складывающаяся аэродинамическая поверхность летательного аппарата (варианты)
Классы МПК: | B64C3/56 складывание или отделение части крыла с целью уменьшения общих габаритов самолета |
Автор(ы): | Соколовский В.М. |
Патентообладатель(и): | Экспериментальный машиностроительный завод им.В.М.Мясищева |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-08-18 публикация патента:
15.02.1994 |
Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в конструкциях складывающихся аэродинамических поверхностей. Элементы 1, 2 могут быть выполнены с утолщениями в необходимых, с точки зрения увеличения жесткости, местах, или могут иметь ориентированные по потоку гребни, служащие в качестве нервюр. Внутренняя полость между элементами 1 и 2 заполняется газом в рабочем положении поверхности. 1 з. п. ф-лы, 7 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7
Формула изобретения
1. Складывающаяся аэродинамическая поверхность летательного аппарата, содержащая закрепленные на летательном аппарате криволинейные, соединенные между собой распрямляемые элементы, образующие в рабочем положении аэродинамический профиль, отличающаяся тем, что элементы выполнены с утолщениями в зонах минимальной кривизны аэродинамического профиля, при этом внутренняя полость между элементами наполнена газом при рабочем положении поверхности. 2. Складывающаяся аэродинамическая поверхность летательного аппарата, содержащая закрепленные на летательном аппарате криволинейные, соединенные между собой распрямляемые тонкостенные элементы, образующие в рабочем положении аэродинамический профиль, отличающаяся тем, что она снабжена ориентированными по потоку гребнями, закрепленными на наружной поверхности элементов, при этом внутренняя полость между элементами наполнена газом при рабочем положении поверхности.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к конструкции элементов летательных аппаратов, в частности к складывающимся или убирающимся аэродинамическим поверхностям. Известны, например, складывающиеся аэродинамические поверхности (САП), используемые в качестве носовых стабилизаторов, которые содержат жесткие щитки аэродинамической формы, выдвигающиеся из ниши в фюзеляже самолета в его носовой части. Закрытия типа жалюзи скрывают щель, через которую эти аэродинамические щитки выдвигаются. Такие складывающиеся аэродинамические поверхности требуют для своего осуществления установки на летательном аппарате (ЛА) механизма для их выдвижения, что приводит к увеличению веса самолета, хотя бы только в месте установки, например, в носовой части. Громоздкий и тяжелый механизм устанавливать на ЛА для обслуживания вспомогательного приспособления, каковым является, например, носовой стабилизатор или противоштопорные щитки, невыгодно. Гораздо лучше использовать в качестве вспомогательной аэродинамической поверхности складывающуюся надувную поверхность, состоящую из закрепленных на летательном аппарате криволинейных соединенных между собой распрямляемых тонкостенных элементов. Недостатком этого устройства является то, что в развернутом положении этой конструкции формируется аэродинамическая поверхность невысокого качества. Задачей изобретения является улучшение аэродинамических характеристик САП. Данная задача решается тем, что в складывающейся аэродинамической поверхности летательного аппарата, содержащей закрепленные на ЛА криволинейные, соединенные между собой распрямляемые элементы, образующие в рабочем положении аэродинамический профиль, элементы выполнены с утолщениями в зонах минимальной кривизны аэродинамического профиля, при этом внутренняя полость между элементами наполнена газом при рабочем положении поверхности. Задача может быть решена также тем, что поверхность снабжена ориентированными по потоку гребнями, закрепленными на наружной поверхности элементов, при этом внутренняя полость между элементами наполнена газом при рабочем положении поверхности. На фиг. 1 изображен САП с утолщениями в исходном состоянии, общий вид; на фиг. 2 - общий вид с гребнями в исходном положении; на фиг. 3 - общий вид САП с утолщениями в рабочем положении; на фиг. 4 - общий вид с гребнями в рабочем положении; на фиг. 5 - сечение А-А на фиг. 3; на фиг. 6 - сечение Б-Б на фиг. 3; на фиг. 7 - вид по стрелке В на фиг. 4. Конструкция складывающейся аэродинамической поверхности в обоих вариантах состоит из верхней 1 и нижней 2 пластин в виде криволинейных тонкостенных элементов, представляющих собой криволинейные соединенные между собой распрямляемые пластины. Посредством узла крепления 3 САП крепится при установке на летательном аппарате. Внутренняя полость между пластинами 1 и 2 может быть заполнена в рабочем положении САП сжатым воздухом. Сжатый воздух подается в полость между верхней и нижней пластинами 1 и 2 через патрубки 4, через которые этот воздух и стравливается обратно. Далее, согласно первому варианту САП, криволинейные распрямляемые элементы-пластины 1 и 2 выполнены с утолщениями 5, например, в центральной и хвостовой частях верхнего тонкостенного элемента-пластины 1 и в центральной части - на нижнем тонкостенном элементе-пластине 2. Согласно рассматриваемому варианту осуществления изобретения в одном сечении может быть сделано одним из указанных выше образом, а в другом - по другому. Согласно второму варианту САП криволинейные распрямляемые элементы-пластины 2 не имеют утолщений. Вместо этого на их наружной поверхности установлены ориентированные по потоку гребни 6. Эти гребни 6 представляют собой тонкие пластины, которые при наддуве внутренней полости САП выполняют функции нервюр, формируя необходимый аэродинамический профиль. При желании можно использовать оба предложенных средства одновременно. В работе складывающиеся аэродинамические поверхности по обоим вариантам ведут себя одинаково. Поступающий через патрубки 4 сжатый воздух распрямляет криволинейные тонкостенные элементы-пластины 1 и 2, они выпрямляются, внутренняя полость между ними заполняется сжатым воздухом - образуется вспомогательная аэродинамическая поверхность. Утолщения в пластинах распрямляемых элементов-пластин 1 и 2, или гребни 6 на их наружной поверхности не препятствуют распрямлению или свертыванию таких элементов. Использование изобретения позволит улучшить летно-технические характеристики всего ЛА, на котором будет установлена данная САП. (56) Журнал Air et cosmos N 7, N 302, 1969, стр. 24-25, Франция. Патент США N 4485991, кл. B 64 C 3/56, 1984.Класс B64C3/56 складывание или отделение части крыла с целью уменьшения общих габаритов самолета