фрикционный диск для гидравлических фрикционных муфт

Классы МПК:F16D35/00 Жидкостные муфты, в которых сцепление осуществляется преимущественно за счет адгезии жидкости
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Штейр-Даймлер-Пух АГ (AT)
Приоритеты:
подача заявки:
1989-04-14
публикация патента:

Использование: в гидравлических муфтах. Сущность: фрикционный диск для гидравлических фрикционных муфт содержит рабочие поверхности с щелевидными или перфорированными отверстиями, ограничивающие стенки которых по меньшей мере на отдельных участках расположены наклонно к рабочим поверхностям диска. Угол наклона предпочтительно 6 - 9относительно нормали к рабочим поверхностям. Образование в процессе изготовления заусенцы в остроугольной зоне расположены в направлении к отверстиям, а их ограничивающие стенки выполнены с шероховатостью, имеющей глубину микронеровностей 5 - 15 мкм. 3 з. п. ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

1. ФРИКЦИОННЫЙ ДИСК ДЛЯ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ ФРИКЦИОННЫХ МУФТ, содержащий рабочие поверхности с щелевидными или перфорированными отверстиями, отличающийся тем, что, с целью повышения срока службы, ограничивающие стенки отверстий по меньшей мере на отдельных участках расположены наклонно к рабочим поверхностям диска.

2. Диск по п. 1, отличающийся тем, что углы наклона ограничивающих стенок отверстий равны 6 - 9o относительно нормали к рабочим поверхностям диска.

3. Диск по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что образованные в процессе изготовления заусенцы в остроугольной зоне ограничивающих стенок расположены в направлении к отверстиям.

4. Диск по пп. 1 - 3, отличающийся тем, что ограничивающие стенки отверстий выполнены с шероховатостью, имеющей глубину микронеровностей 5 - 15 мкм.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению, а именно к фрикционным дискам для фрикционных гидравлических муфт.

Известен фрикционный диск для гидравлических фрикционных муфт, содержащий отверстия во фрикционных дисках, повышающих передаваемый крутящий момент. Эти отверстия выполнены в виде открытых в кромке диска щелей или продольных отверстий, продольные кромки которых являются гладкими, а ограничивающие стенки расположены в нормальной плоскости относительно поверхностей диска (заявка ФРГ N 3721623, кл. F 16 D 35/00, 1988).

Известный диск имеет значительный износ из-за повышенных удельных давлений.

Известен фрикционный диск с щелевидными или перфорированными отверстиями, продольные кромки которых имеют утолщения [1] . С помощью этих утолщений, а также с помощью заусенцев при штамповке или фрезеровании отверстий образованная из вязкой жидкости муфты пленка должна счищаться с соответствующего сопряженного диска и должно облегчаться получение желаемого рабочего состояния.

В результате наличия этих выступающих утолщений и заусенцев между соседними дисками это приводит к повышенным удельным давлениям, которые обуславливают усиленный износ дисков.

Цель изобретения - создание фрикционного диска, который обеспечивает высокий срок службы.

Это достигается тем, что ограничивающие стенки отверстий по меньшей мере на отдельных участках проходят наклонно к поверхности диска, что вызывает появление между диском и вязкой жидкостью осевых усилий, которые улучшают взаимное расположение и прилегание друг к другу соседних дисков, так что все диски принимают участие в передаче крутящего момента и происходит равномерное распределение обусловленных передачей нагрузок на все диски.

Функционально правильно прилегающие друг к другу диски приводят даже без выступающих частей к желательному рабочему состоянию, улучшается эффект смешанного трения и одновременно уменьшается нагрузка на отдельные диски. Эта незначительная нагрузка на диски так же, как и гладкая поверхность дисков приводят к максимальному сроку службы, практически без износа дисков. Наклонное положение ограничивающих стенок простирается предпочтительно по всей длине кромок щелей или отверстий, однако оно дает уже преимущества, если ограничивающие стенки проходят наклонно, например, только на продольной стороне отверстий или только участками вдоль кромок.

Как показали испытания эффект наклонного положения ограничивающих стенок возрастает с увеличением наклона, причем особенно благоприятным оказалось, если ограничивающие стенки наклонены под углом примерно 6-9о к нормали на поверхности диска.

Заусенцы в остроугольной краевой зоне ограничивающих стенок отбортованы к отверстиям. Штамповка, а также фрезерование отверстий приводит соответственно на стороне диска к образованию более или менее толстых заусенцев вдоль кромок отверстий, которые могут быть использованы для повышения эффекта наклонного положения благодаря тому, что они отбортовываются с помощью роликов или им подобных устройств и выступают в отверстия разрывов. Эти отбортованные заусенцы не дают далеко выступающих за плоскость диска частей, поэтому они не изнашиваются и способствуют оптимальному воздействию осевых усилий.

Чтобы без ущерба износостойкости можно было непосредственно воздействовать на состояние смешанного трения, ограничивающие стенки обработаны грубо и имеют предпочтительно шероховатость поверхностей с глубиной микронеровностей от 5 до 15 мкм. Такая шероховатость поверхностей, которая образуется благодаря черновому шлифованию, благоприятствует срыву вязкой жидкости с сопряженного диска, что способствует достижению рабочего состояния смешанного трения.

На фиг. 1 изображена часть фрикционного диска, вид спереди; на фиг. 2 - поперечный разрез А-А на фиг. 1.

Внутренний диск 1 гидравлической фрикционной муфты состоит из диска, который имеет отверстия в виде радиальных, открытых к наружной кромке щелеобразных или перфорированных отверстий 2. Ограничивающие стенки 3 отверстия проходят наклонно к поверхности диска 1 так, что получается трапецеидальное поперечное сечение.

Заусенцы 4 в остроугольных краевых зонах 5 отбортованы при этом соответственно к отверстиям 2, что осуществляется, например, путем обработки поверхности диска роликами.

Наклонное положение ограничивающих стенок 3 относительно поверхности диска обуславливает осевую нагрузку дисков, что способствует их взаимному расположению. Чтобы при этом обеспечить смешанное трение, ограничивающие стенки 3 могут обрабатываться путем чернового шлифования с определенной шероховатостью поверхностей, которая противодействует образованию пленки на поверхностях дисков. (56) 1. Авторское свидетельство СССР N 3627504, кл. F 16 D 35/00, 1988.

Наверх