первичная батарея воздушно-цинковой системы с щелочным загущенным электролитом
Классы МПК: | H01M12/06 с одним металлическим и одним газовым электродом |
Автор(ы): | Есаян Л.П., Федотова Т.Г., Деренская С.П., Воеводова Т.А., Стародубова Т.П. |
Патентообладатель(и): | Государственное научно-производственное предприятие "Квант" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-03-02 публикация патента:
15.01.1994 |
Использование: воздушно-цинковые щелочные первичные батареи. Сущность изобретения: батарея состоит из элементов 1, помещенных в корпус 7. Каждый элемент 1 состоит из двух винипластовых корпусов 3 с размещенными в них цинковыми электродами 4, диафрагмами 5 и положительным электродом 6. В зазоре между элементами 1 расположена компенсирующая гофрированная прокладка 2, установленная с усилием прижима на сторону элемента 0.015-0.025кг/см2, а зазор между элементами 1 составляет 0,3 - 0,4 от толщины цинковых электродов 4. 1 з. п. ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
1. ПЕРВИЧНАЯ БАТАРЕЯ ВОЗДУШНО-ЦИНКОВОЙ СИСТЕМЫ С ЩЕЛОЧНЫМ ЗАГУЩЕННЫМ ЭЛЕКТРОЛИТОМ, состоящая из помещенных в корпус элементов, каждый из которых содержит два винилпластовых корпуса с размещенными в них цинковыми электродами, отличающаяся тем, что в зазоре между элементами расположена компенсирующая гофрированная прокладка, установленная с усилием прижима на сторону элемента 0,015 - 0,025 кг/см2. 2. Батарея по п. 1, отличающаяся тем, что зазор составляет 0,3 - 0,4 от толщины цинковых электродов.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к электротехнической промышленности, а более конкретно к устройству воздушно-цинковых батарей с щелочным загущенным электролитом, предназначенных для автономного энергопитания устройств связи, сигнализации, а также в других отраслях техники. Известен воздушно-цинковый генератор с щелочным загущенным электролитом, в котором для компенсации изменения объема при разряде введена аксиальная камера, заполненная сжимаемым материалом [1] . Однако, это усложняет конструкцию и не обеспечивает регулирование прижима анода в процессе эксплуатации. Наиболее близким по технической сущности является цинк-воздушная батарея с щелочным загущенным электролитом, состоящая из ряда параллельно соединенных элементов, выпускаемая промышленностью в габаритах стандартных прямоугольных элементов [2] . В процессе разряда увеличивающийся в объеме цинк оказывает давление на составные части элемента, стягивающий их бандаж из поливинилхлоридного кольца и пастовую диафрагму, что приводит к выползанию ее за пределы корпуса, перекрытию торцов положительного электрода, а следовательно, доступа воздуха и как следствие этого снижению емкости батарей. Цель изобретения - увеличение емкости и надежности батарей. Это достигается применением в первичной батарее воздушно-цинковой системы с щелочным загущенным электролитом, состоящей из элементов, помещенных в корпус, вместо поливинилхлоридного бандажа прокладки из гофрированного винипласта (либо другого материала), способной обеспечить контакт между составными частями батареи в течение всего времени разряда с одновременной компенсацией увеличения объема цинка за счет выпрямления гофр прокладки и высвобождения необходимого для окиси цинка объема. Усилие прижима прокладки из гофрированного винипласта на сторону элемента составляет 0,015-0,025 кг/см2 (14,7-24,5 н/дм2). Зазор, где расположена прокладка, составляет 0,3-0,4 толщины цинковых электродов. Применение компенсирующей прокладки позволяет увеличить емкость батареи на 20% за счет более полного использования активных веществ, повысить надежность и уменьшить трудоемкость ее изготовления. На фиг. 1 изображен общий вид батареи с вырезом. Батарея состоит из галетных элементов 1, между которыми расположена компенсирующая гофрированная прокладка 2. Каждый элемент состоит из двух пластмассовых корпусов 3, в которых расположены цинковые электроды 4, диафрагмы 5 и положительный электрод 6. Элементы помещены в литой полиэтиленовый корпус 7, на стенах которого имеются отверстия 8 для доступа воздуха. Прокладка в выпрямленном виде не превышает размера стороны элемента и может быть выполнена из винипласта или другого электроизоляционного материала. При разряде батареи за счет образования окиси цинка цинковые электроды увеличиваются в объеме. Расположенная в зазоре между элементами прокладка из гофрированного материала, например винипласта, толщиной 0,4-0,5 мм под влиянием давления, оказываемого элементами, выпрямляется, высвобождая необходимый для окиси цинка объем, причем зазор составляет 0,3-0,4 толщины цинковых электродов. Меньшая величина зазора ведет к сдавливанию элементов при разряде, выползанию пастовой диафрагмы и как следствие уменьшению емкости батареи. Большая величина зазора ведет к увеличению удельных характеристик на единицу объема батареи. На фиг. 2 представлены результаты испытаний батарей на разряд. По оси абсцисс отложено усилие прижима, оказываемое прокладкой, на сторону элемента в кг/см2, по оси ординат - значение емкости в Ач. Как следует из фиг. 2 зависимость емкости батареи от усилия прижима оказываемого компенсирующей прокладкой на сторону элемента выражается кривой с максимумом. Максимальная емкость соответствует усилию прижима в пределах 0,015-0,025 кг/см2 (14,7-24,5 н/дм2). При меньшем усилии прижима не обеспечивается контакт составных частей батареи, при большем усилии прижима при разряде происходит выползание пастовой диафрагмы, перекрытие положительного электрода, т. е. уменьшение доступа воздуха, что в обоих случаях ведет к ухудшению электрических характеристик батарей. Предложенная компенсирующая прокладка позволяет увеличить емкость батарей в 1,2 раза, повысить ее надежность. (56) Заявка Франции N 2193264, кл. H 01 M 29/00, 1974. Дамье В. Н. и Рысухин Н. Ф. Производство первичных химических источников тока. М. : Высшая школа, 1975, с. 88-92.Класс H01M12/06 с одним металлическим и одним газовым электродом