Эластичные или податливые подшипники или опоры для них – F16C 27/00

МПКРаздел FF16F16CF16C 27/00
Раздел F МАШИНОСТРОЕНИЕ; ОСВЕЩЕНИЕ; ОТОПЛЕНИЕ; ДВИГАТЕЛИ И НАСОСЫ; ОРУЖИЕ И БОЕПРИПАСЫ; ВЗРЫВНЫЕ РАБОТЫ
F16 Узлы и детали машин; общие способы и устройства, обеспечивающие нормальную эксплуатацию машин и установок; теплоизоляция вообще
F16C Валы; гибкие валы; детали кривошипных механизмов; вращающиеся детали, не являющиеся частями приводных механизмов; подшипники
F16C 27/00 Эластичные или податливые подшипники или опоры для них

F16C 27/02 .подшипники скольжения 
F16C 27/04 .подшипники качения, например с пружинящими телами качения 
F16C 27/06 .с частями из резины и т.п. материалов
 27/08 имеет преимущество; с поверхностями скольжения из резины натуральной или синтетической  33/22; конструкции, включающие жесткие внутренние и наружные детали с резиной и т.п. между ними,  F 16F 1/38
F16C 27/08 .главным образом для восприятия аксиальной нагрузки, например для вертикальных валов 

Патенты в данной категории

УЗЕЛ ДЛЯ ПОДКРЕПЛЯЮЩЕГО КОЛЬЦА И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОЛВЕНИЯ

Изобретение относится, в целом, к подкрепляющим кольцам, расположенным между подвижными деталями, в частности к усовершенствованной системе, способу и устройству для подкрепляющего кольца с функциональными слоями. Узел подкрепляющего кольца содержит наружный компонент (53), внутренний компонент (55), расположенный в наружном компоненте (53) и подвижный относительно него, и подкрепляющее кольцо (61), установленное между компонентами (53, 55). Кольцо (61) содержит кольцевую полоску (63), изготовленную из металлического материала и содержащую радиальную внутреннюю и наружную поверхности. Металлический материал представляет собой лист, который содержит отверстия, а профиль листа содержит волны, конусы и структуры в форме шара. Кольцо (61) дополнительно содержит материал (71) с низким коэффициентом трения, который обволакивает кольцевую полоску (63) таким образом, что и внутренняя, и наружная радиальные поверхности, по существу, расположены внутри материала (71). Также заявлен способ изготовления упомянутого подкрепляющего кольца (61), который включает следующие операции: (a) использование листа, изготовленного из металлического материала; (b) выполнение отверстий в листе; (c) выполнение геометрических структур в листе для создания профиля листа; (d) заключение профиля листа в материал (71) с низким коэффициентом трения; (е) придание заключенному в оболочку профилю листа кольцевой формы для образования кольца (61). Технический результат: обеспечение низкой удерживающей силы с низким коэффициентом трения и значительное снижение шума и вибрации. 2 н. и 15 з.п. ф-лы, 19 ил.

2526735
выдан:
опубликован: 27.08.2014
УПРУГАЯ ПОДШИПНИКОВАЯ ОПОРА

Изобретение относится к области приборостроения, измерительной и информационной техники, а именно к устройствам прецизионного механического позиционирования систем автоматического управления. Упругая подшипниковая опора содержит подшипник (1), на котором установлены внутреннее (2) и внешнее (4) кольца торсионной передачи, упругий элемент. По периметру внутреннего (2) и внешнего (4) колец торсионной передачи установлены штифты (3). Упругий элемент выполнен в виде пружинной ленты (5), которая установлена с натягом зигзагообразно, поочередно зацепляя штифты (3) и связывая кольца (2; 4), что обеспечивает таким образом необходимую жесткость опоры в радиальном и осевом направлениях. Внутреннее кольцо (2) жестко установлено на подшипнике (1). Штифты (3) выполнены из жесткого материала и установлены соосно друг другу, а также внутреннему (2) и внешнему (4) кольцам. Пружинная лента (5) выполнена металлической. Технический результат: устранение установившихся автоколебаний упругой подшипниковой опоры и обеспечение демпфирования торсионной (крутильной) вибрации. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

2508482
выдан:
опубликован: 27.02.2014
ПОДШИПНИКОВОЕ УСТРОЙСТВО (ВАРИАНТЫ) И ПОДШИПНИКОВЫЙ КРОНШТЕЙН С МАГНИТНЫМ РАДИАЛЬНЫМ И ПОДДЕРЖИВАЮЩИМ ПОДШИПНИКАМИ ДЛЯ ВРАЩАЮЩЕЙСЯ МАШИНЫ (ВАРИАНТЫ)

Изобретение относится к двум подшипниковым устройствам из магнитного радиального и поддерживающего подшипников для бесконтактного опирания и поддержания вала ротора турбомашины мощностью 1000 кВт и более. Предложены подшипниковое устройство и подшипниковый кронштейн (1) из магнитного радиального подшипника (4) для бесконтактного опирания вала (7) ротора вращающейся машины (10) и поддерживающего подшипника (5) для поддержания вала (7) ротора. Причем оба подшипника (4, 5) размещены соосно и прочно соединены между собой в общем подшипниковом корпусе (2). Оба подшипника (4, 5) упруго подвешены по отношению к подшипниковому щиту (11), корпусу (12) или фундаменту (20) вращающейся машины (10), а подшипниковый корпус (2) упруго подвешен по отношению к подшипниковому щиту (11) или корпусу (12) машины. Технический результат: создание усовершенствованных подшипникового устройства и подшипникового кронштейна для вращающейся машины, способных эксплуатироваться в диапазоне высоких частот вращения и обеспечивающих уменьшение ударных нагрузок. 4 н. и 8 з.п. ф-лы, 5 ил.

2499167
выдан:
опубликован: 20.11.2013
ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК

Изобретение относится к области машиностроения, а точнее к упорным газодинамическим подшипникам скольжения (подпятникам), используемым в турбомашинах и других высокоскоростных машинах, в частности в турбогенераторах, используемых на газораспределительных станциях. Газодинамический подшипник содержит пяту, корпус, в котором размещена кольцевая несущая плата (3) с упругими, перекрывающими друг друга упругими лепестками (4). В плате (3) напротив лепестков (4) выполнены секторные прорези (5). Несущая плата (3) с лепестками (4) выполнена из набора пластинчатых профилированных элементов (6), скрепленных между собой, например, точечной сваркой в четырех местах (7). Размеры пластинчатых профилированных элементов (6) подбирают так, чтобы при скреплении их между собой образовывалась цельная кольцевая несущая плата (3) с упругими лепестками (4). Технический результат: упрощение конструкции газодинамического подшипника. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.

2496032
выдан:
опубликован: 20.10.2013
КОМБИНИРОВАННЫЙ РАДИАЛЬНО-ОСЕВОЙ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ЛЕПЕСТКОВЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к турбомашиностроению и может быть использовано в качестве опор высокоскоростных роторов машин и агрегатов, нагруженных радиальными и осевыми нагрузками, при необходимости обеспечить большую несущую способность при сохранении устойчивого положения ротора, в системах кондиционирования воздуха кабин летательных аппаратов, а также систем турбонаддува в современном автомобилестроении и в микрогазотурбинных электроагрегатах. Комбинированный радиально-осевой газодинамический лепестковый подшипник скольжения содержит охватывающую цапфу вала втулку, с расположенными на ее внутренней поверхности пазами, в которые вставлены вкладыши с лепестками. Для обеспечения большей несущей способности при сохранении устойчивости ротора в конструкции предусмотрены цилиндрическая и коническая поверхности подшипника и вала. Технический результат: повышение надежности и долговечности подшипникового узла, ресурса работы, устойчивости движения и подавление биения валов и роторов. 3 ил.

2489615
выдан:
опубликован: 10.08.2013
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТАБИЛИЗАЦИИ ВРАЩЕНИЯ ВЕРТИКАЛЬНОГО РОТОРА

Изобретение относится к устройствам для стабилизации вращения высокоскоростных вертикальных роторов сепараторов, центрифуг, накопителей энергии. Устройство включает ротор (1), поддерживаемый опорой верчения в виде упругого стержня (2) с закругленным концом, установленным в углублении подпятника (6), закрепленного на демпфере (7), погруженном в демпфирующую жидкость (8), жестко связанный с ротором (1) корпус (9), расположенный между опорой верчения и ротором (1), регулирующее устройство, установленное в корпусе (9) и соединенное с опорой верчения. Регулирующее устройство выполнено в виде одной или набора чередующихся между собой шайб (10; 11). Шайбы (10) установлены по внутреннему диаметру на стержень (2) и имеют зазор ( 1) к корпусу (9) по наружному диаметру. Шайбы (11) установлены по наружному диаметру в корпусе (9) и имеют зазор ( 2) по внутреннему диаметру к стержню (2). Шайбы (10; 11) в устройстве поджаты в осевом направлении установленной в корпусе (9) пружиной. Технический результат - создание простой конструкции устройства для стабилизации вращения высокоскоростного ротора с высокой эффективностью в широком частотном диапазоне без увеличения нагрузки в опоре при устойчивом вращении. 8 з.п. ф-лы, 5 ил.

2489613
выдан:
опубликован: 10.08.2013
ДЕМПФИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДРЕНАЖНО-ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОГО КЛАПАНА

Изобретение относится к области техники клапанных систем, применяемых для работы в условиях космоса. Демпфирующее устройство дренажно-предохранительного клапана (2) содержит пружинную подвеску, направляющий шток (5) и узел направляющих клапана - цилиндр на корпусе и хвостовике тарели. На направляющий шток (5) установлен дополнительный фрикционный элемент (1), выполненный в виде трехвкладышевой цилиндрической втулки (3) из неметаллического материала, например из текстолита, который прижимается к штоку (5) натяжными кольцами (6) с постоянной заданной силой. Технический результат: обеспечение демпфирования колебаний клапана и демпфирующего действия, снижение или полное прекращение вибрационных перемещений клапана. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

2486383
выдан:
опубликован: 27.06.2013
ЭЛАСТИЧНЫЙ ПОДШИПНИК И СПОСОБ ЕГО ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА И ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Изобретение относится к эластичному подшипнику скольжения, используемому в опорах крупногабаритных, тяжелых и вращающихся элементов, и может использоваться, например, в опоре башни на борту судна, подъемного крана, моста и т.п., где внешние воздействия оказывают на подшипники большие динамические нагрузки. Эластичный подшипник (1) содержит опорную поверхность (12), связанную с вкладышем подшипника, установленным в корпусе (2) с центральной осью (11). Подшипник выполнен с возможностью поглощения нагрузок, действующих на опорную поверхность (12). Вкладыш подшипника содержит средства (4, 5, 6, 7) последовательного поглощения нагрузок, воздействующих на подшипник (1). Средства включают вдоль оси (11) корпуса (2) два или более упругих элемента (4) с различными модулями упругости, установленных в корпусе (2) с возможностью размещения между ними вдоль оси (11), по меньшей мере, одной проставки (5), а также включают передающий усилие элемент (7), установленный между поверхностью (12) и элементами (4). Элемент (7) имеет на стороне, обращенной от поверхности (12), поверхность в виде части сферы, прилегающую к ответной поверхности ограничительного тела (6), посредством чего обеспечивается возможность наклона или углового отклонения поверхности (12) относительно оси (11) без соответствующего углового отклонения элементов (4). Тело (6) останавливает сжатие элемента (4) и состоит, по меньшей мере, из одного элемента, установленного между поверхностью (12) и проставкой (5). Тело (6) ограничивает движение поверхности (12) и проставки (5) навстречу друг другу. Также предложен способ текущего ремонта и технического обслуживания устройства. Технический результат - создание подшипника, способного воспринимать как обычные, так и большие переменные нагрузки, и меньше подверженного износу опорных поверхностей, а также простого в производстве и в техническом обслуживании и текущем ремонте. 2 н. и 11 з.п. ф-лы, 4 ил.

2470200
выдан:
опубликован: 20.12.2012
ВИБРОИЗОЛЯЦИОННЫЙ КОМПОЗИТНЫЙ МАТЕРИАЛ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ, ВКЛАДЫШ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ И УЗЕЛ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к виброизоляционному композитному материалу подшипника скольжения. Кроме того, изобретение относится к вкладышу подшипника скольжения, изготовленного из этого материала, узлу подшипника скольжения и способу изготовления композитного материала подшипника скольжения. Виброизоляционный композитный материал подшипника скольжения содержит слой скольжения, содержащий скользкий материал, стабильный по размерам опорный слой и эластичный слой. Эластичный слой содержит эластомер, полученный способом, включающий в себя использование слоя скольжения, стабильного по размерам опорного слоя и эластичного слоя, где каждый слой находится в форме листового материала, в частности непрерывного материала в форме полосы, присоединение слоя скольжения по всей его площади к стабильному по размерам опорному слою и присоединение эластичного слоя по всей его площади к стабильному по размерам опорному слою со стороны этого слоя, противоположной слою скольжения, или использование слоя скольжения, стабильного по размерам опорного слоя и эластичного слоя, где каждый слой находится в форме листового материала, в частности непрерывного материала в форме полосы, присоединение слоя скольжения по всей его площади к эластичному слою и присоединение эластичного слоя по всей его площади к стабильному по размерам опорному слою со стороны эластичного слоя, противоположной слою скольжения. Технический результат: создание виброизоляционного композитного материала подшипника скольжения, который имеет отличные звуко- и виброизоляционные свойства и также позволяет производить подшипники с относительно сложной трехмерной геометрией без риска уничтожения композитного материала. 4 н. и 13 з.п. ф-лы, 15 ил.

2461746
выдан:
опубликован: 20.09.2012
ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ

Изобретение относится к подшипникам качения и может быть использовано как в производстве подшипников, так и при конструировании и эксплуатации подшипниковых опор. Подшипник качения содержит состыкованные подшипники качения (два или три), на наружных и/или внутренних кольцах которых выполнена облицовка в виде цельной или составной по длине втулки из конструкционного полимерного материала с модулем упругости 300÷15000 МПа, например, полиэтилена, полиамида, стеклопластика. Облицовка выполняет функцию компенсации различия размерных параметров состыкованных подшипников. Составные втулки могут быть выполнены различной длины и из конструкционных полимерных материалов с различным по величине модулем упругости для отдельных состыкованных подшипников. Технический результат: повышение нагрузочной способности подшипника качения за счет выравнивания нагруженности состыкованных подшипников, расширение технологических возможностей путем снижения требований точности изготовления подшипников. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

2457371
выдан:
опубликован: 27.07.2012
ВИБРОИЗОЛЯЦИОННАЯ ПОДВЕСКА РОТОРА МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подвеске роторов машин и оборудования. Виброизоляционная подвеска включает установленный на роторе (1) подшипник (2), виброизолирующие демпфирующие элементы. Подшипник (2) расположен внутри виброизолирующего кольца, выполненного в виде двух внутренних (3, 4) и двух внешних (5, 6) полуколец. Пары бистабильных пластин, состоящие из несущих (7) и компенсирующих (8) пластин, установлены диаметрально относительно подшипника (2). При этом пластины (7) установлены между внутренним нижним полукольцом (3) и внешним нижним полукольцом (5), а пластины (8) установлены между внутренним верхним полукольцом (4) и внешним верхним полукольцом (6). Виброизолирующее кольцо заключено между верхней (9) и нижней (10) частями корпуса. Каждая пара бистабильных пластин воспринимает определенную нагрузку и имеет малую жесткость. Технический результат: виброизоляция ротора в радиальном направлении с помощью обеспечения малой жесткости в плоскости, перпендикулярной оси ротора. 2 ил.

2440518
выдан:
опубликован: 20.01.2012
КОНИЧЕСКИЙ ЛЕПЕСТКОВЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к турбомашиностроению и может быть использовано в качестве опор высокоскоростных роторов машин и агрегатов, нагруженных радиальными и осевыми нагрузками, в системах кондиционирования воздуха кабин летательных аппаратов, а также систем турбонаддува в современном автомобилестроении. Конический лепестковый подшипник скольжения содержит охватывающую цапфу вала втулку с расположенными на ее внутренней поверхности пазами, в которых вставлены лепестки, при этом от выпадения лепестки защищены торцевыми крышками, прикрученными к корпусу подшипника. Посередине подшипника имеется кратное числу лепестков количество радиальных отверстий для подачи газа под давлением для обеспечения дополнительного газостатического давления в рабочей зоне. Предлагаемый конический лепестковый подшипник скольжения повышает надежность и долговечность подшипникового узла, ресурс работы, устойчивость движения и подавление биений валов и роторов благодаря дополнительному газостатическому давлению в рабочей зоне. 7 ил.

2437005
выдан:
опубликован: 20.12.2011
ОПОРНЫЙ ПОДШИПНИК ДЛЯ ПОВОРОТНОЙ ЛОПАТКИ СТАТОРА С ИЗМЕНЯЕМЫМ УГЛОМ УСТАНОВКИ, ЛОПАТКА НАПРАВЛЯЮЩЕГО АППАРАТА ЛОПАТОЧНОЙ МАШИНЫ, СОДЕРЖАЩАЯ ВЫШЕУКАЗАННЫЙ ПОДШИПНИК (ВАРИАНТЫ), ЛОПАТОЧНАЯ МАШИНА (ВАРИАНТЫ)

Лопаточная машина содержит поворотную лопатку с изменяемым углом наклона, шкворень, установленный в отверстии, выполненном в картере лопаточной машины, и цапфу для крепления тяги управления установкой лопатки. Шкворень установлен с помощью двух подшипников, один из которых находится со стороны платформы, а другой подшипник, установленный на конце поворотного шкворня, расположен со стороны тяги управления. Опорный подшипник на конце шкворня содержит внутреннюю втулку, неподвижно соединенную с упомянутой осью, и наружную втулку, снабженную фланцем и неподвижно соединенную с упомянутым отверстием. Между внутренней втулкой и наружной втулкой помещают эластомерный материал, обеспечивающий поворот лопатки вокруг своей оси и, по меньшей мере, частичное поглощение усилия изгиба поворотного шкворня, перпендикулярного к оси. Внутренняя втулка содержит два цилиндрических элемента, продолжающих друг друга и разделенных кольцевым слоем эластомера. Изобретение позволяет снизить износ подшипников лопатки с изменяемым углом наклона. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

2434142
выдан:
опубликован: 20.11.2011
ВИБРОИЗОЛИРУЮЩАЯ ОПОРА

Изобретение относится к машино- и приборостроению для упругой установки различных типов подшипников на опорах. Виброизолирующая опора снабжена, по меньшей мере, одним упругим элементом (1), который изготовлен в виде одной или нескольких деталей из нетканого пористого проволочного материала с неупорядоченной структурой. Толщина упругого элемента (1) в направлении прикладываемого к нему силового воздействия равна, по меньшей мере, пяти величинам его упругой податливости, получаемой при приложении к нему данного силового воздействия. Упругий элемент (1) выполнен с возможностью установки его между торцом одного из колец (2) подшипника качения (3) и крепежным элементом (А;7), или в кольцевой зазор между поверхностью одного из колец (2) и внутренней или наружной поверхностью сопрягаемой с ним детали (4). Ширина упругого элемента (1), устанавливаемого в кольцевой зазор, выполнена соразмерной ширине подшипника (3). При этом для выполнения посадки с зазором между упругим элементом (1) и кольцом (2) ширина должна быть равной или меньшей ширине кольца (2), а при выполнении посадки с натягом ширина упругого элемента (1) должна быть больше ширины кольца (2). Причем крепежный элемент (А) выполнен с возможностью воздействовать на упругий элемент (1) с усилием, превышающим величину его упругого противодействия. Упругий элемент (1) или его деталь могут быть выполнены в виде тела вращения с осевым отверстием, или ленты, или диска. Упругий элемент (1) может быть выполнен в виде тела вращения с осевым отверстием, изготовленного из отрезков двух проволочных спиралей разного диаметра. Опора может быть снабжена двумя, тремя и шестью упругими элементами (1). Технический результат: расширение эксплуатационных возможностей виброизолирующей опоры, используемой для упругой установки подшипника. 9 з.п. ф-лы, 26 ил.

2432507
выдан:
опубликован: 27.10.2011
УЗЕЛ БЕЗЛЮФТОВОГО ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к узлу безлюфтового подшипника скольжения. Узел безлюфтового подшипника скольжения содержит подшипник скольжения с заданным скручивающим моментом. Подшипник скольжения содержит корпус (1) подшипника и втулку (2) подшипника, введенную в корпус (1) подшипника, при этом втулка (2) подшипника и корпус (1) подшипника выполнены раскрытыми вдоль продольной оси, а также вал (3), выполненный с возможностью сопряжения в подшипнике с втулкой (2) подшипника. Вал (3) посажен с натягом во втулку (2) подшипника, при этом втулка (2) подшипника и корпус (1) подшипника выполнены с возможностью расширения. Заявленный узел безлюфтового подшипника скольжения применяют в автомобиле. Технический результат: создание узла безлюфтового подшипника скольжения, который может быть использован в работе при изменяющихся условиях эксплуатации и в течение всего срока службы со скручивающим моментом определенной величины. 2 н. и 24 з.п. ф-лы, 4 ил.

2424452
выдан:
опубликован: 20.07.2011
ОПОРА РОТОРА

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях сепараторов, центрифуг и других подобных устройств, содержащих быстровращающийся ротор, и касается конструкции опорного узла и, в частности, его подшипника скольжения, работающего постоянно или временно, например на разгоне и торможении, в условиях граничной смазки. Опора содержит вращающуюся и связанную с корпусом машины непосредственно или через демпфирующий узел полупары, контактирующие поверхности которых имеют сферическую или близкую к ней форму. Вращающаяся полупара, соединенная с ротором, выполнена из металла, другая полупара выполнена целиком из керамического материала на основе оксидов алюминия и циркония, карбида и нитрида кремния с величиной частиц до 30 мкм. Техническим результатом является создание долговечной износостойкой и прочной опоры с повышенной несущей способностью. 5 з.п. ф-лы, 1 табл., 1 ил.

2419000
выдан:
опубликован: 20.05.2011
МАТЕРИАЛ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ

Изобретение относится к калибруемому материалу подшипника скольжения. Материал подшипника скольжения содержит металлический материал подложки (1) с поверхностью и слой скольжения (3), который покрывает поверхность материала подложки (1), при этом толщина слоя скольжения (3) составляет от 100 мкм до 320 мкм. Предлагаемый, согласно изобретению, материал подшипника скольжения характеризуется тем, что металлический материал подложки (1) имеет предел текучести при растяжении <100 Н/мм2. При этом также поверхность материала подложки (1) имеет ячеистую структуру с ребристыми выступами (1а) и впадинами (1b). Кроме того, заявлена букса подшипника скольжения, включающая упомянутый материал подшипника скольжения. Заявленный материал подшипника скольжения может быть применен для облицовки емкостей, используемых для хранения и/или приготовления пищи и также для внутренней облицовки хлебопекарных форм или хлебопекарных печей. Технический результат: создание материала подшипника скольжения, который характеризуется простотой изготовления и допускает более значительные допуски изготовления при его установке в корпусе подшипника. 4 н. и 19 з.п. ф-лы, 1 ил.

2414631
выдан:
опубликован: 20.03.2011
ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ

Изобретение относится к радиальным и радиально-упорным шариковым и роликовым подшипникам качения. Подшипник качения состоит из наружного и внутреннего колец, между которыми размещены тела качения (шарики или ролики), удерживаемые вдоль окружности между кольцами на расстоянии один от другого сепаратором. Тела качения введены в контакт с пружинными элементами колец или сепаратора с возможностью возвратно-поступательных перемещений в направлении действия радиальных сил. При этом тела качения могут быть установлены в гнездах, выполненных в кольцах, или в корпусе-сепараторе, по их наружному или внутреннему диаметрам в направлении, параллельном их центральной оси, с упором тел качения на пружины, которые могут быть установлены в отверстиях, связанных с гнездами и расположенных в направлении действия радиальных сил. Максимальный диаметр выступающих из сепаратора вершин тел качения может отличаться от диаметра впадин канавок колец на величину амплитуды возможных колебаний подшипника, а между кольцами и сепаратором может быть выполнен такой же величины зазор. Кольца могут быть выполнены в виде пружин разомкнутой коробчатой формы, с полостью на боковой стороне, или с прорезью по канавке для удержания тел качения, или с полостью со стороны основания. При радиально-упорной конструкции подшипника отверстия под пружины могут быть выполнены в направлении равнодействующей радиальных и осевых сил. Способ изготовления подшипников с кольцами коробчатой формы, при котором их получают обжатием или накатыванием листовой заготовки кольца вокруг легкоплавкой вставки, которую затем удаляют при нагреве колец под закалку, при этом нагрев и закалку колец могут выполнять в технологическом корпусе. В другом варианте способа изготовления полости в кольцах изготавливают шлифованием, а кольцу могут придавать встречное движение со скоростью резания при шлифовании. Технический результат: повышение плавности работы системы вал-подшипник-корпус, улучшение условий эксплуатации и повышение долговечности изделий. 3 н. и 21 з.п. ф-лы, 12 ил, 1 табл.

2402700
выдан:
опубликован: 27.10.2010
РАДИАЛЬНЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к радиальным подшипниковым узлам скольжения с керамическими парами трения машин и механизмов вращательного действия, предназначенных для работы в абразивосодержащих агрессивных средах в широком диапазоне температур и давлений, в частности в погружных центробежных электронасосных агрегатах для добычи нефти и т.п. Радиальный подшипниковый узел содержит корпус (1) подшипника, опорный вкладыш (2), упруго установленный внутри корпуса (1) с зазором относительно него, в котором расположено по меньшей мере два эластичных уплотнительных кольца (6), отстоящих друг от друга в осевом направлении, и втулку (4), концентрично установленную внутри вкладыша (3) на несущем валу (5) с возможностью вращения вместе с ним. Узел дополнительно содержит вращающийся вкладыш (6), упруго установленный на втулке (4) между втулкой (4) и вкладышем (3) с зазором относительно втулки (4), в котором расположено по меньшей мере два кольцевых эластичных уплотнительных кольца (7). Вкладыш (3) расположен в непосредственном контакте с вкладышем (2) с образованием с ним пары трения скольжения. Вкладыши (2, 3) изготовлены из твердосплавных керамических материалов и имеют одинаковую осевую длину. Фиксация осевого положения вкладыша (2) осуществляется кольцевым радиальным выступом (10) на одном конце корпуса (1) и стопорным кольцом (8), установленным на другом конце корпуса (1), а фиксация осевого положения вкладыша (3) - радиальным выступом (11) на одном конце втулки (4) и стопорным кольцом (9), установленным на другом конце втулки (4). Технический результат: повышение надежности, срока службы, технологичности конструкции радиального подшипникового узла скольжения. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

2398975
выдан:
опубликован: 10.09.2010
ОПОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к опорам газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Опора газотурбинного двигателя (1) содержит лабиринтное уплотнение (16) между статором (2) и ротором (18). С передней стороны подшипника (6) установлен жиклер подвода масла (7). Подшипник (6) выполнен с гладким внешним кольцом (5) и с внутренним кольцом (8). Внутреннее кольцо имеет радиальные буртики (11) и (12), а также осевые (9) и радиальные (10) каналы подвода масла. Сепаратор (13) подшипника выполнен с центровкой по буртикам (11) и (12) внутреннего кольца (8). С задней стороны подшипника (6) между внутренним кольцом (8) и лабиринтом (15) уплотнения установлено маслоотражательное кольцо (19) с наклоном периферийной части (20) в сторону подшипника. Отношение диаметра D по беговой дорожке внешнего кольца подшипника к внутреннему диаметру d радиального буртика жиклерного фланца с задней стороны внешнего кольца подшипника равно 1,01 1,1. Путем эффективного охлаждения подшипника повышается надежность опоры газотурбинного двигателя. 2 ил.

2383790
выдан:
опубликован: 10.03.2010
ЛИСТОВАЯ ПРУЖИНА

Изобретение относится к упругим элементам лепестковых газодинамических подшипников, применяющихся в малогабаритных высокоскоростных турбомашинах. Пружина, вырезанная из одной пластины, содержит множество элементарных дугообразных по форме пружин (2) и (3). Пружины (2) и (3) располагаются поочередно. Короткие пружины (2) имеют одинаковую длину между опорными краями. Длинные пружины (3) также имеют одинаковую длину. Элементарные пружины (2) и (3) соединены между собой узкими перемычками (8). За счет различия длины пружин (2) и (3) достигается переменная зависимость суммарной жесткости листовой пружины от нагрузки. За счет переменной ширины для пружин (2) и/или переменной ширины для пружин (3) достигается переменная жесткость листовой пружины в направлении расположения элементарных пружин. Решение направлено на снижение износа поверхностей трения вала и подшипника при пуске и остановке ротора турбомашин, на уменьшение радиального смещения ротора в подшипнике под действием большой нагрузки и обеспечение высокой предельной несущей способности подшипника при большой частоте вращения ротора, а также на обеспечение задания различной величины максимального прогиба элементарных пружин и обеспечение удобства изготовления листовой пружины. 6 з.п. ф-лы, 12 ил.

2364772
выдан:
опубликован: 20.08.2009
ОПОРА ПОДШИПНИКА С ДВОЙНЫМ ЭЛЕМЕНТОМ ЖЕСТКОСТИ

Изобретение относится к опорам подшипников для вращающихся валов двигателей, в частности к газотурбинным. Опора (11, 12) подшипника (14) для вращающегося двигателя, такого как газотурбинный двигатель, с вращающимся валом (15), поддерживаемым по меньшей мере одним подшипником (14) и рамой (10), способного работать по меньшей мере с двумя различными рабочими скоростями и содержащего по меньшей мере одну механическую опорную конструкцию (12) с низкой жесткостью и одну опорную конструкцию (11) с высокой жесткостью, объединенные так, чтобы служить опорой подшипнику (14) с одной из этих жесткостей. Опорная конструкция (12) с низкой жесткостью присоединена к опорной конструкции (11) с высокой жесткостью, когда двигатель работает со скоростью (f), меньшей, чем определенная частота вращения (fp), и отсоединена от опорной конструкции (11) с высокой жесткостью, когда двигатель работает со скоростью (f), большей, чем частота вращения (fp). Технический результат: использование механических конструкций избавляет от присутствия какого-либо гидравлического оборудования, поскольку силы жесткости, внесенные таким образом, могут непосредственно противодействовать силам возбуждения, генерируемым неуравновешенной массой вала двигателя. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 3 ил.

2364762
выдан:
опубликован: 20.08.2009
ЛЕПЕСТКОВЫЙ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК С НАДДУВОМ

Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипникам с газовой смазкой, используемым для подвески валов, роторов, вращающихся корпусов различных механизмов, имеющих сложный характер нагрузки несущих элементов, включая передачу крутящего момента, осевой и радиальной нагрузки, нагрузки от гармонических колебаний вращающихся частей. Лепестковый газодинамический подшипник с наддувом включает подвижную плату, установленную на подвижном элементе механизма, и неподвижную плату, установленную на неподвижном элементе механизма, с закрепленными на ней опорными элементами и перекрывающими друг друга упругими лепестками. Каждый из лепестков закреплен одним концом на опорном элементе, а другим концом опирается на подвижную плату. На подвижной плате с двух сторон выполнены торцевые нагнетательные устройства с лопастями и внутреннее нагнетательное устройство с лопастями, каналами для подачи рабочего газа к лопастям. Технический результат: оптимизация жесткости и несущей способности подшипникового узла путем получения наименьшей угловой скорости подвижной платы, при которой наступает режим чисто аэродинамического трения, т.е. отделения упругодеформированных лепестков от подвижной платы смазочным слоем рабочего газа. 3 ил.

2363867
выдан:
опубликован: 10.08.2009
РАДИАЛЬНЫЙ ЛЕНТОЧНЫЙ ПОДШИПНИК

Изобретение относится к радиальному ленточному подшипнику. Радиальный ленточный подшипник содержит верхний вкладыш (1) из ленты, удовлетворяющий условию, представленному уравнением

t 0,1·D0,33, где t - толщина вкладыша (мм), D - диаметр вала (мм), шпонку (2), приваренную к вырезанной части верхнего вкладыша из ленты, внутренний вкладыш (3) из гофрированной ленты, расположенный снаружи от верхнего вкладыша (1) из ленты, причем внутренние гофры образованы из выполненных поочередно более широких и более высоких гофров и более узких и более низких гофров, внешний вкладыш (4) из гофрированной ленты, расположенный снаружи от внутреннего вкладыша (3), причем внешние гофры имеют высоту, меньшую, чем высота более узких и более низких гофров вкладыша (3). Также подшипник содержит противоударный лист (5) для закрепления внутренних гофров и внешних гофров и корпус (6) подшипника, расположенный снаружи от противоударного листа и имеющий шпоночную канавку (7). Технический результат: улучшение эксплуатационных показателей, таких как несущая способность и стабильность, улучшение производительности. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

2362921
выдан:
опубликован: 27.07.2009
ОПОРА ВЕРТИКАЛЬНОГО РОТОРА

Изобретение относится к опорам быстровращающихся машин и приборов, таким как накопители энергии, гироскопы, сепараторы, центрифуги, и, в частности к опорам вертикальных валов таких устройств. Опорная поверхность цапфы ротора выполнена в виде тороидальной поверхности и установлена на сферической опорной поверхности в углублении подпятника опоры. Подпятник опоры установлен на демпфирующем элементе, размещенном в полости корпуса со смазывающей жидкостью. Радиус тороидальной поверхности цапфы составляет 0,4÷0,95 от величины радиуса сферической опорной поверхности подпятника, а расстояние между осевой линией тороидальной поверхности и осью цапфы составляет 0,05÷0,6 от величины радиуса сферической опорной поверхности подпятника. Геометрические параметры опоры удовлетворяют соотношению: , но не менее 1, где r - радиус сферы подпятника, м; - радиус тороидальной поверхности, м; - расстояние между осевой линией тороидальной поверхности и осью цапфы, м; Р - осевая нагрузка, Н; F - радиальная нагрузка, Н; - угол наклона конца цифры от оси вращения под действием радиальной нагрузки, рад. Технический результат: повышение несущей способности опоры, снижение затрат на изготовление и ремонт опоры. 8 з.п. ф-лы, 3 ил.

2360155
выдан:
опубликован: 27.06.2009
ОПОРА ВЕРТИКАЛЬНОГО РОТОРА

Изобретение относится к опорам быстровращающихся машин и приборов, таким как накопители энергии, гироскопы, сепараторы, центрифуги, и, в частности, к опорам вертикальных валов таких устройств. Опорная поверхность цапфы ротора выполнена в виде тороидальной поверхности и установлена на сферической опорной поверхности в углублении подпятника опоры. Подпятник опоры установлен на демпфирующем элементе, размещенном в полости корпуса со смазывающей жидкостью. Радиус тороидальной поверхности цапфы составляет 0,4÷0,95 от величины радиуса сферической опорной поверхности подпятника, а расстояние между осевой линией тороидальной поверхности и осью цапфы составляет 0,05÷0,6 от величины радиуса сферической опорной поверхности подпятника. Технический результат: повышение несущей способности опоры, снижение затрат на изготовление и ремонт опоры. 11 з.п. ф-лы, 3 ил.

2360154
выдан:
опубликован: 27.06.2009
ЭКСЦЕНТРИКОВЫЙ МЕХАНИЗМ ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ ИЛИ КОЛЕБАТЕЛЬНОЕ

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механизмам, преобразующим вращательное движение в возвратно-поступательное или колебательное. Эксцентриковый механизм для преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное или колебательное содержит стойку, ведущий вал, шатун, ведомое звено и эксцентриковый подшипник с телами качения разного диаметра. Наружное кольцо указанного подшипника жестко соединено с шатуном, а внутреннее - с ведущим валом. Причем наружное и внутреннее кольца, а также тела качения снабжены зубчатыми венцами, находящимися в зацеплении. Внутреннее кольцо подшипника закреплено на ведущем валу эксцентрично, а передаточное отношение iвп от ведущего вала к системе тел качения эксцентрикового подшипника или обратное ему отношение iпв=1/iвп является целым числом. Дополнительно тела качения и кольца помимо зубчатых венцов содержат цилиндрические боковые дорожки. Решение направлено на создание эксцентрикового механизма, обеспечивающего возможность модификации закона движения за счет сложения гармоник и редукцию, то есть снижение числа двойных ходов ведомого звена по сравнению с числом оборотов ведущего вала. 15 з.п. ф-лы, 16 ил.

2352839
выдан:
опубликован: 20.04.2009
МНОГОЛЕПЕСТКОВЫЙ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК

Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипникам скольжения с жидкостной и газовой смазкой, используемым для радиальной подвески роторов высокоскоростных турбомашин различного назначения, например турбохолодильников, турбодетандеров. Подшипник включает корпус подшипника с цапфой, расположенные в кольцевом пространстве между внутренней поверхностью корпуса и цапфой два или более верхних лепестка, представляющие собой гладкие податливые ленты, простирающиеся в окружном направлении вокруг цапфы и прилегающие своей внутренней поверхностью к цапфе. Между наружными поверхностями верхних лепестков и внутренней поверхностью корпуса подшипника расположены в окружном направлении упругодемпферные секции, состоящие из пружинных элементов, прилегающих наружной стороной к внутренней поверхности корпуса подшипника, и гладких податливых лепестков, расположенных между внутренними поверхностями пружинных элементов и наружными поверхностями верхних лепестков. Хотя бы одна секция содержит два или более лепестка. Хотя бы между одним из верхних лепестков и корпусом подшипника расположены две или более упругодемпферные секции. Достигается повышение демпфирующей способности подшипника при небольших частотах вращения. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.

2350795
выдан:
опубликован: 27.03.2009
ЛЕПЕСТКОВЫЙ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам скольжения с жидкостной и газовой смазкой, используемым для радиальной подвески роторов высокоскоростных турбомашин различного назначения, например турбохолодильников, турбодетандеров. Подшипник содержит корпус подшипника с цапфой, верхний лепесток, расположенный в кольцевом пространстве между внутренней поверхностью корпуса и цапфой. Верхний лепесток представляет собой податливую ленту, простирающуюся в окружном направлении вокруг цапфы и прилегающую своей внутренней поверхностью к цапфе. В кольцевом пространстве между внутренней поверхностью корпуса и цапфой расположены в окружном направлении прилегающие к внутренней поверхности корпуса подшипника две или более упругодемпферные секции, состоящие из пружинных элементов, прилегающих наружными сторонами к внутренней поверхности корпуса подшипника, и гладких податливых лепестков, расположенных в кольцевом пространстве между наружной поверхностью верхнего лепестка и внутренними поверхностями пружинных элементов. Пружинные элементы находятся между внутренней поверхностью корпуса подшипника и лепестками секций. Хотя бы одна секция содержит два или более лепестков. Достигается повышение демпфирующей способности подшипника при небольших частотах вращения ротора. 5 з.п. ф-лы, 1 ил.

2350794
выдан:
опубликован: 27.03.2009
ЛЕПЕСТКОВЫЙ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ (ВАРИАНТЫ)

Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипникам с газовой или жидкой смазкой, используемым для подвески валов, роторов высокоскоростных механизмов различного назначения, имеющих сложный характер нагрузки несущих элементов. Лепестковый газодинамический подшипниковый узел содержит подвижную плату, установленную на подвижном элементе механизма, и неподвижную плату, установленную на неподвижном элементе механизма. На неподвижной плате закреплены опорные элементы и перекрывающие друг друга упругие лепестки, каждый из которых закреплен одним концом на опорном элементе, а другим концом опирается на подвижную плату. Подвижная и неподвижная платы на время монтажа и демонтажа жестко зафиксированы друг относительно друга двумя замками, которые управляются ключом непосредственного или дистанционного действия. Обе платы выполнены цилиндрическими. Неподвижная плата длиннее подвижной платы на величину осевого люфта подшипника в пределах неравенства a<b, где: а - осевой люфт подшипника, b - расстояние от края лепестка подшипника до края подвижной опоры. Варианты лепесткового газодинамического подшипникового узла отличаются формой плат и лепестков, а также разной зависимостью величины компенсации перемещений. Технический результат: повышение несущей способности, надежности, технологичности подшипниковых узлов, работающих в условиях аэродинамического трения, расширение конструктивного ряда подшипниковых узлов по типу воспринимаемой нагрузки и компенсационных возможностей опор, обеспечение работоспособности механизмов при различных нагрузках, значительное повышение КПД подшипниковых опор и механизма в целом. 5 н. и 1 з.п. ф-лы, 13 ил.

2346193
выдан:
опубликован: 10.02.2009
Наверх