цепной ящик
Классы МПК: | B63B57/02 путем промывки |
Патентообладатель(и): | Филиппов Евгений Георгиевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-02-01 публикация патента:
30.03.1994 |
Использование: в судостроении, касается конструирования цепных ящиков якорных устройств. Сущность изобретения: цепной ящик выполнен с системой обмыва, содержащей расположенный под отсеком для хранения якорной цепи отстойник, отделенный от отсека решеткой, и моечный трубопровод с соплами для подачи моечной воды в отсек и отстойники с промывочными клапанами, а днище отстойника выполнено воронкообразным со сточным отверстием, при этом система обмыва снабжена отводным трубопроводом, сообщающим сточное отверстие отстойника с забортным водным пространством, и осушительным трубопроводом с клинкетными клапанами, сообщенным с отводным и моечным трубопроводами. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
ЦЕПНОЙ ЯЩИК , выполненный с отсеком для хpанения якоpной цепи, отличающийся тем, что, с целью повышения эксплуатационных качеств путем обеспечения возможности очистки цепного ящика, он выполнен с системой обмыва, содеpжащей pасположенный под упомянутым отсеком отстойник, отделенный от этого отсека pешеткой, и моечный тpубопpовод с соплами для подачи моечной воды в упомянутый отсек и отстойники с пpомывочными клапанами, а днище отстойника выполнено воpонкообpазным со сточным отвеpстием, пpи этом система обмыва снабжена отводным тpубопpоводом, сообщающим сточное отвеpстие отстойника с забоpтным водным пpостpанством, и осушительным тpубопpоводом с клинкетными клапанами, сообщенным с отводным и моечным тpубопpоводами.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к судостроению и касается конструирования цепных ящиков якорных устройств. Известен цепной ящик, выполненный с отсеком для хранения якорной цепи. При снятии с якоря судна, стоящего на илистом или глинистом грунте, якорная цепь несет с собой большое количество вязкого грунта, который невозможно смыть подачей воды вручную или существующими устройствами для смыва цепи. В результате при эксплуатации судна в цепном ящике скапливается большое количество грунта и отстоявшейся воды. В штормовую погоду через цепную трубу также попадает вода. Существующие осушительные системы забиваются образовавшимися грунтовыми пробками, что резко снижает их производительность, а чаще всего полностью выводит из строя. Отлив воды из цепных ящиков в этом случае производится ведрами, для чего необходимо полностью вытравить якорную цепь. Обычно эта операция производится одновременно с очисткой цепного ящика и требует значительного времени, больших затрат физических сил, а также производится в стесненном пространстве при свете фонарей. Обычно данная операция совмещается с предремонтной подготовкой судна, т. к. при эксплуатации выделить время при занятости экипажа и интенсивных рейсах невозможно. Все это приводит к ускоренному износу цепных ящиков, якорных цепей и ухудшает эксплуатацию судна. Целью изобретения является повышение эксплуатационных качеств путем обеспечения возможности очистки цепного ящика. Это достигается тем, что ящик выполнен с системой обмыва, содержащей расположенный под упомянутым отсеком отстойник, отделенный от отсека решеткой, и моечный трубопровод с соплами для подачи воды в отсек и отстойник и с промывочными клапанами, а днище отстойника выполнено воронкообразным со сточным отверстием, при этом система обмыва снабжена отводным трубопроводом, сообщающим сточное отверстие отстойника с забортным водным пространством, и осушительным трубопроводом с клинкетными клапанами, сообщенным с отводным и моечным трубопроводами. На фиг. 1 схематически показан цепной ящик; на фиг. 2 - схема трубопроводов для очистки цепного ящика. Якорное устройство имеет браншпиль 1 со стопором 2 якорной цепи 3, которая пропущена через якорный клюз 4 и выполнена с якорем 5 на свободном конце. Устройство 6 служит для отдачи откидного гака 7 с палубы. Цепь 3 хранится в описываемом цепном ящике 8. Браншпиль 1 имеет звездочку 9 якорной цепи 3. Система обмыва цепи 3 и осушения ящика 8 имеет отделенный от цепного ящика решеткой 10 отстойник 11 с воронкообразным днищем 12 и соплом 13 для обмыва якорной цепи 3. Сопло 14 служит для обмыва отстойника 11. Забортный трубопровод 15 отходит от днища 12 и имеет внутренний секущий клинкет 16, наружный секущий клинкет 17 и оканчивается забортным отверстием 18. Трубопровод 15 также сообщен с осушительно-промывочным трубопроводом 19. Клинкеты 16 и 17 имеют выводы 20 для управления ими. Осушительно-промывочный трубопровод 19 снабжен промывочным клапаном 21 и осушительным клапаном 22. Очистка цепного ящика производится следующим образом. При снятии с якоря открываются клинкеты 16 и 17 и подается моечная вода в сопло 13. Отмытый грунт через решетку 10 с водой попадает в отстойник 11 и по забортному трубопроводу 15 уходит за борт судна. Операция производится до полной отмывки якорной цепи от грунта, что возможно как в процессе снять с якоря, так и после окончания снятия по ходу судна. Манипулируя промывочными клапанами 21, промывают цепной ящик 8, отстойник 11 и забортный трубопровод 15. После окончания промывки подача моечной воды прекращается, закрывается наружный клинкет 17, отсекая цепной ящик 8 отзабортного пространства, при закрытых клапанах 21 открывается осушительный клапан 22 и включается система осушения, осуществляющая осушение цепного ящика 8, отстойника 11 и забортного трубопровода 15. По окончании осушения закрывается внутренний клинкет 16. Эта операция может производиться после каждого снятия с якоря. (56) Смирнов Н. Г. и Чижов А. М. Теория и устройство судов. М. : Транспорт, 1981.Класс B63B57/02 путем промывки