задвижка
Классы МПК: | F16K3/18 при движении запорных элементов F16K3/314 формы или конструкции задвижек; крепление их на шпинделе F16K3/316 направляющие задвижек |
Патентообладатель(и): | Беллавин Михаил Сергеевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-06-18 публикация патента:
15.02.1994 |
Изобретение относится к арматуростроению и используется для перекрытия потоков газообразных и жидких сред в трубопроводах нефтяной и газовой промышленности. Цель изобретения - уменьшение износа эластичных колец в дисках путем снижения трения между ними и уплотнительными поверхностями седел. В корусе 1 задвижки установлен шпиндель, на конце которого приварен клин. Цепи приварены к планкам шпинделя. Направляющие 4 расположены под углом друг к другу. При закрытии задвижки клин отжимает диски. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
ЗАДВИЖКА, имеющая корпус, в котором находятся направляющие для движения затвора и седла с параллельными уплотнительными поверхностями, крышку, шпиндель с ходовой гайкой, затвор, состоящий из двух дисков с эластичными кольцами, сальник и маховик, отличающаяся тем, что направляющие одного диска расположены под углом к направляющим другого диска, шпиндель на конце выполнен клинообразным, а диски соединены со шпинделем цепями.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к нефтяной и газовой промышленности и может применяться для перекрытия потоков газообразных и жидких сред в трубопроводах. Известны задвижки, имеющие корпус, в котором находятся направляющие для движения дисков и седла с параллельными друг другу уплотнительными поверхностями, крышку, шпиндель с ходовой гайкой, затвор, состоящий из двух дисков с эластичными кольцами и маховик. Однако эластичные кольца в дисках этих задвижек быстро изнашиваются из-за трения между ними и уплотнительными поверхностями седел. Целью изобретения является уменьшение износа эластичных колец в дисках путем уменьшения трения между ними и уплотнительными поверхностями седел. Поставленная цель достигается тем, что направляющие одного диска расположены под углом к направляющим другого диска, шпиндель имеет на конце клинообразную форму, а диски соединены цепями со шпинделем. На фиг. 1 изображена задвижка в открытом состоянии, разрез; на фиг. 2 - задвижка в закрытом состоянии, разрез; на фиг. 3 - задвижка в открытом состоянии, разрез. Устройство состоит из корпуса 1 с двумя патрубками 2 для крепления задвижки к трубопроводу. В корпусе 1 имеются наплавленные из легированной стали седла 3. Вместе с корпусом 1 отлиты, а затем механически обработаны направляющие 4 для фиксации перемещения затвора. Направляющие 4 расположены под углом друг к другу. В корпусе 1 установлен шпиндель 5, на конце которого приварен клин 6. К шпинделю 5 приварены также планки 7. К планкам 7 приварены четыре цепи 8, к которым в свою очередь приварены диски 9, составляющие затвор и имеющие в средней части прямоугольные выступы. В диски 9 вставлены эластичные кольца 10. Диски 9 расположены в направляющих 4. К корпусу 1 через уплотнительную прокладку 11 крепится болтами крышка 12 с приваренной к ней стойкой 13. Уплотнение в месте выхода шпинделя 5 из рабочей полости задвижки обеспечивается по диаметру шпинделя 5 сальником 14 с набивкой сальника 15, состоящей из асбестового шнура, пропитанного графитом. Сальник 14 прикреплен винтами к крышке 12. В стойке 13 расположена ходовая гайка 16. На ходовую гайку 16 одета установочная втулка 17, прикрепленная винтами к стойке 13. На ходовую гайку 16 одет маховик 18. Он жестко соединен с ней при помощи шпонки. Сверху маховика 18 на ходовую гайку 16 завинчена гайка 19. Устройство работает следующим образом. При закрытии задвижки вращается маховик 18 и ходовая гайка заставляет шпиндель 5 и приваренный к нему клин опускаться (см. фиг. 1). Опускаясь клин 6 отжимает вниз выступы дисков 9 Диски 9 расположены в направляющих 4 под углом друг к другу. Чем дальше клин 6 отжимает вниз диски 9, тем больше они расходятся, приближаясь к седлам 3. Когда диски 9 своими нижними концами доходят до нижней части седел 3, имеющие изгиб кромки направляющих 4 больше не удерживают диски и те расходятся. Клин 6 заходит между выступами дисков 9 и прижимает их к седлам 3. Т. к. диски 9 нижней частью упираются в корпус 1, то движения дисков относительно седел, а значит и трения между ними и седлами не будет во время перекрытия прохода. Седла 3, сжав эластичные кольца 10, заходят в круговые пазы дисков 9 (см. фиг. 2). При открытии задвижки маховик 18 вращается в обратном направлении. Ходовая гайка 16 заставляет шпиндель 5 и приваренные к нему клин 6 и планки 7 подниматься. При поднятии клина 6 диски 9, прижатые к седлам 3, не двигаются относительно их. Поэтому трения между дисками 9 и седлами 3 не происходит. Когда клин 6 освободит диски 9, их эластичные кольца 10 разжимаются. Поднимаясь, планки 7 натягивают цепи 8, затем начинают поднимать диски 9. Диски 9 входят в направляющие 4 и, поднимаясь по ним, становятся в исходное положение, полностью открывая проход. Применение задвижки предложенной конструкции позволит получить следующий технико-экономический эффект. В задвижках известных конструкций при перекрытии прохода происходит трение между дисками и седлами, т. к. диски одновременно проходят мимо седел и прижимаются к ним. Поэтому эластичные кольца, установленные на дисках, будут быстро изнашиваться и их нужно будет часто менять. Поэтому эксплуатация задвижек известных конструкций требует значительных затрат. В задвижке предложенной конструкции диски не перемещаются относительно седел при закрытии и открытии прохода. Поэтому трения между ними и дисками не происходит. Эластичные кольца в дисках изнашиваться будут мало и их нужно будет реже менять. Поэтому задвижка предложенной конструкции потребует меньших затрат на свою эксплуатацию. (56) Котелевский Ю. М. и др. Современные конструкции трубопроводной арматуры для нефти и газа. М. Недра, 1976, с. 68, рис. III 9.Класс F16K3/18 при движении запорных элементов
запорный клапан с двойной тарелкой - патент 2480656 (27.04.2013) | |
криохирургический аппарат - патент 2438615 (10.01.2012) | |
задвижка - патент 2390681 (27.05.2010) | |
двухдисковая параллельная трубопроводная задвижка с выдвижным шпинделем - патент 2384780 (20.03.2010) | |
задвижка - патент 2338108 (10.11.2008) | |
вакуумный щелевой клапан - патент 2337262 (27.10.2008) | |
устройство шиберное - патент 2297568 (20.04.2007) | |
шиберный затвор - патент 2281428 (10.08.2006) | |
задвижка - патент 2254511 (20.06.2005) | |
задвижка - патент 2211977 (10.09.2003) |
Класс F16K3/314 формы или конструкции задвижек; крепление их на шпинделе
износостойкий запорный узел "игр" - патент 2516758 (20.05.2014) | |
запорный элемент - патент 2485378 (20.06.2013) | |
устройство для соединения клапанного штока с клапанной пробкой - патент 2485376 (20.06.2013) | |
трубопроводная задвижка - патент 2287104 (10.11.2006) | |
трубопроводная задвижка - патент 2244185 (10.01.2005) |
Класс F16K3/316 направляющие задвижек
клапан регулирующий шиберный (варианты) - патент 2416753 (20.04.2011) | |
дроссель - патент 2375630 (10.12.2009) | |
запорный клапан - патент 2352845 (20.04.2009) | |
шиберная задвижка - патент 2342579 (27.12.2008) | |
клапан - патент 2304246 (10.08.2007) | |
задвижка параллельная - патент 2260153 (10.09.2005) | |
задвижка для перекрытия трубопровода большого диаметра, преимущественно, двухдисковая (варианты) - патент 2123629 (20.12.1998) | |
задвижка - патент 2101593 (10.01.1998) | |
задвижка - патент 2067239 (27.09.1996) |