Космические летательные аппараты: .основные составные части летательного аппарата и оборудование, устанавливаемое на нем или внутри него – B64G 1/22
Патенты в данной категории
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛИМЕРИЗУЕМЫХ СМОЛ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХСЯ НИЗКИМ ГАЗОВЫДЕЛЕНИЕМ В ВАКУУМЕ, ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОМПОЗИТНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В КОСМОСЕ
Изобретение относится к композитным материалам, предназначенным для применения в космосе. Использование, по меньшей мере, одной полимеризуемой смолы R1, выбираемой из группы, состоящей из эпоксидированных полибутадиеновых смол и характеризующейся в неполимеризованном состоянии: - величиной общей потери массы (ОПМ), меньшей чем 10%, величиной восстановленной потери массы (ВПМ), меньшей чем 10%, и величиной собранного летучего конденсируемого материала (СЛКМ). меньшей чем 1%, согласно определению в соответствии со стандартом ECSS-Q-70-02A Европейского космического агентства; - эпоксидной эквивалентной массой (ЭЭМ) в диапазоне от 100 до 600 г/моль; для изготовления композитного материала, свойства которого в отношении газовыделения и механической прочности приемлемы для применения в космосе, в частности, для использования в паутинной конструкции. 3 н. и 18 з.п. ф-лы, 3 табл. |
2526973 патент выдан: опубликован: 27.08.2014 |
|
СПОСОБ КОМПОНОВКИ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА
Изобретение относится к космической технике, а именно к компоновке космических аппаратов. Ёмкость изготавливают с тремя отверстиями для отвода пара, основное отверстие выполняют с центром, через который проходит центральная ось емкости, параллельная продольной оси спутника, направленная в сторону центра масс спутника, два дополнительных отверстия выполняют с центрами, через которые проходит другая параллельная ось емкости, параллельная оси спутника, направленная по направлению полета его. Ёмкость устанавливают на максимально возможном удалении от центра масс спутника по направлению, параллельному указанной продольной оси спутника, при этом центральную ось емкости, параллельную продольной оси спутника, располагают с минимально возможным отклонением от нее, одновременно обеспечивая, чтобы вторая центральная ось емкости, перпендикулярная ей, была параллельна оси аппарата, направленной по направлению полета спутника по орбите. Три отверстия для отвода паров установленной на борту ёмкости через электроклапаны соединяют с редуктором. Изобретение позволяет снизить массу и энергопотребление КА. 3 ил. |
2525355 патент выдан: опубликован: 10.08.2014 |
|
БОРТОВАЯ ЭЛЕКТРОЛИЗНАЯ УСТАНОВКА КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА
Изобретение относится к оборудованию космических аппаратов (КА) и, в частности, к их энергодвигательным системам. Электролизная установка КА включает в себя твердополимерный электролизер, подключенный к системе электропитания КА, и систему водоснабжения. Последняя содержит циркуляционный насос, кислородный и водородный контуры циркуляции воды. Каждый из контуров включает в себя соответствующую полость электролизера и газоотделитель в виде центробежного сепаратора. Сепараторы соединены с общим электроприводом постоянного тока циркуляционного насоса. Этот электропривод подключен к системе электропитания КА последовательно с электролизером. Кислородный контур снабжен входной водяной магистралью с клапаном и в нем установлен теплообменник, подключенный к системе терморегулирования КА. Техническим результатом изобретения является стабилизация режима работы электролизера и повышение надежности бортовой электролизной установки. 1 ил. |
2525350 патент выдан: опубликован: 10.08.2014 |
|
КОСМИЧЕСКИЙ ИЗМЕРИТЕЛЬ ПРИРАЩЕНИЯ СКОРОСТИ
Изобретение относится к измерительным приборам космического аппарата (КА) и может использоваться для высокоточного определения малого приращения скорости поступательного движения КА. Измеритель имеет полый шарообразный корпус (1), на внешней поверхности которого находятся электромагниты (2). На внутренней поверхности корпуса (1) расположена сеть адресных фотоприемников, а внутри корпуса - инерционная масса (5). Электромагнитный подвес массы (5) выполнен в виде встроенных электромагнитов (6), взаимодействующих с электромагнитами (2). Датчик положения массы (5) представляет собой оптрон из трех оптопар. В оптопарах излучателями служат светодиоды внутри массы (5) с оптическими осями (27). Излучение вдоль этих осей попадает на указанные фотоприемники корпуса. Светодиоды питаются от аккумулятора гелиевого типа, встроенного в массу (5). Он заряжается от токов в обмотках электромагнитов (6). Режимы работы устройства задаются оператором (10) через блок контроля и управления (7) с программным обеспечением (9). Питание осуществляется от источника (8). Технический результат изобретения состоит в создании высокоточного (погрешность менее 6 %) прибора для измерения приращений скорости при действии ускорений негравитационной природы порядка (10 -6-10-10) м/с2. 1 з.п. ф-лы, 6 ил. |
2524687 патент выдан: опубликован: 10.08.2014 |
|
ПЛАНЕР ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Изобретение относится к крылатым летательным аппаратам, в которых используется криогенное топливо, и касается ракетных блоков многоразового использования. Планер летательного аппарата включает корпус с криогенным цилиндрическим баком, крыло, элементы крепления крыла. Крыло закреплено непосредственно на криогенном баке вдоль бортов планера посредством ряда вертикальных стержней одинаковой длины и двух узлов. Концы каждого из стержней закреплены шарнирно на крыле и криогенном баке касательно к его обводу. Узлы крепления расположены в зазоре между баком и крылом удаленно друг от друга вдоль его продольной оси. Один узел выполнен по типу штырь-отверстие, а другой по типу выступ-паз, паз которого расположен вдоль оси бака. Достигается снижение веса корпуса летательного аппарата и исключение температурных напряжений в конструкции. 5 ил. |
2521936 патент выдан: опубликован: 10.07.2014 |
|
ПЕРЕХОДНОЙ ОТСЕК СБОРОЧНО-ЗАЩИТНОГО БЛОКА РАКЕТЫ КОСМИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Изобретение относится к конструкции космических транспортных средств для доставки в составе космической головной части крупногабаритных полезных грузов (ПГ) на заданные орбиты выведения. Переходной отсек (ПО) сборочно-защитного блока ракеты содержит внешнюю для крепления головного обтекателя (ГО) и внутреннюю с промежуточным шпангоутом и продольно-поперечным силовым набором для крепления ПГ конические оболочки с нижними и верхними торцевыми шпангоутами, жестко соединенные между собой. Верхние шпангоуты соединены между собой силовыми стержнями и содержат замки крепления и толкатели отделения ПГ. Верхний шпангоут внутренней конической оболочки крепления ПГ выполнен в поперечной плоскости переменного сечения, образуя смещение продольной оси ПО относительно продольной оси ПГ. Верхний шпангоут имеет выемки под толкатели, охваченные хомутами, жестко закрепленными на внутренней конической оболочке. Замки крепления ПГ посредством фитингов закреплены в верхнем шпангоуте внутренней конической оболочки, которые, как и толкатели, размещены концентрично его внутреннему контуру. Продольно-поперечный силовой набор внутренней конической оболочки для обеспечения жесткости ПО между верхним и промежуточным шпангоутами в местах крепления толкателей подкреплен косынками, в местах крепления замков - балками, выполненными переменного сечения. Под одной из выемок в месте меньшего поперечного сечения верхнего шпангоута на внутренней конической оболочке выполнен вырез под толкатель. Силовые стержни выполнены регулируемыми по своей длине. Достигается расширение эксплуатационных возможностей и эффективности использования ПО для смещенного относительно центра масс крупногабаритного полезного груза с сохранением устойчивости и управляемости РКН а полете. 8 ил. |
2521078 патент выдан: опубликован: 27.06.2014 |
|
ОДНОСТУПЕНЧАТАЯ РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ
Изобретение относится к ракетной технике, а именно к одноступенчатым ракетам-носителям. Одноступенчатая ракета-носитель содержит один или несколько жидкостных ракетных двигателей, топливный бак с баками горючего и окислителя, одну или несколько пар навесных топливных баков горючего и окислителя, соединенных соответственно с баками горючего и окислителя топливного бака. Диаметрально расположенные относительно друг друга навесные топливные баки соединены с топливным баком двигательной установки с возможностью отделения после выработки топлива. Изобретение позволяет производить запуск с любой местности, исключает район падения отработанных частей ракеты-носителя. 6 ил. |
2518499 патент выдан: опубликован: 10.06.2014 |
|
УСТРОЙСТВО КОРМОВОЙ ЧАСТИ КОРПУСА КОСМИЧЕСКОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Группа изобретений относится к конструкции частей и элементов летательного аппарата, преимущественно к устройству кормовой части космического самолета (КС), а также к способам коррекции траектории и оптимизации тяги ракетного двигателя КС. Фюзеляж КС (11) в кормовой части снабжен коническим кольцевым обтекателем (10), в котором размещено сопло (4) ракетного двигателя (2). К обтекателю (10) шарнирно присоединены панели или лепестки (3а, 3b, 3с, 3d). Эти лепестки приводятся в движение и могут занимать, во-первых, положение маскирования (защиты) сопла (4) и снижения донного сопротивления КС. В данном положении лепестки (3а, 3b, 3с, 3d) продолжают фюзеляж КС (11). Во-вторых, лепестки могут быть полностью развернуты в положение увеличения аэродинамического сопротивления КС. В обоих случаях ракетный двигатель (2) выключен. Наконец, лепестки (3а, 3b, 3с, 3d) могут занимать множество промежуточных положений между указанными первым и вторым положениями. В этих положениях при включенном двигателе (2) достигается оптимизация его тяги путем контроля с помощью лепестков степени расширения реактивной струи. Несимметричным отклонением лепестков достигается изменение направления движения КС по траектории. Это возможно как при включенном двигателе (2), так и выключенном (когда КС совершает полет в атмосфере). Техническим результатом изобретений является придание устройству кормовой части фюзеляжа активных функций управления движением летательного аппарата (КС) практически во всех фазах полета и снижение тем самым общей массы вспомогательных систем аппарата. 9 н. и 10 з.п. ф-лы, 9 ил. |
2516923 патент выдан: опубликован: 20.05.2014 |
|
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ПНЕВМОГИДРАВЛИЧЕСКОГО СОЕДИНЕНИЯ СТЫКУЕМЫХ ОБЪЕКТОВ И СПОСОБ ЕГО КОНТРОЛЯ НА ГЕРМЕТИЧНОСТЬ
Изобретение относится к ракетно-космической технике, криогенной технике и касается пневмогидравлического соединения стыкуемых объектов. Устройство защиты пневмогидравлического соединения содержит кожух, который установлен на соединение и снабжен штуцером с заглушкой. Кожух герметично установлен на стыкуемые объекты. В кожух вварен биметаллический переходник. Заглушка также приварена к штуцеру кожуха. Во время испытания устройства защиты пневмогидравлического соединения фиксируют герметичность пневмогидравлического соединения стыкуемых космических объектов в результате контроля его герметичности. При этом заполняют через штуцер полость кожуха избыточным давлением гелиево-воздушной смеси, проверяют герметичность кожуха. Устанавливают герметичную заглушку на штуцер и проверяют на герметичность соединение заглушки со штуцером, используя остаточную гелиево-воздушную смесь в полости кожуха. Достигается увеличение надежности функционирования стыкуемых объектов при разгерметизации соединения, например, вследствие вибрации, ударных, температурных и прочих воздействий. 2 н.п. ф-лы, 2 ил. |
2515699 патент выдан: опубликован: 20.05.2014 |
|
УЗЕЛ КРЫШКИ СВЕТОЗАЩИТНОГО УСТРОЙСТВА КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА
Изобретение относится к космической технике и касается открытия и закрытия отверстия в бленде, которая обеспечивает защиту оптико-электронной аппаратуры космических аппаратов (КА) от воздействия внешних тепловых и световых факторов. Узел крышки светозащитного устройства КА содержит основание с электроприводом и механизм аварийного открытия крышки с пирочекой. Узел также снабжен подпружиненным цилиндрическим стаканом, который установлен на корпусе электропривода с возможностью вертикального перемещения. Подпружиненный стакан взаимодействует со штоком пирочеки механизма аварийного открытия крышки, установленной неподвижно на основании. На выходной вал электропривода установлен кронштейн с вилкой для связи крышки с выходным валом электропривода. В вилке кронштейна смонтирована вращающаяся подпружиненная защелка, имеющая рычаг, который с одной стороны взаимодействует с подпружиненным стаканом, а с другой стороны своей цилиндрической контактной поверхностью, расположенной соосно оси вращения защелки, - с плоской контактной поверхностью подпружиненного штока фиксатора, установленного на крышке. Усилие, развиваемое пружиной защелки, направлено в сторону запирания защелки. Достигается расширение эксплуатационных возможностей узла крышки светозащитного устройства космического аппарата. 8 ил. |
2514015 патент выдан: опубликован: 27.04.2014 |
|
УСТРОЙСТВО УСТАНОВКИ АГРЕГАТОВ НА ИЗДЕЛИИ
Изобретение относится к средствам установки оборудования на летательном, преимущественно космическом, аппарате (КА), где требуется точная угловая и линейная регулировка положения агрегатов на изделии (в т.ч. при летно-конструкторских испытаниях). Устройство установки агрегатов (1) на изделии (9) содержит треугольную (в поперечном сечении) силовую призму (2). Агрегаты (1) установлены в призму (2) с помощью болтового соединения (3) с контровкой при помощи проволоки (4) и пломбы (5) в четырех точках для каждого агрегата. Призма (2) установлена с помощью болтового соединения (7, 8) на регулируемом основании (6). Конструкция устройства обеспечивает возможность линейного регулирования положения агрегатов (1) вдоль продольной оси, а также перпендикулярно продольной оси: Z, Y (с запасами 1 - по диапазону Z и 2 - по зазору Y). Возможно точное регулирование положения агрегатов в небольшом диапазоне углов °± n' относительно изделия (9). Имеется возможность автономной сборки и испытаний агрегатов (1) на силовой призме (2). При необходимости возможен демонтаж призмы (2) с агрегатами с основания (6) без потери точности углового положения агрегатов (1). Техническим результатом данного изобретения является возможность линейного регулирования агрегатов по двум взаимно перпендикулярным направлениям на требуемую величину, а также углового регулирования агрегатов с высокой точностью в небольшом диапазоне углов. 7 ил. |
2510606 патент выдан: опубликован: 10.04.2014 |
|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ДВУХ КРИВОЛИНЕЙНЫХ ШПАНГОУТОВ ВОЗДУШНОГО ИЛИ КОСМИЧЕСКОГО СУДНА
Изобретение относится к воздушно-космической технике. Соединительная конструкция, содержащая соединительный элемент и соединительные секции двух криволинейных шпангоутов воздушного или космического судна, причем соединительный элемент выполнен с возможностью прикрепления посредством предопределенных соединительных участков к соответствующим соединительным секциям двух шпангоутов. Предопределенные соединительные участки соединительного элемента имеют прямолинейную форму, а по меньшей мере соответствующие соединительные секции двух шпангоутов имеют прямолинейные участки внутреннего пояса для прямолинейного прикрепления предопределенных соединительных участков соединительного элемента, при этом соединительный элемент имеет поперечное сечение L-образной формы, которое соответствует соединительным секциям шпангоутов, а соединительный участок соединительного элемента образует длинное плечо поперечного сечения L-образной формы и имеет размер по высоте, представляющий собой сумму высоты шпангоута и разницы по высоте. Достигается упрощение изготовления шпангоута. 7 з.п. ф-лы, 6 ил. |
2507112 патент выдан: опубликован: 20.02.2014 |
|
ФЕРМА СИЛОВАЯ КОСМИЧЕСКОГО ТЕЛЕСКОПА
Изобретение относится к области космических телескопов (КТ) и может быть использовано для различных ферменных и корпусных конструкций, к которым предъявляются высокие требования по геометрической стабильности размеров от действия температур. Задачей настоящего изобретения является устранение указанных недостатков, то есть снижение веса, упрощение технологии изготовления, уменьшение стоимости изготовления с обеспечением стабильности продольных и поперечных линейных размеров фермы силовой КТ в неравномерном поле температур без увеличения дефокусировки КТ. Задача решается тем, что ферма силовая КТ состоит из продольных, поперечных и диагональных цилиндрических размеростабильных при действии температур стержней, соединенных между собой в узлах пересечения, при этом продольные, поперечные и диагональные стержни выполнены составными, соединенными между собой торовой эллиптической оболочкой по большей оси, при этом торовая эллиптическая оболочка заполнена термометрической жидкостью, причем геометрические размеры каждого из составных цилиндрических стержней, торовой эллиптической оболочки, характеристики применяемых материалов и физические свойства термометрической жидкости связаны соотношением: |
2503048 патент выдан: опубликован: 27.12.2013 |
|
ЛЮК ОБСЛУЖИВАНИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ГОЛОВНОЙ ЧАСТИ
Изобретение относится к ракетно-космической технике. Люк обслуживания космической головной части включает головной обтекатель со створками, на которых размещены блистеры под полезный груз, а сам люк имеет крышку. Люк обслуживания космической головной части размещен в верхней части одного из блистеров, крышка которого выполнена съемной. Люк обслуживания имеет окантовку, подкрепленную продольно поперечными профилями, закрепленными на внутренней поверхности головного обтекателя, а в нижней части съемной крышки выполнен вырез, образующий выступы, охватывающие верхнюю часть блистера, в которой по ее поперечной плоскости закреплена защитная стенка с помощью поперечных профилей, соединенная также с профилями окантовки люка. На блистере и на съемной крышке с уплотнением закреплен съемный аэродинамический обтекатель с теплозащитным покрытием. При обслуживании полезного груза для защиты от попадания посторонних частиц в полость головного обтекателя и внутрь полезного груза на окантовке люка обслуживания и на цилиндрической поверхности головного обтекателя выполнены узлы крепления под съемный защитный лоток и соответственно под съемную палатку. Достигается повышение эффективности и надежности доступа к полезному грузу при его подготовке на стартовом комплексе. 15 ил. |
2497727 патент выдан: опубликован: 10.11.2013 |
|
КОСМИЧЕСКАЯ ГОЛОВНАЯ ЧАСТЬ И СПОСОБ ЕЕ СБОРКИ
Изобретение относится к космической головной части и к способу ее сборки. Космическая головная часть содержит космический аппарат, головной обтекатель и переходную систему, которая обеспечивает стыковку ракеты-носителя с космическим аппаратом. В состав космического аппарата выше его центра масс введен силовой шпангоут, к которому пристыкована переходная система с помощью торцевого разъемного, разделяемого в полете, соединения. Головной обтекатель установлен на силовой шпангоут космического аппарата, космический аппарат размещен во внутренней полости переходной системы. На внутренней поверхности переходной системы установлены скользящие опоры, движущиеся по направляющим поверхностям космического аппарата при отделении от него переходной системы. Способ сборки космической головной части содержит стыковку переходной системы со шпангоутом космического аппарата. В вертикальном положении космический аппарат опускают во внутреннюю полость переходной системы. В направляющие поверхности космического аппарата вводятся скользящие опоры переходной системы. После стыковки космического аппарата с переходной системой к силовому шпангоуту космического аппарата стыкуют головной обтекатель. Достигается уменьшение массы и упрощение сборки головной части ракеты-носителя. 2 н.п. ф-лы, 2 ил. |
2497726 патент выдан: опубликован: 10.11.2013 |
|
КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ ДИСТАНЦИОННОГО ЗОНДИРОВАНИЯ ЗЕМЛИ
Изобретение относится к конструкции космического аппарата (КЛ) и его бортовым, главным образом, терморегулирующим системам. КЛ конструктивно объединяет модули целевой аппаратуры и служебных систем и снабжен термостабилизирующим кожухом, выполненным в виде прямоугольного параллелепипеда. На боковых его сторонах закреплены трехслойные сотовые термопанели (ТП) с металлическими обшивками, между которыми встроены тепловые трубы (ТТ). На оболочке кожуха выполнен канал для жидкого теплоносителя с шагом, равным шагу расположения ТТ. Теплоноситель имеет тепловой и механический контакт с соответствующими ТТ. Протяженность канала, длина ТТ и шаг между ТТ выбраны так, чтобы перепады температуры кожуха вдоль двух взаимно перпендикулярных направлений не превышали допустимых. Одна из ТП стенок кожуха, в виде пятислойной сотовой панели, обеспечивает механический контакт модулей целевой аппаратуры и служебных систем. На внешних обшивках этой ТП уложены трубопроводы гидромагистрали. Другая торцевая ТП выполнена в виде металлической пластины с отверстиями под крышки целевой аппаратуры. Каждое отверстие соосно оптической оси соответствующей аппаратуры. На внутренней поверхности торцевой ТП расположены трубопроводы гидромагистрали. Внутри кожуха вдоль продольной оси КА параллельно боковым стенкам закреплена размерно-стабильная несущая конструкция (например, из углепластика) для целевой аппаратуры. Обеспечивающие приборы модуля целевой аппаратуры установлены на верхней торцевой стенке кожуха. Кожух с внешней стороны изолирован от космического пространства экранно-вакуумной теплоизоляцией. Техническим результатом изобретения является повышение качества, в т.ч. точности получаемой КА целевой информации при сохранении его ресурсных характеристик. 4 ил. |
2493056 патент выдан: опубликован: 20.09.2013 |
|
СТРИНГЕР (ВАРИАНТЫ), СПОСОБ СОЗДАНИЯ МОДЕЛИ СТРИНГЕРА, СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СТРИНГЕРА, АВИАКОСМИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО (ВАРИАНТЫ), ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ (ВАРИАНТЫ) И КОМПЬЮТЕР
Изобретения относятся к стрингеру, к способу создания модели стрингера при помощи компьютера, к способу изготовления стрингера, к авиакосмическому устройству и к летательному аппарату. Стрингер содержит основание с первой поверхностью и второй поверхностью, расположенной с противоположной стороны от первой поверхности, и ребро с третьей и четвертой поверхностями. Стрингер имеет L-образное поперечное сечение по его длине, и геометрию, изменяющуюся вдоль части его длины с увеличением расстояния в направлении вдоль его длин. Изменение геометрии выполнено в виде смещения первой поверхности в направлении ко второй поверхности и четвертой поверхности в направлении к третьей поверхности. Поперечное сечение имеет по существу постоянное расстояние, измеренное по поверхности поперечного сечения между точками, в которых поперечное сечение пересекается с первой и второй воображаемыми линиями, для всех поперечных сечений вдоль части его длины. Способ создания модели стрингера включает подготовку первых данных, при которой определяют требуемую геометрию основания модели стрингера, расстояние от основания до воображаемой плоскости, изменяющееся вдоль длины элемента, генерирование вторых данных, при котором определяют геометрию ребра модели стрингера, включая генерирование локальных изменений в геометрии ребра. Первые и вторые данные используют для генерирования модели стрингера. Способ изготовления стрингера включает подготовку пресс-формы, укладку слоев композиционного материала в пресс-форму и отверждение слоев композиционного материала. Достигается уменьшение напряжений в конструкции. 9 н. и 16 з.п. ф-лы, 24 ил. |
2492107 патент выдан: опубликован: 10.09.2013 |
|
АВИАКОСМИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО И ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ, УДЛИНЕННЫЙ ЭЛЕМЕНТ КОНСТРУКЦИИ АВИАКОСМИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА ИЛИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, СПОСОБ СОЗДАНИЯ МОДЕЛИ УДЛИНЕННОГО ЭЛЕМЕНТА КОНСТРУКЦИИ АВИАКОСМИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА ИЛИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ УДЛИНЕННОГО ЭЛЕМЕНТА КОНСТРУКЦИИ АВИАКОСМИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА ИЛИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, И КОМПЬЮТЕР
Изобретения относятся к удлиненному элементу конструкции авиакосмического устройства или летательного аппарата из слоистой конструкции, а также к способу создания его модели при помощи компьютера и к способу изготовления удлиненного элемента. Удлиненный элемент содержит основание с первой поверхностью и второй поверхностью, расположенной с противоположной стороны от первой поверхности, ребро с третьей и четвертой поверхностями, и пятую поверхность, расположенную между первой и третьей поверхностями и соединенную с ними, и шестую поверхность, расположенную между второй и четвертой поверхностями и также соединенную с ними. Удлиненный элемент содержит изменение геометрии, выполненное в виде смещения первой поверхности в направлении ко второй поверхности с сокращением ширины пятой поверхности. Способ создания модели удлиненного элемента конструкции для его изготовления включает подготовку первых данных, указывающих на наличие изменений в расстоянии основания от плоскости отсчета, генерирование вторых данных для определения геометрии ребра и использование первых данных и вторых данных для генерирования модели удлиненного элемента конструкции. Уменьшение риска появления дефектов в удлиненном элементе конструкции осуществляется путем выполнения по модели удлиненного элемента конструкции локальных изменений геометрии ребра, которые представляют собой включение в ребро углового участка, простирающегося к основанию удлиненного элемента. Способ изготовления удлиненного элемента конструкции включает подготовку пресс-формы, профиль которой определяют посредством модели удлиненного элемента конструкции, укладку слоев композиционного материала в пресс-форму и отвердение слоев композиционного материала. Достигается уменьшение напряжений в конструкции. 6 н. и 20 з.п. ф-лы, 15 ил. |
2486102 патент выдан: опубликован: 27.06.2013 |
|
ПОДКРЕПЛЕННАЯ ОБОЛОЧКА ВРАЩЕНИЯ ИЗ ПОЛИМЕРНЫХ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ
Изобретение относится к оболочечным конструкциям корпусных деталей из полимерных композиционных материалов, применяемых в ракетной и авиационной технике, работающих в условиях повышенных нагрузок. Подкрепленная оболочка вращения состоит из обшивки и набора ребер. Ребра располагаются с внешней стороны обшивки. В конструкцию профиля ребер входят отбортовка и округление угла между вертикальной частью и отбортовкой. До режима формирования изделия в узлах пересечения ребер устанавливаются закладные металлические элементы в виде втулки. В конструкцию крайних кольцевых ребер введены отверстия и закладные металлические элементы в виде втулки, устанавливаемые в отверстия. Достигается повышение прочности, жесткости, устойчивости, размерной стабильности и снижение массы оболочки. 5 ил. |
2486101 патент выдан: опубликован: 27.06.2013 |
|
ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ БАЛЛИСТИЧЕСКАЯ МНОГОРАЗОВАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОСМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Изобретение относится к космической технике. Двухступенчатая баллистическая многоразовая транспортная космическая система содержит ракетные ступени с баками горючего и баками окислителя - кислорода, маршевые двигательные установки и двигательные установки стабилизации и ориентации. Первая ступень выполнена цилиндрической формы и снабжена хвостовым отсеком, переходником и обтекателем. В качестве горючего маршевых двигательных установок использован водород. Баки обеих ступеней системы выполнены несущими со совмещенными днищами. Вторая ступень в форме усеченного конуса со сферическими днищами снабжена теплозащитой. Обе ступени снабжены посадочными опорами. Достигается увеличение веса выводимого на орбиту груза. 2 ил. |
2485025 патент выдан: опубликован: 20.06.2013 |
|
АВИАКОСМИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО (ВАРИАНТЫ) И ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ (ВАРИАНТЫ), УДЛИНЕННЫЙ ЭЛЕМЕНТ КОНСТРУКЦИИ АВИАКОСМИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА ИЛИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ВАРИАНТЫ), КОМПОЗИТНЫЙ ЛОНЖЕРОН, СПОСОБ СОЗДАНИЯ ЕГО МОДЕЛИ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ, И КОМПЬЮТЕР
Группа изобретений относится к удлиненному элементу и к лонжерону конструкции авиакосмического устройства или летательного аппарата из слоистой конструкции, а также к способу создания его модели при помощи компьютера и к способу изготовления удлиненного элемента. Удлиненный элемент содержит основание с первой поверхностью и второй поверхностью, расположенной с противоположной стороны от первой поверхности, и ребро с третьей и четвертой поверхностями. Поперечное сечение удлиненного элемента изменяется вдоль его длины с линейным увеличением вдоль упомянутой длины удлиненного элемента конструкции геодезического расстояния между первой линией отсчета, расположенной на первой поверхности, и второй линией отсчета, расположенной на третьей поверхности. Композитный лонжерон характеризуется верхним и нижним фланцами, соединенными ребром, и единым слоем композиционного материала, проходящим между двумя противоположными краями от верхнего фланца через ребро к нижнему фланцу. Геодезическое расстояние по ширине лонжерона, измеряемое вдоль единого слоя между парой противоположных краев, увеличивается линейно вдоль длины единого слоя. Способ создания модели лонжерона включает подготовку первых данных о геометрии верхнего и нижнего фланцев, нелинейное изменение расстояния, разделяющего фланцы, вдоль длины лонжерона, которое у корневой части лонжерона больше, чем у концевой части лонжерона, и генерирование вторых данных, характеризующих форму ребра, верхнего и нижнего фланцев модели лонжерона. Способ изготовления удлиненного элемента конструкции включает подготовку пресс-формы, укладку слоев композиционного материала в пресс-форму и отвердение слоев композиционного материала. Достигается уменьшение напряжений в конструкции. 12 н. и 15 з.п. ф-лы, 21 ил. |
2485011 патент выдан: опубликован: 20.06.2013 |
|
СТРУКТУРА ЯЧЕЙКИ ФЮЗЕЛЯЖА ДЛЯ САМОЛЕТА ГИБРИДНОЙ КОНСТРУКЦИИ
Изобретение относится к авиастроению. Ячеистая структура фюзеляжа летательного аппарата содержит панель обшивки, имеющую двойную оболочку, монолитную панель обшивки, элемент жесткости, расположенный между панелями обшивки, и продольную планку или участок перехода нагрузки. Продольная планка расположена в зоне продольного шва и включает в себя первый и второй продольные фланцы, расположенные со смещением по отношению друг к другу и соединенные с помощью перемычки. Участок перехода нагрузки расположен в зоне поперечного шва для соединения продольного элемента жесткости, находящегося на монолитной панели обшивки, с панелью обшивки, имеющей двойную оболочку. Достигается уменьшение веса фюзеляжа летательного аппарата. 19 з.п. ф-лы, 6 ил. |
2482995 патент выдан: опубликован: 27.05.2013 |
|
УСТРОЙСТВО ВЫПУСКА ТРОСА СВЯЗКИ ДВУХ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ (ВАРИАНТЫ)
Группа изобретений относится к оборудованию космических аппаратов и, более конкретно, к орбитальным тросовым системам. Устройство содержит основной корпус (1), в котором установлена безынерционная катушка (2) с тросом, и подвижный подпружиненный корпус (3), где установлены электродвигатели, связанные с системой управления (не показаны). В корпусе (3) имеются также направляющие и прижимные ролики, зубчатые колеса, связанные между собой центральным зубчатым колесом. Последнее снабжено электромагнитным тормозом, установленным на корпусе (3). На выходе троса из корпуса (3) установлены резак и подпружиненный рычаг с роликом на конце и датчиком угла поворота на его оси. На передней стенке корпуса (1) закреплены датчики силы (тензодатчики). В другом варианте устройство снабжено барабаном с набором катушек (2), приводом его вращения и направляющим раструбом для троса. Устройство обеспечивает три режима выпуска троса. Первый - при малом натяжении троса: по команде от датчика углового перемещения, который настроен на минимальное натяжение троса, включаются электродвигатели в подходящем сочетании (от одного до четырех). Благодаря зубчатым колесам они вращаются синхронно. Во втором режиме - при увеличении натяжения троса до величины, превосходящей силы сопротивления в механизме выпуска, электродвигатели отключены. Скорость выпуска и длина троса контролируются датчиками угла поворота ротора, а натяжение - датчиками силы. В третьем режиме (торможения) один или несколько электродвигателей включаются в генераторный режим и создают тормозной момент на валах направляющих роликов, уменьшая скорость выпуска по заданному алгоритму вплоть до полной остановки. Далее, когда сила натяжения троса выходит за пределы измерения датчика малых величин, система управления регулирует эту силу, преобразуя в нее угол поворота указанного подпружиненного рычага. Технический результат изобретений направлен на повышение надежности работы устройства, точности развертывания и удобства в эксплуатации тросовой системы, с возможностью увеличения длины троса. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 11 ил. |
2482032 патент выдан: опубликован: 20.05.2013 |
|
УСТРОЙСТВО УМЕНЬШЕНИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ
Изобретения относятся к устройству уменьшения аэродинамического сопротивления транспортного средства и к космическому транспортному средству с указанным устройством. Космическое транспортное средство содержит устройство уменьшения аэродинамического сопротивления транспортного средства, оснащенное двигателем, который снабжен реактивным соплом для выброса газов, выступающим за пределы задней части фюзеляжа транспортного средства и расширяющимся по мере удаления от задней части фюзеляжа транспортного средства. Устройство содержит элемент маскировки реактивного сопла из рассасывающегося материала, применяемого для его уничтожения в потоке из реактивного сопла после запуска двигателя. Достигается уменьшение аэродинамического сопротивления запускаемого космического аппарата. 2 н. и 13 з.п. ф-лы, 4 ил. |
2482031 патент выдан: опубликован: 20.05.2013 |
|
САМОУДЕРЖИВАЮЩАЯСЯ ЯЧЕИСТАЯ ТЕПЛОЗВУКОИЗОЛЯЦИЯ
Изобретения относятся к авиационному устройству и к способу установки изоляции в авиационном устройстве. Авиационное устройство содержит первый и второй элементы каркаса, пенистый изоляционный элемент, имеющий первый и второй концы. Пенистый изоляционный элемент продолжается между первым и вторым элементами каркаса зажатым образом, посредством взаимодействия первого и второго концов с первым и вторым элементом соответственно, и неподвижно удерживается на месте между первым и вторым элементами каркаса благодаря трению, возникающему в результате зажатия его между первым и вторым элементами каркаса. Один из первого и второго концов пенистого изоляционного элемента имеет в несжатом состоянии угол больше 0 градусов относительно вертикальной плоскости. Способ установки изоляции в авиационном устройстве заключается в размещении пенистого изоляционного элемента в зажатом состоянии посредством взаимодействия первого и второго концов, которые имеют в несжатом состоянии угол, превышающий 0 грудусов относительно вертикальной плоскости, с первым и вторым элементом соответственно. Достигается уменьшение веса конструкции и упрощение установки изоляции. 2 н. и 11 з.п. ф-лы, 22 ил. |
2482019 патент выдан: опубликован: 20.05.2013 |
|
СОЕДИНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ДВУХ УСИЛИВАЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ С РАЗНЫМИ ПРОФИЛЯМИ ПОПЕРЕЧНОГО СЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОЛЕТА ИЛИ КОСМИЧЕСКОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И КОМПОНЕНТ ОБШИВКИ
Изобретения относятся к соединительному устройству для соединения двух усиливающих элементов самолета или космического летательного аппарата и к компоненту их обшивки. Соединительное устройство для соединения двух усиливающих элементов, имеющих разные профили поперечного сечения с основанием и головной частью, содержит соединительный элемент основания и соединительный элемент головной части. Соединительный элемент основания на одной стороне приспособлен к геометрической форме основания первого усиливающего элемента, и на противоположной стороне приспособлен к геометрической форме основания второго усиливающего элемента, и жестко соединен с ними. Соединительный элемент головной части на одной стороне приспособлен к геометрической форме головной части первого усиливающего элемента, и на противоположной стороне приспособлен к геометрической форме головной части второго усиливающего элемента, и жестко соединен с ними. Компонент обшивки содержит два усиливающих элемента, имеющие разные профили поперечного сечения, которые соединены в их продольном направлении соединительным устройством. Усиливающие элементы соединены соединительным устройством в их продольном направлении с боковым смещением или с дополнительными прокладками для компенсации допуска. Достигается уменьшение веса соединительного устройства. 2 н. и 15 з.п. ф-лы, 9 ил. |
2482017 патент выдан: опубликован: 20.05.2013 |
|
СОЕДИНЕНИЕ ОМЕГООБРАЗНЫХ ДЕТАЛЕЙ ЖЕСТКОСТИ ПРИ ПОМОЩИ НАКЛАДОК НА УРОВНЕ ОКРУЖНОГО СТЫКА ФЮЗЕЛЯЖА САМОЛЕТА
Изобретение относится к авиации, а именно к соединительным участкам фюзеляжа самолета. Фюзеляж самолета содержит окружной стык между участками, каждый из которых содержит обшивку и элемент детали жесткости. Каждый элемент детали жесткости расположен напротив другого элемента на уровне стыка и содержит две стенки и две подошвы. Две стенки и две подошвы образуют вместе с обшивкой закрытое сечение. Два находящихся друг против друга элемента детали жесткости соединены при помощи накладки. Деталь жесткости и накладка выполнены из композитного материала. Накладка связана только с одной деталью жесткости и содержит две стенки и две отдельные подошвы. Каждая из упомянутых подошв содержит опорную поверхность в контакте с подошвой каждого элемента детали жесткости и прикреплена к обшивкам и к элементам детали жесткости при помощи работающих креплений, расположенных только на подошвах накладки. Каждый элемент детали жесткости содержит головку между двумя стенками, определяя так называемое омегообразное поперечное сечение детали жесткости. Достигается уменьшение веса конструкции фюзеляжа. 8 з.п. ф-лы, 11 ил. |
2482014 патент выдан: опубликован: 20.05.2013 |
|
КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ С ЭТАЛОННЫМИ ОТРАЖАТЕЛЯМИ
Изобретение относится к космической технике и может быть использовано в космических аппаратах (КА) для юстировки и калибровки комплексов наземного и космического базирования. КА содержит корпус с приборным отсеком, солнечные батареи, эталонные отражатели (ЭО), двигательную установку, многозарядные пусковые установки (ПУ) для хранения и отделения размещенных в них ЭО. ПУ содержит цилиндрический контейнер с группой ограниченных упорами ЭО, тросовый механизм подачи ЭО, датчик скорости отделения ЭО, пусковую каретку с электроприводами захвата и подачи ЭО, пружинными толкателями и механизмом перемещения. Пусковая каретка установлена снаружи контейнера. Изобретение позволяет повысить плотность компоновки КА и число ЭО в ПУ, снизить расход массы конструкции на один ЭО. 3ил. |
2481248 патент выдан: опубликован: 10.05.2013 |
|
РАЗВЕРТЫВАЮЩИЙСЯ КАРКАС РЕФЛЕКТОРА
Изобретение относится к форменным стержневым трансформируемым конструкциям и может быть использовано в составе крупногабаритного (напр., параболического) рефлектора космической антенны. Каркас рефлектора содержит формообразующие стержневые элементы, каждый из которых выполнен из двух взаимно подпружиненных частей, соединенных шарниром. По концам этих стержневых элементов предусмотрены шарнирные узлы. С помощью данных узлов, формообразующих и диагональных стержневых элементов, образуются каркасы двух противолежащих поверхностей рефлектора. При этом диагональные элементы шарнирно присоединены к шарнирным узлам противолежащих поверхностей. Конструкция шарнира каждого формообразующего стержневого элемента обеспечивает, в рабочем состоянии каркаса, расположение двух частей этого стержневого элемента под углом, несколько меньшим 180°. Этот угол определяется кривизной рефлектора и длиной формообразующего стержневого элемента. Технический результат изобретения состоит в повышении точности приближения отражающей поверхности рефлектора к поверхности второго порядка (напр., параболической). 8 з.п. ф-лы, 10 ил. |
2480386 патент выдан: опубликован: 27.04.2013 |
|
СЛОИСТАЯ КОМПОЗИЦИОННАЯ СТРУКТУРА
Изобретения относятся к композиционному слоистому конструктивному элементу, к компоненту воздушного судна с указанным конструктивным элементом, к способу обозначения повреждения при ударе в конструктивном элементе и к вариантам способа получения конструктивного элемента. Конструктивный элемент содержит слоистый композит, имеющий край, и индикатор удара, расположенный на краю и содержащий полимер, разрушающийся при ударе. Способ обозначения повреждения при ударе в конструктивном элементе включает разрушение индикатора удара. Способ получения конструктивного элемента по первому варианту включает нанесение индикатора удара на край путем экструзии полимера из сопла. Способ получения конструктивного элемента по второму варианту включает соединение индикатора с краем путем совместного отверждения. Способ получения композиционного слоистого конструктивного элемента по третьему варианту заключается в том, что каждый из слоев слоистого композита содержит фазу армирования и фазу полимерной матрицы и включает формирование индикатора удара путем введения слоистого композита в негативную форму, создания зазора между краем и негативной формой и нагрев слоистого композита, так что фаза полимерной матрицы затекает в зазор и формирует индикатор удара. Достигается упрощение определения разрушения конструктивного элемента. 6 н. и 13 з.п. ф-лы, 10 ил. |
2479465 патент выдан: опубликован: 20.04.2013 |
|