устройство для подъема подводной лодки
Классы МПК: | B63C7/02 спасение при помощи подъемных механизмов, расположенных на поверхности воды |
Патентообладатель(и): | Чурунов Владимир Николаевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-01-14 публикация патента:
30.01.1994 |
Использование: подъем поврежденных подводных лодок. Сущность изобретения: устройство содержит связанную с подъемными тросами подстилающую гибкую конструкцию и охватывающую гибкую конструкцию, причем эти конструкции соединены между собой с образованием конусообразного мешка. Подстилающую гибкую конструкцию заводят буксировкой спасательными судами под подводную лодку, при этом последняя располагается под охватывающей гибкой конструкцией. Затем подводную лодку поднимают на поверхность подъемными тросами или буксируют в удобное место для дальнейшего подъема на поверхность. 2 з. п. ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ, содержащее подстилающую гибкую конструкцию для завода под подводную лодку, связанную с подъемными тросами, отличающееся тем, что оно снабжено охватывающей гибкой конструкцией, связанной с подстилающей гибкой конструкцией, причем подстилающая и охватывающая гибкие конструкции выполнены со связанными между собой продольными и поперечными тросами, при этом каждый поперечный трос охватывающей гибкой конструкции связан с соответствующим поперечным тросом подстилающей гибкой конструкции, а первый поперечный трос последней выполнен с насаженными на него с возможностью вращения втулками и связан своими концами с грузами-заглубителями, которыми снабжено устройство. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что охватывающая и подстилающая гибкие конструкции соединены между собой с образованием конусообразного мешка, при этом тросы охватывающей гибкой конструкции выполнены из материала с положительной плавучестью и связаны с поплавками, которыми снабжено устройство. 3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что подъемные тросы одними своими концами попарно связаны соответственно с передней, средней и задней частями подстилающей гибкой конструкции, при этом подъемные тросы, связанные с задней частью подстилающей гибкой конструкции, выполнены короче тросов, связанных с передней частью гибкой подстилающей конструкции и связаны вторыми своими концами с подъемными тросами, связанными со средней частью этой гибкой конструкции.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к техническим средствам для подъема затонувших кораблей, особенно подводных лодок. Известно несколько устройств, предназначенных для подъема затонувших судов. Например, устройства, закачивающие воздух в водонепроницаемые отсеки и имеющие тросы, заводимые под судно в промытые каналы и т. п. Наиболее близким к предлагаемому является устройство для подъема затонувших судов, содержащее надводные плавсредства, на которых установлены грузоподъемные механизмы с трособлочной системой, снабженной тормозами, и балластные контргрузы, размещенные вдоль бортов плавсредств и снабженные трубами для подачи сжатого воздуха. Однако эти устройства не пригодны для подъема подводных лодок ввиду технической неприспособленности и медлительности, особенно в условиях разведки, боевых действий, скрытности и т. п. Известны случаи попадания небольших подводных лодок в рыболовные тралы. Но несмотря на то что существует много конструкций тралов, их прочность и особенности конструкций, а также мощность судовой лебедки, запас плавучести и остойчивости судна не позволяет использовать существующие конструкции для подъема подводных лодок. Предлагаемое устройство лишено указанных недостатков и позволяет быстро поднять или отбуксировать в нужное место (например, на мелководье) затонувшую, терпящую бедствие или исправную вражескую подводную лодку. Цель изобретения - сокращение времени подъема подводной лодки и повышение надежности конструкции. Эта цель достигается тем, что прочная гибкая конструкция, напоминающая близнецовый трал, с открытым мешком и двумя парами буксирно-подъемных тросов, содержит передний трос, оснащенный втулками, грузы-заглубители и верхние гибкие элементы с положительной плавучестью. На фиг. 1 показано устройство, вид сверху; на фиг. 2 - устройство в момент захвата подводной лодки; на фиг. 3 - работа устройства при подъеме подводной лодки. Предлагаемое устройство (фиг. 1) состоит из передней подстилающей части 1 и охватывающей части 2 в форме усеченного сетного конуса. Основу устройства составляют поперечные 3 и продольные 4 гибкие элементы. Нижние из них могут быть выполнены из стальных или прочных синтетических тросов (канатов), а верхние - из полипропиленовых или иных канатов, обладающих положительной плавучестью. Передний трос 5 должен быть самым прочным, а для уменьшения его перетирания на него надевают втулки 6. Для раскрытия конусной части 2 к ней сверху и сбоку закреплены поплавки (кухтыли)7 с положительной плавучестью. Чтобы конструкция быстро погрузилась на дно, к передней части 1 крепят грузы - заглубители 8. Для буксировки и подъема устройства и лодки служат буксирно-подъемные тросы 9 и вспомогательные тросы 10. Гибкие элементы соединяют между собой скобами, что позволяет при порыве быстро их заменять. Работа устройства заключается в следующем. С помощью приборов (эхолот, подводное телевидение) или водолазов определяют место и положение подводной лодки, характер грунта и т. п. Пометив место буем, отходят от него на необходимую дистанцию. Предложенное устройство сбрасывают с судна-носителя. Затем с него и судна-близнеца (или трех судов) стравливают буксирно-подъемные тросы до опускания устройства на грунт и создания провиса тросов. После этого суда близнецы попарно движутся, оставляя лодку между собой. Устройство буксируется по дну, затем его передняя часть заходит под лодку, а конусная упирается в надстройку и охватывает часть ее корпуса (см. фиг. 2). В дальнейшем суда могут отбуксировать лодку в нужное место, а затем начать ее подъем или же его можно начать немедленно. Для этого на судах включают лебедки и начинают выбирать подъемные тросы. Перед этим суда становятся на якорь, если позволяют глубины. При необходимости к концу подъема может быть подключена третья пара судов и подъемных тросов (см. фиг. 3). Выборка подъемных тросов ведется медленно и равномерно, контроль возможных перекосов осуществляют по меркам, нанесенным на тросы, например через 25 м. Экономический эффект от применения предложенного устройства выражается в том, что спасенная подводная лодка может быть использована для дальнейшей эксплуатации, противнику не попадает находящаяся на нашей лодке секретная информация. Могут быть спасены члены экипажа лодки. В случае подъема лодки иностранного государства могут быть получены секретные сведения, пленные и другие ценности. Новые подводные лодки стоят миллионы рублей. Следовательно, экономический эффект будет выражаться в миллионах. (56) Авторское свидетельство СССР N 1439033, кл. B 63 C 7/02, 1987.Класс B63C7/02 спасение при помощи подъемных механизмов, расположенных на поверхности воды