Способы и устройства для изготовления, сборки, эксплуатации и ремонта электрических машин – H02K 15/00

МПКРаздел HH02H02KH02K 15/00
Раздел H ЭЛЕКТРИЧЕСТВО
H02 Производство, преобразование и распределение электрической энергии
H02K Электрические машины
H02K 15/00 Способы и устройства для изготовления, сборки, эксплуатации и ремонта электрических машин

H02K 15/02 .корпусов статора или ротора 
H02K 15/03 ..с постоянными магнитами
H02K 15/04 .обмоток до их установки в машине
изолирующие обмотки  15/1015/12; изготовление катушек вообще  H 01F 41/02
H02K 15/06 .установка собранных обмоток в машине 
H02K 15/08 .образование обмоток путем укладки проводников в часть сердечника или вокруг нее 
H02K 15/085 ..с укладкой проводников в пазы статора 
H02K 15/09 ..с укладкой проводников в пазы ротора 
H02K 15/095 ..с укладкой проводников вокруг явных полюсов 
H02K 15/10 .укладка твердой изоляции на обмотки, статор или ротор 
H02K 15/12 .пропитка, нагрев или сушка обмоток, статоров, роторов или электрических машин в целом 
H02K 15/14 .станин; корпусов; опор 
H02K 15/16 .центрирование ротора в статоре; балансирование ротора
балансирование вообще  G 01M

Патенты в данной категории

СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОДНОВИТКОВОЙ ЖЕСТКОЙ ШАБЛОННОЙ ПЕТЛЕВОЙ КАТУШКИ ДВУХСЛОЙНОЙ ОБМОТКИ СТАТОРА

Изобретение относится к электромашиностроению. Способ изготовления одновитковой жесткой шаблонной петлевой катушки двухслойной обмотки статора на универсальном оборудовании, предназначенном для изготовления многовитковых жестких петлевых катушек двухслойной обмотки статора. Заготовку катушки выполняют неразрезной с числом витков, равным числу проводников одновитковой катушки, придают соответствующие форму и размеры, разрезают в головке на стороне выводов и укладывают в пазы сердечника статора. Технический результат - исключение необходимости изготовления специального оборудования за счет применения оборудования, используемого для изготовления многовитковых катушек, снижение трудоемкости. 6 ил.

2529012
выдан:
опубликован: 27.09.2014
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ МЕДЛЕННОГО РАСКАЧИВАНИЯ ПУТЕМ НАГРЕВАНИЯ И БЫСТРОГО ОХЛАЖДЕНИЯ

Изобретение относится к области электротехники и касается способа и устройства для осуществления коррекции медленного раскачивания во вращающемся валу. Согласно изобретению измерительная область вала нагревается до предварительно определенной температуры при вращении вала, чтобы изменять электрические свойства области восприятия вала. Измерительная область вала поддерживается на предварительно определенной температуре в течение предварительно определенного интервала времени, и затем измерительная область вала резко охлаждается охладителем непосредственно по истечении предварительно определенного интервала времени, чтобы охладить измерительную область вала до комнатной температуры. Кроме того, охладитель подается к не являющимся измерительными областям вала, смежным с измерительной областью, в то время как измерительная область нагревается. Технический результат - повышение качества коррекции медленного раскачивания во вращающемся валу. 3 н. и 21 з.п. ф-лы, 4 ил.

2528620
выдан:
опубликован: 20.09.2014
СЕЛЕКТИВНЫЙ СПОСОБ СУШКИ УВЛАЖНЕННОЙ ИЛИ ПРОПИТАННОЙ ИЗОЛЯЦИИ ОБМОТОК ЯКОРЯ ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН ИНФРАКРАСНЫМ ИЗЛУЧЕНИЕМ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к производству и ремонту электрических машин, например обмоток тяговых электрических машин (ТЭМ) локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава. Согласно предлагаемому селективному способу сушки увлажненной и пропитанной изоляции сушка изоляции обмоток равномерно вращающегося якоря ТЭМ осуществляется длинноволновыми импульсными керамическими инфракрасными (ИК) излучателями, расположенными по длине активной части якоря, а также со стороны его лобовой части. Предлагаемое устройство для реализации данного способа состоит из станины (1) с пристроенным частотно-регулируемым асинхронным электроприводом (3) и стойки (2), на которой располагаются длинноволновые импульсные керамические ИК-излучатели. Якорь ТЭМ приводится во вращение , и одновременно увлажненная или пропитанная лаком (компаундом) изоляция лобовой и активной частей обмотки якоря вращающейся ТЭМ нагревается до температуры 100 120° С при помощи указанных ИК-излучателей, что обеспечивает сушку изоляции. Технический результат, достигаемый при использовании предлагаемого изобретения, состоит в обеспечении равномерности нагрева изоляции обмоток по всей площади якоря, что повышает качество сушки изоляции обмоток якоря ТЭМ при одновременном сокращении энергозатрат и времени на технологический процесс сушки изоляции. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

2525296
выдан:
опубликован: 10.08.2014
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ПРОПИТКИ ОТВЕРЖДАЕМЫМ ПОЛИМЕРНЫМ СОСТАВОМ ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

Изобретение относится к области электротехники, а именно к неразрушающим способам контроля качества технологических процессов производства электротехнических изделий, в частности пропитки обмоток электрических машин. Согласно предлагаемому способу определения коэффициента пропитки отверждаемым полимерным составом обмоток электрических машин у каждой обмотки из данной партии до пропитки и после пропитки полимерным составом и сушки измеряют емкости Скдп и Скпп относительно корпуса. Затем после пропитки и сушки обмоток измеряют температуру у каждой обмотки Т1пп и через провод каждой контролируемой обмотки пропускают постоянный стабилизированный ток I0 , величину которого выбирают в зависимости от площади сечения S жилы провода обмотки в интервале предельно допустимых для материала провода обмотки плотностей тока от jmin до j max в диапазоне значений jminS I0 jmaxS. При этом упомянутый выбранный ток I 0 пропускают через обмотку в течение определенного времени t0 и измеряют падение напряжения на обмотке U 1п в момент подвода к ней стабилизированного тока и падение напряжения на обмотке U2п в момент упомянутого времени t0. После упомянутых выше операций у каждой контролируемой обмотки по результатам измерений определяют коэффициент пропитки прикорпусных полостей Кки обмотки и коэффициент пропитки Кмв межвитковых полостей обмотки по формулам

2521439
выдан:
опубликован: 27.06.2014
КОРОТКОЗАМКНУТЫЙ РОТОР

Изобретение относится к короткозамкнутому ротору для асинхронного электродвигателя. Технический результат заключается в повышении электрического коэффициента полезного действия состоящего из двух материалов короткозамкнутого ротора. Ротор содержит листовой пакет (1) ротора с канавками (3), на торцевых сторонах прилитые на листовой пакет ротора короткозамыкающие кольца (5) из первого материала и расположенные в канавках проводники (4) из второго материала с более высокой удельной электрической проводимостью, чем первый материал. Проводники (4) на своей поверхности имеют покрытие (8) из покрывного материала, которое через первый легированный слой (2) из второго материала и покрывного материала граничит со вторым материалом проводников (4), а через второй легированный слой (9) из первого материала и покрывного материала граничит с отлитым первым материалом. 3 н. и 22 з.п. ф-лы, 6 ил.

2518507
выдан:
опубликован: 10.06.2014
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОТВЕРЖДЕНИЯ ПРОПИТАННОЙ ИЗОЛЯЦИИ ОБМОТОК ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ

Изобретение относится к области электротехники, в частности к контролю качества пропитанной изоляции электротехнических изделий, и может быть использовано для контроля процесса отверждения пропитанной изоляции обмоток электротехнических изделий. Согласно изобретению, предварительно подготавливают партию образцов пропиточного состава, с различными, отличающимися от образца к образцу, степенями высушенности, и у каждого из упомянутых образцов снимают зависимость диэлектрической проницаемости от частоты электромагнитного поля. По снятым зависимостям выбирают две частоты измерения, одна из которых f1 лежит в дисперсионной области не отвержденного изоляционного пропиточного состава, а другая - f2 в оптической области не отвержденного изоляционного пропиточного состава. Затем, используя снятые для образцов частотные зависимости, строят график зависимости степени высушенности пропиточного состава от отношения диэлектрических проницаемостей , где пс(f1) пс(f2) - диэлектрические проницаемости пропиточного состава, измеренные на частотах f1 и f2 электромагнитного поля соответственно. После этого у каждой из контролируемых обмоток измеряют на выбранных двух частотах емкости относительно корпуса до пропитки Cдп (f1) и Cдп(f2), и емкости у тех же обмоток после их пропитки и сушки Cпп(f 1) и Cпп(f2), и по результатам измерений вычисляют отношение

2516276
выдан:
опубликован: 20.05.2014
СПОСОБ ИЗОЛИРОВКИ ПАЗОВ МАГНИТНЫХ СЕРДЕЧНИКОВ ЯКОРЕЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ

Изобретение относится к электротехнике, в частности к способам изолировки пазов якорей электродвигателей. В заявляемом способе изолировки пазов магнитных сердечников статоров микродвигателей, основанном на придании частицам электроизоляционного материала электрического заряда и осаждении их в пазы под действием электрического поля, новым является то, что магнитный сердечник якоря размещают по центру эластичного цилиндрического диэлектрического стакана, герметически охватывающего наружную поверхность магнитного сердечника якоря, устанавливают два электрода на расстоянии 20-30 мм от торцов магнитного сердечника якоря, заливают в упомянутый стакан электрофоретический состав, при следующих отношениях компонентов электрофоретического состава (в мл/л): лак ПЭ-939 марки В - (510÷255), 1% - нашатырный спирт 1% - NH4OH - (130÷190), этилцеллозольв - C4H10O2 - (120÷175), диоксан (C4H8O2) - остальное. Подают на магнитный сердечник положительный потенциал от источника постоянного напряжения, а на электроды подают отрицательный потенциал от упомянутого источника постоянного напряжения, и при плотностях тока, лежащих в диапазоне 2-10 мА/см2, проводят электрофоретическое осаждение пленкообразующего вещества в пазы, на торцевые поверхности и вал магнитного сердечника якоря в течение времени, определяемого из выражения , где c - плотность эмали, кг/м3, d - толщина пазовой изоляции, м, k - выход сухого остатка по току, кг/А×сек, причем в процессе электрофоретического осаждения пленкообразующего вещества напротив каждого паза с торцевой части магнитного сердечника якоря создают непрерывное вращательное движение электрофоретического состава, для чего помещают напротив каждого паза прямоугольные постоянные магниты, торцы которых удалены от торца магнитного сердечника на 5-10 мм, затем после истечения времени t магнитный сердечник якоря извлекают из электрофоретического состава, и осажденную на поверхность магнитного сердечника якоря пленку подвергают термообработке в течение 4-5 минут при температуре 380-390°C. Изолировка пазов магнитных сердечников якорей электродвигателя АИР71В8 по заявляемому способу, при толщине изоляционной пленки пазовой изоляции практически на порядок более тонкой, чем толщина пленки пазовой изоляции, получаемой по способу-прототипу, позволяет достичь технический результат, состоящий в обеспечении пробивного напряжения пленки, в 1,4 раза более высокого, чем пробивное напряжение пленки, получаемой по способу прототипу, а также более высоких, практически на порядок, адгезионных и механических характеристик пленки при одновременном снижении трудоемкости изолировки пазов в 38 раз. 3 ил.

2516266
выдан:
опубликован: 20.05.2014
СПОСОБ СТРУЙНОЙ ПРОПИТКИ ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано, например, в производстве статоров электрических машин. Согласно данному изобретению после разогрева обмотки перед пропиткой до заданной температуры подают в нее импульсы тока, амплитуда которых лежит в диапазоне (10-50)А, а длительность (0,5-10) с, при этом частота следования импульсов тока лежит в диапазоне (5-10) Гц. Одновременно с подачей упомянутых импульсов тока в обмотку подключают к магнитному сердечнику обмотки инфразвуковой излучатель. При этом изменяют частоту звуковых колебаний инфразвукового излучателя непрерывно и циклически в диапазоне частот от 0,5 кГц до 10 кГц и обратно. По завершении пропитки отключают от магнитного сердечника инфразвуковой генератор, отключают от обмотки источник импульсного тока, подключают к обмотке греющий постоянный или переменный ток, при помощи которого разогревают пропитанную обмотку до температуры полимеризации пропиточного состава, и сушат обмотку до полного отверждения в ней пропиточного состава. Технический результат, достигаемый при осуществлении данного способа, состоит в сокращении времени пропитки в 1,8 раза и в повышении коэффициента пропитки в 1,8 раза при одновременном снижении в три раза разброса коэффициентов пропитки от обмотки к обмотке. 2 ил.

2516243
выдан:
опубликован: 20.05.2014
ПОСТОЯННЫЙ МАГНИТ, СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ, И РОТОР И ДВИГАТЕЛЬ С ВНУТРЕННИМ ПОСТОЯННЫМ МАГНИТОМ(IPM)

Способ изготовления для постоянного магнита включает этапы: а) изготовление постоянного магнита (1), (b) разламывание постоянного магнита (1) для получения двух или более отдельных частей (13) и с) восстановление постоянного магнита (1) путем соединения поверхностей разлома смежных отдельных частей (13) вместе. 4 н. и 17 з.п. ф-лы, 16 ил.

2516005
выдан:
опубликован: 20.05.2014
СПЕКТРАЛЬНО-ОСЦИЛЛИРУЮЩИЙ СПОСОБ ПРОПИТКИ ИЗОЛЯЦИИ ЛОБОВЫХ ЧАСТЕЙ ОБМОТОК ВРАЩАЮЩИХСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности, к технологии электрических машин, например обмоток вращающихся электрических машин тягового подвижного состава. Способ пропитки изоляции лобовых частей обмоток вращающихся электрических машин состоит из трех последовательных этапов: 1) удаление влаги инфракрасным (ИК) нагревом из изоляции лобовой части перед пропиткой с предельно допустимой температурой для данного класса изоляции; 2) нанесение на лобовую часть пропиточной смеси при помощи автоматических распылителей высокого давления; 3) транспортировку пропиточной смеси вглубь изоляции обмотки при помощи коротковолновых и средневолновых импульсных керамических преобразователей ИК-излучения. При этом удаление влаги из изоляции лобовой части обмотки перед ее пропиткой и транспортировку пропиточной смеси вглубь изоляции обмотки осуществляют в спектрально-осциллирующих режимах энергоподвода с циклическим чередованием коротковолнового и средневолнового ИК-излучения. Технический результат - повышение качества процесса пропитки в несколько раз при одновременном сокращении времени пропитки в 7-10 раз и обеспечении 2- или 3-кратного эффекта от ресурсоэнергосбережения. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

2515267
выдан:
опубликован: 10.05.2014
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ПРОПИТКИ ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

Изобретение относится к электротехнике, а именно к способу определения коэффициента пропитки обмоток электрических машин, соединенных в звезду с изолированной нейтралью. В способе определения коэффициента пропитки обмоток электрических машин, характеризующего степень заполнения пропиточным составом полостей обмотки, у каждой обмотки из данной партии измеряют электрические параметры до пропитки и после пропитки и сушки, в качестве электрических параметров выбраны емкости двух фаз обмотки, соединенной в звезду, которые поочередно измеряют до пропитки Сдп12, С дп13, Сдп23 и после пропитки Спп12 , Спп13, Спп23 относительно корпуса, после чего по результатам измерений определяют коэффициент пропитки каждых двух фаз Кпр12, Кпр13, Кпр23 по математической зависимости, после чего определяют коэффициенты пропитки каждой фазы обмотки по математическим зависимостям. Техническим результатом является возможность определять не только усредненный коэффициент пропитки, но и распределение пропиточного состава по фазам обмотки, что существенно повышает информативность и точность контроля. 2 табл., 3 ил.

2510771
выдан:
опубликован: 10.04.2014
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ИЗНОСА УЗЛА КРЕПЛЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СТАТОРА НА РАБОТАЮЩЕЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЕ

Изобретение относится к области электротехники, в частности, к способам эксплуатации и диагностики электрических машин, преимущественно, генераторов электростанций. Технический результат - обеспечение эффективного устранения процессов ускоренного износа узлов креплений элементов статора без наложения существенных ограничений на реактивную мощность, выдаваемую в сеть электрической машиной. Для достижения указанного технического результата на работающей электрической машине с помощью известных устройств измеряют параметры виброакустических колебаний ее конструктивных элементов. Определяют по данным измерений наличие процесса ускоренного износа узлов креплений статора, вызванных виброударным взаимодействием элементов в дефектных узлах. Измеряют электрические параметры режима работы машины, такие как ток возбуждения и реактивная нагрузка. Снижение износа узлов креплений обеспечивают изменением тока возбуждения машины. Изменение тока возбуждения ведут до прекращения виброударных взаимодействий элементов в дефектных узлах креплений. После чего восстанавливают значение тока возбуждения ближе к исходному, так чтобы реактивная мощность генератора соответствовала требованиям диспетчера энергосистемы. Предлагаемый способ основан на использовании нелинейных явлений в виброударных системах, заключающихся, например, для узлов креплений лобовых частей обмотки статора в том, что действующая в узлах креплений сила трения в условиях покоя всегда больше трения скольжения. Это позволяет вернуть ток возбуждения к исходному значению после прекращения процессов ускоренного износа без их возобновления. 1 з. п. ф - лы, 1 ил.

2510767
выдан:
опубликован: 10.04.2014
СПОСОБ ПРОПИТКИ ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано, например, в производстве статоров электрических машин. Способ пропитки многовитковой обмотки электрической машины заключается в подаче на лобовые части обмотки тонкой струи пропиточного состава из сопла на нагретую лобовую часть обмотки и во вращении струи вдоль лобовой части обмотки. Перед пропиткой в пропиточный состав добавляют мелкодисперсный ферромагнитный наполнитель, который предварительно дезинтегрируют. Смешивают пропиточный состав с измельченным ферромагнитным наполнителем, перемешивают полученную смесь и заливают ее в пропиточную установку. Перед пропиткой по обмоточным данным рассчитывают предельную массу пропиточной смеси mпр, которую можно разместить в полостях каждой из однотипных обмоток в процессе пропитки. Вводят в сопло электрод и подают на него потенциал, осуществляют процесс пропитки каждой из однотипных обмоток. В процессе пропитки частицы пропиточной смеси компаунда с мелкодисперсным ферромагнитным порошком электростатически заряжают, формируют струю. Осуществляют окончательное компаундирование проникшей в обмотку пропиточной смеси. Заявляемый способ позволяет в среднем в 1,55 раз повысит коэффициент пропитки обмоток и существенно повысить стабильность их значений от обмотки к обмотке. 2 ил., 1 табл.

2510564
выдан:
опубликован: 27.03.2014
СПОСОБ СТРУЙНО-КАПЕЛЬНОЙ ПРОПИТКИ ОБМОТОК ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при изготовлении обмоток статоров электрических машин, трансформаторов, дросселей. Способ заключается в том, что пропиточный состав из емкости подают в виде вращающейся вдоль лобовых частей обмотки струи, при этом струю пропиточного состава заряжают электростатическим зарядом путем пропускания ее вдоль поверхности высоковольтного электрода, заземляют провод обмотки, а вращение струи осуществляют путем пропускания ее через индуктор, создающий вращающееся магнитное поле. Знак электростатического заряда струи периодически изменяют на противоположный, для чего на высоковольтный электрод подают инвертированные высоковольтные импульсы, длительность каждого из которых равняется периоду вращения струи вдоль лобовой части. Заявляемый способ позволяет повысить коэффициенты пропитки обмоток в 1,3-1,4 раза. 2 ил., 1 табл.

2510563
выдан:
опубликован: 27.03.2014
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ КОНТАКТИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ КАЧЕНИЯ ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области электротехники и касается электрических машин и преобразователей угла. Предлагаемое устройство контроля содержит регулируемый стабилизированной источник постоянного тока (1), ключ (2), регулируемый резистор (3), первый усилитель (4), второй усилитель (5), компаратор (6), инвертор (7), первую схему И (8), мультивибратор (9), вторую схему И (10), первый счетчик (11), второй счетчик (12), первый регистр (13), второй регистр (14), компьютер (15), измеритель сопротивления (16), проверяемую электрическую машину (17), датчик углового положения (ДУП) (18), редуктор (19), электродвигатель (20), блок управления (БУ) (21), состоящий из следующих элементов: Т-триггера (22), третьей схемы И (23), реле (24) с его обмоткой (25) и с нормально замкнутым контактом (26), второго источника питания (27) и тумблера (28) СТАРТ. Технический результат, достигаемый при использовании настоящего изобретения, состоит в повышении достоверности и точности контроля подшипникового узла и электрической машины в целом. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

2510562
выдан:
опубликован: 27.03.2014
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

Изобретение относится к области электротехники, а именно к технологии изготовления электрических машин, и касается к способа изготовления обмоток электрических машин постоянного тока тягового электродвигателя. Технический результат, достигаемый при использовании данного изобретения, состоит в обеспечении повышенного усилия выпрессовки обмоток электрических машин класса нагревостойкости Н. Указанный технический результат достигается тем, что согласно предлагаемому способу изготовления обмоток электрической машины осуществляют нанесение на обмотку электроизоляционного материала, пропитанного нагревостойким связующим, монтаж обмотки на сердечник, разогрев и пропитку под вакуумом и давлением, причем основную изоляцию обмотки предварительно пропитывают полиэфиримидным компаундом класса нагревостойкости Н, а пропитку моноблока осуществляют эпоксидным компаундом класса нагревостойкости F с последующим отверждением. В частности, при осуществлении способа на полюсную катушку наносят слюдосодержащую ленту, пропитанную полиэфиримидным компаундом класса нагревостойкости Н, катушку надевают на полюс, предварительно изолированный электроизоляционным материалом. Моноблок разогревают до температуры, обеспечивающей миграцию компаунда внутрь изоляции, помещают в пропиточный автоклав и пропитывают компаундом класса нагревостойкости F под вакуумом и давлением. После стекания излишков компаунда моноблок помещают в термостат и отверждают при температуре, обеспечивающей одновременное отверждение компаунда в ленте и пропиточного компаунда в обмотке. Основная изоляция, подвергающаяся максимальным тепловым нагрузкам, соответствует классу нагревостойкости Н. Зазор между катушкой и полюсом пропитан компаундом класса нагревостойкости F, который обладает высокими механической прочностью, теплопроводностью и теплостойкостью вплоть до температуры класса нагревостойкости Н.

2510119
выдан:
опубликован: 20.03.2014
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ И КОНТРОЛЯ ЗАМЫКАНИЙ ЛИСТОВ АКТИВНОЙ СТАЛИ СЕРДЕЧНИКА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для диагностики и контроля работы электрических машин при проведении профилактических испытаний и ремонта. Технический результат: повышение достоверности диагностики и контроля замыканий листов активной стали сердечника электрических машин при проведении профилактических испытаний и ремонта. Способ диагностики и контроля замыкания листов активной стали сердечников электрических машин путем сканирования согласно изобретения производится путем лазерного сканирования в диапазоне длинных волн 300-1500 нм, контроль состояния листов электротехнической стали осуществляется с помощью анализатора колебаний интенсивности рассеянного в сердечнике лазерного излучения, диагностическим признаком является изменение амплитуды колебаний интенсивности излучения, рассеянного в диагностируемом участке сердечника, контроль повреждения состояния листов электротехнической стали осуществляется путем измерения амплитуды колебаний интенсивности излучения, рассеянного в сердечнике, а диагностика степени повреждения состояния листов электротехнической стали осуществляется путем сравнительного анализа результата полученной погрешности измерения амплитуды колебаний интенсивности излучения, рассеянного в исправном сердечнике, и амплитуды колебаний интенсивности излучения, рассеянного в испытуемом сердечнике. 1 ил.

2510118
выдан:
опубликован: 20.03.2014
РАЗДЕЛЕННАЯ ВДОЛЬ ОСИ КОНСТРУКЦИЯ СТАТОРА ДЛЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ

Настоящее изобретение относится к конструкции статоров для использования в электродвигателях. Технический результат изобретения заключается в обеспечении упрощения обмотки (намотки статора), что ведет к повышению надежности статора и электродвигателя в целом, а также к снижению затрат. Статор для электродвигателя содержит удлиненное трубчатое тело, определяющее центральную полость, в которой может быть установлен ротор. Тело ротора определяет последовательность осевых пазов, проходящих параллельно оси тела, и последовательность электрических проводников, проходящих вдоль каналов для формирования электрических обмоток. Тело ротора сформировано, по меньшей мере, из двух частично округлых сегментов, по существу, одной длины. При этом сегменты вместе определяют центральную полость. 3 н. и 32 з.п. ф-лы, 9 ил.

2507662
выдан:
опубликован: 20.02.2014
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗОЛЯЦИИ ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

Изобретение относится к способу изготовления изоляции обмоток электрических машин. Способ изготовления заключается в том, что вначале осуществляют пропитку стеклослюдоленты первым компаундом. Одновременно изготавливают второй компаунд на основе первого, в который дополнительно вводят марганцевый ускоритель полимеризации. Затем один или несколько слоев стеклослюдоленты накладывают на изделие, нагревают в печи до температуры 150-160°C. Далее изделие помещают в автоклав со вторым компаундом на 3-10 минут. После этого изделие извлекают из автоклава и помещают в печь, выдерживают 2-3 часа при температуре 160-180°C. Первый компаунд включает следующие компоненты при их соотношении в мас.%: 89,6-54,3 метакрилированной эпоксидной смолы, 10-45 диметакрилового эфира триэтиленгликоля, 0,2-0,3 перекисного инициатора полимеризации, 0,2-0,4 ингибитора полимеризации. Второй компаунд включает следующие компоненты при их соотношении в мас.%: 87,6-52,0 метакрилированной эпоксидной смолы, 10-44,9 диметакрилового эфира триэтиленгликоля, 1,0-1,2 перекисного инициатора полимеризации, 1,2-1,4 марганцевого ускорителя полимеризации, 0,2-0,5 ингибитора полимеризации. Изобретение позволяет повысить качество изоляции и точность получения заданных характеристик путем обеспечения глубокой и равномерной пропитки изоляции связующим, а также снизить энерго- и трудозатраты. 4 з.п. ф-лы.

2504069
выдан:
опубликован: 10.01.2014
СПОСОБ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРОПИТКИ ОБМОТОК ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ

Изобретение относится к области электротехники и может использоваться, в частности, для контроля качества пропитки изоляционным составом обмоток электродвигателей, катушек трансформаторов и дросселей. Новым является то, что контроль качества пропитки осуществляют по коэффициенту пропитки, определяемому по измеренным значениям эквивалентной теплоемкости обмоток до и после пропитки. При этом эквивалентные теплоемкости каждой контролируемой обмотки определяют путем подвода к проводу непропитанной и пропитанной обмотки постоянного стабилизированного тока, в течение разных времен t1 и t2 соответственно и определения подведенной к проводу энергии и температуры провода обмоток, как в момент подвода к их проводу постоянного стабилизированного тока, так и по истечении времен t1 и t2 . Времена t1 и t2 определяют из сравнения характеристик реальной непропитанной и пропитанной обмотки с идеализированной непропитанной и пропитанной обмоткой. Под идеализированной обмоткой понимают такую обмотку, теплопроводность компонентов которой является бесконечно большой, и обмотка идеально теплоизолирована от внешней среды и магнитного сердечника. В изобретении указывается, как определить упомянутые времена t1 и t2 , в которые можно считать реальную обмотку идеальной. Используя времена t1 и t2 при контроле качества пропитки, можно предельно уменьшить методические погрешности. Технический результат - повышение точности и достоверности контроля качества пропитки. 4 ил., 8 табл.

2503116
выдан:
опубликован: 27.12.2013
РОТОР И СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области электротехники и касается изготовления роторов электрических машин. Предложен способ изготовления ротора (14) для электрической машины (13), включающий следующие стадии его осуществления: а) изготовление магнитного элемента (8) посредством склеивания друг с другом постоянных магнитов (1, 1', 1", 1'") с помощью первого клея, при этом каждый постоянный магнит (1, 1', 1", 1'") имеет одну сторону (2) с магнитным северным полюсом (N) и одну сторону (3) с магнитным южным полюсом (S), при этом постоянные магниты (1, 1', 1", 1'") при склеивании расположены так, что стороны магнитных северных полюсов (N) или стороны магнитных южных полюсов (S) образуют общую нижнюю сторону (3, 3', 3", 3'") магнитного элемента (8), при этом первый клей в затвердевшем состоянии имеет твердую консистенцию; b) склеивание нижней стороны магнитного элемента (8) с ярмом (12) с помощью второго клея, при этом второй клей в затвердевшем состоянии является мягким и эластичным, что исключает разрыв второго клея при повышении температуры расширения магнитного элемента (8) и ярма (12). При этом ярмо (12) в месте, где магнитный элемент (8) склеен с ярмом (12), имеет мягкий и эластичный слой (20). Технический результат, достигаемый при использовании настоящего изобретения, состоит в обеспечении рациональности процесса изготовления ротора с постоянными магнитами при одновременном обеспечении высокой надежности закрепления постоянных магнитов с замыканием по материалу ярма ротора электрической машины. 3 н. и 22 з.п. ф-лы, 7 ил.

2499342
выдан:
опубликован: 20.11.2013
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СЕРДЕЧНИКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при изготовлении сердечников магнитопроводов высокочастотных (1-50 кГц) электрических машин из ленты из аморфных (нанокристаллических) металлов и сплавов. Технический результат состоит в упрощении изготовления и снижении трудоемкости изготовления, а также уровня шума и вибраций электрической машины. Способ изготовления сердечника заключается в изготовлении пакетов из отрезков аморфных лент, формировании фасонного контура пакетов намоткой на оправку с последующей термической и механической обработкой пакетов, включая вакуумную обработку связующим и отрезку определенной части от каждого пакета с последующей сборкой сердечника в цилиндрической оправке. При формировании пакетов используют треугольную оправку, ось которой ориентируют параллельно оси электрической машины. Отрезку части пакета осуществляют параллельно оси оправки. В качестве цилиндрической оправки используют корпус электрической машины, в который послойно укладывают пакеты, располагая слои пакетов в осевом направлении этого корпуса. Пакеты в каждом слое скрепляют по боковым поверхностям. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

2496212
выдан:
опубликован: 20.10.2013
СПОСОБ СОГЛАСОВАНИЯ МАГНИТОПРОВОДОВ РОТОРА И ЯКОРЯ В ДВУХМЕРНЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИНАХ-ГЕНЕРАТОРАХ

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к способам согласования магнитопроводов ротора и статора в двухмерных электрических машинах, и может быть использовано для технико-экономической и конструктивной совместимости концентрически расположенных магнитопроводов (внешнего ротора и внутреннего якоря с коллектором) двухмерных электрических машин-генераторов (ДЭМ-Г). Технический результат, достигаемый при использовании настоящего изобретения, состоит в повышении энергетического показателя cos двухмерных электрических машин-генераторов (ДЭМ-Г). Предлагаемый способ согласования магнитопроводов ротора и якоря в ДЭМ-Г, изготовленных с использованием магнитопроводов якоря с щеточно-коллекторным узлом машин постоянного тока и статора машин переменного тока, используемого в качестве внешнего ротора, характеризуется тем, что определяют начальный существующий воздушный зазор н между ротором и якорем по формуле н=(Dp-Da)/2, где Dp - внутренний диаметр ротора, Da - внешний диаметр якоря, затем рассчитывают необходимый конечный воздушный зазор кр по формуле , где A - линейная нагрузка, B o 0,95 B ном - максимальная индукция в воздушном зазоре при холостом ходе и номинальном напряжении, - полюсное деление, xd* - синхронное индуктивное сопротивление по продольной оси, находят разность = н- кр={[(Dp-Da)/2]- кр} между начальным воздушным зазором н и расчетным конечным воздушным зазором кр, затем наращивают по наружной окружности цилиндрическую поверхность якоря, покрывая ее одним или несколькими слоями листовой электротехнической стали и доводя суммарную толщину слоев листовой электротехнической стали до величины, равной рассчитанной разности , обеспечивая тем самым целесообразный по энергетическим соображениям конечный воздушный зазор к кр между ротором и якорем. При этом электротехническую сталь на поверхности якоря закрепляют точечной электросваркой. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

2496211
выдан:
опубликован: 20.10.2013
ТРЕХЦИКЛОВОЙ АМПЛИТУДНО-ШИРОТНО-ПРЕРЫВНЫЙ СПОСОБ СУШКИ ИЗОЛЯЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано преимущественно при техническом обслуживании и ремонте электрических машин и аппаратов. Технический результат - создание наиболее оптимального режима сушки изоляции, обеспечивающего ее надежность. Предложенный трехцикловой амплитудно-широтно-прерывный способ сушки изоляции электрических машин и аппаратов локомотивов включает принудительную продувку их воздушным потоком до нагрева и после нагрева, тепловой нагрев, контроль за рабочей температурой и состоянием изоляции. Отличие заключается в том, что сушку осуществляют циклами при высокой температуре. В первом цикле поверхностные слои изоляции сушат воздушным потоком, нагретым до предельно допустимой температуры для данного класса изоляции. Для класса изоляции В - 130°С, для F - 155°С, для Н - 180°С. Эта температура устанавливается в конце рабочего периода первого цикла и регулируется в осциллирующем режиме до конца рабочего периода третьего цикла. Такой режим обеспечивает удаление влаги из верхних слоев изоляции в первом цикле и из нижних слоев изоляции во втором и третьем циклах. В конце третьего цикла отключается электронагреватель 1 (см. фиг.1) и на полную мощность включается электродвигатель 4 привода вентилятора с целью полной нормализации изоляции. 2 ил.

2494517
выдан:
опубликован: 27.09.2013
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РОТОРА ВНЕШНЕРОТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ И РОТОР ВНЕШНЕРОТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к области электротехники, касается технологии электрических машин, в частности способов изготовления ротора для двигателя с внешним ротором. Согласно настоящему изобретению, в процессе изготовления внешнего ротора (17) двигателя вдоль периферической поверхности (4) цилиндрического шаблона (1) размещают постоянные магниты (7), на внешнюю поверхность постоянных магнитов устанавливают с предварительным натяжением цилиндрическое кольцо (8), причем отверстие (14) нижнего элемента (13) ротора располагают концентрически относительно периферической поверхности (3) шаблона (1). Изобретение также касается конструкции ротора, изготовленного в соответствии с указанным способом. Данный способ позволяет осуществлять сборку ротора не в направлении от внешней его стороны к внутренней, а в направлении от внутренней его стороны к внешней. Технический результат - обеспечение высокой точности позиционирования внутренних участков постоянных магнитов по отношению к отверстию в нижнем, то есть во внутреннем элементе ротора, или к положению вала двигателя, таким образом, чтобы обеспечить возможность получения воздушного зазора с очень малыми допусками. Кроме того, использование шаблона, который может быть изготовлен с соблюдением высокой точности его геометрических размеров, значительно снижает производственные затраты на изготовление предлагаемого ротора. 2 н. и 9 з.п. ф-лы, 8 ил.

2493644
выдан:
опубликован: 20.09.2013
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗОЛЯЦИИ ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

Изобретение относится к электротехнической отрасли, а именно к способу изготовления обмоток электрических машин. Техническим результатом изобретения является конструкция стержневых обмоток электрических машин класса нагревостойкости Н с высокими электрическими характеристиками и стабильными размерами по толщине. Сущность изобретения заключается в следующем. На стержневые обмотки наносят пропитанные слюдосодержащие ленты с текучестью связующего 20% при температуре 20°C и давлении 10 кгс/см2 и временем гелеобразования связующего 10 мин при 130°C. Затем на пазовые части наносят пресс-планки, а на лобовые - эластичные металлические планки. Обмотки скрепляют киперной лентой (которая одновременно впитывает излишки пропитывающего состава), после чего на стержни надевают полиэтиленовый или полипропиленовый рукав. Рукав герметизируют. Комплект подготовленных таким образом стержней укладывают на загрузочную раму и штуцера от каждого стержня подсоединяют к вакуумному коллектору. При включенном вакууме проверяют герметичность упакованных стержней, затем раму помещают в емкость, в которой затем создают давление воздухом 8-10 кгс/см2 при комнатной температуре. После этого емкость нагревают до температуры 150-160°C и выдерживают при давлении и температуре в течение 6-10 ч. 2 пр., 1 табл.

2492569
выдан:
опубликован: 10.09.2013
СПОСОБ ПРОПИТКИ ОБМОТОК ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при пропитке изоляции обмоток электрических машин. Сущность изобретения состоит в том, что обмотку и пропиточный состав разогревают до температуры пропитки и погружают одну из лобовых частей обмотки в пропиточный состав. При этом в пропиточном составе ванны одновременно возбуждаются радиальные и продольные колебания. Радиальные колебания создают ультразвуковым излучателем в низкочастотном диапазоне ультразвука, частота которого лежит выше частоты порога кавитации в диапазоне от 20 кГц до 100 кГц, а интенсивность упомянутого ультразвука лежит в области стабильной кавитации от 1,5 Вт/см2 до 2,5 Вт/см2. Продольные колебания создаются инфразвуковым излучателем и изменяются непрерывно и циклически в диапазоне частот от 0,5 кГц до 10 кГц и обратно. После появления пропиточного состава на другой лобовой части обмотки извлекают обмотку из состава и сушат ее. Технический результат, достигаемый при использовании предлагаемого изобретения, состоит в повышении производительности пропитки в 3-5 раз, обеспечении стабильности качества пропитки благодаря снижению разброса коэффициентов пропитки, а также в повышении коэффициента пропитки в среднем в 1,5 раза. 1 табл.

2490771
выдан:
опубликован: 20.08.2013
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОБМОТКИ РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, А ТАКЖЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ИЗГОТОВЛЕННОЙ ЭТИМ СПОСОБОМ ОБМОТКОЙ РОТОРА

Изобретение относится к электротехнике, к электрическим машинам. Технический результат состоит в повышении надежности путем улучшения контакта катушек с пластинами коллектора, условий прокладки провода у их петушков, а также предотвращения пружинения петель из провода. Изготавливают обмотку ротора с по меньшей мере четырьмя полюсами (Р) возбуждения статора (11) и коллекторным ротором (13), имеющим пазы (N) и полюсные зубцы (Z), число которых отличается от числа полюсов возбуждения, намотанные на отдельные полюсные зубцы катушки (S) и столько же пластин (L) коллектора, число которых по меньшей мере в два раза больше числа полюсных зубцов. Каждую из катушек, начиная с первой катушки (S1), наматывают на полюсный зубец, для которого угловое отклонение (Wf) от угла, определяемого полюсным делением (Pt), является наименьшим. Для упрощения прокладки обмоточного провода (17) в зоне его присоединения к пластинам коллектора предусматривается, что по меньшей мере для катушек (S) наматываемой в последнюю очередь линии (В) обмотки, а предпочтительно для всех катушек обмотки, обмоточный провод (17), вводимый в контакт с пластиной (L) коллектора между двумя катушками (S), подводят к пластине (L) с одной стороны и отводят от нее с другой стороны. Между пазом (N), из которого обмоточный провод (17) подводят к пластине (L), и пазом (N), к которому его отводят от него, находится по меньшей мере один полюсный зубец (Z), но не более двух полюсных зубцов (Z). 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 15 ил.

2488935
выдан:
опубликован: 27.07.2013
СИНХРОННАЯ МАШИНА

Изобретение относится к электротехнике, к роторам для электрических машин. Технический результат состоит в упрощении сборки. Ротор состоит из основного корпуса (20) и множества опорных корпусов (30а, 30b), которые закрепляются на основном корпусе (20), а также опорных постоянных магнитов (40). Два первых опорных корпуса (30а), расположенные на расстоянии друг от друга, образуют входной участок для второго опорного корпуса (30b), обеспечивая возможность жесткого присоединения первого опорного корпуса (30а) ко второму опорному корпусу (30b). 3 н. и 33 з.п. ф-лы, 6 ил.

2486653
выдан:
опубликован: 27.06.2013
СПОСОБ СБОРКИ МАГНИТНОГО ПОЛЮСА И СООТВЕТСТВУЮЩЕГО РОТОРА

Изобретение относится к способу сборки, по меньшей мере, одного магнитного полюса ротора двигателя вращающейся синхронной электрической машины из единичных элементов, причем ротор содержит сердечник. Способ включает следующие последовательные этапы: а) формируют (36) комплект путем прикрепления друг к другу, по меньшей мере, двух единичных элементов, с электроизоляцией между указанными элементами, причем единичные элементы являются намагничиваемыми; b) механически обрабатывают (68) основную поверхность комплекта единичных элементов для образования цилиндрической поверхности, радиус которой по существу равен радиусу сердечника. Намагничивают (70) намагничиваемый комплект; с) устанавливают (72) намагниченные комплекты на сердечнике, при этом указанный намагниченный комплект образует, по меньшей мере, часть магнитного полюса. Ротор содержит сердечник, по меньшей мере, один магнитный полюс установлен на сердечнике посредством указанного способа. Техническим результатом является возможность противостояния механическим воздействиям магнитного полюса при вращении ротора. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 8 ил.

2485661
выдан:
опубликован: 20.06.2013
Наверх