Изобретение относится к конструкции правой механики язычкового клавишного музыкального инструмента. Сущность изобретения заключается в том, что механика имеет планку переключателя тональности, толкатели и рычаги. 4 ил.
ПРАВАЯ МЕХАНИКА ЯЗЫЧКОВОГО КЛАВИШНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА , содеpжащая связанную с клапанами голосовых камеp основную клавиатуpу с клавишами и педалями, отличающаяся тем, что, с целью повышения исполнительских возможностей, она имеет планку пеpеключателя тональности с отвеpстиями, толкатели и pычаги, пpи этом толкатели установлены с возможностью пpохождения чеpез отвеpстия планки, один конец котоpых соединен с педалями клавиш, а дpугой посpедством pычагов соединен с клапанами голосовых камеp.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к производству музыкальных инструментов, в частности инструментов, имеющих клавиатуру для правой и левой рук, например баянов. Известны трехрядные баяны, правая механика которых состоит из клавиатуры с тремя вертикальными рядами клавишей, связанной с клапанами голосовых камер [1] . Цель изобретения - увеличение исполнительских возможностей путем переключения клавиатуры на другую тональность. На фиг. 1 изображена правая механика баяна в исходном, среднем положении и планки; на фиг. 2 - то же, в положении планки в верхнем фиксируемом положении; на фиг. 3 - то же, в положении планки в нижнем фиксируемом положении; на фиг. 4 - то же, в исходном, среднем положении планки, расположенной вдоль рычажков (вариант 2). Вариант 1. Правая механика баяна состоит из трех вертикальных рядов 1, 2, 3 клавишей 4, планки 5, выполненной в виде угольника, расположенной вдоль педалей 6 клавишей 4 и имеющей возможность перемещения вдоль рядов 1, 2, 3 клавишей 4. В одной стенке планки 5 сделаны отверстия 7, через которые проходят толкатели 8, один конец которых выходит к педалям 6 клавишей 4, другой конец толкателей закреплен на рычажках 9, причем каждый рычажок 9 имеет только один прикрепленный к нему клапан 10 голосовых камер, который соответствует одной ноте. Все рычажки 9, работающие от ряда 1 клавишей 4, связаны непосредственно с клапанами 10 голосовых камер. Все рычажки, которые работают от рядов 2 и 3 клавишей 4, связаны с клапанами 10 через промежуточное соединение 11. Правая механика с переключателем тональности работает следующим образом. При положении планки 5 в среднем положении толкатели 8 действуют на рычажки 9, которые в свою очередь поднимают клапаны 10 голосовых камер. При перемещении планки 5 в верхнее фиксируемое положение все концы толкателей 8, которые выходят к педалям 6 клавишей 4, перемещаются на одну педаль вверх. При этом другие концы толкателей 8, связанные с рычажками 9, остаются на месте. Таким образом, клавиатура правой руки становится на полтона выше от основного тона. Аналогичное действие происходит при понижении на полтона от основного тона перемещением планки в нижнее фиксируемое положение. Вариант 2. Вариант 2 отличается от варианта 1 тем, что планка 5 расположена вдоль рычажков 9. Один конец толкателей 8 закреплен на педалях 6 клавишей 4, другой конец толкателей 8 выходит к рычажкам 9. При перемещении планки в верхнее или нижнее фиксируемое положение перемещаются соответственно вверх или вниз на один рычажок 9 все концы толкателей 8, выходящие к рычажкам, при этом другие концы, связанные с педалями 6, остаются на месте. Таким образом, клавиатура правой руки становится на полтона выше или ниже от основного тона. Внедрение предлагаемой механики для правой руки в трехрядном баяне даст возможность играть как на пятирядном - в любой хватке и в любой тональности. Отпадает необходимость разучивать музыкальные произведения в трех хватках. (56) 1. Розенфельд Н. Г. Гармони, баяны, аккордеоны. Конструирование и производство. М. : Лесная промышленность, 1964, с. 109-117.