Рабочие лопатки, элементы, на которых закрепляются лопатки: .элементы, несущие лопатки, например роторы – F01D 5/02

МПКРаздел FF01F01DF01D 5/00F01D 5/02
Раздел F МАШИНОСТРОЕНИЕ; ОСВЕЩЕНИЕ; ОТОПЛЕНИЕ; ДВИГАТЕЛИ И НАСОСЫ; ОРУЖИЕ И БОЕПРИПАСЫ; ВЗРЫВНЫЕ РАБОТЫ
F01 Машины или двигатели вообще
F01D Машины и двигатели необъемного вытеснения, например паровые турбины
F01D 5/00 Рабочие лопатки; элементы, на которых закрепляются лопатки
F01D 5/02 .элементы, несущие лопатки, например роторы

Патенты в данной категории

МЕХАНИЗМ ПРИВОДА ПАРЫ ВОЗДУШНЫХ ВИНТОВ ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ВРАЩЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПЛАНЕТАРНОЙ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ

Механизм содержит пару воздушных винтов противоположного вращения, турбину привода, соединенный с ней вал, неподвижный кожух, служащий опорой турбине посредством вала и двух подшипников, а также трансмиссию и втулку. Трансмиссия содержит планетарную зубчатую передачу, включающую центральное планетарное зубчатое колесо, приводимое в движение турбиной, планетарное водило, оснащенное зубчатыми колесами-сателлитами, входящими в зацепление с планетарным зубчатым колесом, и внешний венец, входящий в зацепление с зубчатыми колесами-сателлитами. Планетарное водило приводит в движение один из воздушных винтов, а внешний венец - другой воздушный винт. Втулка соединена с турбиной и с планетарным зубчатым колесом для его привода и окружена валом, причем между втулкой и валом имеется зазор. Втулка выполнена более гибкой при изгибе, чем вал, так что она изгибается, когда к планетарному зубчатому колесу в радиальном направлении прикладываются неуравновешенные силы. Расстояние между одним из подшипников и планетарным зубчатым колесом меньше, чем расстояние между двумя подшипниками. Изобретение позволяет снизить механические напряжения в зубчатой передаче, а также повысить ее надежность. 5 з.п. ф-лы, 4 ил.

2519531
патент выдан:
опубликован: 10.06.2014
РОТОР ТУРБОМАШИНЫ

Изобретение относится к роторам турбомашин газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Ротор турбомашины включает диск турбины, установленный на валу задним фланцем. Диск турбины зафиксирован установленной на валу гайкой, выполненной с радиальным фланцем, размещенным с передней стороны ступицы диска. На радиальном фланце гайки зафиксированы радиальным ребром с помощью болтового соединения лабиринт и сотовый фланец. Лабиринт зафиксирован с помощью осевого выступа в окружном направлении относительно установленной в радиальном отверстии вала втулки. Между радиальным фланцем и резьбовым хвостовиком гайки выполнены наклонные к оси ротора перемычки с образованием перед хвостовиком гайки увеличенных в окружном направлении выступов. Выступы перемычек образуют между собой прямоугольные, радиальные, расположенные на равных между собой расстояниях пазы. Изобретение позволяет повысить ремонтопригодность ротора турбомашины при снижении его веса. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

2516983
патент выдан:
опубликован: 27.05.2014
РОТОР С КОМПЕНСАТОРОМ ДИСБАЛАНСА

Ротор с компенсатором дисбаланса содержит рабочее колесо ступени турбомашины и компенсатор дисбаланса колеса в виде балансировочного груза, выполненного в форме сегмента с круговыми внешней и внутренней поверхностями и стопорным элементом. Ротор имеет, по меньшей мере, с одной стороны в теле колеса выемку с кольцевыми внешним и внутренним поднутрениями. Снаружи по торцу колеса напротив внешнего поднутрения выполнен кольцевой выступ с пазами, а напротив внутреннего поднутрения - наружный бурт. Сегмент внешней конической и внутренней поверхностями установлен в поднутрениях выемки колеса и зафиксирован отгибом стопорного элемента в паз выступа. Ось паза расположена в плоскости продольной оси колеса под углом к последней. При работе турбомашины балансировочный груз своей конической поверхностью контактирует со скольжением с конической поверхностью внешнего поднутрения выемки диска и надежно поджимается центробежными силами своей торцевой поверхностью к торцевой поверхности колеса. Изобретение позволяет упростить балансировку ротора, например рабочего колеса ступени турбомашины, за счет исключения его снятия со станка при балансировке, уменьшить нагрузки на подшипники ротора и увеличить быстроходность турбомашины за счет повышения точности и стабильности балансировки колеса, повысить надежность крепления балансировочного груза в колесе и срока службы колеса турбомашины. 5 з.п. ф-лы, 6 ил.

2516722
патент выдан:
опубликован: 20.05.2014
ВЕНТИЛЯТОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, СОДЕРЖАЩИЙ БАЛАНСИРОВОЧНУЮ СИСТЕМУ С ГЛУХИМИ ОТВЕРСТИЯМИ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ГРУЗОВ

Вентилятор для газотурбинного двигателя летательного аппарата содержит входной конус газотурбинного двигателя, диск вентилятора, а также лопатки вентилятора, установленные на упомянутом диске, с которым они вращаются относительно оси вращения вентилятора. Конус имеет наружную поверхность, предназначеннуюбыть продолженной трактомгазотурбинного двигателя. Также вентилятор содержит балансировочную систему, связанную с возможностью вращения с диском вентилятора относительно упомянутой оси вращения. Балансировочная система оборудована множеством отверстий для размещения грузов, расположенных на расстоянии друг от друга по окружности, и также содержит по меньшей мере один балансировочный груз, установленный в одном из упомянутых отверстий для размещения. Балансировочная система включает в себя крепежные средства, оказывающие нажим, прижимая упомянутый балансировочный груз к нижней части его отверстия для размещения груза. Отверстие выполнено глухим во входном конусе, с тем чтобы быть открытым внутрь последнего. Изобретение позволяет оптимизировать аэродинамический профиль наружной поверхности вентилятора. 2 н. и 12 з.п. ф-лы, 6 ил.

2511767
патент выдан:
опубликован: 10.04.2014
РОТОР ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к роторам турбин газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Ротор турбины газотурбинного двигателя включает конический фланец диска, конический фланец вала и кольцевые фланцы лабиринтов, фиксируемые между собой при помощи болтовых соединений. Кольцевые фланцы лабиринтов содержат одинаковые выемки. Выемки выполнены таким образом, что болтовые соединения, фиксирующие конический фланец диска, конический фланец вала и кольцевые фланцы лабиринтов, чередуются с болтовыми соединениями, фиксирующими конический фланец диска и конический фланец вала. Конический фланец диска снабжен внешним и внутренним осевыми кольцевыми ребрами, охватывающими ответное кольцевое ребро конического фланца вала. Гайки всех болтовых соединений расположены со стороны установки конического фланца диска. Изобретение позволяет повысить надежность и снизить вес ротора турбины газотурбинного двигателя за счет увеличения радиальной и осевой жесткости болтового соединения диск-вал и исключения дополнительных конструктивных элементов для крепления фланцев лабиринтов на роторе. 5 ил.

2506427
патент выдан:
опубликован: 10.02.2014
РОТОР ТУРБИНЫ НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к роторам турбин низкого давления газотурбинных двигателей авиационного применения. Ротор турбины низкого давления газотурбинного двигателя включает рабочие колеса с дисками, рабочими лопатками и внешними лабиринтами. Каждый из внешних лабиринтов с помощью болтового соединения установлен на выносном фланце соответствующего обода диска со стороны входной кромки рабочей лопатки. Также каждый лабиринт содержит фланец, выполненный с возможностью примыкания к радиальным выступам замкового соединения диска. Фланец имеет в поперечном сечении L-образную форму. Замковое соединение каждого диска выполнено с осевыми выступами, направленными в сторону входной кромки рабочей лопатки. Осевые выступы расположены таким образом, что отношение величины внутренних диаметров осевых выступов к величине радиального зазора между осевыми выступами и L-образным фланцем внешнего лабиринта составляет 300 8000. Изобретение позволяет повысить надежность ротора турбины низкого давления за счет снижения температуры обода диска и исключения повышенных вибронапряжений консольной части внешнего лабиринта. 3 ил.

2506426
патент выдан:
опубликован: 10.02.2014
РОТОР ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ И СПОСОБ ЕГО СБОРКИ

Ротор паровой турбины содержит одну опорную часть и секцию парового тракта. Опорная часть содержит роторную часть и вставляемую часть, проходящую из роторной части и содержащую радиально внешнюю поверхность. Секция парового тракта содержит фланец, проходящий из по меньшей мере одного ее конца. Фланец содержит радиально внутреннюю поверхность, образующую отверстие, выполненное с возможностью размещения в нем вставляемой части так, что внешняя поверхность вставляемой части располагается смежно с внутренней поверхностью фланца для обеспечения соединения опорной части с секцией парового тракта. Фланец содержит концевую поверхность, содержащую множество расположенных по окружности отверстий, выполненных с возможностью размещения в них крепежного устройства, которое соединяет опорную часть с секцией парового тракта, и второе множество расположенных по окружности отверстий, выполненных с возможностью размещения в них центрирующего устройства для выравнивания опорной секции и секции парового тракта. Центры первого множества отверстий и второго множества отверстий расположены на одинаковом расстоянии от центральной оси вращения ротора. 8 з.п. ф-лы, 5 ил.

2505681
патент выдан:
опубликован: 27.01.2014
ГАЗОГЕНЕРАТОР ГТД

Газогенератор газотурбинного двигателя содержит двухступенчатый центробежный компрессор, камеру сгорания и, по меньшей мере, одну осевую ступень турбины, связанную с компрессором по оси в единый ротор, установленный в статоре на подшипниках качения. Рабочие колеса ступеней компрессора и турбины выполнены в виде сплошных дисков с передней и задней трубчатыми цапфами на каждом диске. Рабочее колесо первой ступени компрессора установлено цапфами в статоре на подшипниках, при этом внутри задней цапфы выполнены шлицы. Передняя цапфа рабочего колеса второй ступени компрессора посредством роликового подшипника установлена в статоре, а шлицами сопряжена со шлицами задней цапфы первой ступени компрессора. Передняя цапфа колеса турбины содержит на наружной поверхности цилиндрический опорный пояс, а на внутренней поверхности - шлицы и второй опорный пояс, которые сопрягаются соответственно с цилиндрическим опорным поясом на диске второй ступени компрессора, шлицами и опорным цилиндрическим поясом снаружи задней цапфы рабочего колеса второй ступени компрессора. Задние цапфы первой и второй ступеней компрессора соединены по оси через шлицы выключаемыми муфтами соответственно с передней цапфой второй ступени компрессора и передней цапфой диска турбины. Изобретение позволяет повысить надежность газогенератора газотурбинного двигателя, а также снизить его массу и стоимость изготовления. 14 з.п. ф-лы, 4 ил.

2487258
патент выдан:
опубликован: 10.07.2013
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЦЕНТРИРОВАНИЯ ДЕТАЛИ ВНУТРИ ПОЛОГО ВАЛА И ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Устройство центрирования детали внутри полого вала газотурбинного двигателя содержит деформируемые средства, размещенные между деталью и полым валом. Деформируемые средства включают элементы опоры на внутреннюю поверхность вала, выполненные с возможностью отвода от внутренней поверхности вала для обеспечения возможности их перемещения внутри вала. Деформируемые средства выполнены, по меньшей мере, частично из материала с памятью формы, способного деформироваться для обеспечения опоры элементов на внутреннюю поверхность вала или их отвода от нее при воздействии заданной температуры. Другое изобретение группы относится к газотурбинному двигателю, содержащему указанное выше устройство центрирования. Изобретения позволяют упростить монтаж устройства центрирования, а также его конструкцию. 2 н. и 11 з.п. ф-лы, 8 ил.

2487247
патент выдан:
опубликован: 10.07.2013
РОТОРНЫЙ УЗЕЛ ТУРБИНЫ И РОТОР ДЛЯ РОТОРНОЙ МАШИНЫ

Роторный узел турбины содержит изготовленные отдельно первую и вторую части роторного элемента. Первая часть роторного элемента изготовлена отдельно методом пластической деформации из первого материала, причем первый материал обработан с использованием первого технологического процесса. Вторая часть роторного элемента также изготовлена отдельно методом пластической деформации из второго материала, того же, что и первый материал, при этом второй материал обработан с использованием второго технологического процесса. Вторая часть приварена к первой в осевом положении. Первый и второй материалы содержат сплавы на основе титана. Другое изобретение группы относится к ротору с продольной осью, содержащему две изготовленные отдельно части, выполненные как указано выше. Изобретения позволяют обеспечить оптимальное сопротивление ползучести и оптимальную усталостную прочность ротора турбины. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 3 ил.

2486344
патент выдан:
опубликован: 27.06.2013
СПОСОБ СБОРКИ РОТОРОВ ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ С ПРИНУДИТЕЛЬНЫМ ЦЕНТРИРОВАНИЕМ ПОЛУМУФТ

При сборке роторов многоопорного валопровода паровой турбины с цилиндрами высокого, среднего и низкого давления осуществляют легкосъемное плотное соединение полумуфт смежных роторов с индивидуальной подгонкой и запрессовкой в совмещаемые при стыковке полумуфт крепежные отверстия промежуточных втулок под специально предназначенные для легкосъемного плотного соединения болты, каждый из которых имеет резьбовые хвостовики для навинчивания гаек. Запрессовку осуществляют в процессе контролируемой вытяжки каждого из указанных специально предназначенных для легкосъемного плотного соединения болтов перед навинчиванием гаек на его резьбовые хвостовики. Совмещение крепежных отверстий полумуфты ротора цилиндра среднего давления со встречными отверстиями полумуфты облопаченного ротора цилиндра низкого давления производят для одной половины крепежных отверстий соответствующих полумуфт таким образом, что совмещенные крепежные отверстия расположены по окружности соответствующих полумуфт через одно отверстие. В совмещенные крепежные отверстия вводят индивидуальный комплект промежуточных втулок, а также специально предназначенные для легкосъемного плотного соединения болты. Другую половину крепежных отверстий полумуфты ротора цилиндра среднего давления совмещают со встречными крепежными отверстиями полумуфты необлопаченного фальшротора цилиндра низкого давления при сезонной замене им облопаченного ротора того же цилиндра. В эти совмещенные крепежные отверстия вводят другой индивидуальный комплект промежуточных втулок и указанные специально предназначенные для легкосъемного плотного соединения болты. В оставшиеся встречные крепежные отверстия полумуфт в обоих указанных случаях сезонной замены роторов цилиндра низкого давления устанавливают с допустимым зазором болты, не предназначенные для легкосъемного плотного соединения. Изобретение позволяет уменьшить расцентровку встречных крепежных отверстий полумуфт роторов при их сезонной замене. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

2484256
патент выдан:
опубликован: 10.06.2013
РОТОР ВЕНТИЛЯТОРА И ТУРБОМАШИНА, СОДЕРЖАЩАЯ ТАКОЙ РОТОР

Ротор вентилятора содержит диск с пазами по его периферии и лопатки, прикрепленные к ротору. Каждая лопатка содержит хвостовик, установленный в паз диска, а каждый паз содержит прокладку удлиненной формы, расположенную между хвостовиком лопатки и дном паза. Прокладка выполнена из упругодеформируемого материала. Продольный сегмент прокладки имеет поперечный профиль дугообразной формы с двумя боковыми зонами, соприкасающимися с боковыми зонами хвостовика лопатки и расположенными на расстоянии от дна паза, а также с центральной зоной, обращенной к центральной зоне дна паза. Прокладка имеет волнообразный профиль в ее продольном направлении и имеет центральный участок, соприкасающийся с дном паза, и два концевых участка, соприкасающихся с хвостовиком лопатки и расположенных на расстоянии от дна паза. Другое изобретение группы относится к турбомашине, содержащей указанный выше ротор. Изобретения позволяют повысить надежность соединения лопатки с диском ротора за счет поглощения энергии удара в случае контакта лопатки с пазом. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 4 ил.

2479724
патент выдан:
опубликован: 20.04.2013
ВЕНТИЛЯТОР ДЛЯ ТУРБОМАШИНЫ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И ТУРБОМАШИНА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, СОДЕРЖАЩАЯ ТАКОЙ ВЕНТИЛЯТОР

Вентилятор для турбомашины летательного аппарата содержит входной конус турбомашины, диск вентилятора и также лопатки вентилятора. Конус турбомашины имеет наружную поверхность, предназначенную для того, чтобы вдоль нее проходил проточный тракт турбомашины. Лопатки вентилятора установлены на упомянутом диске, вместе с которым они вращаются вокруг оси вращения вентилятора. Вентилятор содержит кольцевой балансировочный фланец, связанный во вращении с диском вентилятора вокруг упомянутой оси вращения и оборудованный множеством отверстий крепления весовых балансиров, расположенных по окружности на расстоянии друг от друга. Вентилятор также содержит один или несколько весовых балансиров, неподвижно установленных на упомянутом кольцевом балансировочном фланце при помощи одного или нескольких упомянутых отверстий крепления весовых балансиров. Кольцевой балансировочный фланец расположен внутри упомянутого входного конуса таким образом, чтобы его отверстия крепления весовых балансиров были изолированы от упомянутого проточного тракта турбомашины. Вентилятор дополнительно содержит кольцо удержания лопаток вентилятора, позволяющее удерживать эти лопатки в осевом направлении по отношению к упомянутому диску вентилятора. Кольцо удержания и упомянутый кольцевой балансировочный фланец выполнены в виде единой детали. Изобретение позволяет уменьшить габариты и общую массу вентилятора турбомашины. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 5 ил.

2478806
патент выдан:
опубликован: 10.04.2013
ДЕТАЛЬ РАБОЧЕГО КОЛЕСА И СПОСОБ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к деталям рабочего колеса, которые используются в изделиях топливной системы жидкостных ракетных двигателей. Заявлены способ изготовления детали рабочего колеса топливной системы жидкостных ракетных двигателей, выполненной в виде диска, и деталь, выполненная этим способом. Способ включает выплавку слитка из жаропрочного сплава, получение из слитка гранул, засыпку гранул в вакууме в капсулу, выполненную в форме диска, ее герметизацию и заваривание, горячее изостатическое прессование заготовки с выдержкой, разгерметизацию и обточку капсулы на токарном станке для удаления ее составных частей с получением детали с требуемыми геометрическими параметрами. Слиток выплавляют из жаропрочного титанового сплава, содержащего, мас.%: алюминий 5,0-7,5, цирконий 3,0-5,0, вольфрам 0,5-7,5, гафний 0,005-0,2, титан - остальное, гранулы получают сферической формы диаметром 40÷300 мкм. Горячее изостатическое прессование проводят в газостате при давлении Р=150÷160 МПа, температуре Т=920±10°С, а выдержку ведут в течение 2,5÷3,5 часов. Технический результат - обеспечение высокой прочности и сопротивления ползучести, получение однородной мелкозернистой структуры материала и вместе с тем обеспечение высокой жаростойкости при рабочей температуре до 750°С. 2 н.п. ф-лы, 1 табл.

2477199
патент выдан:
опубликован: 10.03.2013
КОМПРЕССОР ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к компрессору, в частности вентилятору турбореактивного двигателя, содержащему ступицу (36) и множество лопаток, каждая из которых жестко закреплена своим основанием (16) на ступице. Ступица имеет в области каждого основания лопатки внешний скос (38) и внутренний скос (40), вытянутые от задней кромки (30) лопатки до ее передней кромки (28). Внутренний и внешний скосы сходятся на входе передней кромки лопатки для образования выступающего утолщения (42), имеющего профиль, спиральный вокруг оси ступицы, для обеспечения принудительного течения газового потока в каждый проход течения для огибания основания лопатки, в основном, с внешней стороны последней, а внешний скос имеет профиль, наклонный относительно внешней поверхности спирали для того, чтобы отклонить газовый поток, проходящий в соответствующий проход течения от внешней стороны лопатки к внутренней поверхности соседней лопатки. Достигается улучшение эффективности компрессии и подкачки компрессора. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 4 ил.

2476678
патент выдан:
опубликован: 27.02.2013
ТУРБОМАШИНА

Изобретение относится к области турбостроения. Турбомашина содержит корпус, снабженный направляющими лопатками. В полости корпуса с возможностью вращения в подшипниках размещен ротор, снабженный средствами закрепления лопаток. Ротор содержит соосные вал и обечайку, жестко скрепленные друг с другом, по меньшей мере, двумя равноудаленными друг от друга перемычками. Перемычки выполнены в виде пластин либо одинаковой толщины, либо с толщиной, плавно увеличивающейся к контактируемым поверхностям на сопряжениях с валом и обечайкой. Длина пластин соответствует длине обечайки. Пластины ориентированы вдоль продольной оси ротора турбомашины. Зазоры, образованные обращенными друг к другу поверхностями ротора и корпуса подшипника, выполнены с возможностью подведения к ним рабочего тела турбомашины. Ротор выполнен с возможностью вращения с угловой скоростью, которая определяется по отношению окружной скорости вращения ротора к радиусу ротора. Изобретение позволяет увеличить окружную скорость вращения ротора, а также осевую и радиальную жесткость ротора при обеспечении минимальной массы. 7 з.п. ф-лы, 2 ил.

2456457
патент выдан:
опубликован: 20.07.2012
РОТОР ДВУХСТУПЕНЧАТОЙ ТУРБИНЫ

Изобретение относится к роторам турбин газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Ротор двухступенчатой турбины включает в себя диск первой ступени, диск второй ступени и промежуточный диск, расположенный в междисковой полости. Внутренняя поверхность ступицы каждого из дисков выполнена в центральной своей части цилиндрической с переходом на конические поверхности от центральной части к краям ступицы диска. При этом отношение ширины ступицы диска к ширине цилиндрической части внутренней поверхности ступицы диска составляет от 1,5 до 6, а угол образующей конуса конической внутренней поверхности ступицы диска находится в пределах 5-15°. Изобретение позволяет повысить надежность ротора двухступенчатой турбины путем равномерного распределения напряжений по внутренней поверхности ступицы каждого из дисков. 1 ил.

2453708
патент выдан:
опубликован: 20.06.2012
СИСТЕМА УРАВНОВЕШИВАНИЯ РОТОРА ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ, ДИСК РОТОРА И КОНСТРУКЦИОННЫЙ УЗЕЛ, СОДЕРЖАЩИЕ ТАКУЮ СИСТЕМУ, И ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА

Система уравновешивания ротора газотурбинной установки содержит уравновешивающий захват, включающий в себя кольцевую стенку. Кольцевая стенка захвата ограничена в первом радиальном направлении стыковочной зоной, после которой в первом радиальном направлении в сторону открытой радиальной оконечности захвата проходит множество сквозных отверстий. Каждое сквозное отверстие, проходящее во втором, противоположном первому, направлении, содержит радиальную вершину, точка которой располагается в данной стыковочной зоне. Система уравновешивания дополнительно включает в себя несколько уравновешивающих грузов, которые жестко крепятся на уравновешивающем захвате посредством, по меньшей мере, одной пары винт/гайка, пропускаемой через одно из данных отверстий. Один из элементов, гайка, головка винта, упирается в первую поверхность уравновешивающего захвата, а уравновешивающий груз упирается во вторую, противоположную первой, поверхность уравновешивающего захвата. Для каждого сквозного отверстия уравновешивающий захват на своей первой поверхности содержит первую выемку, через которую проходит радиальная вершина, при этом первая выемка располагается по обе стороны от стыковочной зоны и не соприкасается с гайкой или головкой винта. Уравновешивающий захват на своей второй поверхности содержит вторую выемку, через которую проходит радиальная вершина, при этом вторая выемка располагается по обе стороны от стыковочной зоны и не соприкасается с уравновешивающим грузом. Другими объектами изобретения являются диск ротора газотурбинной установки и конструкционный узел, содержащие описанную выше систему уравновешивания, а также газотурбинная установка, содержащая конструкционный узел. Изобретения позволяют повысить долговечность и надежность уравновешивающего захвата. 4 н. и 7 з.п. ф-лы, 5 ил.

2448257
патент выдан:
опубликован: 20.04.2012
СИСТЕМА УРАВНОВЕШИВАНИЯ РОТОРА ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ, ДИСК РОТОРА И КОНСТРУКЦИОННЫЙ УЗЕЛ, СОДЕРЖАЩИЙ ТАКУЮ СИСТЕМУ, И ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА

Система уравновешивания ротора газотурбинной установки содержит уравновешивающий захват, включающий в себя несколько сквозных отверстий. Система также включает в себя несколько уравновешивающих грузов, каждый из которых прочно крепится на уравновешивающем захвате посредством первой и второй пар винт/гайка, содержащих первый винт и второй винт, которые устанавливаются в непосредственно следующих друг за другом первом и втором отверстиях. Каждое из отверстий имеет первую и вторую боковые поверхности, которые располагаются с одной и другой стороны от винта, входящего в состав соответствующей пары винт/гайка. Вторая боковая поверхность смещена относительно первой боковой поверхности в первом направлении, а первое сквозное отверстие смещено относительно второго сквозного отверстия во втором, противоположном первому, направлении. Первый винт упирается в первую боковую поверхность первого сквозного отверстия и располагается на расстоянии от второй боковой поверхности. Второй винт упирается во вторую боковую поверхность второго сквозного отверстия и располагается на расстоянии от первой боковой поверхности. Другими объектами изобретения являются диск ротора газотурбинной установки и конструкционный узел, содержащие описанную выше систему уравновешивания, а также газотурбинная установка, содержащая конструкционный узел. Изобретения позволяют повысить срок использования уравновешивающего захвата и снизить опасность его разрушения. 4 н. и 10 з.п. ф-лы, 5 ил.

2447291
патент выдан:
опубликован: 10.04.2012
СПОСОБ МОДУЛЬНОЙ БАЛАНСИРОВКИ РОТОРА ЛОПАТОЧНОЙ МАШИНЫ

Способ балансировки первого модуля лопаточной машины, содержащего вдоль оси вращения плоскость опорного подшипника с одной стороны и стыковочную плоскость с другой стороны по отношению к ротору, содержащему упомянутый модуль, в котором определяют эквивалентный добавочный модуль таким образом, чтобы оба модуля образовали ротор, эквивалентный упомянутому ротору, путем соединения вдоль стыковочной плоскости, определяют общий дисбаланс упомянутого эквивалентного ротора и соответствующую поправку для внесения в упомянутый модуль, отличающийся тем, что содержит следующие этапы: определяют погрешность концентричности опорного подшипника первого модуля по отношению к оси, перпендикулярной к стыковочной плоскости, вычисляют теоретический геометрический дисбаланс упомянутого эквивалентного добавочного модуля, на первый модуль со стороны стыковочной плоскости устанавливают короткую цапфу для образования короткого ротора, ось вращения которой по существу совпадает с осью модуля, и измеряют дисбаланс короткого ротора, определяют дисбаланс упомянутого модуля, добавляя к дисбалансу ротора систематический дисбаланс, соответствующий упомянутому теоретическому геометрическому дисбалансу. Технический результат изобретения - создание способа, позволяющего устранить отрицательные эффекты стыковочных дефектов добавочных модулей и инструментов. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

2443868
патент выдан:
опубликован: 27.02.2012
СИСТЕМА ФИКСАЦИИ ОКОНЕЧНОСТИ ВАЛА, СПОСОБ МОНТАЖА ВАЛА КОМПРЕССОРА, КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Система фиксации оконечности вала газотурбинного двигателя внутри конического колеса, поддерживаемого подшипником, включает гайку, завинченную в оконечность внутри конического колеса и связанную стопорным кольцом, выполненным в форме кольца с прорезью, с валом на другой оконечности. Гайка содержит внешнюю выточку глубиной, достаточной для вложения стопорного кольца в стянутом состоянии, и имеет поверхность, образующую аксиальный стопор для стопорного кольца. Стопорное кольцо располагается частью своей высоты в выточке, изготовленной на валу, когда стопорное кольцо упирается в указанную поверхность, образующую стопор. Еще одно изобретение группы относится к способу монтажа вала компрессора высокого давления двухвального газотурбинного двигателя в подшипнике, согласно которому нагревают подшипник, монтируют гайку указанной выше системы фиксации на валу и затем завинчивают гайку. Другие изобретения относятся к компрессору газотурбинного двигателя и газотурбинному двигателю, включающим в себя указанную выше систему фиксации вала. Изобретения позволяют упростить сборку и разборку узла фиксации за счет обеспечения доступа к нему с задней части двигателя. 4 н. и 3 з.п. ф-лы, 8 ил.

2436977
патент выдан:
опубликован: 20.12.2011
ВЕСОВОЙ БАЛАНСИР, ДИСК РОТОРА С ВЕСОВЫМ БАЛАНСИРОМ, РОТОР И ДВИГАТЕЛЬ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, СОДЕРЖАЩИЕ УКАЗАННЫЙ ДИСК

Весовой балансир (50) предназначен для роторного диска (12, 32) турбомашин двигателя летательного аппарата. Роторный диск содержит выемки (14, 34), в которых размещены основания лопаток (16, 36), между которыми оставлен зазор в направлении по касательной к диску (12, 32). Выемки (14, 34) имеют две активные боковые поверхности (4, 4). Весовой балансир (50) предназначен для размещения в указанном зазоре и содержит две конечные части в форме пирамиды. Каждая из частей имеет основание, вершину и промежуточную часть, соединяющую два основания обеих конечных частей. Две вершины расположены вдоль продольной оси X. Весовой балансир (50) содержит две продольные плоскости симметрии (Y, Z) и (Z, X). Все грани (56) конечных частей являются идентичными с двумя активными поверхностями (56, 56), предназначенными для вхождения в контакт с двумя активными боковыми поверхностями (4, 4) соответствующих выемок (14, 34). Достигается ускорение и упрощение балансировки за счет единой формы и размеров для весовых балансиров (50) всех дисков (12, 32), а также за счет симметрии балансира (50), который может быть помещен в зазор без необходимости предусматривать особое направление ввода и/или специальные рельефы, исключающие ошибку при его установке. 8 н. и 12 з.п. ф-лы, 11 ил.

2433275
патент выдан:
опубликован: 10.11.2011
СПОСОБ СБОРКИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Способ сборки газотурбинного двигателя включает присоединение второго модуля к первому модулю путем установки второго вала второго модуля вместе с внутренним кольцом подшипника во внутреннюю полость цапфы, жестко связанной с упомянутым первым модулем и содержащей наружное кольцо подшипника. При осуществлении способа сначала подводят для соединения встык второй модуль со вторым валом к первому модулю до заданного расстояния до упомянутой цапфы. Затем центрируют второй вал по отношению к цапфе, причем центрирование выполняют на основе измерения отклонения расстояния по отношению к исходному положению цапфы. После чего обеспечивают тепловое расширение наружного кольца подшипника при помощи нагревания его наружной поверхности и завершают стыковочное подведение второго модуля. Другое изобретение относится к устройству для осуществления указанного выше способа, включающему подвижную станину, на которой располагается кольцевое средство нагревания цапфы, по меньшей мере, один датчик температуры, приспособленный для измерения температуры цапфы, и средство измерения отклонения радиального расстояния между валом, подлежащим установке внутрь цапфы, и исходным положением цапфы. Изобретение позволяет снизить риск повреждения межвального подшипника при сборке газотурбинного двигателя. 2 н. и 12 з.п. ф-лы, 9 ил.

2415275
патент выдан:
опубликован: 27.03.2011
УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ РОТОРОВ КОМПРЕССОРА И ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Узел соединения роторов компрессора и турбины газотурбинного двигателя содержит валы компрессоров высокого и низкого давления, вал турбины низкого давления, контровочную трубу, промежуточный вал, установленный на валу компрессора низкого давления, и межвальный шарикоподшипник. Вал турбины низкого давления соединен с валом компрессора низкого давления в окружном направлении через шлицевое соединение, а в осевом - через стяжную втулку. Контровочная труба соединена со стяжной втулкой через дополнительное шлицевое соединение. Наружное кольцо межвального шарикоподшипника прикреплено к внутренней поверхности цапфы ротора компрессора высокого давления, а внутреннее - к наружной поверхности промежуточного вала. В шлицах вала компрессора низкого давления выполнена кольцевая проточка, в которую заведена зафиксированная в осевом направлении упорная втулка с ответными шлицами, на торце которой выполнены выступы. На валу компрессора низкого давления установлена контровочная втулка с пазами, связанная с ним при помощи шлицевого соединения. В пазы контровочной втулки заведены выступы упорной втулки, а по периферии последней установлена дополнительная втулка, связанная с ней при помощи резьбового соединения. Один конец дополнительной втулки контактирует с промежуточным валом, а второй снабжен выступом, контактирующим с торцом контровочной втулки. Изобретение позволяет уменьшить перекос валов компрессора и турбины низкого давления и повысить долговечность подшипников. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

2405955
патент выдан:
опубликован: 10.12.2010
МОДУЛЬ ТУРБИНЫ ДЛЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, КОМПРЕССОР, СОЕДИНЕННЫЙ С УКАЗАННЫМ МОДУЛЕМ, И ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Модуль турбины для газотурбинного двигателя содержит, по меньшей мере, один диск турбины и компонент в виде диска, установленный на диске турбины спереди относительно движения газового потока. Модуль турбины также содержит средство соединения между компрессором газотурбинного двигателя и диском турбины. Перед соединением модуля с компрессором компонент предварительно соединяют с диском турбины при помощи болтового соединения на крепежном фланце, выполненном за одно с диском турбины. Другое изобретение группы относится к компрессору, соединенному с указанным выше модулем турбины для образования газотурбинного двигателя, и содержащему задний фланец крепления к модулю. Во фланце выполнены гнезда или проходы для головок болтов, уже установленных ранее на модуле. Еще одно изобретение относится к газотурбинному двигателю, содержащему указанный выше модуль турбины. Изобретения позволяют снизить массу конструкции без ухудшения надежности соединения. 3 н. и 9 з.п. ф-лы, 7 ил.

2403401
патент выдан:
опубликован: 10.11.2010
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАСПОЗНАВАНИЯ СОСТОЯНИЯ РОТОРА МАШИНЫ ДЛЯ ПРЕВРАЩЕНИЯ КИНЕТИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ ПОТОКА В МЕХАНИЧЕСКУЮ ЭНЕРГИЮ

Ротор машины для превращения кинетической энергии потока в механическую энергию в раскрытом состоянии имеет видимую снаружи контрольную зону и невидимую снаружи зону наблюдения. В контрольной зоне в процессе работы машины возникает относительно некритичная нагрузка, а в зоне наблюдения в процессе работы машины возникает относительно критичная нагрузка. В контрольной зоне расположен ослабленный участок типа заданного места разрыва, который выполнен как насечка, причем для ограничения ослабленного участка предусмотрена выемка, в частности разгрузочное отверстие, в которой может оканчиваться некритичный дефект. Другое изобретение группы относится к машине для превращения кинетической энергии потока в механическую энергию, содержащей описанный выше ротор. Еще одно изобретение группы относится к способу распознавания состояния раскрытого ротора машины для превращения кинетической энергии потока в механическую энергию, заключающемуся в том, что исследуют контрольную зону ротора на наличие некритичного дефекта в виде трещины. При наличии некритичного дефекта состояние ротора оценивают как «требующее проверки», если возникшая в контрольной зоне трещина имеет длину, которая превышает предельное значение. Изобретения позволяют повысить точность определения срока службы роторных дисков и снизить затраты на проведение проверок ротора. 3 н. и 9 з.п. ф-лы, 6 ил.

2377415
патент выдан:
опубликован: 27.12.2009
РОТОР ТУРБОМАШИНЫ

Ротор турбомашины относится к авиадвигателестроению, в частности к узлам крепления дисков на валу двигателя. Ротор турбомашины содержит диск с цапфой и вал, фланцы которых соединены стяжными болтами и сцентрированы друг относительно друга по цилиндрической посадочной поверхности на фланцах. Охватываемый по цилиндрической посадочной поверхности фланец снабжен цилиндрическим выступом с радиальными прорезями в нем, для увеличения натяга по посадочной цилиндрической поверхности при вращении ротора. Увеличение натяга производится путем центробежной подгрузки охватываемого фланца в районе посадочной цилиндрической поверхности. Изобретение позволяет обеспечивать плотную посадку цапфы диска относительно вала на всех режимах работы ротора турбомашины путем подбора геометрии выступа. 3 ил.

2375587
патент выдан:
опубликован: 10.12.2009
ДВУХЪЯРУСНЫЙ ЦИЛИНДР НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ КОНДЕНСАЦИОННОЙ ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ

Цилиндр низкого давления содержит одноярусные и двухъярусные ступени, состоящие из сопловых и рабочих лопаток, формирующих проточные части нижнего и верхнего ярусов цилиндра. Лопаточный аппарат верхнего яруса представляет собой проточную часть самостоятельной турбины, надстроенной над турбиной нижнего яруса и связанной с ней. В двухъярусных ступенях рабочие лопатки верхнего яруса кинематически связаны с рабочими лопатками нижнего яруса в области интегральных бандажей последних сплошными коническими кольцами, представляющими собой корневые узлы крепления рабочих лопаток верхнего яруса. Изобретение позволяет снизить потери, связанные с веерностью двухъярусных лопаток, и перетечки между ярусами, а также снизить трудоемкость изготовления двухъярусных ступеней. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

2372491
патент выдан:
опубликован: 10.11.2009
РЕГУЛИРОВОЧНАЯ СТУПЕНЬ С УМЕНЬШЕННЫМ ВЕСОМ ДЛЯ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОЙ ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ

Лопатки регулировочной ступени для паровой турбины имеют профили, которые выполнены полыми для формирования в профиле внутренней полости. Полость открыта через радиальную внутреннюю платформу лопатки и заканчивается вблизи от верхней части лопатки. Поэтому лопатки имеют сниженный вес. Сниженный вес позволяет уменьшить повреждение, вызываемое ползучестью, в проходящих в осевом направлении соединительных частях типа ласточкиного хвоста вдоль обода ротора. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 5 ил.

2362884
патент выдан:
опубликован: 27.07.2009
СИСТЕМА ФИКСАЦИИ ДЕТАЛЕЙ ПРИ ПОМОЩИ ШПИЛЕК С ВОРОТНИКАМИ

Изобретение относится к устройству фиксации. Система фиксации, по меньшей мере, двух деталей, одна из которых содержит, по меньшей мере, один фланец, опирающийся на поверхность другой детали, осуществляется посредством множества шпилек. Каждая из шпилек содержит два резьбовых конца и имеет в своей средней зоне воротник, внешний контур которого не является круглым и который размещается в канавке (10), выполненной в опорной поверхности одной из упомянутых подлежащих фиксации деталей. Упомянутые воротники предназначены для предотвращения вращения упомянутых шпилек. Внешний контур каждого воротника содержит две по существу противоположные плоские поверхности, которые служат в качестве взаимного упора для воротников смежных шпилек. В результате устраняется опасность повреждения соединяемых деталей, так как воротники шпилек не опираются на подлежащие соединению детали. 5 з.п. ф-лы, 4 ил.

2360153
патент выдан:
опубликован: 27.06.2009
Наверх