Научно-технический центр Производственного объединения "АвтоВАЗ"
Приоритеты:
подача заявки: 1992-05-26
публикация патента: 30.04.1994
Использование: в машиностроении, в частности в устройствах глушителя двигателя. Сущность изобретения: корпус 1 глушителя заключен в герметичную камеру 6, полость 7 которой посредством рассеивателей 2 сообщается с полостью корпуса. Рассеиватели 2 выполнены в виде перфорированных участков в стенках кольцевого корпуса 1. Наружная поверхность перфорированных участков кольцевого корпуса 1 охвачена дополнительными рассеивателями 5, выполненными из газопроницаемого, шумопоглощаемого материала. 2 з. п. ф-лы, 3 ил.
1. ГЛУШИТЕЛЬ ШУМА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ, содержащий цилиндрический корпус кольцевой формы с впускным и выпускным патрубками, размещенными соосно, и рассеиватели, установленные в корпусе, отличающийся тем, что он снабжен герметичной камерой, охватывающей корпус, полости камеры и корпуса при помощи рассеивателей сообщены между собой. 2. Глушитель по п. 1, отличающийся тем, что каждый рассеиватель выполнен в виде перфорированных участков стенок корпуса. 3. Глушитель по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что он снабжен дополнительными рассеивателями, выполненными из газопроницаемого, шумопоглощающего материала, охватывающего наружные перфорированные участки стенок корпуса.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, а именно к глушителям шума энергетической установки. Известен глушитель шума энергетической установки, содержащий цилиндрический корпус кольцевой формы с впускным и выпускным патрубками, размещенными соосно, и рассеиватель, установленный в корпусе, при этом участки корпуса, ограниченные осями патрубков, выполнены с длинами в соотношении 3: 1. Рассеиватели могут быть выполнены в виде перфорированных перегородок, установленных по обе стороны от оси впускного патрубка на расстоянии 1/8 длины корпуса. Описанный глушитель является высокоэффективным для глушения средних и высоких частот звукового спектра. Однако для эффективного заглушения низких частот требуются значительные габариты глушителя, а это прямо связано с увеличением его массы, что может сделать нереальным его применение, например, в легковых автомобилях. Кроме того, описанная конструкция является очень чувствительной к настройке. Цель изобретения - повышение эффективности глушителя путем расширения полосы заглушения при обеспечении высокой технологичности и простоты конструкции. Сущность изобретения заключается в том, что в глушителе шума энергетической установки, содержащем цилиндрический корпус кольцевой формы с впускным и выпускным патрубками, размещенными соосно, и рассеиватели, установленные в корпусе, участки которого, ограниченные осями патрубков, выполнены с длинами в соотношении 3: 1, корпус заключен в герметичную камеру, полость которой посредством рассеивателей сообщается с полостью корпуса. При таком конструктивном исполнении за счет интерференционных эффектов в полости кольцевого корпуса эффективно заглушаются средние и высокие частоты звукового спектра, а низкие частоты эффективно заглушаются в резонансной камере. Рассеиватели могут быть выполнены в виде перфорированных участков в стенках кольцевого корпуса, при этом наружная поверхность перфорированных участков может быть охвачена дополнительными рассеивателями, выполненными в виде проставок из газопроницаемого, шумопоглощающего материала (пористая керамика, катодная медь, пористый сетчатый материал, металлорезина и др. ). При этом рассеиватели в кольцевом корпусе размещены определенным образом, а именно в зонах возбуждения резонансных колебаний для случая, когда за период колебаний волна успевает пробежать половину длины кольцевого корпуса, что исключает передачу этих резонансных колебаний в полость герметичной камеры, где эффективно осуществляется рассеивание низкочастотной звуковой энергии. На фиг. 1 показан заявляемый глушитель; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - вариант конструктивного исполнения глушителя. Глушитель шума содержит цилиндрический корпус 1 кольцевой формы, в котором установлены рассеиватели 2, и закрепленные на нем впускной 3 и выпускной 4 патрубки. Длины L1 и L2 участков корпуса 1, ограниченные осями патрубков 3 и 4, составляют соответственно 3: 1. Рассеиватели 2 выполнены в виде перфорированных участков в стенках кольцевого корпуса 1 и снабжены дополнительными рассеивателями 5, выполненными из газопроницаемого, шумопоглощающего материала. Рассеиватели 2 установлены по обе стороны от оси впускного патрубка 3 на расстоянии 1/8L, где L - длина корпуса 1. Корпус 1 заключен в герметичную камеру 6, полость 7 которой посредством рассеивателей 2 сообщается с полостью корпуса 1. Работает глушитель шума обычным образом. За счет интерференционных эффектов в кольцевом корпусе 1 происходит эффективно заглушение средне- и высокочастотного шума. Для эффективного подавления низкочастотного шума кольцевой корпус 1 помещен в герметичную резонаторную камеру 6, которая посредством рассеивателей 2 (сквозных отверстий в стенке корпуса 1) сообщается с внутренней полостью корпуса. Полученный таким образом симбиоз интерференционного и камерного глушителей позволяет значительно расширить полосу заглушения в сторону низких частот. Настройка камерного глушителя осуществляется в зависимости от необходимости решения приоритетных задач путем подбора величины объема полости 7 и/или степени перфорации рассеивателей 2. Наиболее целесообразно настройку камерного глушителя производить на рабочую частоту рабочего процесса двигателя, соответствующую величине оборотов максимального крутящего момента (для спортивных двигателей - оборотов эффективной мощности).