трехходовой регулирующий клапан
Классы МПК: | F16K11/044 с подвижными элементами, расположенными между седлами клапана |
Автор(ы): | Сергеев И.С., Костин Н.Н., Курбан В.Д., Красильников Б.А., Сосидка В.В. |
Патентообладатель(и): | Белорусская государственная политехническая академия |
Приоритеты: |
подача заявки:
1989-11-21 публикация патента:
15.04.1994 |
Использование: для автоматического управления. Сущность изобретения: в корпусе с направляющей в виде стакана между ограничительными упорами размещен полый запорный орган с штоком и пружиной возврата. Запорный орган выполнен в виде двух цилиндров и упругого кольца, расположенного между ними. Цилиндры установлены на штоке с возможностью их перемещения. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
ТРЕХХОДОВОЙ РЕГУЛИРУЮЩИЙ КЛАПАН, содержащий корпус с направляющей в виде стакана, в котором между ограничительными упорами размещен полый запорный орган со штоком и пружиной возврата, отличающийся тем, что запорный орган выполнен в виде двух цилиндров и упругого кольца, расположенного между ними, причем цилиндры установлены на штоке с возможностью их перемещения.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к автоматическому управлению, а более конкретно - к регулирующим органам, и может быть применено в системах жидкостного охлаждения двигателей внутреннего сгорания, в системах отопления и других объектах, где регулирование температуры осуществляется путем перераспределения ее потоков. Известен трехходовой клапан, запорный орган которого выполнен в виде двух цилиндров, установленных на штоке с возможностью их перемещения. Недостатком указанного клапана является то, что запорный орган выполнен не разгруженным. Известен также трехходовой регулирующий клапан, содержащий корпус с направляющей в виде стакана, в котором размещен запорный орган в виде полого цилиндра с четырьмя уплотнительными кромками попарно, который взят за прототип. Однако конструкция указанного клапана не позволяет полностью обеспечить его динамическую устойчивость и ликвидировать возникающие автоколебания. Целью изобретения является устранение автоколебаний путем компенсации силы, возникающей в верхней части запорных поверхностей цилиндра. В предлагаемой конструкции зазоры появляются одновременно с двух сторон перемещающегося цилиндра, чем обеспечивается омывание запорного органа со всех сторон и, как следствие, устранение автоколебаний. Поставленная цель достигается тем, что запорный орган выполнен в виде двух цилиндров и упругого кольца, расположенного между ними, причем цилиндры установлены на штоке с возможностью их перемещения. На чертеже изображен предлагаемый клапан. Клапан состоит из верхнего и нижнего полых цилиндров 1 и 2, между которыми помещено упругое кольцо 3, например, V-образного сечения. Цилиндры установлены на вертикальном штоке 4 между упорами - верхним буртиком на штоке и шайбой 5, прижатой к нижнему буртику штока пружиной возврата 6. Для ограничения перемещения цилиндров выполнен упор 7. Цилиндры помещены в направляющую в виде стакана 8, имеющего окна, которые сообщаются с патрубками корпуса 9 клапана. Трехходовой регулирующий клапан работает следующим образом. При отсутствии воздействия от управляющего устройства, установленного в верхней части корпуса 9, пружина возврата 6 через шайбу 5 перемещает цилиндры 1 и 2 и упругое кольцо 3 в верхнее крайнее положение до упора 7. При этом нижний цилиндр 2 сжимает упругое кольцо 3, вследствие чего увеличивается его диаметр. Упругое кольцо 3 прижимается к внутренней поверхности стакана 8 и происходит герметичное перекрытие верхнего окна. При наличии воздействия от управляющего устройства начинает перемещаться нижний цилиндр 2, освобождая тем самым упругое кольцо 3. Последнее уменьшает свой диаметр и образуется зазор между нижней частью цилиндра 1 и стаканом 8, через который начинает протекать жидкость. При дальнейшем перемещении штока 4 перемещается цилиндр 1, образуя зазор в верхней части со стороны упора 7, через который начинает также протекать жидкость. Таким образом цилиндр 1 омывается жидкостью со всех сторон, что позволяет устранить автоколебания. В нижнем положении запорного органа происходят явления, аналогичные описанным. Описанные конструктивные особенности предлагаемого клапана не только позволяют устранить автоколебания, но и обеспечивают плавное (свободное) перемещение запорного органа, что значительно уменьшает износ его деталей. Серийный выпуск предлагаемой конструкции клапана намечается на Сафоновском заводе "Теплоконтроль" (Смоленская обл. ) (56) Патент Германии N 412890, кл. 47 g 20/01, 1925. Авторское свидетельство СССР N 189066, кл. F 16 K 11/044, 1965.Класс F16K11/044 с подвижными элементами, расположенными между седлами клапана