рулевое устройство

Классы МПК:B63H25/08 рулевые устройства 
Патентообладатель(и):Леонов Николай Акимович
Приоритеты:
подача заявки:
1991-04-09
публикация патента:

Использование: в судостроении. Сущность изобретения: рулевое устройство содержит перо руля 2 и румпель 3, закрепленное с возможностью поворота на кронштейне 1. Перо руля 2 шарнирно связано с румпелем 3 кулисой 4. Фиксация пера руля 2 в крайних положениях осуществляется с помощью пружинного стопора 5. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО, содержащее перо руля, румпель и стопор, закрепленные на кронштейне с возможностью их поворота относительно осей их закрепления, отличающееся тем, что, с целью упрощения конструкции, обеспечения надежности фиксации пера руля в рабочем положении и защиты рулевого устройства при соприкосновении с подводными препятствиями, оно снабжено кулисой, шарнирно соединяющей перо руля и румпель.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области судостроения, в частности к конструкциям рулевых устройств парусных судов с подъемными перьями рулей.

Известно подъемно-опускное устройство пера руля, состоящее из рулевой коробки, пера руля, которое закреплено в коробке на оси с возможностью поворота в вертикальной плоскости, подвески руля, румпеля и каната для управления пером руля [1] .

Недостатком этого устройства является невозможность надежной фиксации пера руля в крайних положениях, а также экстренной отдачи каната управления пером руля при соприкосновении последнего с препятствием.

Наиболее близким к изобретению является устройство, в котором рулевая коробка и румпель выполнены за одно цело, а руль вращается на оси [2] .

Недостатком этого устройства является необходимость приложения значительного усилия для снятия со стопора, для чего применены направляющие на коробке. Наличие дополнительного румпеля усложняет конструкцию и функционально устройство недостаточно удобно.

Целью предлагаемого изобретения является упрощение конструкции рулевого устройства, обеспечение надежной фиксации пера руля в крайних положениях и надежной защиты рулевого устройства при соприкосновении с препятствиями.

Поставленная цель достигается за счет того, что устройство, состоящее из пера руля, румпеля, стопора, закрепленных на кронштейне с возможностью поворота относительно точек закрепления, снабжено кулисой, шарнирно соединяющей перо руля и румпель.

На фиг. 1 изображена схема предлагаемого рулевого устройства при положении пера руля в рабочем состоянии; на фиг. 2 - схема устройства при положении пера руля в крайнем верхнем состоянии.

Устройство состоит из кронштейна 1, пера руля 2, румпеля 3, кулисы 4, объединяющей с помощью шарниров в единый плоский механизм с неподвижными центрами вращения O и O1 кронштейн 1, перо руля 2 и румпель 3. Фиксация механизма в крайних положениях осуществляется с помощью пружинного стопора 5 с пружиной 6.

Устройство работает следующим образом.

Возвратно-вращательным движением румпеля 3 относительно точки O1 крепления его на кронштейне 1 осуществляют подъем и опускание (вращение вокруг точки O) пера руля 2. Фиксация механизма в крайних положениях осуществляется с помощью пружинного стопора 5.

Держащая сила пружины 6 стопора рассчитана таким образом, что стопор, обеспечивая надежную без люфтов фиксацию пера руля в крайнем нижнем положении, при столкновении пера руля с подводным препятствием автоматически разблокируется, и перо руля свободно поднимается, предотвращая разрушение рулевого устройства в целом. (56) 1. Авторское свидетельство СССР N 1240684, кл. B 63 H 25/08, 1983.

2. Multicoques magazine. N 29, июнь-июль 1990, с. 39.

Наверх