способ комплексного контроля зубчатых пар и контрольно- обкатной станок для его осуществления
Классы МПК: | B23F23/12 прочие устройства, например держатели режущих инструментов; контрольные устройства для проверки обрабатываемых изделий на зуборезных станках |
Автор(ы): | Горин А.М., Неделькин А.Н., Якимович А.А., Счастный И.А. |
Патентообладатель(и): | Брестский политехнический институт |
Приоритеты: |
подача заявки:
1990-03-26 публикация патента:
30.03.1994 |
Использование: в машиностроении, в частности в производстве и контроле зубчатых колес. Сущность изобретения: боковой зазор между зубьями контролируемой зубчатой пары устанавливается с учетом зависимости величины бокового зазора от углового положения зубчатых колес. Указанная зависимость определяется из диаграмм кинематической погрешности прямого и обратного хода зубчатой пары, что позволяет повысить качество и снизить трудоемкость контроля зубчатых колес на контрольно-обкатном станке. Для реализации способа на шпиндели контрольно-обкатного станка устанавливаются датчики угловых перемещений и счетчик текущего углового положения, подключенные к устройству измерения кинематической погрешности и вычислительно-управляющему блоку, к которому подключено также устройство задания и поддержания бокового зазора. 2 с. п. ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОГО КОНТРОЛЯ ЗУБЧАТЫХ ПАР И КОНТРОЛЬНО-ОБКАТНОЙ СТАНОК ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ1. Способ комплексного контpоля зубчатых паp, включающий косвенное опpеделение контpолиpуемых паpаметpов из функций кинематической погpешности, полученных за пеpиод полного цикла пеpесопpяжения зубьев элементов паpы пpи вpащении в пpямом и обpатном напpавлениях, отличающийся тем, что, с целью повышения достовеpности pезультатов контpоля, выявляют угловые положения элементов зубчатой паpы, в котоpых величина бокового зазоpа имеет сpеднее значение, затем по достижении углового положения, соответствующего сpеднему значению бокового зазоpа, вpащение пpекpащают и устанавливают номинальную величину бокового зазоpа путем относительного сдвига одного из элементов зубчатой паpы, после чего в этом положении опpеделяют значения контpолиpуемых паpаметpов. 2. Контpольно-обкатной станок для комплексного контpоля зубчатых паp, содеpжащий ведомый и ведущий шпиндели, установленные с возможностью осевого и pадиального пеpемещений, и устpойство, пpедназначенное для поддеpжания заданного бокового зазоpа пpи пеpемещении одного шпинделя относительно дpугого, отличающийся тем, что станок снабжен pазмещенными на каждом шпинделе датчиками угловых пеpемещений, устpойством измеpения кинематической погpешности с вычислительно-упpавляющим блоком и счетчиками текущего значения угла повоpота, установленными на шпинделях станка, пpи этом датчики угловых пеpемещений и счетчики текущего угла повоpота подключены к устpойству измеpения кинематической погpешности.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению, в частности к производству и контролю зубчатых колес. Известны способы комплексного контроля зубчатых колес и приборы для их осуществления. Недостатками этих способов и приборов для их осуществления являются: низкая достоверность результатов контроля (т. е. определения годности колеса или пары) вследствие того, что контроль выполняется в квазистатических условиях работы зубчатой пары и удовлетворительные результаты контроля в таких условиях, как правило, не являются гарантом удовлетворительных параметров зацепления этой же пары в эксплуатационных (или близких к ним) условиях работы, а также по той причине, что при контроле не учитывается, что величина бокового зазора между зубьями элементов зубчатой пары есть величина непостоянная, зависящая от углового положения элементов пары; низкая производительность контроля, обусловленная отсутствием возможности автоматической установки заданной величины бокового зазора в паре и устройства для автоматического поддержания этой величины при радиальных и осевых (в плоскости осей вращения) перемещениях элементов пары, выполняемых при определении взаимного положения шестерни и колеса, обеспечивающего наиболее удовлетворительные параметры зацепления. Известны способы контроля зубчатых колес и пар на контрольно-обкатных станках и контрольно-обкатные станки, содержащие устройства, которые позволяют автоматизировать установку заданной величины бокового зазора в паре и поддержание ее при радиальных и осевых (в плоскости осей вращения) перемещениях элементов пары, выполняемых при определении положения, обеспечивающего удовлетворительные параметры зацепления. Недостатком данных контрольно-обкатных станков и способов контроля зубчатых колес с их применением является низкая достоверность результатов контроля, обусловленная тем, что при установке заданной величины бокового зазора между зубьями контролируемой пары не учитывается то обстоятельство, что величина бокового зазора изменяется с изменением взаимного углового положения, шестерни и колеса, что вызвано геометрическими погрешностями их изготовления, монтажа и динамическими явлениями, имеющими место при таких условиях контроля, что определяет характер функции кинематической погрешности и параметры кинематической точности и плавности работы зубчатой пары. Наиболее близким к предлагаемому является способ комплексного контроля зубчатых колес и пар на контрольно-обкатном станке, включающий косвенное определение контролируемых параметров из функций кинематической погрешности, полученных при прямом и обратном вращении пары, выбранной в качестве прототипа. Существенным недостатком данного способа является низкая достоверность результатов контроля вследствие того, что не учитывается то, что величина бокового зазора в зубчатой паре изменяется в изменением взаимного углового положения элементов пары. Цель изобретения - повышение достоверности результатов контроля зубчатых колес. Поставленная цель достигается тем, что в способе комплексного контроля зубчатых пар, включающем косвенное определение контролируемых параметров из функций кинематической погрешности, полученных за период полного цикла пересопряжения зубьев элементов пары при вращении в прямом и обратном направлениях, с целью повышения достоверности результатов контроля выявляют угловые положения элементов зубчатой пары, в которых величина бокового зазора имеет среднее значение, затем при достижении углового положения, соответствующего среднему значению величины бокового зазора, вращение прекращают и устанавливают номинальную величину бокового зазора путем относительного сдвига одного из элементов зубчатой пары, после чего в этом положении определяют значения контролируемых параметров. Контрольно-обкатной станок, содержащий ведущий и ведомый (поворотный) шпиндели, установленные с возможностью осевого и радиального перемещений и устройство для поддержания заданного бокового зазора при перемещении одного шпинделя относительно другого, который, с целью расширения технологических возможностей за счет реализации предложенного способа, снабжен размещенными на каждом шпинделе датчиками угловых перемещений, устройством измерения кинематической погрешности с вычислительно-управляющим блоком и счетчиками текущего значения угла поворота, установленными на шпинделях стенка, при этом датчики угловых перемещений и счетчики текущего угла поворота подключены к устройству измерения кинематической погрешности. На фиг. 1 показан контрольно-обкатной станок с подключенной к нему контрольно-измерительной и управляющей аппаратурой; на фиг. 2 - графики функций кинематической погрешности зубчатой пары, полученные при вращении ее в прямом и обратном направлении за период полного цикла пересопряжения, из которых определяется функция изменения бокового зазора. Контрольно-обкатной станок содержит ведущий 9 и ведомый (поворотный) 10 шпиндели с установленными в них зубчатыми колесами 1 и 2, датчики угловых перемещений 3 и 4, установленные на валах 11 и 12 шпинделей 9 и 10, счетчики текущего углового положения 5, 6, установленные на шпинделях 9 и 10 для определения углового положения валов 11 и 12 (и соответственно зубчатых колес 1 и 2) в любой момент времени; устройство задания и поддержания бокового зазора 14, установленное на станине станка 13; вычислительно-управляющий блок 7 и устройство для измерения кинематической погрешности 8. Шпиндели 9 и 10 с валами 11 и 12 и зубчатыми колесами 1 и 2 установлены на станине 13 контрольно-обкатного станка. Шпиндель 10 имеет возможность поворота в горизонтальной плоскости и перемещения в вертикальном направлении для обеспечения возможности контроля различных типов зубчатых передач. Реализация данного способа комплексного контроля зубчатых колес на контрольно-обкатном станке осуществляется в два этапа. На первом этапе, после установки контролируемых зубчатых колес 1 и 2 в шпиндели 9 и 10 станка на монтажные расстояния, осуществляется вращение пары до обеспечения как минимум полного цикла пересопряжения зубьев колес в прямом и обратном направлениях. По показаниям датчиков 3 и 4 определяются функции кинематической погрешности (посредством устройства 8) прямого и обратного хода пары при сопоставлении которых определяется (посредством устройства 7) функция изменения величины бокового зазора от углового положения зубчатых колес 1 и 2, причем начальные точки функций кинематической погрешности прямого и обратного хода определяются счетчиками текущего углового положения 5 и 6. Затем определяются значения углов поворота шестерни 1 (колеса 2), при которых величина бокового зазора в паре имеет среднее (по результатам измерения) значение. На фиг. 2 эти угловые положения обозначены буквами а, б, в:C = , где С, Смакс, С мин - соответственно среднее, максимальное и минимальное значения бокового зазора. После этого по команде вычислительно-управляющего блока (ВУБ) 7 колеса 1, 2 устанавливаются в угловое положение (или в одно из угловых положений), в котором величина бокового зазора имеет среднее значение и посредством радиального или радиального и осевого (в зависимости от типа зубчатой пары) перемещений колеса 2 посредством устройства 14 в паре устанавливается номинальная величина бокового зазора, определенная требованиями конструкторской документации. На втором этапе производится контроль требуемых параметров кинематической точности и плавности работы зубчатой пары, контроль шума пары, формы и расположения пятна контакта зубьев, а также контроль чувствительности пятна контакта к смещениям по V и Н (для конических пар). Здесь же посредством радиального или радиального и осевого (для конических пар) смещений колеса 2 может быть определено взаимное положение элементов пары, обеспечивающее наиболее удовлетворительные параметры зацепления и/или положение наименьшего шума пары, при этом при смещениях колеса 2, величина бокового зазора в паре поддерживается неизменной посредством устройства 14. Пример осуществления способа. Контролировалась коническая зубчатая пара цепи главного движения зубофрезерного станка мод. 5Д312 со следующими основными параметрами колес:
- модуль нормальный mn = 3 мм,
- число зубьев Z1 = Z2 = 28,
- средний угол наклона зуба n = 35о,
- степень точности по СТ СЭВ 186-75-7-В,
- боковой зазор в паре - 0,10 0,05 мм,
- колебание бокового зазора - 0,034 мм. Колеса, установленные на контрольно-обкатном станке на монтажные расстояния, вращались в прямом и обратном направлениях до обеспечения полного цикла пересопряжения зубьев пары (1 оборот шестерни и колеса, т. к. Z1 = Z2, при этом определялись функции кинематической погрешности пары (фиг. 2). Посредством сопоставления функций кинематической погрешности прямого и обратного хода определяется функция изменения величины бокового зазора в паре от угла поворота колес. Из диаграммы (фиг. 2) видно, что величина бокового зазора имеет среднее значение (равное С = 0,054 мм, т. к. Смакс = 0,07 мм; Смин = 0,038 мм) при угловых положениях колес а, б. в. После поворота колес в одно из этих положений )"а) посредством осевого и радиального смещений колеса между зубьями устанавливалась величина номинального бокового зазора (Сном = 0,1), заданная в чертеже. В этом положении определялись требуемые контролируемые параметры, а положение колес, наиболее удовлетворяющее требованиям к шуму пары, а также требованиям к форме и расположению пятна контакта производилось с сохранением установленного таким образом бокового зазора. Кроме того, контроль этой же пары по требованиям к боковому зазору осуществлялся наиболее широко распространенным способом ("по 4-м точкам") с использованием индикатора часового типа (См. Калашников С. Н. и др. Зубчатые колеса и их изготовление, 1983. С. 259, 260). Из результатов замера (С1 = 0,045; С2 = 0,047; С3 = 0,062; С4= 0,066) следует, что величина бокового зазора не выходит за пределы поля допуска и колебание бокового зазора также является допустимой величиной, т. е. можно было бы признать, что эти условия контроля обеспечивают получение достоверных результатов. Однако результаты контроля этих же параметров предложенным способом свидетельствуют о том, что в некоторых угловых положениях контролируемой зубчатой пары величина бокового зазора выходит за пределы поля допуска (фиг. 2), что свидетельствует о том, что при такой установке зубчатых колес заключение о годности пары по результатам контроля является не корректным. Данный способ комплексного контроля зубчатых колес и контрольно-обкатной станок обеспечивают высокую достоверность результатов контроля пары и удобство в эксплуатации, могут использоваться для всех видов зубчатых зацеплений. (56) Калашников С, Н. и др. Зубчатые колеса и их изготовление. М. : Машиностроение, 1983, с. 251, 254, 260. Авторское свидетельство СССР N 1288000, кл. В 23 F 23/12, 1987.