торцовое крепление ступицы к валу
Классы МПК: | F16D1/06 для крепления деталей на валу или его конце |
Автор(ы): | Шмаков В.А., Орловский С.Н., Меняйло В.П. |
Патентообладатель(и): | Шмаков Владимир Анисифорович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-12-10 публикация патента:
15.02.1994 |
Назначение: в общем машиностроении для крепления элементов, осуществляющих передачу вращающего момента. Сущность изобретения: крепление ступицы к валу осуществляется с помощью шайбы, штифта и клина. При этом шайба установлена в проточке, выполненной на торцевых поверхностях ступицы и вала эксцентрично оси вращения вала, штифт закреплен в торце вала в центре проточки, а клин установлен в окне штифта и обращен к оси вала своей широкой частью. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
ТОРЦОВОЕ КРЕПЛЕНИЕ СТУПИЦЫ К ВАЛУ при помощи крепежного элемента и шайбы, размещенной в проточке, образованной на торцевых поверхностях ступицы и вала эксцентрично оси вращения последнего, при этом крепежный элемент выполнен в виде штифта с поперечным окном на его свободном конце, закрепленного в торце вала в центре эксцентричной проточки, и клина, установленного в поперечном окне штифта, отличающееся тем, что клин обращен своей широкой частью к оси вращения вала.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области машиностроения, в частности, к крепежным средствам элементов, осуществляющих передачу вращающего момента. Известно торцовое крепление ступицы к валу при помощи крепежного элемента, выполненного в виде болта и шайбы, установленной в проточке, образованной на торцовых поверхностях вала и ступицы, эксцентрично относительно внутренней поверхности ступицы. Недостатком известного крепления является его невысокая надежность из-за возможности ослабления болта под действием вибрационных нагрузок в процессе эксплуатации. Наиболее близким по технической сущности к изобретению является торцовое крепление ступицы к валу при помощи крепежного элемента и шайбы, размешенной в проточке, образованной на торцовых поверхностях ступицы вала, и эксцентрично оси вращения последнего, при этом крепежный элемент выполнен в виде штифта с поперечным окном на его свободном конце, закрепленного в торце вала и центре эксцентричной проточки и клина, установленного в поперечном окне штифта. Данное крепление характеризуется тем же недостатком из-за возможности ослабления соединения клина со штифтом в результате вибрации с последующим выталкиванием клина из поперечного окна под действием центробежных сил. Указанный недостаток создает опасность травмирования обслуживающего персонала. Целью изобретения является повышение эксплуатационной надежности торцового крепления ступицы к валу путем предотвращения выпадания клина из поперечного окна. Поставленная цель достигается тем, что в торцевом креплении ступицы и вала с помощью шайбы, штифта и клина, размещенного в окне штифта, клин, согласно изобретению, обращен своей широкой частью к оси вращения вала. На чертеже изображено торцовое крепление ступицы к валу. Ступица 1 установлена на конце вала 2. На торце вала и ступицы выполнена эксцентрично относительно оси вращения вала проточка 3, которая захватывает часть торца вала и часть торца ступицы. На торце вала в центре проточки закреплен штифт 4, который, например, запрессован в отверстие 5. В штифте выполнено поперечное окно 6. На штифте установлена шайба 7, расположенная в проточке 3. В поперечном окне 6 установлен клин 8, осуществляющий силовое замыкание. Широкая часть клина 8 обращена к оси вала 2. В процессе работы агрегата (не показан) вибрационные нагрузки создают вероятность слабления соединения "штифт 4 - клин 8", однако полное разъединение указанного соединения исключается благодаря тому, что под действием центробежных сил будет происходить самозатягивание клина 8 в поперечное окно 6. (56) Авторское свидетельство СССР N 705165, кл. F 16 D 1/06, 1978.Класс F16D1/06 для крепления деталей на валу или его конце