способ запуска летательного аппарата и устройство для его осуществления
Классы МПК: | B64F1/02 аэродромные тормозные посадочные устройства; жидкостные аэродромные тормозные посадочные устройства |
Автор(ы): | Григорович Александр Михайлович, Иванов Геннадий Сергеевич, Иноземцев Никита Николаевич, Макаров Валентин Алексеевич, Прищепа Владимир Иосифович |
Патентообладатель(и): | Григорович Александр Михайлович, Иванов Геннадий Сергеевич, Иноземцев Никита Николаевич, Макаров Валентин Алексеевич, Прищепа Владимир Иосифович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-07-30 публикация патента:
15.01.1994 |
Изобретение относится к авиационной и космической технике, а именно к ЛА, снабженным стартовой тележкой. Целью изобретения является снижение массы стартовой тележки в случае аварийного торможения. Сущность изобретения: создание газодинамического импульса тяги в направлении, обратном разгону аппарата, что достигается взаимодействием реактивной струи маршевого двигателя летательного аппарата с дефлектором потока, размещенным на стартовой тележке. 2 с. п. ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
1. Способ запуска летательного аппарата с двигательной установкой, осуществляемый с помощью стартовой тележки, включающий разгон тележки до взлетной скорости летательного аппарата, запуск двигателей, торможение тележки, отличающийся тем, что операцию торможения тележки осуществляют поворотом выхлопной струи двигателя летательного аппарата в сторону движения тележки. 2. Устройство для запуска летательного аппарата с двигательной установкой, включающее стартовую тележку, отличающееся тем, что в кормовой части тележки перед выхлопными соплами двигателей размещены дефлекторы, отклоняющие струи газа в сторону, противоположную их истечению из сопл двигателей.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к авиационной и космической технике, а именно к летательным аппаратам (Л. А. ), снабженным стартовыми тележками. Известен способ запуска Л. А. со стартовой тележкой, основанный на создании газодинамического импульса тяги в направлении, обратном разгону аппарата. Недостатком известного технического решения является большая масса стартовой тележки, что в случае аварийного торможения связано с большим рабочим запасом топлива в ней, который в данном случае слагается из запаса на разгон непосредственно летательного аппарата до взлетной скорости, запаса на работу тормозной реактивной камеры и дополнительного запаса на разгон "тормозного" топлива. Цель изобретения - снижение массы стартовой тележки в случае аварийного торможения за счет уменьшения рабочего запаса топлива в ней. Это достигается тем, что в способе запуска Л. А. с двигательной установкой, осуществляемом с помощью стартовой тележки, включающем разгон тележки до взлетной скорости Л. А, запуск двигателей, торможение тележки, последнюю операцию осуществляют поворотом выхлопной струи двигателя Л. А. в сторону движения тележки. В устройстве для запуска ЛА с двигательной установкой, включающем стартовую тележку на кормовой части последней перед выхлопными соплами двигателей размещены дефлекторы, отклоняющие струи газа в сторону, противоположную их истечению из сопел двигателей. На чертеже схематично представлен общий вид Л. А. со стартовой тележкой. П р и м е р. Л. А. представляет собой воздушно-космический самолет 1, снабженный маршевой двигательной установкой с реактивной тяговой камерой 2, топливными баками 3 (жидкий окислитель), 4 (жидкое горючее) и питающими трубопроводами 5, 6. Самолет установлен на стартовой тележке 7, движущейся по стационарному пути 8. Разгон самолета с тележкой обеспечивается в направлении стрелки "а" за счет тяговых средств (реактивных, электромагнитных и т. п. ), предусмотренных в тележке, и/или тяги маршевой двигательной установки. На тележке, в районе кормы самолета, где установлена реактивная камера 2, смонтирован шарнирно газовый дефлектор 9 (показан в двух положениях, нерабочему соответствует штриховое изображение) с приводным силовым цилиндром 10. При необходимости аварийного торможения Л. А. , возникшего, например, вследствие отказа средств отделения Л. А. от стартовой тележки в конце разгонного участка при неработавшем до этого маршевом двигателе подают в камеру 2 жидкое топливо из баков 3, 4 и одновременно вводят в образующуюся реактивную газовую струю дефлектор 9 (что достигается выдвижением штока силового цилиндра 8). В том случае, если маршевый двигатель был включен заранее, достаточно ввести дефлектор в истекающую реактивную струю. В результате описанных операций создают газодинамический импульс тяги, действующий в направлении, обратном разгону аппарата, что вызывает его торможение. Технический результат от предложенного способа определяется тем обстоятельством, что согласно выполненным оценкам масса конструкции реактивной стартовой тележки не превышает 25% от взлетной массы воздушно-космического самолета, рассчитанного на полезный груз порядка 25 т. В таком самолете бортовой запас топлива в несколько раз превышает "разгонный" запас топлива в тележке и более чем на порядок величины превышает запас топлива на торможение собственно тележки. Очевидно, что аварийное торможение по предложенному способу может осуществляться совместно с задействованием средств автономного торможения тележки. Наиболее подходящим объектом применения изобретения являются многоразовые авиакосмические системы с горизонтальным стартом, включающие воздушно-космические аппараты (самолеты) в сочетании с разгонными тележками. (56) Программа ВКС "ХОТОЛ", ТИ ЦАГИ, 1989, N 8, с. 19-33.Класс B64F1/02 аэродромные тормозные посадочные устройства; жидкостные аэродромные тормозные посадочные устройства