морской магнитный компас
Классы МПК: | G01C17/00 Компасы; устройства для определения положения истинного или магнитного северного полюса для навигационных или топографических целей |
Патентообладатель(и): | Чертков Константин Иванович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-10-31 публикация патента:
30.03.1994 |
Использование: компас предназначен для эксплуатации на морских и речных судах. Сущность изобретения: устройство состоит из герметичного котелка, заполненного рабочей жидкостью, в котором установлена шпилька. На шпильке размещены уравновешенные катушка и поплавок. Внутренняя поверхность котелка покрыта слоем белой водостойкой краски, нейтральной по отношению к рабочей жидкости, выполненной в виде дистиллированной воды, настоянной на кремне. При эксплуатации в условиях низких температур котелок может быть залит водным раствором "Тосола". 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
МОРСКОЙ МАГНИТНЫЙ КОМПАС , содеpжащий геpметичный котелок, заполненный pабочей жидкостью и выполненный с белым покpытием внутpенних стенок, нейтpальным к pабочей жидкости, и установленную внутpи котелка шпильку с pазмещенными на ней уpавновешенными каpтушкой и поплавком, отличающийся тем, что покpытие внутpенних стенок котелка выполнено в виде слоя водостойкой кpаски, а pабочая жидкость выполнена в виде дистиллиpованной воды, настоянной на кpемне.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области судостроения, в частности, к средствам навигации для морских и речных судов и кораблей. Известен морской магнитный компас, содержащий котелок с рабочей жидкостью и расположенные в нем шпильку и катушку. Известен также морской компас, содержащий заполненный рабочей жидкостью герметичный котелок с белым покрытием внутренних стенок. Внутри котелка установлена шпилька с уравновешенными катушкой и поплавком. Покрытием внутренних стенок котелка выполнено нейтральными по отношению к рабочей жидкости [2] . Недостатком прототипа [2] является использование в качестве рабочей жидкости дорогостоящего этилового спирта. Изобретение позволяет исключить применение спирта для заливки компасов и увеличить период их межремонтной эксплуатации. Изобретение поясняется чертежом. На фиг. 1 изображен компас в разрезе, на фиг. 2 - картушка компакса, на фиг. 3 - картушка, вид снизу. Устройство представляет собой латунный сосуд цилиндрической формы с двойным дном. Верхнее дно 1 делит котелок компаса (на фиг. отдельной позицией не обозначен) на верхнюю основную камеру 2 и нижнюю дополнительную камеру 3. В верхней камере 2 установлена колонка 4 для компасной шпильки 5 и размещены поплавок 6 и картушка 7. К дну поплавка 6 припаяны шесть пеналов 8 с магнитами и латунный ободок 9, несущий слюдяной и бумажный диски картушки 7 с нанесенными на них делениями от 0о и до 360о. В центре поплавка 6 закреплена агатовая топка 10, контактирующая со шпилькой 5. Котелок закрыт стеклом 11, через которое производится визуальное считывание показаний компаса. Топка 10 закреплена в поплавке 6 винтом 12. Внутренний объем котелка залит дистиллированной водой, настоянной на кремне, а внутренняя поверхность котелка покрыта слоем белой краски, нейтральной по отношению к рабочей жидкости. Картушка 7 и поплавок 6 сбалансированы таким образом, что вес подвижной части компаса в рабочей жидкости составляет 4 г. При эксплуатации компаса в условиях низких температур котелок может быть залит прозрачным водным раствором "Тосола", через который хорошо видны деления картушки и курсовой нити. При необходимости поплавок и картушка должны быть сбалансированы введением дополнительного груза (свинцовой пластинки). Вес дополнительного гурза рассчитывается, исходя на конкретных технических параметров устройства (плотность жидкости, вес картушки, выталкивающая сила поплавка, расчетная эксплуатационная температура и др. ). Груз распределяется симметрично относительно топки 10 и приклеивается к нижней части картушки 7 клеем берит или ЭДП. Использование изобретения позволяет удешевить производство компасов и увеличить срок их службы на судах морского и речного флота. (56) 1. Терехов И. Н. и др. Магнитные компасы. Курс кораблевождения Т. 5, кн 2, Л. Гидрометеоиздат, 1959, с. 192. 2. Кожухов В. П. и др. Магнитные компасы. М. , Транспорт, 1981, с. 152-155.Класс G01C17/00 Компасы; устройства для определения положения истинного или магнитного северного полюса для навигационных или топографических целей