Использование: во фрикционных муфтах сцепления. Сущность: ведомый диск содержит ступицу и смонтированные на ней основание с фрикционными накладками, причем фрикционные накладки закреплены на одной стороне основания жестко, а с противолежащей стороны посредством пластинчатых пружин через стальное опорное кольцо. 3 ил.
ВЕДОМЫЙ ДИСК ФРИКЦИОННОЙ МУФТЫ СЦЕПЛЕНИЯ, содержащий ступицу и смонтированное на ней основание с фрикционными накладками, первая из которых жестко закреплена на одной стороне основания, а вторая посредством пластинчатых пружин - на противолежащей стороне основания, отличающийся тем, что он снабжен стальным опорным кольцом, закрепленным между второй фрикционной накладкой и пластинчатыми пружинами на противолежащей стороне основания.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во фрикционных муфтах сцепления различных машин. Известен ведомый диск фрикционной муфты сцепления трактора Т-40 (Тракторы Т-40М, Т-40АМ, Т-40АНМ. Техническое описание и инструкция по эксплуатации, М. Машиностроение, 1985, с. 73-75, рис, 37, 38), содержащий ступицу и стальное основание (диск) с приклепанными к нему фрикционными накладками. Известен также ведомый диск фрикционной муфты сцепления, содержащий ступицу и смонтированный на ней демпфер крутильных колебаний и стальной диск с жестко закрепленной на нем первой фрикционной накладкой, к которому приклепаны пластинчатые пружины, непосредственно к которым прикреплена вторая фрикционная накладка. Эта конструкция обеспечивает приспособляемость поверхностей трения ведомого диска к форме и расположению поверхностей трения контртел (маховика двигателя или нажимного диска муфты сцепления). Недостатком известного ведомого диска является низкая долговечность фрикционных накладок из-за того, что в процессе работы муфты сцепления приспосабливаемость ведомого диска к поверхностям контртел обеспечивается деформацией пластинчатых пружин и второй фрикционной накладки, жестко связанных между собой заклепками, при этом возникают знакопеременные нагрузки, которые приводят к разрушению фрикционных накладок в зоне заклепок из-за низкой механической прочности накладок. Также надежность снижается за счет того, что в сжатом состоянии в ведомом диске вторая фрикционная накладка не имеет опоры подо всей своей поверхностью и нормальное давление распределяется неравномерно по поверхности накладки, что приводит к интенсивному их износу в зоне пластинчатых пружин. Цель изобретения - увеличение надежности и долговечности муфты сцепления за счет исключения влияния на накладки знакопеременных нагрузок в соединении пластинчатые пружины-накладка и обеспечение равномерного распределения давления на нее. Это достигается тем, что в ведомом диске фрикционной муфты сцепления, имеющем ступицу и смонтированные на ней основание с фрикционными накладками, фрикционные накладки с одной стороны закреплены непосредственно к основанию жестко, а с противоположной стороны - посредством пластинчатых пружин через опорное кольцо. На фиг. 1 изображен предлагаемый ведомый диск, разрез; на фиг. 2 - вид по стрелке А на фиг. 1; на фиг. 3 - сечение Б-Б на фиг. 2. Ведомый диск содержит ступицу 1, демпфер с гасителем крутильных колебаний, основание 3, к которому с одной стороны жестко прикреплены первая фрикционная накладка 4, а с противолежащей стороны пластинчатые пружины 5, к которым прикреплено стальное опорное кольцо 6, установленное между второй фрикционной накладкой и пружинами 5. Ведомый диск фрикционной муфты сцепления работают следующим образом. За счет упругости пластинчатых пружин 5 стальное опорное кольцо 6 с фрикционной накладкой 7 может переориентироваться относительно основания 3, позволяя поверхностям трения ведомого диска приспосабливаться к форме и положению поверхностей трения контртел. Тем самым в процессе работы муфты сцепления обеспечивается полный контакт поверхностей трения фрикционных накладок ведомого диска с поверхностями трения контртел, даже в случае их перекоса, неравномерного износа по диаметру или деформации (тарельчатость) поверхности трения контртела при износе и нагреве. В результате этого уменьшается износ поверхностей трения и, следовательно, увеличивается срок службы муфты сцепления. Соединением второй фрикционной накладки с пластинчатыми пружинами через стальное опорное кольцо исключается влияние знакопеременных нагрузок в заклепочном соединении на фрикционные накладки и обеспечивается равномерное распределение давления на ее поверхности. (56) 1. Тракторы "Беларусь" МТЗ-100, МТЗ-102, МТЗ-80А, МТЗ-80А. Техническое описание и инструкция по эксплуатации . Минск: Уражай, 1987, стр. 52-65.