сцепное устройство автопоезда
Классы МПК: | B60D1/06 сцепки шарового типа |
Автор(ы): | Петрухин В.М., Лапков Е.В., Мильштейн М.З., Малахов М.Ю. |
Патентообладатель(и): | Производственное объединение "Москвич" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1990-12-26 публикация патента:
15.02.1994 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к сцепным устройствам для присоединения принцепа к автомобилю. Сущность изобретения: сцепное устройство автопоезда содержит сцепной шар 1 и замковое устройство, состоящее из корпуса 2, в котором размещен зажимной элемент 7. Зажимной элемент 7 взаимодействует тыльной стороной с блокирующим элементом, выполненным в виде клина 10. С корпусом 2 шарнирно соединен рычаг 5, который связан также с зажимным элементом 7 и рукояткой управления 9. Рукоятка управления 9 выполнена в виде двуплечего рычага. Одно плечо двуплечего рычага фиксируются фиксатором 4, а другое плечо связано с блокирующим элементом. Оси шарниров, соединяющих рычаг 5 и фиксатор 4 с корпусом 2, совпадают. Рычаг 5 может быть выполнен двуплечим. 1 з. п. ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
1. СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО АВТОПОЕЗДА, содержащее установленный на одном звене сцепной шар, а на другом - замковое устройство, включающее выполненный с полостью корпус, с одной стороны которого расположена выемка для охвата части шара, а с другой - плоская поверхность и шарнирно связанные с корпусом зажимной элемент, выполненный с выемкой для охвата другой части сцепного шара, направленной навстречу выемке корпуса, и с возможностью взаимодействия тыльной стороной с блокирующим элементом, расположенным между зажимным элементом и плоской поверхностью корпуса, а также рукоятка управления с фиксатором, отличающееся тем, что, с целью повышения эксплуатационных качеств, с корпусом одним концом шарнирно связан с возможностью поворота в вертикальной плоскости рычаг, на другом конце которого закреплены зажимной элемент и рукоятка управления, выполненная в виде двуплечего рычага, одно плечо которого имеет возможность взаимодействия с шарнирно связанным с корпусом фиксатором, а другое - с блокирующим элементом, подвешенным на одном конце установленного на свободном конце рычага упругого элемента и выполненным в виде клина, причем шарниры, соединяющие рычаг и фиксатор с корпусом, расположены на общей оси. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что рычаг выполнен двуплечим, второе плечо которого взаимодействует с подпружиненным относительно корпуса пальцем, а на тыльной стороне зажимного элемента расположен выступ, взаимодействующий с плоской стороной полости корпуса в рабочем положении устройства.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к сцепным устройствам автопоезда, предназначенным для присоединения прицепа к автомобилю. Известно сцепное устройство автопоезда, содержащее установленный на одном звене сцепной шар и закрепленный на другом - корпус со сферической выемкой, сухарь со сферической поверхностью и подвижный элемент с рукояткой на одном конце и эксцентриком на другом, управляющий процессом сцепки и снабженный фиксатором. Недостатком данной конструкции является большой габарит устройства по длине, обусловленный расположением элемента с эксцентриком за сухарем и его размерами. Известна конструкция сцепного устройства автопоезда, выбранная нами за прототип, содержащая укрепленный на одном звене сцепной шар и закрепленный на другом - корпус со сферической выемкой, запирающий элемент, шарнирно соединенный с корпусом с помощью поперечного пальца, блокирующий элемент, выполненный в форме бруска, закрепленного на вертикальном подвижном стержне, имеющем на другом конце рукоятки, снабженную фиксатором и удерживаемом в рабочем положении пружиной сжатия. Недостатками такого сцепного устройства автопоезда являются его большая длина, обусловленная кинематикой механизма, отсутствие устройства, предохраняющего сцепное устройство автопоезда от самопроизвольного открывания в случае поломки заклинивающего элемента или стержня, на котором он укреплен. Целью изобретения является повышение эксплуатационных качеств сцепного устройства. Указанная цель достигается тем, что в сцепном устройстве автопоезда, содержащем установленный на одном звене сцепной шар, а на другом - замковое устройство, включающее выполненный с полостью корпус, с одной стороны которого расположена выемка для охвата части шара, а с другой - плоская поверхность и шарнирно связанные с корпусом зажимной элемент, выполненный с выемкой для охвата другой части сцепного шара, направленной навстречу выемке корпуса, а с возможностью взаимодействия тыльной стороной с блокирующим элементом, расположенным между зажимным элементом и плоской поверхностью корпуса, а также рукоятка управления с фиксатором согласно изобретению, с корпусом одним концом шарнирно связан с возможностью поворота в вертикальной плоскости рычаг, на другом конце закреплены зажимной элемент и рукоятка управления, выполненная в виде двуплечего рычага, одно плечо которого имеет возможность взаимодействия с шарнирно связанным с корпусом фиксатором, а другое - с блокирующим элементом, подвешенным на одном конце установленного на свободном конце рычага упругого элемента и выполненным в виде клина, причем шарниры, соединяющие рычаг и фиксатор с корпусом, расположены на общей оси, кроме того рычаг может быть выполнен двуплечим, второе плечо которого взаимодействуют с подпружиненным относительно корпуса пальцем, а на тыльной стороне зажимного элемента расположен выступ, взаимодействующий с плоской стороной полости корпуса в рабочем положении устройства. Сопоставительный анализ с прототипом позволяет сделать вывод, что предлагаемое техническое решение отличается тем, что в сцепном устройстве автопоезда с целью повышения эксплуатационных качеств, с корпусом одним концом шарнирно связан с возможностью поворота в вертикальной продольной плоскости рычаг, на другом конце которого закреплены зажимной элемент и рукоятка управления, вып- олненная в виде двуплечего рычага, одно плечо которого имеет возможность взаимодействия с шарнирно связанным с корпусом фиксатором, а другое - с блокирующим элементом, подвешенным на одном конце установленного на свободном конце рычага упругого элемента и выполненным в виде клина, причем шарниры, соединяющие рычаг и фиксатор с корпусом расположены на общей оси. Кроме того, рычаг может быть выполнен с выступом, второе плечо которого взаимодействует с подпружиненным относительно корпуса пальцем, а на тыльной стороне зажимного элемента может быть расположен выступ, взаимодействующий с плоской стороной полости корпуса в рабочем положении устройства. Таким образом, предлагаемое сцепное устройство автопоезда соответствует критерию "новизна". Сравнение предлагаемого технического решения не только с прототипом, но и с другими техническими решениями в данной области техники, не позволило выявить в них признаки, отличающие предлагаемое решение от прототипа, что дает возможность сделать вывод о соответствии критерию "существенные отличия". На чертеже изображено сцепное устройство автопоезда в разрезе. Сцепное устройство автопоезда, содержит установленный на одном звене сцепной шар 2, а на другом замковое устройство, включающее выполненный с полостью корпус 2, с одной стороны которого расположена выемка для охвата части сцепного шара 1, а с другой - плоская поверхность и шарнирно связанные с корпусом 2 зажимной элемент 3, выполненный с выемкой для охвата другой части сцепного шара 1, направленной навстречу выемке корпуса 2, и с возможностью взаимодействия тыльной стороной с блокирующим элементом 4, расположенным между зажимным элементом 3 и плоской поверхностью корпуса 32, а также рукоятка управления 5 с фиксатором 6, причем с корпусом 2 одним концом через ось 7 связан с возможностью поворота в вертикальной плоскости рычаг 8, на другом конце которого через шарнир 9 закреплены зажимной элемент 3 и рукоятка управления 5, выполненная в виде двуплечего рычага, одно плечо которого имеет возможность взаимодействия с шарнирно связанным с корпусом 2 фиксатором 6, а другое - с блокирующим элементом 4, подвешенным на одном конце установленного на свободном конце рычага 8 упругого элемента 10 и выполненным в виде клина, причем шарниры, соединяющие рычаг 8 и фиксатор 6 с корпусом 2, расположены на общей оси 7, кроме того, в случае поломки блокирующего элемента 4 или упругого элемента 10, рычаг 8 выполнен в виде двуплечего рычага, один конец которого через палец 11 опирается на пружину 12, установленную в отверстии в передней части корпуса 2, а зажимной элемент 3 снабжен выступами 13. Работа сцепного устройства автопоезда осуществляется следующим образом. В рабочем положении шар 1 сцепного устройства автопоезда охватывается сферическими выемками корпуса 2 и зажимного элемента 3, последний запирается блокирующим элементом 4, постоянно подтягиваемым в зазор между зажимным элементом 3 и плоской поверхностью полости корпуса 2 упругим элементом 10, рукоятка управления 5 закрепляется в непопдвижном положении фиксатором 6, при этом она не взаимодействует с блокирующим элементом 4. При открывании сцепного устройства автопоезда рукоятка управления 5 освобождается из фиксатора 6 и поворачивается вокруг шарнира 9 так, что плечо рукоятки воздействуют на блокирующий элемент 4, выводя последний из зацепления с зажимным элементом 3. Затем рычаг 8 поворачивается рукояткой управления 5 вокруг оси 7 и, преодолевая сопротивление пружины 12, которая обеспечивает требуемое усилие открывания, поднимает зажимной элемент 3, выводя выступы 13 зажимного элемента 3 из полости корпуса 2 и освобождая шар 1. Предлагаемое сцепное устройство автопоезда позволяет сократить расстояние между центром сцепного шара и местом крепления сцепного устройства автопоезда, что уменьшает плечо и, следовательно, момент от вертикальной силы в сцепном устройстве автопоезда, действующими на опоры направляющего аппарата инерционного тормоза наката и повышает стабильность и надежность работы последнего. (56) Патент Великобритании N 833636, ко. 103 (5) В, 1960.Класс B60D1/06 сцепки шарового типа
сцепная петля - патент 2529709 (27.09.2014) | |
тягово-сцепное устройство для прицепа - патент 2521884 (10.07.2014) | |
седельно-сцепное устройство - патент 2514321 (27.04.2014) | |
тягово-сцепное устройство легковесного автопоезда - патент 2493974 (27.09.2013) | |
тягово-сцепное устройство автопоезда - патент 2493973 (27.09.2013) | |
шаровое сцепное устройство с подвижно установленным уплотнением - патент 2424914 (27.07.2011) | |
тягово-сцепное устройство - патент 2397883 (27.08.2010) | |
тягово-сцепное устройство автопоезда - патент 2397882 (27.08.2010) | |
тягово-сцепное устройство - патент 2397881 (27.08.2010) | |
тягово-сцепное устройство - патент 2314936 (20.01.2008) |