зубчатое колесо

Классы МПК:F16H57/04 конструктивные особенности, относящиеся к смазке или охлаждению 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Мендрух Елена Николаевна (RU),
Мендрух Николай Викторович (RU),
Терзиева Наталья Сергеевна (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2013-06-19
публикация патента:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо состоит из тела (1), зубчатого венца с зубьями (2), вдоль боковых поверхностей (3) которых на торцах (4) зубьев расположены смазкоудерживающие карманы в виде полок (5). Крепление полок (5) на зубьях смещено в сторону оси зубьев на величину максимального износа боковых поверхностей. Полки (5) установлены с наклоном под острым углом в сторону этих поверхностей. Изобретение направлено на обеспечение работоспособности зубчатого колеса в процессе изнашивания его зубьев. 2 ил. зубчатое колесо, патент № 2525506

зубчатое колесо, патент № 2525506 зубчатое колесо, патент № 2525506

Формула изобретения

Зубчатое колесо, содержащее тело, зубчатый венец с зубьями и смазочные карманы, выполненные в виде полок, расположенных на торцах зубьев вдоль всей длины их боковых поверхностей, отличающееся тем, что крепление полок на зубьях смещено в сторону оси зубьев на величину максимального износа боковых поверхностей, а полки установлены с наклоном под острым углом в сторону этих поверхностей.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами.

Известно зубчатое колесо, содержащее тело и зубчатый венец с зубьями (см., например, «Детали машин: Учебник для машиностроительных техникумов / Ю.Н. Березовский, Д.В. Чернилевский, М.С. Петров; Под ред. Н.А. Бородина. - М.: Машиностроение, 1983. - 384 с., ил., стр.74»).

Недостаток данного зубчатого колеса состоит в том, что при его работе пластичный смазочный материал, нанесенный на рабочие поверхности зубьев, вытесняется с них и в дальнейшем процессе смазывания зубьев не участвует, что приводит к увеличению изнашивания зубьев.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатого колеса, содержащего тело и зубчатый венец с зубьями, вдоль боковых поверхностей которых и заподлицо с ними, на торцах зубьев, заподлицо с боковыми поверхностями, расположены смазкоудерживающие карманы в виде полок, предотвращающие вытеснение смазочного материала с боковых поверхностей на торцы зубьев - см. АС СССР № 898191, кл. F16Н 57/04, 1978.

Недостаток прототипа состоит в том, что зубья со стороны рабочих поверхностей в процессе работы колеса подвержены изнашиванию, при этом происходит уменьшение толщины зубьев, и полки, размещенные на торцах зубьев, лишаются опоры и отваливаются от зубьев. Тем самым зубья лишаются смазочных карманов, что ухудшает процессы смазывания, снижает износостойкость зубьев и работоспособность зубчатого колеса.

Изобретением решается задача обеспечения работоспособности зубчатого колеса в процессе изнашивания его зубьев.

Это достигается тем, что зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и смазочные карманы в виде полок, расположенные на торцах зубьев вдоль всей длины их боковых поверхностей, причем крепление полок на зубьях смещено в сторону оси зубьев на величину максимального износа боковых поверхностей, а полки установлены с наклоном под острым углом в сторону этих поверхностей.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображены: зуб колеса - вид с его боковой поверхности (фиг.1) и сечение зуба (фиг.2).

На чертеже показаны: тело 1 колеса, зуб 2, боковые поверхности 3 зуба, торцы 4 зуба, смазкоудерживающие карманы (полки) 5, бортики 6 полок, величина смещения h полок относительно боковых поверхностей, угол зубчатое колесо, патент № 2525506 наклона полок относительно боковых поверхностей.

Работает данное зубчатое колесо следующим образом. При работе колеса в зацеплении в передаче с парным сопряженным колесом пластичный смазочный материал, нанесенный на боковые (рабочие) поверхности 3 зубьев 2, вытесняется с этих поверхностей на полки 4, являющиеся смазкоудерживающими карманами, откуда затем смазочный материал мигрирует обратно на рабочие боковые поверхности 3. Выполнение смещения полок 4 - от края боковых поверхностей 3 зубьев к его оси - учитывает изнашивание при работе колеса этих поверхностей и обеспечивает надежную работу смазочных карманов. Выполнение полок 4 наклонными в сторону боковых (рабочих) поверхностей 3 позволяет обеспечить присутствие вытесненного на них смазочного материала как можно ближе к боковым поверхностям, нуждающимся в смазывании.

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция зубчатого колеса позволяет полкам выполнять свои смазкоудерживающие функции и учитывать возможное утоньшение зубьев вследствие изнашивания их боковых (рабочих) поверхностей.

Класс F16H57/04 конструктивные особенности, относящиеся к смазке или охлаждению 

устройство для подачи жидкой смазки -  патент 2529116 (27.09.2014)
зубчатое колесо -  патент 2525944 (20.08.2014)
зубчатое колесо -  патент 2525942 (20.08.2014)
масляная система охлаждения главного редуктора вертолета при испытании -  патент 2524519 (27.07.2014)
корпус механического оборудования, в частности коробки передач, с охладамой внутренней аппаратной камерой -  патент 2521068 (27.06.2014)
метод охлаждения электронных систем в механических устройствах, особенно в коробках передач -  патент 2521067 (27.06.2014)
зубчатый редуктор с системой уплотнений валов и фрикционной муфтой с гидравлическим управлением -  патент 2519308 (10.06.2014)
смазка и охлаждение редуктора с эпициклоидальной зубчатой передачей -  патент 2519305 (10.06.2014)
зубчатое колесо -  патент 2516827 (20.05.2014)
способ повышения долговечности элементов зубчатого колеса -  патент 2500940 (10.12.2013)
Наверх