состав для приготовления холодного асфальтобетона

Классы МПК:C04B26/26 битуминозные материалы, например деготь, пек
C08L95/00 Композиции битуминозных материалов, например асфальта, гудрона или вара
C04B111/27 водостойкость,те водонепроницаемость или водоотталкивающие материалы
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2013-09-03
публикация патента:

Изобретение относится к дорожному строительству, а именно к технологии приготовления асфальтобетонных смесей для ремонта покрытий автомобильных дорог и аэродромов, и может быть использовано для получения холодных асфальтобетонов с одновременной утилизацией нефтесодержащих отходов - нефтяных шламов. Технический результат - улучшение эксплуатационных показателей холодных асфальтобетонов и утилизация нефтешламов. Состав для приготовления холодного асфальтобетона, включающий связующее, содержащее битум, песок и нефтяной шлам, содержит в качестве песка отсев дробления гранита фракции 0-5 мм, нефтяной шлам - обезвоженный, имеющий состав в мас.%: органическая часть 60-80, минеральная часть 2-4, сера 3-5, вода - остальное, и входящий в состав связующего в количестве 20-50% от его массы, и дополнительно известняковый минеральный порошок при следующем соотношении компонентов состава, мас.%: битум 3,0-6,0, нефтяной шлам 1,0-3,0, известняковый минеральный порошок 5,0-6,0, отсев дробления гранита - остальное. 5 табл.

Формула изобретения

Состав для приготовления холодного асфальтобетона, включающий связующее, содержащее битум, песок и нефтяной шлам, отличающийся тем, что в качестве песка он содержит отсев дробления гранита фракции 0-5 мм, нефтяной шлам - обезвоженный, имеющий состав в мас.%: органическая часть 60-80, минеральная часть 2-4, сера 3-5, вода - остальное, и входящий в состав связующего в количестве 20-50% от его массы, и дополнительно известняковый минеральный порошок при следующем соотношении компонентов состава, мас.%:

битум3,0-6,0
нефтяной шлам 1,0-3,0
известняковый минеральный порошок5,0-6,0
отсев дробления гранитаостальное

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к дорожному строительству, а именно к технологии приготовления асфальтобетонных смесей для ремонта покрытий автомобильных дорог и аэродромов, и может быть использовано для получения холодных асфальтобетонов с одновременной утилизацией нефтесодержащих отходов - нефтяных шламов. Холодный асфальтобетон может применяться при укладке малых площадей и при проведении текущего ремонта асфальтобетонного полотна (ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия, превентивный ремонт дорог). Особенно актуально применение холодных асфальтобетонов в зимний период, когда традиционные способы ремонта дорожного покрытия становятся невозможными.

В условиях постепенного истощения природных запасов нефти и заметной тенденции удорожания стоимости нефтепродуктов актуален поиск альтернативных источников углеводородов.

Нетрадиционным источником углеводородов могут быть разнообразные отходы нефтедобычи и нефтепереработки, в частности, нефтешламы. Не менее важной стороной утилизации этих отходов является решение экологических проблем, связанных с их хранением. Так, например, только на нефтеперерабатывающих предприятиях России в прудах-накопителях ежегодно накапливается до 600 тысяч тонн нефтешламов. Состав этих отходов достаточно разнообразен: они содержат (% масс.) 10-56% нефтепродуктов, 30-85% воды, 1,3-46% минеральных примесей.

Типичный состав образцов некоторых нефтешламов (НШ) приведен в таблице 1.

Таблица 1
ПоказательНШ нефтеперерабатывающего завода (Образец № 1)НШ пруда-накопителя (Образец № 2)
Содержание органической части, % масс.80,0 60,5
Содержание минеральной части, % масс.2,73,5
Содержание воды, % масс. 16,530,0
Содержание механических примесей, % масс. -6,0
Содержание общей серы, % масс.3,4 4,3
Плотность при 20°C, г/см 30,9751,01

В настоящее время применение холодных асфальтобетонов - один из наиболее перспективных способов снижения энергозатрат в дорожном строительстве. Холодные асфальтобетоны можно перевозить на большие расстояния без риска потери или изменения их потребительских свойств. Ремонтный сезон продлевается до температуры минус 20°C, при этом обеспечиваются высокая мобильность и оперативность ремонтных работ. Сокращается энерго- и механовооруженность ремонтных бригад.

Чаще всего, холодная асфальтобетонная смесь производится на основе битума, полимерных добавок и минеральных наполнителей. Главный недостаток подобных составов - не соответствие показателей водонасыщения, водостойкости и остаточной пористости асфальтобетонов для покрытий автомобильных дорог требованиям ГОСТ 9128-97 к холодным асфальтобетонам и относительно высокая стоимость, что сильно ограничивает возможные сферы применения полученного таким способом асфальтобетона.

В предлагаемом составе в качестве компонента битумного связующего для получения холодного асфальтобетона используются нефтяные шламы в количестве до 50% от массы связующего.

При этом достигается улучшение показателей водонасыщения, водостойкости и пористости и одновременно решается задача снижения себестоимости холодного асфальтобетона.

Известны холодные асфальтобетонные смеси типа Дх с добавкой асфальтового гранулята холодного фрезерования и применяемые для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог (Патент РФ № 2412127).

Состав для приготовления холодных асфальтобетонных смесей включает отсев дробления фр. 0-15 мм, масс.%: 89,0, известняковый минеральный порошок 11,0% и битум жидкий (разжиженный) 6,0% (сверх 100%). Согласно изобретению в минеральную часть асфальтобетонной смеси вводят асфальтовый гранулят холодного фрезерования фр. 0-15 мм в количестве 6,5-7,5% от массы смеси.

Известен «Холодный песчаный асфальтобетон» по патенту на изобретение № 2174498, включающий битум и песок. В качестве песка он содержит серосодержащие "хвосты" фракции 0-5 мм, являющиеся продуктом отсева камнедробления производства серы, в качестве битума содержит битум марки МГ 70/130 и дополнительно асфальтобетон содержит нефтешлам нефтеперерабатывающего завода при следующем соотношении компонентов, мас.ч.:

битум МГ 70/130 - 6,0-6,5

серосодержащие "хвосты" фракции 0-5 мм - 99,0-98,0

нефтешлам - 1,0-2,0

Нефтешлам нефтеперерабатывающего завода образуется в процессе очистки промстоков и представляет собой обводненную темно-окрашенную пастообразную массу, которая состоит из сырой нефти и продуктов ее переработки (20-14%), высокодисперсных минеральных частиц (24-34%) и воды (56-52%). Минеральная часть содержит гидроксиды алюминия, железа, кальция, магния, карбонаты кальция и магния и кремнезем.

Химический состав минеральной части нефтешлама, масс.%: Потери при прокаливании - 47,56-52,66; CaO - 17,1-43,8; MgO - 3,4-4,0; Al2O3 - 1,0-10,9; Fe2O3 - 3,5-4,9; SiO2 - 17,02-23,5; RO - 0,0-9,92; SO - 0,0-6,9.

Водонасыщение холодного песчаного асфальтобетона снизилось в 1,1-1,4 раза, набухание - в 1,2-1,4 раза по сравнению с требованиями ГОСТа 9128-97;

Холодный песчаный асфальтобетон по патенту № 2174498 является наиболее близким по технической сущности к заявляемому изобретению и взят в качестве прототипа.

Задачей изобретения по сравнению с прототипом является получение состава холодного асфальтобетона, содержащего нефтяной шлам (побочный продукт нефтепереработки) с улучшенными показателями водонасыщения, водостойкости и пористости асфальтобетонов для покрытий автомобильных дорог в соответствии требованиям ГОСТ 9128-97 к холодным асфальтобетонам типа Дх, с одновременным снижением себестоимости продукции.

Техническим результатом от использования изобретения является

1. Улучшение показателей водонасыщения, водостойкости и пористости асфальтобетонов для покрытий автомобильных дорог в соответствии с требованиями ГОСТ 9128-97 к холодным асфальтобетонам типа Дх.

Задача решается, а технический результат достигается тем, что состав для приготовления холодного асфальтобетона включает связующее, содержащее битум, песок и нефтяной шлам.

В качестве песка состав содержит отсевов дробления гранита фракции 0-5 мм, нефтяной шлам - обезвоженный, имеющий состав в масс.%: органическая часть 60-80, минеральная часть 2-4, сера 3-5, вода остальное, и входящий в состав связующего в количестве 20-50% от его массы, и дополнительно известняковый минеральный порошок при следующем соотношении компонентов состава, масс.%:

известняковый минеральный порошок 5,0-6,0
битум 3,0-6,0
нефтяной шлам 1,0-3,0
отсевов дробления гранита фр. 0-5 ммостальное

В качестве песка состав содержит отсев дробления гранита Кузнецкого месторождения Ленинградской области фр. 0-5 мм.

Общая характеристика состава нефтяного шлама приведена в таблице 2.

состав для приготовления холодного асфальтобетона, патент № 2535325

Количество вводимого нефтешлама зависит от его состава - при введении низкоминерализованных нефтешламов, отличающихся относительно невысоким содержанием воды, количество нефтешлама по отношению к массе битумного связующего составляет 50 масс.%, при введении высокоминерализованных нефтешламов прудов-накопителей количество нефтешлама к массе битумного связующего составляет не менее 20 масс.%.

Обезвоживание нефтешлама, в зависимости от состава сырья, требуемого аппаратурного оформления, а также наличия необходимых энергоресурсов, может осуществляться одним указанных способов:

1) Непрерывное обезвоживание нефтешлама с использованием устройства, содержащего узел подогрева шлама, узел ультразвукового воздействия, а также узел разделения воды с нефтешламом (Патент РФ № 94240);

2) Способ обезвоживания шлама с помощью механического измельчителя с последующей термической обработкой при температуре 300-400°C во вращающемся трубчатом смесителе (Патент РФ № 2156750);

3) Обезвоживание нефтешлама осуществляют с использованием устройства в виде контейнера с проницаемым для воды полимерным материалом (Патент РФ № 111131).

Холодные асфальтобетонные смеси готовят в существующих стационарных смесительных установках, оборудованных дополнительным устройством для автоматического дозирования и перемешивания нефтешлама с битумом при приготовлении битумного связующего.

Точность дозирования песка дробления должна соответствовать классу точности 2 по ГОСТ 10223, ГОСТ 30124. Точность дозирования минерального порошка, битума и нефтешлама - ±1,5% по массе.

Примеры составов для приготовления холодной асфальтобетонной смеси приведены в таблице 1.

состав для приготовления холодного асфальтобетона, патент № 2535325

Свойства получаемых холодных асфальтобетонов при введении нефтешламов (образец № 1 и образец № 2) приведены в таблицах 3 и 4.

Таблица 3
Свойства холодного асфальтобетона при введении в связующее нефтешлама (образец № 1).
Пример Показатели свойств
Предел прочности при сжатии при температуре 50°C, МПа, не менееВодонасыщ., % по объемуВодостойкость Остаточная пористость, мин. части %
Содержание нефтешлама 0%
1 0,943,6 1,14,0
20,953,5 1,14,0
30,99 3,91,04,0
Содержание нефтешлама 10%
4 0,963,51,5 3,1
5 0,973,6 1,53,1
60,943,1 1,53,1
Содержание нефтешлама 20%
70,95 2,81,7 3,0
8 0,933,11,7 3,0
9 0,942,9 1,72,9
Содержание нефтешлама 30%
10 0,952,5 1,92,8
110,922,2 1,92,8
120,94 1,91,92,8
Содержание нефтешлама 40%
13 0,931,82,4 2,6
14 0,931,9 2,42,6
150,941,8 2,32,7
Содержание нефтешлама 50%
160,93 1,72,4 2,7
17 0,921,82,3 2,6
18 0,931,8 2,32,7
ГОСТ 9128-97 для типа Дх, марки II плотные 0,51,0-4,0 (по объему) Не менее 0,62,5-5

Таблица 4
Свойства холодного асфальтобетона при введении в связующее нефтешлама (образец № 2).
Пример Показатели свойств
Предел прочности при сжатии при температуре 50°C, МПа, не менееВодонасыщ., % по объемуВодостойкость Остаточная пористость, %
Содержание нефтешлама 0%
1 0,943,6 1,14,0
20,953,5 1,14,0
30,99 3,91,04,0
Содержание нефтешлама 5%
40,96 3,51,2 3,8
5 0,963,61,3 3,9
6 0,943,7 1,13,7
Содержание нефтешлама 10%
7 0,933,3 1,53,5

Продолжение
80,933,1 1,43,6
90,94 3,21,33,6
Содержание нефтешлама 15%
10 0,932,91,5 3,1
11 0,933,1 1,53,2
120,942,9 1,62,9
Содержание нефтешлама 20%
130,93 2,51,8 2,9
14 0,922,31,9 2,8
15 0,932,5 1,92,8
ГОСТ 9128-97 для типа Дх, марки II плотные 0,51,0-4,0 (по объему) Не менее 0,62,5-5

Класс C04B26/26 битуминозные материалы, например деготь, пек

высоконаполненный композиционный материал -  патент 2525074 (10.08.2014)
ресурсосберегающая щебеночно-мастичная смесь для строительства и ремонта дорожных покрытий -  патент 2524081 (27.07.2014)
асфальтобетонная смесь -  патент 2522497 (20.07.2014)
асфальтобетонная смесь на наномодифицированном вяжущем -  патент 2521988 (10.07.2014)
способ приготовления асфальтобетонной смеси -  патент 2520256 (20.06.2014)
асфальтобетонная смесь -  патент 2515840 (20.05.2014)
способ приготовления асфальтобетонной смеси -  патент 2515652 (20.05.2014)
минеральный порошок для асфальтобетонной смеси -  патент 2515277 (10.05.2014)
минеральный порошок -  патент 2515274 (10.05.2014)
минеральный порошок -  патент 2515239 (10.05.2014)

Класс C08L95/00 Композиции битуминозных материалов, например асфальта, гудрона или вара

Класс C04B111/27 водостойкость,те водонепроницаемость или водоотталкивающие материалы

Наверх