй сумматор 3 и интегратор 8 и поступает в качестве сигнала управления u(t) на вход объекта управления 9. Сдатчика угловой скорости 13 сигнал поступает через дифференциатор 15 и второй усилитель 7 соответственно на первый и второй входы третьего сумматора 4, на выходе которого формируется сигнал обратной связи по скорости тангажа система адаптивного управления самолетом по углу тангажа, патент № 2445671 и ускорению система адаптивного управления самолетом по углу тангажа, патент № 2445671 в виде их суммы. Результирующий сигнал с выхода третьего сумматора 4 поступает на второй вход второго сумматора 3, на выходе которого получается сигнал алгебраической суммы сигнала u0(t), сигнал с выхода блока умножения 10 и сигнала с выхода третьего сумматора 4. Передаточная функция объекта управления 9 (самолета) по скорости изменения угла тангажа W0 (t) имеет вид [1]

система адаптивного управления самолетом по углу тангажа, патент № 2445671

а фильтр с переменными параметрами образован вторым сумматором 3, интегратором 8, блоком умножения 10, четвертым сумматором 5, датчиком параметра 11 и задатчиком параметра 12.

В [3] показано, что такое построение фильтра с переменным параметром позволяет обеспечить желаемый нуль системы управления система адаптивного управления самолетом по углу тангажа, патент № 2445671

система адаптивного управления самолетом по углу тангажа, патент № 2445671 ,

где n22 - параметр передаточной функции объекта управления, система адаптивного управления самолетом по углу тангажа, патент № 2445671 - параметр фильтра с переменным параметром 16.

Выбором параметра система адаптивного управления самолетом по углу тангажа, патент № 2445671 фильтра с переменным параметром 16 можно обеспечить желаемый переходный процесс.

Однако при изменении параметра n22 самолета во времени в широких интервалах переходный процесс отклоняется от желаемого, заданного выходом эталонной модели 22, поэтому необходимо подстраивать параметр n22 путем добавления сигнала параметрической компенсации система адаптивного управления самолетом по углу тангажа, патент № 2445671 n22. Сигнал компенсации система адаптивного управления самолетом по углу тангажа, патент № 2445671 n22 формируется контуром адаптации, составленным блоками 17-24, которые реализуют закон настройки параметра n 22 по формуле (10). При этом сигнал u0(t) поступает на входы эталонной модели 22 и выход объекта управления 9 в пятом сумматоре сравниваются и сигнал ошибки система адаптивного управления самолетом по углу тангажа, патент № 2445671 (t) поступает на входы второго дифференциатора 19, четвертого усилителя 17 и вход сумматора 23, на другие входы которого поступают сигналы с выходов второго дифференциатора 19 и второго интегратора 18. Результирующий сигнал с выхода шестого сумматора 23 перемножается с сигналом u(t) во втором блоке умножения 20, сигнал с выхода которого через усилитель 21 поступает на вход сумматора 5. Тем самым производится во времени подстройка коэффициента n22 таким образом, чтобы система адаптивного управления самолетом по углу тангажа, патент № 2445671 (t) стремилась к нулю.

Таким образом, технический эффект от использования системы управления заключается в улучшении качества переходного процесса, повышении быстродействия и времени переходного процесса. Достигается это путем регулирования положения нуля системы на плоскости корней (а не уничтожения нуля объекта управления).

Изобретательский уровень предложенного технического решения подтверждается отличительной частью формулы изобретения.

Источники информации

1. Боднер В.А. Теория автоматического управления полетом. - М.: Наука, 1964, с.85 (прототип).

2. Петров Б.Н., Рутковский В.Ю., Земляков С.Д. Адаптивное координатно-параметрическое управление нестационарными объектами. - М.: Наука, 1980.

3. Лащев А.Я. Синтез модельного управления. Материалы докладов IX Всероссийской НТК «Повышение эффективности средств обработки информации на базе математического моделирования» 2.II. - Тамбов. 2009. С.288-294.

Класс G05D1/08 управление пространственным положением объекта, например управление по крену, тангажу и(или) скольжению 

комплексная система управления траекторией летательного аппарата при заходе на посадку -  патент 2520872 (27.06.2014)
система терморегулирования космического аппарата -  патент 2513321 (20.04.2014)
система и способ активной и пассивной стабилизации судна -  патент 2507105 (20.02.2014)
способ управления самолетом и устройство для его осуществления -  патент 2504815 (20.01.2014)
способ управления летательным аппаратом при заходе на посадку -  патент 2496131 (20.10.2013)
способ формирования цифроаналогового сигнала стабилизации углового положения летательного аппарата по курсу и устройство для его осуществления -  патент 2491602 (27.08.2013)
способ формирования цифроаналогового адаптивного сигнала управления летательным аппаратом с переменной структурой и устройство для его осуществления -  патент 2491601 (27.08.2013)
способ переориентации и управления тягой вращающегося космического аппарата с солнечным парусом -  патент 2480387 (27.04.2013)
способ формирования прогноза вектора скорости полета -  патент 2466911 (20.11.2012)
способ посадки самолета при боковом ветре и устройство для его осуществления -  патент 2466445 (10.11.2012)
Наверх