способ определения количества присадки "меркаптобензотиазол" в маслах для авиационной техники

Классы МПК:G01N33/30 для целей смазки 
G01N21/17 системы, в которых на падающий свет влияют свойства исследуемого материала
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Федеральное автономное учреждение "25 Государственный научно-исследовательский институт химмотологии Министерства обороны Российской Федерации" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-06-09
публикация патента:

Изобретение относится к области контроля качества авиационных масел с помощью оптических средств и может найти применение в аналитических лабораториях, лабораториях предприятий нефтепродуктообеспечения. Способ включает отбор пробы, спектрофотометрирование, измерение оптической плотности на определенных длинах волн и последующий расчет концентрации присадки в масле по математической зависимости, причем перед заполнением абсорбционной кюветы измеряют ее толщину и дополнительно определяют наличие свободной воды в пробе и при ее отсутствии замеряют величину оптической плотности на полосах поглощения или 1420,88 см-1, или 3239,60 см-1, принимая за базовую полосу поглощения или 1437,67 см-1, или 3380,95 см-1 соответственно, а при наличии воды в пробе - величину оптической плотности замеряют только на полосе поглощения 1420,88 см-1, принимая за базовую полосу поглощения 1437,67 см-1. Достигается экспрессность, повышается точность, расширяется номенклатура определяемых присадок для авиационных масел. 1 табл.

Формула изобретения

Способ определения количества присадки «Меркаптобензотиазол» в маслах для авиационной техники, включающий отбор пробы, спектрофотометрирование, измерение оптической плотности на определенных длинах волн и последующий расчет концентрации присадки по математической зависимости, отличающийся тем, что перед заполнением абсорбционной кюветы измеряют ее толщину и дополнительно определяют наличие свободной воды в пробе и при ее отсутствии замеряют величину оптической плотности на полосах поглощения или 1420,88 см-1, или 3239,60 см-1, принимая за базовую полосу поглощения или 1437,67 см-1, или 3380,95 см-1 соответственно, а при наличии воды в пробе величину оптической плотности замеряют только на 1420,88 см-1, принимая за базовую полосу поглощения 1437,67 см-1, при этом количество присадки "Меркаптобензотиазол" рассчитывают по следующей зависимости:

способ определения количества присадки "меркаптобензотиазол"   в маслах для авиационной техники, патент № 2489716

где С - концентрация присадки «Меркаптобензотиазол», мас.%;

способ определения количества присадки "меркаптобензотиазол"   в маслах для авиационной техники, патент № 2489716 D - разность оптических плотностей, безразмерная;

способ определения количества присадки "меркаптобензотиазол"   в маслах для авиационной техники, патент № 2489716 D=D1420-D1437 для полосы поглощения 1420,88 см-1;

способ определения количества присадки "меркаптобензотиазол"   в маслах для авиационной техники, патент № 2489716 D=D3239-D3380 для полосы поглощения 3239,60 см-1;

D1420 - оптическая плотность полосы поглощения 1420,88 см-1;

D1437 - оптическая плотность базовой полосы поглощения 1437,67 см-1;

D3239 - оптическая плотность полосы поглощения 3239,60 см-1;

D3380 - оптическая плотность базовой полосы поглощения 3380,95 см-1;

а - экспериментально полученный коэффициент, безразмерный;

а=0,592 для полосы поглощения 1420,88 см-1;

а=0,0105 для полосы поглощения 3380,95 см-1;

t - толщина кюветы, мм;

b - экспериментально полученный коэффициент, (мм·мас.%) -1;

b=2,56 (мм·мас.%)-1 для полосы поглощения 1420,88 см-1;

b=0,950 (мм·мас.%) -1 для полосы поглощения 3380,95 см-1.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области контроля качества авиационных масел с помощью оптических средств, преимущественно для определения присадок в маслах, в частности к определению количества присадки «Меркаптобензотиазол», и может найти применение в аналитических лабораториях, лабораториях предприятий нефтепродуктообеспечения.

Противозадирная присадка «Меркаптобензотиазол», входящая в состав масел для авиационной техники, является одной из присадок, улучшающих смазывающие свойства авиационного масла (Яновский Л.С., Дубовкин Н.Ф., Галимова Ф.М. Горюче-смазочные материалы для авиационных двигателей. Казань: издательство «Мастер Лайн», 2002 г., с.302).

Присадка «Меркаптобензотиазол» (ее альтернативное название «каптакс») представляет собой желтый или белый гранулированный порошок с температурой плавления 180.2-181.7°С, полученный взаимодействием анилина с сероуглеродом и серой при 250°С и давлении ~3,2 МПа. Вторым способом получения присадки «Меркаптобензотиазол» является взаимодействие о-хлорнитробензола с гидросульфидом натрия и с последующей обработкой полученного о-меркаптоанилина сероуглеродом («Химическая энциклопедия». Т.3, с.62. Москва, издательство «Большая российская энциклопедия», 1992 г.).

Существенным недостатком данной присадки при применении в. авиационных маслах является склонность к окислению с превращением в альтакс, который, образуя с исходным базовым маслом желеобразную массу, в некоторых ситуациях может забивать маслофильтра, форсунки, трубопроводы с малым проходным сечением, радиаторы и т.д. Из-за наличии в присадке «Меркаптобензотиазол» меркаптановой серы, обладающей высокой реакционной способностью, присадка характеризуется еще и высокой коррозионной агрессивностью по отношению к некоторым конструкционным материалам (меди, медным и магниевым сплавам, серебряному покрытию на сепараторах подшипников) и вызывает повышений износ трущихся поверхностей. Поэтому количество присадки меркаптобензотиазол в авиационном масле варьируется в определенном интервале и составляет 1.0-2.4% масс. (Патент России № 2387703 С10М 141/10, № 2322481 С10М 141/10).

В связи с этим определение не только наличия, но и количества присадки «Меркаптобензотиазол» является важной задачей, обеспечивающей надежность эксплуатации авиационного двигателя.

Перед авторами стояла задача разработать способ определения количества присадки «Меркаптобензотиазол» в маслах для авиационной техники, отвечающий следующим требованиям:

- экспрессность (длительность определения не более 10 минут);

- точность (погрешность не более 0,05% масс.).

При анализе патентной информации и научно-технической литературы было выявлено, что существуют различные методы определения меркаптобензотиазола.

Известен метод определения содержания меркаптобензотиазола в воздухе. Определение основано на пропускании через воронку с пористой пластинкой исследуемого воздуха и промывании воронки горячим бензолом. Полученный раствор смешивают с раствором олеата кобальта, в результате взаимодействия при наличии меркаптобензотиазола образуется соли, имеющие окраску от желто-коричневого цвета до желто-зеленоватого. Содержание меркаптобензотиазола определяют колориметрически по стандартной шкале. Чувствительность определения 0,1 мг/2,3 мл (Е.А. Перегуд. Санитарная химия полимеров. Санитарно-химические исследования при производстве и применении синтетических полимеров. - Л.: Химия, 1976 г., с.332).

Известно также определение меркаптобензотиазола в промывочных растворах при химических очистках теплоэнергетического оборудования. Определение основано на том, что осуществляют взаимодействие промывочного раствора с раствором соли меди и при наличии меркаптобензотиазола в промывочном растворе не менее 0,2 г/дм3 образуется осадок желтого цвета. Взаимодействие промывочного раствора с нитропуссидом натрия при наличии в промывочном растворе меркаптобензотиазола не менее 0,2 г/дм3 и избытке двууглекислого натрия возникает интенсивное зеленое окрашивание, или при взаимодействии промывочного раствора с азотистой кислотой в момент ее получения и при присутствии меркаптобензотиазола в анализируемом растворе не менее 0,2 г/дм 3 возникает красное окрашивание раствора (РД 34.37.305-97 «Качественное определение присутствия Каптакса». Методики химических анализов промывочных растворов при химических очистках теплоэнергетического оборудования. Интернет-сайт: www.bestpravo.ru/rossijskoie/qk-dokumenty/clg.htm 21.03.2012).

Общими недостатками описанных выше методов является то, что определение присадки «Меркаптобензотиазол» осуществляют в средах отличных от авиационных масел. Статистических данных по возможности использования известных методов для качества авиационных масел нет.

Из литературных источников и патентной информации авторам не удалось обнаружить способа определения наличия, а также количества присадки «Меркаптобензотиазол» в авиационных маслах.

Известны способы определения различных видов присадок в автомобильных маслах с использованием ИК-спектроскопии.

Известен так же способ определения содержания полиалкилметакрилатов в депрессорных присадках к нефтепродуктам, включающий приготовление образцов с известным отношение полимера, мономера и дизельного топлива, содержание которого во всех искусственных смесях составляет 50 масс.%.

ИК-спектр анализируемого образца снимают в области 1850-1050 см-1 и измеряют оптические плотности на полосах 1735 см-1 и 1170 см -1. Проведя базисные линии через точки 1735 см-1 и 1170 см-1 нулевой линии спектра и замерив соответствующие отрезки, вычисляют концентрацию присадки:

С п=67311gD1735/D1170-85 (для С п от 0 до 60 мас.%) или

Сп=20511gD 1735/D1170+18,5 (для Сп от 60 до 100 мас.%).

(Методы анализа, исследований и испытаний нефтей и нефтепродуктов (нестандартные методики), часть 2, М.: ВНИИНП, 1984, с.285-287).

Недостатком известного способа является ограниченный перечень присадок, определение которых возможно. Кроме того, способ длителен из-за наличия промежуточного расчета оптических плотностей и использования разных числовых коэффициентов при определении концентраций присадки в двух диапазонах

Наиболее близким по технической сущности и взятым за прототип является способ определения количества присадки Детерсол-140 в моторных маслах для автомобильной техники, включающий отбор пробы, спектрофотометрирование, измерение оптической плотности на полосах поглощения 1604 см-1 и 2000 см-1 и последующий расчет концентрации присадки по следующей зависимости:

способ определения количества присадки "меркаптобензотиазол"   в маслах для авиационной техники, патент № 2489716 , где

где С - концентрация присадки, масс.%;

способ определения количества присадки "меркаптобензотиазол"   в маслах для авиационной техники, патент № 2489716 D=D1640-D2000, разность оптических плотностей;

D1640 - оптическая плотность полосы поглощения 1604 см-1;

D 2000 - оптическая плотность полосы поглощения 2000 см -1;

а=0,1643 постоянный экспериментально полученный коэффициент;

b=0,0225 постоянный экспериментально полученный коэффициент.

(Патент № 2304281 G01N 33/28 (2006/01) G01N 21/17 (2006/01).) Недостатком прототипа является ограниченный перечень определяемых присадок.

Экспериментальные исследования авторов при проведении научных работ использовать известный способ прототип для определения качественного и количественного содержания присадки «Меркаптобензотиазол», не привели к желаемому результату, так как состав присадок «Меркаптобензотиазол» и «Детерсол-140» различны.

Технический результат изобретения - расширение номенклатуры определяемых присадок в авиационных маслах с использованием ИК-спектроскопии без снижения требовании точности.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе определения количества присадки «Меркаптобензотиазол» в масле для авиационной техники, включающем отбор пробы, спектрофотометрирование, измерение оптической плотности на определенных длинах волн и последующий расчет концентрации присадки в масле по математической зависимости, согласно изобретению перед заполнением абсорбционной кюветы измеряют ее толщину, дополнительно определяют наличие свободной воды в пробе и при ее отсутствии замеряют величину оптической плотности на полосах поглощения или 1420,88 см-1, или 3239,60 см-1, принимая за базовую полосу поглощения или 1437,67 см-1, или 3380,95 см-1 соответственно, а при наличие воды в пробе - величину оптической плотности замеряют только на полосе поглощения 1420,88 см-1, принимая за базовую полосу поглощения 1437,67 см-1, при этом количество присадки «Меркаптобензотиазол» рассчитывают по следующей зависимости:

способ определения количества присадки "меркаптобензотиазол"   в маслах для авиационной техники, патент № 2489716 , где

С - количество присадки «Меркаптобензотиазол», масс.%;

способ определения количества присадки "меркаптобензотиазол"   в маслах для авиационной техники, патент № 2489716 D - разность оптических плотностей, безразмерная

способ определения количества присадки "меркаптобензотиазол"   в маслах для авиационной техники, патент № 2489716 D=D1420-D1437, для полосы поглощения 1420,88 см-1,

способ определения количества присадки "меркаптобензотиазол"   в маслах для авиационной техники, патент № 2489716 D=D3239-D3380, для полосы поглощения 3239,60 см-1;

D1420 - оптическая плотность полосы поглощения 1420,88 см-1;

D1437 - оптическая плотность базовой полосы поглощения 1437,67 см-1;

D3239 - оптическая плотность полосы поглощения 3239,60 см-1;

D3380 - оптическая плотность базовой полосы поглощения 3380,95 см-1;

а - экспериментально полученный коэффициент, безразмерный

а=0,592 для полосы поглощения 1420,88 см-1;

а=0,0105 для полосы поглощения 3380.95 см-1;

t - толщина кюветы, мм;

b - экспериментально полученный коэффициент, (мм×%масс.)-1

b=2,56 (мм×%масс.)-1 для полосы поглощения 1420.88 см -1;

b=0,950 (мм×%масс.)-1 для полосы поглощения 3380,95 см-1.

Для обоснования отличительного признака были искусственно приготовлены опытные образцы, представляющие собой композиции масла Б-3В (ТУ 38.101295-85 с изм.1-9) с различной концентрацией присадки «Меркаптобензотиазол»: 0,5%; 0,7%; 1%; 3%; 4%.

Все искусственно приготовленные образцы исследуют на ИК-Фурье спектрометре или двухлучевом, или однолучевом (Nicolet 6700) со спектральным диапазоном от 4000 до 450 см-1 и разрешающей способностью 1 см-1 , погрешностью фотометрирования не более 1% (Интернет-сайт: www.intertech-corp.ru, 29.05.2012). Замеряют исследуемые образцы с использованием абсорбционной кюветы с окнами из бромида калия (KBr) с толщиной кюветы 0,1 мм.

Перед исследованием искусственно приготовленных образцов необходимо измерить толщину кюветы (t), которая не всегда является константой, так как согласно закону Бугера-Ламберта-Бера, на величину поглощения образца влияет толщина кюветы (А. Смит. Прикладная ИК-спектроскопия. Мир, Москва, 1982 г., с.234).

Замеряют оптические плотности на полосах поглощения или D1420 и D1437, или D3239 и D3380. Полоса поглощения или 1437.67 см-1 , или 3380.95 см-1 берется для определения фона исследуемого образца. Определяют величину разности оптических плотностей полос поглощения (способ определения количества присадки "меркаптобензотиазол"   в маслах для авиационной техники, патент № 2489716 D) или 1420.88 см-1 и 1437.67 см-1 , или 3239.60 см-1 и 3380.95 см-1 для каждого исследуемого образца. Для присадки «Меркаптобензотиазол» строят график зависимости разности оптических плотностей от ее концентрации, он имеет вид прямой и может быть представлен уравнением: способ определения количества присадки "меркаптобензотиазол"   в маслах для авиационной техники, патент № 2489716 D=a+bC, где способ определения количества присадки "меркаптобензотиазол"   в маслах для авиационной техники, патент № 2489716 D=D1420-D1437, способ определения количества присадки "меркаптобензотиазол"   в маслах для авиационной техники, патент № 2489716 D=D3239-D3380. Путем математической обработки экспериментальных данных получили значения постоянных коэффициентов: а=0.592 (для полос поглощения 1420.88 см-1 и 1437.67 см-1) и а=0.0105; (для полос поглощения 3239.60 см-1 и 3380.95 см-1), а коэффициент b=2,56 (для полос поглощения 1420.88 см-1 и 1437.67 см-1), b=0,950(для полос поглощения 3239.60 см -1 и 3380.95 см-1), что позволило получить формулу расчета концентрации присадки «Меркаптобензотиазол» в авиационных маслах:

способ определения количества присадки "меркаптобензотиазол"   в маслах для авиационной техники, патент № 2489716

Полученные данные согласуются с законом Бугера-Ламберта-Бера, выражающим связь оптической плотности и концентрации поглощающего вещества (Казицина Л.А., Куплетская М.Б. Применение УФ, ИК, ЯМР спектроскопии в органической химии. М.: МГУ им. Ломоносова, Химфак. 1968, с.10).

При определении количества присадки «Меркаптобензотиазол» следует убедиться, что исследуемый образец не содержит свободную воду, так как полоса поглощения 3239.60 см-1 может перекрываться полосами поглощения колебаний - ОН групп (Тарасевич Б.Н. ИК спектры основных классов органических соединений, версия 16.02.09, Москва, 2009 г., с.13).

Определив значения величины оптической величины на характеристических полосах поглощения 1420.88 см-1, 3239.60 см-1 присадки «Меркаптобензотиазол» и получив математическую зависимость ее концентрации от разности оптических плотностей, авторы получили новый способ определения количества присадки «Меркаптобензотиазол» в маслах для авиационной техники, что позволит обеспечить контроль качества авиационных масел и, в конечном итоге, исключить применение на авиационной технике масел, не соответствующих требованиям нормативно-технической документации. Для подтверждения получения технического результата без снижения точности были исследованы образцы масла Б-3В, с различной концентрацией присадки «Меркаптобензотиазол»:

Таблица 1
Результаты исследования образцов в масле Б-3В с различной концентрацией присадки «Меркаптобензотиазол» на полосах поглощения 1420.88 см-1 и 1437.67 см-1.
№ образца1 23 45
Авиационное масло Б-3В, масс.% 9998,61 98,598 97,4
Присадка «Меркаптобензотиазол», масс.%1 1,391,5 22,4
Замеряемые параметрыD 14203,055 2,8082,848 3,3353,426
D14372,22 1,88 1,8762,241 2,245
Содержание воды, масс.% по ГОСТ 2477-65 отсут.отсут. отсут0,06 отсут.
способ определения количества присадки "меркаптобензотиазол"   в маслах для авиационной техники, патент № 2489716 tзамеряем 0,097
способ определения количества присадки "меркаптобензотиазол"   в маслах для авиационной техники, патент № 2489716 способ определения количества присадки "меркаптобензотиазол"   в маслах для авиационной техники, патент № 2489716 по паспорту 0,1
Задаваемые параметры а 0,592
способ определения количества присадки "меркаптобензотиазол"   в маслах для авиационной техники, патент № 2489716 b 2,56
Расчетные параметры способ определения количества присадки "меркаптобензотиазол"   в маслах для авиационной техники, патент № 2489716 D0,835 0,9280,972 1,0941,181
способ определения количества присадки "меркаптобензотиазол"   в маслах для авиационной техники, патент № 2489716 Сt=0,097 0,9791,353 1,530 2,0222,372
способ определения количества присадки "меркаптобензотиазол"   в маслах для авиационной техники, патент № 2489716 способ определения количества присадки "меркаптобензотиазол"   в маслах для авиационной техники, патент № 2489716 t=0,10,949 1,313 1,4841,961 2,301

Таблица 2
Результаты исследования образцов в масле Б-3В с различной концентрацией присадки «Меркаптобензогиазол» на полосах поглощения.95 см-1. 3239.60 см-1 и 338 см-1.
№ образца1 234 5
Авиационное масло Б-3В, масс.%99 98,6198,598 97,4
Присадка «Меркаптобензотиазол», масс.% 11,391,5 22,4
Замеряемые параметры D14200,239 0,2550,2670,287 0,346
способ определения количества присадки "меркаптобензотиазол"   в маслах для авиационной техники, патент № 2489716 D1437 0,1350,12 0,1220,3580,118
способ определения количества присадки "меркаптобензотиазол"   в маслах для авиационной техники, патент № 2489716 Содержание воды, масс.% по ГОСТ 2477-65отсут. отсут.отсут0,06 отсут.
способ определения количества присадки "меркаптобензотиазол"   в маслах для авиационной техники, патент № 2489716 tзамеряем 0,096
способ определения количества присадки "меркаптобензотиазол"   в маслах для авиационной техники, патент № 2489716 способ определения количества присадки "меркаптобензотиазол"   в маслах для авиационной техники, патент № 2489716 по паспорту 0,1
Задаваемые параметры а 0,0105
способ определения количества присадки "меркаптобензотиазол"   в маслах для авиационной техники, патент № 2489716 b 0,95
Расчетные параметры способ определения количества присадки "меркаптобензотиазол"   в маслах для авиационной техники, патент № 2489716 D0,1040,135 0,145- 0,228
способ определения количества присадки "меркаптобензотиазол"   в маслах для авиационной техники, патент № 2489716 Сt=0,096 1,0251,365 1,475-2,385
способ определения количества присадки "меркаптобензотиазол"   в маслах для авиационной техники, патент № 2489716 способ определения количества присадки "меркаптобензотиазол"   в маслах для авиационной техники, патент № 2489716 t=0,10,984 1,3111,416 -2,289

Полученные значения концентрации заявляемым способом обеспечивают необходимую точность измерения концентрации присадки «Меркапобензотиазол» в авиационных маслах. Отклонения концентрации присадки находятся в пределах допустимой нормы.

Таким образом, изобретение расширяет номенклатуру определяемых при помощи ИК-спектроскопии присадок для авиационных масел и позволяет идентифицировать и определять концентрацию присадки «Меркаптобензотиазол» в авиационных маслах.

Класс G01N33/30 для целей смазки 

способ определения качества смазочных масел -  патент 2528083 (10.09.2014)
способ оценки качества мыльных пластичных смазок на минеральной основе при длительном хранении в герметичной таре -  патент 2524646 (27.07.2014)
способ выявления примесей в работающем масле и определения степени его загрязненности для оценки технического состояния агрегатов машин -  патент 2519520 (10.06.2014)
устройство экспериментальной оценки температурной стойкости жидких и пластичных смазочных материалов при трении и способ с его использованием -  патент 2492475 (10.09.2013)
способ определения критерия задиростойкости масел и смазочных материалов -  патент 2487350 (10.07.2013)
способ определения смазывающей способности масел -  патент 2484463 (10.06.2013)
способ определения температурной стойкости смазочных масел -  патент 2471187 (27.12.2012)
способ определения качества смазочных масел -  патент 2454654 (27.06.2012)
способ определения противоизносных свойств масел -  патент 2454653 (27.06.2012)
способ определения работоспособности смазочных масел -  патент 2451293 (20.05.2012)

Класс G01N21/17 системы, в которых на падающий свет влияют свойства исследуемого материала

способ определения мольной доли li2o в монокристаллах linbo3 -  патент 2529668 (27.09.2014)
устройство для анализа биологической жидкости -  патент 2500999 (10.12.2013)
микроэлектронное сенсорное устройство сенсора для детектирования целевых частиц -  патент 2489704 (10.08.2013)
устройство обработки изображений, способ обработки изображений, устройство захвата томограммы, программа и носитель для записи программы -  патент 2481056 (10.05.2013)
способ определения давности выполнения рукописных текстов и других материалов письма -  патент 2480736 (27.04.2013)
устройство для исследования распространения поверхностных электромагнитных волн (пэв) и средство для исследования влияния тонких пленок и микрообъектов на их распространение -  патент 2480735 (27.04.2013)
комбинированная система фотоакустического и ультразвукового формирования изображений -  патент 2480147 (27.04.2013)
фотоакустическое измерительное устройство -  патент 2475181 (20.02.2013)
количественный анализ тиомочевины и флуоресцеина натрия при их совместном присутствии в пластовых водах -  патент 2473885 (27.01.2013)
оптическая отображающая система и способ -  патент 2454921 (10.07.2012)
Наверх