роликоподшипник

Классы МПК:F16C19/36 однорядные 
Патентообладатель(и):Изосимов Михаил Ефимович
Приоритеты:
подача заявки:
1991-01-23
публикация патента:

Использование: в машиностроении. Сущность изобретения: роликоподшипник содержит наружное и внутреннее кольца с бортами, сопряженными с дорожками качения, и размещенные между ними рамки со скругленными торцами, сопряженными с рабочей частью с помощью плавных переходов. Радиус переходов не менее высоты борта кольца и не более радиуса скругления торца ролика. 2 з. п. ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

1. РОЛИКОПОДШИПНИК, содержащий наружное и внутреннее кольца с бортами, сопряженными с дорожками качения, и размещенные между ними ролики со скругленными торцами, сопряженными с рабочей частью, отличающийся тем, что, с целью уменьшения сопротивления трению торцов роликов о борта колец при аксиальных нагрузках, повышения надежности и долговечности, сопряжение рабочей поверхности ролика с поверхностью его торцевой части и сопряжение дорожки качения с ее бортами выполнены в виде участков криволинейных поверхностей, очерченных одинаковыми радиусами.

2. Роликоподшипник по п. 1, отличающийся тем, что радиус участка криволинейной поверхности выполнен величиной не менее высоты борта кольца.

3. Роликоподшипник по п. 1, отличающийся тем, что радиус участка криволинейной поверхности выполнен величиной не более радиуса скругления торца ролика.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в роликоподшипниках.

Известен роликоподшипник, содержащий наружное и внутреннее кольца с бортами, сопряженными с дорожками качения, и размещенные между ними ролики со скругленными торцами.

Однако в известных роликоподшипниках не устранено сопротивление трения торцов роликов о борта колец даже в комбинированных роликах (см. Шибер Р. А. и Круглый Г. Т. "Устройство и ремонт вагонов", 1974, с. 245, рис. 214 б).

Цель изобретения - уменьшение сопротивления трения торцов роликов о борта колец при аксиальных нагрузках, повышение надежности и долговечности.

Это достигается тем, что сопряжение рабочей поверхности ролика с поверхностью торцов и бортов колец с дорожками качения выполнено в виде плавного перехода с одинаковыми радиусами. Радиус перехода должен быть не менее высоты бортов колец, радиус перехода - не более радиуса торца ролика.

На чертеже показан роликоподшипник и варианты его исполнения.

Роликоподшипник содержит наружное 1 и внутреннее 2 кольца, между которыми помещены ролики 3 цилиндрической поверхностью 4 катания, конической поверхностью катания 5 или сферической поверхностью 6 катания. Переход от поверхности катания цилиндрического 4 ролика 3 выполняют с торцевой поверхностью радиусом 8, большим высоты 7 борта колец 1 и 2. Переход от конической 5 и сферической 6 поверхностях катания к торцевой поверхности роликов 3 производят также радиусами 9 и 10, большими высоты 7 бортов колец 1 и 2. Чем больше радиусы 8,9,10, тем лучшие эксплуатационные характеристики имеют роликовые подшипники. Однако максимальным радиусом перехода от цилиндрической 4 или конической 5 поверхности качения выполняют не более радиуcа 11 торца cопрягаемого ролика c плавным переходом от цилиндричеcкой 4 или коничеcкой 5 поверхноcти качения к сферической поверхности радиуса 11 торца ролика. Для сферического ролика 6 максимальный радиус 12 торцевой поверхности выполнен радиусом не больше радиуса торца ролика. Для цилиндрических и бочкообразных роликов поверхности выполняют одинакового радиуса. Для упрощения конструкции меньший торец конического ролика выполняют радиусом 11, не большим его меньшего торца, а больший торец конического ролика выполнен радиусом 9, большим высоты буртика.

Торцевой переход роликов 3 работает в режиме перекатывания по всей высоте бортов дорожек качения колец, т. е. сопрягаемые с торцами роликов поверхности бортов выполнены таких же радиусов 8,9,10 или сферические 11 и 12. При сферических 11 и 12 радиусах перехода торцевых поверхностей роликов 3 обеспечивается возможность восприятия осевых нагрузок подшипником и перекосов внутреннего и наружного колец, так как концентрация напряжений у краев ролика будет сильно уменьшена.

Изобретение может найти применение во вращательных частях машин. (56) Патент Великобритании N 1374098, кл. F 16 С 13/36, 1974.

Наверх