балластно-килевое устройство
Классы МПК: | B63B3/68 внутренняя отделка; внутренняя обшивка, например с целью изоляции |
Патентообладатель(и): | Мороцкий Ор Александрович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-05-16 публикация патента:
15.02.1994 |
Изобретение относится к парусному судостроению, а конкретно к конструкции балластных килей. Сущность: кили судна соединены с балластным крылом через крыльевую обойму, в которой размещено указанное крыло с возможностью его поступательного выдвижения из этой обоймы от диаметральной плоскости судна посредством вышеупомянутого привода, а последний выполнен с конической передачей, первая коническая шестерня которой закреплена в нижней части упомянутого вала, который зафиксирован в корпусе судна и размещен в герметичной полости, выполненной в одном из указанных килей, а вторая шестерня выполнена цилиндрически-конической, причем наружный диаметр ее конической части меньше внутреннего диаметра цилиндрической части этой шестерни, при этом ее цилиндрическая часть выполнена в зацеплении с горизонтальной зубчатой рейкой, которая ориентирована по размаху балластного крыла и выполненной заподлицо с поверхностью этого крыла. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
БАЛЛАСТНО-КИЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО, содержащее размещенные в средней части корпуса судна под его днищем вертикальные кили, связанные внизу с горизонтальным балластным крылом, имеющим привод смещения в горизонтальной плоскости с вертикальным валом и червячной парой, размещенной внутри корпуса судна, отличающееся тем, что связь килей с крылом выполнена в виде крыльевой обоймы, в которой размещено указанное крыло с возможностью его поступательного выдвижения из этой обоймы от диаметральной плоскости судна посредством упомянутого привода, а последний выполнен с конической передачей, первая коническая шестерня которой закреплена в нижней части упомянутого вала, который зафиксирован в корпусе судна и размещен в герметичной полости, выполненной в одном из указанных килей, а вторая шестерня выполнена цилиндрически-конической, причем наружный диаметр ее конической части меньше внутреннего диаметра цилиндрической части этой шестерни, при этом ее цилиндрическая часть выполнена в зацеплении с горизонтальной зубчатой рейкой, ориентированной по размаху балластного крыла и выполненной заподлицо с поверхностью этого крыла.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к парусному судостроению, а конкретно к конструкции балластных килей. Известно балластно-килевое устройство, содержащее размещенные в средней части корпуса судна под его днищем вертикальные кили, связанные внизу с горизонтальным балластным крылом, имеющим привод смещения в горизонтальной плоскости с вертикальным валом и червячной парой, размещенной внутри корпуса судна. Однако, ширина вертикальных поворотных килей у такого устройства ограничивает уменьшение ходового крена при его использовании, что ограничивает также и скорость хода судна. Цель изобретения - уменьшение ходового крена парусного судна и увеличение его скорости. Указанная цель достигается за счет того, что упомянутая связь килей с крылом выполнена в виде крыльевой обоймы, в которой размещено указанное крыло с возможностью его поступательного выдвижения из этой обоймы от диаметральной плоскости судна посредством вышеупомянутого привода, а последний выполнен с конической передачей, первая коническая шестерня которой закреплена в нижней части упомянутого вала, который зафиксирован в корпусе судна и размещен в герметичной полости, выполненной в одном из указанных килей, а вторая шестерня выполнена цилиндрически конической, причем, наружный диаметр ее конической части меньше внутреннего диаметра цилиндрической части этой шестерни, при этом, ее цилиндрическая часть выполнена в зацеплении с горизонтальной зубчатой рейкой, которая ориентирована по размаху балластного крыла и выполненной заподлицо с поверхностью этого крыла. На фиг. 1 изображено балластно-килевое устройство, смонтированное на корпусе судна; на фиг. 2 - узел А на фиг. 1; на фиг. 3 - вид со стороны носа на парусное судно с балластно-килевым устройством; на фиг. 4 - вид сверху на горизонтальное балластное крыло. Балластно-килевое устройство парусного судна 1 содержит поворотные в вертикальной плоскости пустотелые вертикальные кили 2 в средней части судна 1, соединенные с крыльевой обоймой 3, в которой смонтировано с возможностью поступательного движения горизонтальное балластное крыло 4 с зубчатой рейкой 5 на верхней своей стороне, закрепленной заподлицо с этой стороной и зацепленной со сдвоенной цилиндрическо-конической шестерней 6, наружный диаметр конической части 7 которой меньше внутреннего диаметра цилиндрической части этой шестерни 6. Сдвоенная шестерня 6 размещена в обтекаемом теле 8 крыльевой обоймы 3 на подшипнике 9 и зацеплена с конической шестерней 10 вертикального вала 11, пропущенного через отверстие 12 полого киля 13. Вал 11 застопорен фиксаторами 14 в корпусе судна 1 и соединен внутри судна 1 с червячной парой 15 в герметичном корпусе 16, рукоятка 17 которой пропущена через сальник 18 корпуса 16. К задней кромке крыльевой обоймы 3 известным крепежом 19 присоединена съемная фиксирующая планка 20 балластного крыла 4. Балластно-килевое устройство судна 1 работает следующим образом: на курсах фордевинд и бакштаг балластное крыло 4 всегда полностью втянуто в крыльевую обойму 3, что можно видеть по указателю положения крыла 4 (не показан), смонтированному на герметичном корпусе 16, т. к. на этих курсах откренивание не обязательно. На курсах галфвинд и бейдевинд, когда кренящая сила от парусов максимальна, ориентируясь показаниями указателя положения крыла 4, последнее путем вращения рукоятки 17 выдвигается на наветренную сторону так, как показано на фиг. 3 и так, чтобы оставался положительный крен судна 1 в сторону "ветра Б" величиной 5-7о, когда паруса работают наиболее эффективно. При этом, вращение рукоятки 17 передается от червячной пары 15 вертикальному валу 11, проходящему через фиксаторы 14 в корпусе судна 1, через отверстие 12 в полом киле 13 и через коническую шестерню 10 сдвоенной цилиндрически-конической шестерни 6, которая выдвигает зубчатую рейку 5, а значит, и балластное крыло 4 из крыльевой обоймы 3, что резко уменьшает ходовой крен парусного судна 1. При этом, крыло 4 проскальзывает по фиксирующей планке 20 и передней кромке крыльевой обоймы 3, которая с учетом возможных ударов о грунт акваторий может быть усилена. При выходе из строя указателя положения крыла 4 последнее не может утеряться, т. к. его зубчатая рейка 5 имеет ограниченную протяженность, а сдвоенная шестерня 6 при накатке на верхнюю поверхность балластного крыла 4 застопорится. При смене галса во время лавировки против ветра крыло 4 предварительно полностью втягивается в крыльевую обойму 3, затем меняется галс судна 1, после чего балластное крыло 4 снова выдвигается на другой наветренный борт судна 1 с повторением всех выше описанных операций и взаимодействия частей устройст- ва, и ходовой крен судна 1 опять резко уменьшается. Неисправное балластное крыло 4 заменяется путем свинчивания крепежа 19 и снятия фиксирующей планки 20. Известный механизм поворота килей 2 и 13 вокруг своих вертикальных осей не показан. Предложенное балластно-килевое устройство применимо на парусных суднах, имеющих как поворотные в вертикальной плоскости кили, так и неповоротные кили. (56) Авторское свидетельство СССР N 1516425, кл. B 63 B 3/68, 1987.Класс B63B3/68 внутренняя отделка; внутренняя обшивка, например с целью изоляции
малошумная судовая каюта - патент 2523638 (20.07.2014) | |
акустическая отделка судовой каюты - патент 2523636 (20.07.2014) | |
акустическая отделка судовой каюты - патент 2451619 (27.05.2012) | |
виброзадерживающее устройство для обшивки корпуса транспортного средства - патент 2446329 (27.03.2012) | |
способ крепления обшивки - патент 2380271 (27.01.2010) | |
зашивка судового помещения - патент 2333132 (10.09.2008) | |
соединение потолочных панелей в вагоне - патент 2232091 (10.07.2004) | |
зашивка судового помещения - патент 2197404 (27.01.2003) | |
панель для зашивки судовых помещений - патент 2049015 (27.11.1995) | |
теплоизолированная палуба рефрижераторного твиндека - патент 2023622 (30.11.1994) |