способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной категории

Классы МПК:B64C13/00 Системы управления и передачи для приведения в действие поверхностей управления, предкрылков и закрылков, тормозных щитков или интерцепторов
Автор(ы):, , , , , ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского" (ФГУП "ЦАГИ") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-03-27
публикация патента:

Изобретение относится к авиации, в частности к способам управления механизацией крыла при взлете, повышающим безопасность полета самолетов транспортной категории посредством защиты закрылков и предкрылков от чрезмерных аэродинамических нагрузок. Для управления уборкой механизации крыла самолета транспортной категории сначала измеряют текущие значения скорости полета, полетного веса самолета, углы отклонения закрылков и предкрылков, а при необходимости также и ускорение центра масс самолета вдоль траектории, определяют скорости начала ручной и автоматической уборки с упреждением относительно максимально допустимой скорости полета самолета с выпущенной механизацией. Проводят индикацию текущего значения скорости начала ручной уборки механизации на пилотажном приборе, формируют сообщения для летчика о необходимости начать уборку механизации и обеспечивают ее автоматическую уборку при невмешательстве летчика в управление. Достигается снижение расчетной скорости полета с выпущенной механизацией, в результате чего уменьшаются расчетные аэродинамические нагрузки на механизацию (закрылки и предкрылки), а следовательно, и вес конструкции крыла, в результате чего повышается надежность и безопасность полетов. 1 з.п. ф-лы, 3 ил., 5 табл. способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922

способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922

Формула изобретения

1. Способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной категории, заключающийся в том, что в процессе разгона самолета на высоте начала уборки механизации измеряют текущие значения углов отклонения закрылков способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з.тек и предкрылков способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр.тек, активируют хранящуюся в бортовом вычислителе зависимость максимально допустимой скорости полета от углов отклонения закрылков и предкрылков VFE(способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр), определяют скорость начала уборки механизации, равную величине скорости VFE(способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з.тек, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр.тек), в каждый момент времени полета измеряют воздушную скорость самолета VEAS, проводят сравнение текущего значения скорости полета VEAS с величиной скорости VFE(способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з.тек, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр.тек), при увеличении скорости VEAS до значения VFE(способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з.тек, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр.тек) осуществляют автоматическую уборку механизации, отличающийся тем, что дополнительно устанавливают максимально допустимую скорость начала ручной уборки механизации Vнру , максимально допустимую скорость начала автоматической уборки механизации Vнау как функции полетного веса самолета G и углов отклонения закрылков и предкрылков, меньшие скорости VFE(способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр), то есть Vнpy(G, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр)<Vнау(G, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр)<VFE(способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр), а также расчетные зависимости максимально и минимально допустимых скоростей полета от полетного веса самолета и углов отклонения закрылков и предкрылков Vmax(G, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр) и Vmin(G, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр), реализуемые при последовательной уборке механизации из взлетного положения в крейсерское, которые определяют предварительно при математическом моделировании траекторий взлета и размещают в бортовом вычислителе, в полете измеряют текущее значение полетного веса самолета Gтек, активируют хранящиеся в бортовом вычислителе зависимости максимально и минимально допустимых скоростей начала уборки механизации Vmax (G, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр) и Vmin(G, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр), определяют величины этих скоростей, соответствующие текущим значениям параметров G, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр, то есть Vmax тек=Vmax (Gтек, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з.тек, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр.тек) и Vmin тек=Vmin (Gтек, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з.тек, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр.тек), задают летчику на шкале командно-пилотажного прибора диапазон скоростей безопасной уборки механизации посредством индикации на ней значений скоростей Vmax(Gтек , способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з.тек, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр.тек) и Vmin(Gтек, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з.тек, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр.тек), индицируют на шкале командно-пилотажного прибора границу максимально допустимых скоростей полета с выпущенной механизацией VFE(способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з.тек, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр.тек), при нахождении скорости VEAS внутри диапазона скоростей безопасной уборки механизации посредством перемещения рычага управления механизацией в положение, соответствующее крейсерской конфигурации самолета, осуществляют уборку механизации, в процессе уборки механизации контролируют и обеспечивают нахождение текущего значения скорости VEAS внутри диапазона скоростей безопасной уборки механизации за счет управления вертикальной скоростью набора высоты Vy, увеличивая ее при приближении скорости VEAS к границе Vmax и уменьшая при приближении к границе Vmin, при невмешательстве летчика в управление механизацией активируют хранящуюся в бортовом вычислителе зависимость максимально допустимой скорости начала ручной уборки механизации Vнру от полетного веса самолета и углов отклонения закрылков и предкрылков, определяют текущее значение скорости Vнру.тек=Vнру(Gтек , способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з.тек, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр. тек), проводят сравнение скорости V EAS с величиной скорости Vнру.тек, при выполнении условия VEASспособ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 Vнау.тек летчику формируют команду о необходимости начать уборку механизации, при продолжающемся невмешательстве летчика в управление механизацией определяют текущее значение скорости начала автоматической уборки Vнау. тек=V max(Gтек, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з. тек, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр.тек), проводят сравнение скорости VEAS со скоростью Vнау. тек, при выполнении условия V EASспособ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 Vнау.тек осуществляют автоматическую уборку механизации.

2. Способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной категории по п.1, отличающийся тем, что, с целью расширения диапазона скоростей полета, рекомендуемых в Руководстве по летной эксплуатации для уборки механизации, максимально допустимые скорости начала ручной и начала автоматической уборки механизации устанавливают дополнительно и как функции ускорения центра масс самолета вдоль траектории полета способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 то есть способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 и способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 дополнительно определяют и размещают в памяти бортового вычислителя величины скоростей полета способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 наблюдавшиеся при математическом моделировании процессов уборки механизации при постановке закрылков в положение способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 , соответствующее началу уборки предкрылков, в полете измеряют текущее значение ускорения способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 а величину скорости Vmax, являющейся верхней границей индицируемого на командно-пилотажном приборе диапазона скоростей безопасной уборки механизации, последовательно определяют из соотношений: способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 - на этапе разгона до начала уборки механизации; способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 - на этапе уборкизакрылковпри способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр=способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр взл;Vmax=min(Vmax 1,Vmax 2),где способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 - на этапе совместной уборки закрылков и предкрылков; Vmax=Vmax 2 - на этапе уборки предкрылков при способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з=0.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемое изобретение относится к способам управления уборкой механизации крыла (закрылков и предкрылков) при взлете, повышающим безопасность полета самолетов транспортной категории посредством защиты закрылков и предкрылков от чрезмерных аэродинамических нагрузок за счет автоматизации системы управления механизацией.

Известен способ управления механизацией крыла, при котором уборку закрылков и предкрылков при разгоне самолета осуществляют в зависимости от коэффициента подъемной силы горизонтального полета. При этом на этапе взлета самолета уборку механизации осуществляют так, чтобы при каждой текущей конфигурации самолета, то есть при каждой текущей паре значений углов отклонения закрылков способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з и предкрылков способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр достигалось максимальное аэродинамическое качество (В.К. Святодух, Ю.Ф. Шелюхин. «Проблемы безопасности полета самолетов гражданской авиации», статья в сборнике работ «Современные проблемы динамики и управления летательных аппаратов», Труды ЦАГИ, выпуск 2649, г.Жуковский, 2001 г., стр.18-19).

При таком способе управления уборкой механизации реализуются энергетически более выгодные траектории разгона самолета, однако вопросы нагружения механизации при этом не рассматриваются.

Наиболее близким аналогом - прототипом является способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной категории, реализуемый в автоматизированной системе управления механизацией крыла (АСУМК), интегрированной в комплексную систему управления (КСУ) самолета, при котором в процессе разгона после взлета измеряют текущие значения способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з тек и способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр тек, активируют хранящуюся в бортовом вычислителе зависимость максимально допустимой скорости полета от углов отклонения закрылков и предкрылков VFE(способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр), определяют величину максимально допустимой скорости полета, соответствующую текущей комбинации углов отклонения закрылков и предкрылков VFE(способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з тек, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр тек) и соответствующую ей скорость начала автоматического кабрирования самолета Vкарб(способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр)<VFE(способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр), в каждый момент времени полета измеряют воздушную скорость самолета VEAS, проводят сравнение величины измеренной скорости VEAS с величиной скорости Vкарб(способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр), при увеличении скорости VEAS до значения Vкабр(способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр) формируют в системе управления рулем высоты сигнал на кабрирование самолета с целью снижения темпа разгона, в процессе кабрирования сравнивают величину измеренной скорости VEAS с величиной максимально допустимой скорости полета V FE(способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з тек, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр тек), при увеличении скорости VEAS до значения VFE(способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з тек, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр тек) осуществляют автоматическую уборку механизации (см. патент РФ № 2364548, МПК B64C 13/16 «Система управления летательным аппаратом»).

Такой способ управления уборкой механизации крыла (закрылков и предкрылков) имеет два крупных недостатка. Во-первых, при снижении темпа набора скорости, которое обусловлено кабрированием самолета, увеличивается время достижения рекомендуемой в Руководстве по летной эксплуатации (РЛЭ) скорости полета по маршруту. Во-вторых, и это более существенно, скорость начала автоматической уборки механизации Vнау(способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр) устанавливается равной максимально допустимой скорости полета с выпущенной механизацией VFE(способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр). При таком выборе скорости Vнау (способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр) не может быть гарантировано непревышение границы VFE(способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр): начало уборки механизации при VEAS =VFE(способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр) в случае интенсивного разгона самолета может оказаться запоздалым, так как из-за ограниченных угловых скоростей уборки закрылки и предкрылки не будут успевать за быстро увеличивающейся скоростью полета.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является обеспечение надежной защиты границы максимально допустимых скоростей полета самолета с выпущенной механизацией VFE(способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр). Гарантированное непревышение границы V FE(способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр) позволит защитить механизацию крыла от чрезмерных аэродинамических нагрузок. Это особенно важно в тех случаях, когда в соответствии с п.25.335(e)(3) Авиационных правил, часть 25 (АП-25) в качестве расчетных скоростей полета с выпущенной механизацией приняты величины VF(способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр), меньшие рекомендованных в п.25.335(e)(2), а величины VFE(способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр) максимально приближены к расчетным значениям VFE(способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр).

Поставленный технический результат достигается тем, что в способе управления уборкой механизации крыла самолета транспортной категории, заключающемся в том, что в процессе разгона самолета на высоте начала уборки механизации измеряют текущие значения углов отклонения закрылков способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з тек и предкрылков способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр тек, активируют хранящуюся в бортовом вычислителе зависимость максимально допустимой скорости полета от углов отклонения закрылков и предкрылков VFE(способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр), определяют скорость начала уборки механизации, равную величине скорости VFE(способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з тек, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр тек), в каждый момент времени полета измеряют воздушную скорость самолета VEAS, проводят сравнение текущего значения скорости полета VEAS с величиной скорости VFE(способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з тек, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр тек), при увеличении скорости VEAS до значения VFE(способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з тек, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр тек) осуществляют автоматическую уборку механизации, дополнительно устанавливают максимально допустимую скорость начала ручной уборки механизации Vнpy, максимально допустимую скорость начала автоматической уборки механизации Vнау как функции полетного веса самолета G и углов отклонения закрылков и предкрылков, меньшие скорости VFE(способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр), то есть Vнру(G, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр)<Vнау(G, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр)<VFE(способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр), а также расчетные зависимости максимально и минимально допустимых скоростей полета от полетного веса самолета и углов отклонения закрылков и предкрылков Vmax(G, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр) и Vmin(G, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр), реализуемые при последовательной уборке механизации из взлетного положения в крейсерское, которые определяют предварительно при математическом моделировании траекторий взлета и размещают в бортовом вычислителе, в полете измеряют текущее значение полетного веса самолета Gтек, активируют хранящиеся в бортовом вычислителе зависимости максимально и минимально допустимых скоростей начала уборки механизации Vmax (G, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр) и Vmin(G, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр), определяют величины этих скоростей, соответствующие текущим значениям параметров G, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр, то есть Vmax тек=Vmax (Gтек, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з тек, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр тек) и Vmin тек=Vmin (Gтек, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з тек, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр тек), задают летчику на шкале командно-пилотажного прибора диапазон скоростей безопасной уборки механизации посредством индикации на ней значений скоростей Vmax(Gтек , способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з тек, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр тек) и Vmin(Gтек, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з тек, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр тек), индицируют на шкале командно-пилотажного прибора границу максимально допустимых скоростей полета с выпущенной механизацией VFE(способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з тек, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр тек), при нахождении скорости VEAS внутри диапазона скоростей безопасной уборки механизации посредством перемещения рычага управления механизацией в положение, соответствующее крейсерской конфигурации самолета, осуществляют уборку механизации, в процессе уборки механизации контролируют и обеспечивают нахождение текущего значения скорости VEAS внутри диапазона скоростей безопасной уборки механизации за счет управления вертикальной скоростью набора высоты Vy, увеличивая ее при приближении скорости VEAS к границе Vmax и уменьшая при приближении к границе Vmin, при невмешательстве летчика в управление механизацией активируют хранящуюся в бортовом вычислителе зависимость максимально допустимой скорости начала ручной уборки механизации Vнру от полетного веса самолета и углов отклонения закрылков и предкрылков, определяют текущее значение скорости Vнру тек=Vнру(Gтек , способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з тек, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр тек), проводят сравнение скорости VEAS с величиной скорости Vнру тек, при выполнении условия VEASспособ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 Vнру тек летчику формируют команду о необходимости начать уборку механизации, при продолжающемся невмешательстве летчика в управление механизацией определяют текущее значение скорости начала автоматической уборки Vнру тек=V max(Gтек, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з тек, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр тек), проводят сравнение скорости VEAS со скоростью Vнау тек, при выполнении условия V EASспособ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 Vнау тек осуществляют автоматическую уборку механизации.

Поставленный технический результат достигается также тем, что в указанном выше способе управления уборкой механизации крыла самолета транспортной категории с целью расширения диапазона скоростей полета, рекомендуемых в РЛЭ для уборки механизации, максимально допустимые скорости начала ручной и начала автоматической уборки механизации устанавливают дополнительно и как функции ускорения центра масс самолета вдоль траектории полета способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 , то есть способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 и способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 , дополнительно определяют и размещают в памяти бортового вычислителя величины скоростей полета способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 , наблюдавшиеся при математическом моделировании процессов уборки механизации при постановке закрылков в положение способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 , соответствующее началу уборки предкрылков, в полете измеряют текущее значение ускорения способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 , а величину скорости Vmax, являющейся верхней границей индицируемого на командно-пилотажном приборе диапазона скоростей безопасной уборки механизации, последовательно определяют из соотношений: способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 - на этапе разгона до начала уборки механизации;

способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 - на этапе уборки закрылков при способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр=способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр взл; Vmax=min(Vmax 1 , Vmax 2),

где способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 , способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 - на этапе совместной уборки закрылков и предкрылков; Vmax=Vmax 2 - на этапе уборки предкрылков при способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з=0.

Перечень фигур:

- фиг.1 - блок-схема, реализующая предлагаемый способ управления уборкой механизации;

- фиг.2 - уборка закрылков при использовании способа-прототипа;

- фиг.3 - уборка закрылков по предлагаемому способу с упреждением.

На фиг.1 показана блок-схема, реализующая предложенный способ управления уборкой механизации крыла с упреждением. На блок-схеме обозначено:

1 - датчики углов отклонения закрылков и предкрылков;

2 - система воздушных сигналов (СВС), формирующая данные о воздушных параметрах движения самолета;

3 - система измерения массы и центровки (СИМЦ);

4 - бесплатформенная инерциальная навигационная система (БИНС);

5 - бортовой вычислитель;

6 - командно-пилотажный прибор (КПП), шкала скорости;

7 - летчик;

8 - рычаг управления механизацией;

9 - рычаг продольного управления самолетом;

10 - рулевой привод закрылков;

11 - рулевой привод предкрылков;

12 - вычислитель системы автоматического управления уборкой механизации;

13 - блок автоматического управления уборкой механизации;

14 - блок управления приводом закрылков;

I - кабина экипажа;

VEAS - скорость полета самолета;

способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр - углы отклонения закрылков и предкрылков;

G - полетный вес самолета;

способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 - ускорение центра масс самолета вдоль траектории полета;

VFE(способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр) - максимально допустимая скорость при выпущенной механизации;

Vнру - максимально допустимая скорость начала ручной уборки механизации;

V нау - максимально допустимая скорость начала автоматической уборки механизации;

Vmin - минимально допустимая скорость начала уборки механизации, являющаяся заданной функцией G, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр.

Надежную защиту границы максимально допустимых скоростей полета с выпущенной механизацией можно обеспечить, если осуществлять упреждающую уборку механизации, то есть начинать уборку механизации не после, а до достижения скоростью V EAS значения VFE(способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр). Скорости полета VEAS, соответствующие началу упреждающей уборки механизации, могут быть определены заранее методами математического моделирования траекторий взлета и размещены в бортовом вычислителе самолета.

При математическом моделировании траекторий взлета используются следующие математические модели:

- модель динамики продольного движения самолета, учитывающая зависимость аэродинамических коэффициентов Cха, Cуа и mz от углов отклонения закрылков и предкрылков;

- модель продольного канала комплексной системы управления, обеспечивающая регулирование передаточных чисел автоматики на взлетно-посадочных режимах полета;

- модель АСУМК, учитывающая ограничения угловых скоростей уборки закрылков способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 и предкрылков способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 , а также принятую последовательность уборки закрылков и предкрылков.

Ниже принимается, что сначала осуществляется уборка закрылков, а когда их угол отклонения уменьшается до величины способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 , включается уборка предкрылков. Цель математического моделирования траекторий взлета самолета заключается в том, чтобы для взлетной и промежуточной взлетной конфигураций самолета определить такие максимально допустимые скорости начала уборки механизации, при которых еще обеспечивается непревышение максимально допустимых скоростей полета с выпущенной механизацией в течение всего процесса уборки. При этом практический интерес представляет определение именно максимально допустимой скорости начала уборки механизации, поскольку расширяется диапазон скоростей безопасной уборки механизации от минимально допустимой, определяемой нормируемыми запасами скорости до сваливания, до максимально допустимой, определяемой наличием границы VFE(способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр), что упрощает пилотирование самолета на взлетно-посадочных режимах полета.

В отличие от прототипа, в котором скорость начала автоматической уборки механизации Vнау(способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр)установлена равной скорости VFE (способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр), в предлагаемом способе эту скорость устанавливают меньшей скорости VFE(способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр). Поэтому задача математического моделирования заключается в том, чтобы определить такой запас от скорости V нау(способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр) до скорости VFE(способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр)и такое управление самолетом в процессе уборки механизации, чтобы, с одной стороны, обеспечивалось непревышение границы максимальных скоростей VFE(способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр), а с другой - обеспечивался максимальный разгон самолета, необходимый для скорейшего достижения скорости полета по маршруту. Очевидно, что этот запас должен зависеть от полетного веса самолета, тяги двигательной установки и угла наклона траектории, определяющих темп разгона самолета. При заданном полетном весе самолета G и заданной зависимости тяги от скорости полета P(V) скорость начала уборки механизации можно определить по следующей процедуре (для конкретности рассматривается уборка механизации из промежуточного взлетного положения, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 , способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр взл=24°, и из взлетного положения, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з взл=18°, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр взл=24°, зависимость VFE(способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр) приведена в таблице 1).

Таблица 1
Максимально допустимые скорости полета с выпущенной механизацией
способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, град18 161412 10 способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 86 42 000 0
способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр, град24 242424 2421,518,9 16,213,6 1284 0
VFE(способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з), км/ч370 375380385 390394 398402406 410способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 --
VFE(способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр), км/ч410 410410410 410417 424431438 445457 468480
VFE(способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр), км/ч370 375380385 390394 398402406 410457 468480

1. На основании расчетов траекторий разгона самолета в прямолинейном горизонтальном полете на высоте начала уборки механизации при ее уборке из промежуточного взлетного положения в крейсерское, соответствующих различным значениям скорости начала уборки механизации, определяют то максимальное значение способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 , при котором зависимость VEAS[способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з(t), способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр(t)) не пересекает зависимость VFE [способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр).

2. На основании расчетов траекторий разгона самолета при уборке механизации из взлетного положения в промежуточное взлетное при различных значениях скорости начала уборки закрылков при способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр=способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр взл=const, определяют то значение Vнау з, при котором в момент уборки закрылков в положение способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 обеспечивается равенство способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 . Для рассматриваемой комбинации значений G и P(V) полученная величина Vнау является максимально допустимой скоростью начала уборки механизации из взлетного положения в крейсерское.

3. Проводят аналогичные расчеты для других заданных значений G и P(V).

В зависимости от объема используемой информации о параметрах полета (кроме данных о способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр и скоростях VEAS и VFE (способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр)) скорость Vнау[способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр) определяют следующим образом:

1. Используют информацию только о полетном весе самолета. Для каждого полетного веса принимают наименьшую величину скорости начала уборки механизации, соответствующая наибольшей для данного полетного веса тяге при максимальном продолжительном режиме работы двигательной установки. Для гарантированного начала уборки механизации на этой скорости она должна осуществляться автоматически, во избежание неблагоприятного влияния человеческого фактора. Для каждого полетного веса самолета устанавливают также скорость начала ручной уборки механизации Vнру(G). Скорости начала ручной уборки механизации Vнру при рассматриваемом способе выбора скоростей Vнау определяют при математическом моделировании траекторий взлета по формуле способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 , где способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 - ускорение центра масс самолета вдоль траектории при VEAS=Vнау(G), способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 - время запаздывания реакции летчика, например, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 =1,5÷2 с. Определенные таким образом зависимости скорости начала ручной уборки механизации от полетного веса самолета V нру(G) и скорости Vнау(G) заносят в бортовой вычислитель. Зависимости Vнау(G) и Vнру (G) для рассматриваемых условий уборки механизации приведены в таблице 2.

Таблица 2
Зависимость скорости начала автоматической Vнау и ручной Vнру уборки механизации от полетного веса самолета G
G, кг 616006720072800 79500
V нау, км/ч289 304316329
Vнру, км/ч(способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 =2 с)277 289307321

Для обеспечения гарантированного непревышения границы максимальных скоростей VFE(способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр) в полете в процессе уборки механизации осуществляют контроль соответствия текущего и расчетного значений скорости полета. С этой целью для каждого фиксированного значения полетного веса самолета в бортовом вычислителе размещают ряд расчетных значений скорости полета, которые наблюдали в разные моменты времени при различных комбинациях углов способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з и способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр при математическом моделировании процесса автоматической уборки механизации. Пример зависимости расчетной скорости полета от способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з и способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр при максимальном взлетном весе самолета, обозначенной Vmax, приведен в таблице 3.

Таблица 3
Расчетная зависимость скорости полета Vmax(способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр) при автоматической уборке механизации, G=79500 кг
способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, град18 161412 10 способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 86 42 000 0
способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр, град24 242424 2421,518,9 16,213,6 1284 0
Vmax, км/ч 329339348 357367 377386396 406411 425440454

Для каждого полетного веса самолета устанавливают также границу минимально допустимых скоростей полета при уборке механизации Vmin, которую определяют расчетом в зависимости от скорости сваливания: например, Vmin =k·Vs, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 , где S - площадь крыла, м2: Cy max (способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з,.способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр) - максимальное значение коэффициента подъемной силы. Скорость VEAS ни в какой момент времени в процессе уборки механизации не должна быть меньше значения скорости V min. Пример зависимости Vmin(способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр) для максимального полетного веса самолета при k=1,2 приведен в таблице 4.

Таблица 4
Расчетная зависимость скорости полета Vmin(способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр) при автоматической уборке механизации, G=79500 кг
способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, град18 161412 10 способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 86 42 000 0
способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр, град24 242424 2421,619,2 16,814,4 1284 0
Vmin, км/ч 274277281 284287 295302311 320330 340352364

В полете летчик может начать уборку механизации при любом значении скорости из диапазона Vmin (способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з взл, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр взл)способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 VEAS<Vнау. Однако только при приближении скорости VEAS к значению Vнру ему формируют команду о необходимости начать уборку механизации. В процессе ручной уборки механизации задача летчика заключается в том, чтобы удерживать текущее значение скорости VEAS в диапазоне Vmin(способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з тек, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр тек)способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 VEAS<Vmax(способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з тек, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр тек). С этой целью диапазон скоростей полета, соответствующих безопасной уборке механизации, индицируют на шкале КПП. В качестве верхней границы этого диапазона используют скорость Vmax, в качестве нижней границы - скорость Vmin. При этом пилотирование самолета при ручном управлении уборкой механизации заключается в удержании скорости VEAS в границах диапазона скоростей безопасной уборки механизации за счет управления вертикальной скоростью набора высоты: значение Vy при приближении к границе Vmax увеличивать, при приближении к границе Vmin - уменьшать.

2. Используют информацию о полетном весе самолета и об ускорении центра масс самолета вдоль траектории способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 . Для взлетной и промежуточной взлетной конфигураций самолета скорости начала ручной и автоматической уборки устанавливают в виде функций ускорения для ряда фиксированных значений полетного веса самолета, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 , способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 , i=1способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 n. Величины способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 определяют для каждого фиксированного значения полетного веса самолета при математическом моделировании траекторий взлета самолета для ряда фиксированных зависимостей тяги от скорости полета Pj(VEAS), j=1способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 m, как значения ускорения центра масс вдоль траектории в момент начала уборки механизации. Сначала определяют максимально допустимую скорость начала автоматической уборки механизации из промежуточного взлетного в крейсерское положение способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 . Максимально допустимую скорость начала ручной уборки способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 определяют после определения скорости способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 по методике, описанной выше в п.1. При математическом моделировании автоматической уборки механизации определяют также величину скорости способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 , которая имела место в момент достижения угла отклонения закрылков, равного способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 . Пример зависимостей скоростей Vнау, V нру и способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 от ускорения способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 для максимального полетного веса самолета показан в таблице 5.

Таблица 5
Зависимости скоростей Vнау, Vнру и способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 от ускорения способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 при полетном весе самолета G=79500 кг
способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 , (км/ч)/с0 1,882,352,78 3,213,64 4,084,54,92
Vнау, км/ч 370370361 354346 339331324 316
Vнру , км/ч370366 356348 3403327323 315306
способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 , км/ч390 388384380 375372 368364360

Скорости способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 и способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 размещаются в бортовом вычислителе.

При использовании информации о способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 контроль правильности выдерживания расчетных (модельных) траекторий осуществляют следующим образом. На этапе уборки закрылков при способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр=способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр взл определяют пролонгированное значение скорости полета Vз.прол 1, которое она имела бы при уборке закрылков в положение способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 , способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 . Исходя из требования, что скорость способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 не должна быть больше значения скорости способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 , то есть должно выполняться условие способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 , определяют максимально допустимую скорость полета на этапе уборки закрылков в положение способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 по формуле: способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 . При совместной уборке закрылков и предкрылков, то есть при способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 определяют пролонгированное значение скорости Vпр.прол , которое она имела бы при полной уборке предкрылков в крейсерское положение, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 , и пролонгированное значение скорости Vз.прол 2 (способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з=0), которое она имела бы при полной уборке закрылков из положения способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 в крейсерское, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 .

Исходя из требований, что скорость V з.прол 2(способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з=0) не должна быть больше скорости VFE (способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з=0), а скорость Vпр.прол не должна быть больше скорости VFE(способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр=0), определяют два значения максимально допустимой скорости способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 и способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 , и для этапа совместной уборки закрылков и предкрылков в качестве максимально допустимой скорости выбирают величину Vmax=min(Vmax 1, Vmax 2). Для этапа уборки предкрылков при способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з=0 в качестве максимально допустимой скорости принимают величину Vmax=Vmax 2.

Так же, как и при отсутствии информации об ускорении способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 , скорости Vmax используются для индикации на шкале скорости КПП верхней границы диапазона скоростей безопасной уборки механизации.

В случае, когда информация об ускорении центра масс самолета вдоль траектории способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 не используется, управление уборкой механизации крыла самолета транспортной категории осуществляют следующим образом. В каждый момент времени полета:

- Измеряют текущие значения углов отклонения закрылков способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з тек и предкрылков способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр тек (выходы блока 1).

- Активируют хранящуюся в бортовом вычислителе зависимость максимально допустимой скорости полета от углов отклонения закрылков и предкрылков V FE(способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр), определяют текущее значение максимально допустимой скорости полета с выпущенной механизацией VFE тек=VFE(способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з тек, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр тек), (блок 5, таблица 1).

- На шкале скорости КПП (блок 6) индицируют максимально допустимую скорость полета с выпущенной механизацией, равную VFE тек .

- Измеряют текущее значение полетного веса самолета Gтек (выход блока 3).

- Активируют хранящуюся в блоке 5 зависимость максимально допустимой скорости начала уборки механизации Vmax от полетного веса самолета и углов отклонения закрылков и предкрылков (таблица 3).

- Определяют и индицируют на шкале скорости КПП (блок 6) величину скорости Vmax как верхнюю границу диапазона скоростей безопасной уборки механизации.

- Активируют хранящуюся в блоке 5 зависимость минимально допустимой скорости начала уборки механизации Vmin от параметров G, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр (таблица 4).

- Определяют и индицируют на шкале скорости КПП (блок 6) величину скорости Vmin как нижнюю границу диапазона скоростей безопасной уборки механизации.

- Измеряют текущее значение скорости полета VEAS (выход блока 2).

- По шкале скорости КПП (блок 6) контролируют нахождение скорости в диапазоне скоростей безопасной уборки. Уборка механизации может быть начата при любой скорости из диапазона Vminспособ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 VEASспособ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 Vmax.

- Посредством перемещения рычага управления механизацией (блок 8) в положение, соответствующее крейсерскому положению закрылков и предкрылков, осуществляют уборку механизации.

- В процессе уборки механизации удерживают значение скорости VEAS в диапазоне скоростей безопасной уборки: вертикальную скорость набора высоты V y при приближении к границе Vmax увеличивают, а при приближении к границе Vmin - уменьшают.

- При невмешательстве летчика в управление механизацией активируют хранящуюся в блоке 5 зависимость максимально допустимой скорости начала ручной уборки механизации Vнру от полетного веса самолета и углов отклонения закрылков и предкрылков V нру(G, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр) (таблица 2) и определяют текущее значение скорости Vнру.

- Проводят сравнение скорости VEAS со скоростью Vнру.

- При выполнении условия VEASспособ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 Vнру формируют летчику команду о необходимости начать уборку механизации (блок 7).

- При продолжающемся невмешательстве летчика в управление механизацией определяют текущее значение скорости начала автоматической уборки V нау тек как значение скорости Vmax(G, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з взл, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр взл) (таблица 3), проводят сравнение скорости VEAS со скоростью Vнау тек (блок 12).

- При выполнении условия VEASспособ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 Vнау тек осуществляют автоматическую уборку механизации (блок 13).

При использовании информации об ускорении центра масс самолета вдоль траектории полета способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 последовательность операций по управлению уборкой механизации такая же, как и при отсутствии информации о величине способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 . Различие заключается в том, что величины максимально допустимых скоростей начала ручной и начала автоматической уборки механизации Vнру и Vнау определяют дополнительно и как функции ускорения центра масс самолета вдоль траектории полета способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 , то есть способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 и способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 и, кроме того, возникает необходимость в знании максимально допустимой скорости начала уборки механизации из промежуточного взлетного положения в крейсерское способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 (таблица 5) и в дополнительном определении скорости V max, являющейся верхней границей индицируемого на КПП диапазона скоростей безопасной уборки механизации. При этом в полете измеряют текущее значение ускорения способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 (выход блока 4), а величину Vmax определяют в блоке 5 по следующим зависимостям: способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 - на этапе разгона до начала уборки механизации; способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 - на этапе уборки закрылков при способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр=способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр взл; Vmax=min(Vmax 1 , Vmax 2), где способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 , способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 , на этапе совместной уборки закрылков и предкрылков; Vmax=Vmax 2 - на этапе уборки предкрылков при способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з=0.

На фиг.2 на плоскости (V EAS, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з) приведены граница максимально допустимых скоростей полета самолета с выпущенными закрылками VFE (способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з) (линия 1) и диаграмма изменения угла отклонения закрылков в функции скорости полета способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з(VEAS) при их уборке из взлетного положения в крейсерское по методу прототипа (линия 2); при этом G=56000 кг. Зависимость способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з(VEAS) получена методами математического моделирования динамики взлета самолета, оборудованного автоматизированной системой управления механизацией крыла (АСУМК). Математическая модель АСУМК учитывала ограничение угловой скорости отклонения закрылков при их уборке способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 . На фиг.2 видно, что в случае, когда уборка механизации начинается по достижении границы VFE (способ управления уборкой по прототипу), из-за ограниченной угловой скорости уборки закрылков максимально допустимая скорость полета с выпущенными закрылками VFE(способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з) была значительно превышена, что недопустимо по условиям безопасности полета.

На фиг.3 показаны четыре различных диаграммы изменения угла отклонения закрылков в функции скорости полета при их упреждающей уборке из взлетного положения в крейсерское, полученные методами математического моделирования траекторий взлета самолета с использованием математической модели АСУМК, учитывающей такое же ограничение величины способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 , как в случае диаграммы способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з(VEAS) на фиг.2. Рассматривались два значения полетного веса самолета и для каждого полетного веса два значения стартовой тяги, обеспечивающие разные значения ускорения центра масс самолета вдоль траектории способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 в начале уборки механизации. Приведенным линиям соответствуют следующие значения характерных параметров:

- линия 1: G=56000 кг; Vнау=345 км/ч; Vу=0; способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 ;

- линия 2: G=56000 кг; Vнау =357 км/ч; Vу=2 м/с; способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 ;

- линия 3: G=77300 кг; Vнау =370 км/ч; Vу=2 м/с; способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 ;

- линия 4: G=77300 кг; Vнау =370 км/ч; Vу=0; способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 .

Рассматривался наиболее интенсивный разгон самолета в горизонтальной плоскости. Все четыре диаграммы являются предельными в том смысле, что в каждой из них используется максимально допустимое (предельное) значение скорости начала уборки механизации, при котором еще обеспечивается непревышение назначенных скоростей VFE(способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр). На фиг.3 видно, что предельные значения скоростей упреждающей уборки можно представить в виде функций ускорения центра масс вдоль траектории способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 и полетного веса самолета.

Технический результат заключается в том, что при гарантированном непревышении назначенных величин VFE[способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр) расчетные скорости полета самолета с выпущенной механизацией VF[способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр) в соответствии с п.25.335(e)(3) АП-25 могут быть понижены по сравнению со значениями VF[способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр), определяемыми в п.25.335(e)(2) АП-25. При этом снижаются расчетные аэродинамические нагрузки на механизацию (закрылки и предкрылки), что позволяет снизить вес конструкции крыла. Например, уменьшение расчетных скоростей полета с выпущенной механизацией VF[способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 з, способ управления уборкой механизации крыла самолета транспортной   категории, патент № 2494922 пр) на 7÷10% снижает аэродинамические нагрузки на механизацию на 15÷20%.

Класс B64C13/00 Системы управления и передачи для приведения в действие поверхностей управления, предкрылков и закрылков, тормозных щитков или интерцепторов

система управления вертолетом и раздвижная тяга проводки системы управления -  патент 2527574 (10.09.2014)
привод ходового винта -  патент 2524810 (10.08.2014)
электромеханический линейный привод -  патент 2522646 (20.07.2014)
электромеханический привод интерцептора крыла самолета -  патент 2522638 (20.07.2014)
электромеханический привод предкрылка самолета -  патент 2522635 (20.07.2014)
система повышения управляемости для летательного аппарата -  патент 2520850 (27.06.2014)
подшипниковый узел -  патент 2520706 (27.06.2014)
комплекс бортового оборудования вертолета -  патент 2520174 (20.06.2014)
силовой мини-привод петлеобразной формы -  патент 2519612 (20.06.2014)
устройство, которое подвергается воздействию потока текучей среды -  патент 2519602 (20.06.2014)
Наверх