автоматический регулятор зазора в тормозных механизмах транспортных средств
Классы МПК: | F16D65/52 автоматически действующие в одном направлении для ограничения максимального зазора |
Патентообладатель(и): | Гадиев Борис Георгиевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-01-10 публикация патента:
15.02.1994 |
Использование: регулировка зазора в барабанных тормозах. Сущность: регулятор содержит приводной рычаг 1, взаимодействующий посредством подпружиненного стопора 5 с храповиком 6, закрепленным на разжимном валу 7. Стопор 5 установлен с возможностью вращательного и возвратно-поступательного перемещения в пазу 2 корпуса 3 приводного рычага 1 и имеет опорный выступ 9, контактирующий с опорной впадиной 12 приводного рычага 1 в режиме торможения для обеспечения жесткой блокировки приводного рычага 1 с храповиком 6. На разжимном валу 7 закреплен второй храповик, взаимодействующий с подпружиненным стопором управляющего устройства, установленным с возможностью вращательного и возвратно-поступательного перемещения относительно второго храповика, и имеет опорный выступ, контактирующий с опорной впадиной управляющего устройства для обеспечения жесткой блокировки управляющего устройства и храповика при установке зазора между накладками тормозных колодок и барабаном. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
АВТОМАТИЧЕСКИЙ РЕГУЛЯТОР ЗАЗОРА В ТОРМОЗНЫХ МЕХАНИЗМАХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, содержащий разжимной вал, закрепленный на нем храповик, приводной рычаг, в пазу корпуса которого установлен с возможностью взаимодействия с храповиком подпружиненный стопор, и управляющее устройство с установленным в его пазу вторым подпружиненным стопором, отличающийся тем, что он снабжен дополнительным храповиком, закрепленным на разжимном валу и взаимодействующим с вторым подпружиненным стопором, при этом подпружиненные стопоры приводного рычага и управляющего устройства установлены в упомянутых пазах с возможностью вращательного и возвратно-поступательного перемещения и выполнены с опорными выступами, взаимодействующими со стенками выполненных в пазах на приводном рычаге и управляющем устройстве опорных впадин, расположенных с возможностью блокировки стопоров при рабочем ходе.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для регулировки зазора в барабанных тормозах транспортных средств. Известно устройство для регулирования зазора в барабанных тормозах грузовых автомобилей и полуприцепов. Устройство содержит приводной рычаг, в ступице которого в пазу установлен с зазором и с возможностью поступательного перемещения подпружиненный стопор, нижняя часть которого выполнена в виде трех зубьев, контактирующих с зубьями промежуточной втулки, насаженной на шлицевой конец несущего кулачок вала, и управляющее устройство для автоматической установки зазора, неподвижно связанное с приводным рычагом и выполненное в виде пневмоцилиндра, действующего непосредственно на зубья промежуточной втулки через защелку, установленную на продолжении штока пневмоцилиндра. Использование в управляющем рычаге подпружиненного стопора, установленного с зазором в пазу ступицы, не исключает возможность его самопроизвольного выхода из зацепления с зубьями промежуточной втулки, особенно в случае их износа и при ударных нагрузках, что снижает надежность работы регулятора. Применение пневмоцилиндра в управляющем устройстве усложняет его конструкцию. Наиболее близким к предлагаемому изобретению по технической сущности является автоматический регулятор зазора в пневматических тормозах транспортных средств. Регулятор содержит разжимной вал, храповик, приводной рычаг, в корпусе которого установлен с возможностью взаимодействия с храповиком подпружиненный стопор, управляющее устройство, также снабженное подпружиненным стопором, взаимодействующим с храповиком, и выполненное в виде пневмоцилиндра. При этом в подпружиненном стопоре управляющего устройства выполнен паз, величина которого соответствует необходимому оптимальному зазору между накладкой тормозной колодки и тормозным барабаном. Использование в приводном рычаге и управляющем устройстве подпружиненных стопоров не исключает возможность их самопроизвольного выхода из зацепления с зубьями храповика, особенно в случае их износа и при ударных нагрузках, что снижает надежность работы регулятора. Кроме того, применение пневматического управляющего устройства усложняет конструкцию регулятора. Предлагаемое устройство решает задачу повышения надежности работы регулятора в режиме торможения и при установке зазора в тормозном механизме, в том числе, и в случае износа рабочих поверхностей храпового механизма и при ударных нагрузках, поскольку надежность зацепления подпружиненных стопоров с зубьями храповиков обеспечивается не только действием усилия, создаваемого пружиной, но и блокировкой подпружиненных стопоров приводного рычага и управляющего устройства. Устройство имеет простую конструкцию и технологично в изготовлении. Для решения поставленной задачи автоматический регулятор зазора в тормозных механизмах транспортных средств, содержащий разжимной вал, закрепленный на нем храповик, приводной рычаг, в пазу корпуса которого установлен с возможностью взаимодействия с храповиком подпружиненный стопор, и управляющее устройство, снабженное подпружиненным стопором, согласно изобретению дополнительно оснащен храповиком, закрепленным на разжимном валу и взаимодействующим с подпружиненным стопором управляющего устройства, при этом подпружиненный стопор приводного рычага установлен с возможностью вращательного и возвратно-поступательного перемещения в пазу корпуса приводного рычага, и подпружиненные стопоры снабжены опорными выступами, взаимодействующими с соответствующими им опорными впадинами приводного рычага и управляющего устройства для блокировки узлов при рабочем ходе. Наличие опорных выступов в подпружиненных стопорах и соответствующих им опорных впадин в приводном рычаге и управляющем устройстве, а также возможность вращательного и возвратно-поступательного перемещения стопора в пазу приводного рычага обеспечивает надежную блокировку стопоров и храповиков при рабочем ходе, т. е. при торможении и при установке зазора в тормозном механизме, препятствует их самопроизвольному выходу из зацепления, что особенно важно в случае их износа и при ударных нагрузках. Предлагаемое устройство является простым по конструкции и технологичным в изготовлении, поскольку такие детали, как корпус, стопор, храповики и пружина приводного рычага и управляющего устройства имеют аналогичную конструкцию. На фиг. 1 изображена общая компоновка регулятора, вид сверху; на фиг. 2 - приводной рычаг в нерабочем положении, вид сбоку; на фиг. 3 - управляющее устройство в нерабочем положении, вид сбоку; на фиг. 4 - стопор приводного рычага или управляющего устройства в рабочем положении, вид сбоку. Автоматический регулятор зазора содержит приводной рычаг 1, который посредством расположенного в пазу 2 корпуса 3 поджатого пружинами 4 стопора 5 связан с храповиком 6, закрепленным на разжимном валу 7 и сопряженным с ним шлицами 8. Стопор 5 имеет опорный выступ 9 и установлен на пальце 10 в пазах 11, выполненных в корпусе 3 для обеспечения возвратно-поступательного перемещения стопора 5 в пазу 2, имеющем опорную впадину 12. Управляющее устройство 13 содержит корпус 14, неподвижно закрепленный на тормозном щите или мосту (не показан), который посредством расположенного в пазу 15 корпуса 14 поджатого пружинами 16 стопора 17 взаимодействует с храповиком 18, закрепленным на разжимном валу 7 и сопряженным с ним шлицами 19. Стопор 17 имеет опорный выступ 20 и установлен на пальце 21 в выполненных в корпусе 14 пазах 22, обеспечивающих возможность перемещения пальца 21 на величину l, соответствующую оптимальному зазору между накладкой тормозной колодки и барабаном. В пазу 15 корпуса 14 выполнена опорная впадина 23. Устройство работает следующим образом. При торможении приводной рычаг 1 поворачивается относительно разжимного вала 7 и, преодолевая сопротивление пружин 4, перемещается до упора пальца 10 стопора 5 в торцы пазов 11 и при этом входит в зацепление опорной впадиной 12 паза 2 корпуса 3 с опорным выступом 9 стопора 5, жестко блокируя связь приводной рычаг 1 - стопор 5 - храповики 6. При дальнейшем повороте приводной рычаг 1 через заблокированный стопор 5 воздействует на храповик 6, а через него посредством шлицевого соединения 8 на разжимной вал 7, тем самым осуществляя торможение. При снятии усилия с приводного рычага 1, последний под действием возвратной пружины тормозной камеры, любой иной пружины (не показан) стремится вернуться в исходное положение. В то же самое время разжимной вал 7 под действием стяжных пружин тормозного механизма (не показаны) также стремится вернуться в исходное положение. Вращение разжимного вала 7 через шлицевое соединение 19 передается на храповик 18, который, преодолевая сопротивление пружин 16, перемещает стопор 17 до упора пальцев 21 в торцы пазов 22 на величину l, соответствующую оптимальному зазору между накладкой тормозной колодки и барабаном, и при этом вводит в зацепление опорный выступ 20 стопора 17 с опорной впадиной 23 паза 15 корпуса 14. После этого приводной рычаг 1 поворачивается относительно разжимного вала 7, выводит из зацепления опорную впадину 12 с опорным выступом 9 стопора 5, который под действием пружин 4 возвращается до упора пальца 10 в противоположные торцы пазов 11. В случае износа накладки этот зазор не изменится, а приводной рычаг 1 повернется относительно храповика 6 на величину, соответствующую величине износа накладки. Стопор 5 при этом переместится на другой зуб храповика 6. (56) Патент Франции N 2643694, кл. F 16 D 65/50, 1990. Авторское свидетельство СССР N 296925, кл. F 16 D 65/52, 1971.Класс F16D65/52 автоматически действующие в одном направлении для ограничения максимального зазора