скважинная насосная станция
Классы МПК: | F04B47/08 с гидравлическими или пневматическими двигателями F04C11/00 Агрегаты из двух или более роторных машин или насосов с вращающимися или качающимися рабочими органами; насосные установки |
Патентообладатель(и): | Михеев Евгений Алексеевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-03-17 публикация патента:
30.04.1994 |
Сущность изобретения: в общем корпусе при помощи узла крепления в колонке сдвоенных насосно-компрессорных труб, установленных одна в другой, установлены объемные лопастные насос и гидродвигатель. Гидродвигатель соединен с наземным насосом и электродвигателем. Корпус снабжен крышкой в виде раструба, образующего камеру для подвода и отвода приводной среды, в которой установлен торцовой распределитель. Цилиндрические поверхности распределителя уплотнены. Раструб имеет осевую подвижность и снабжен наконечником для соединения с внутнренней трубой при помощи втулки с направляющей конусной поверхностью. Верхняя часть колонны снабжена узлом крепления, выполненным в виде направляющих для внутренних труб, установленных одна над другой, и муфт для соединения наружных труб между собой и с корпусом. Трубы имеют окна для прохода приводной среды, верхняя - отверстие с направляющей конусной поверхностью, в котором установлена самоуплотняющаяся манжета. На наружной поверхности статора двигателя выполнены каналы для отвода отработанной и откачиваемой жидкости в межтрубное пространство. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
СКВАЖИННАЯ НАСОСНАЯ СТАНЦИЯ, содержащая установленные в общем корпусе, при помощи узла крепления, в колонне сдвоенных насосно-компрессорных труб, расположенных одна в другой, объемные лопастные насос и гидродвигатель, соединенный с наземным насосом и электродвигателем, трубопроводы подвода и подачи приводной среды, отличающаяся тем, что корпус двигателя и насоса снабжен крышкой в виде раструба, образующего камеру для подвода и отвода приводной среды, в которой установлен торцевой распределитель, цилиндрические поверхности которого уплотнены, при этом раструб имеет осевую подвижность и снабжен наконечником для соединения с внутренней трубой при помощи втулки, имеющей направляющую конусную поверхность, верхняя часть колонны труб снабжена узлом крепления последних между собой, выполненным в виде направляющих для внутренних труб, установленных над другой, имеющих окна для прохода приводной среды, верхняя из которых имеет отверстие с направляющей конусной поверхностью, в которой установлена самоуплотняющаяся манжета, и муфт для соединения наружных труб между собой и с корпусом двигателя и насоса, при этом на наружной поверхности статора двигателя выполнены каналы для отвода отработанной и откачиваемой жидкости в межтрубное пространство.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к нефтяной промышленности и предназначено для добычи нефти из скважин погружными насосами. Известны насосные станции для добычи нефти с объемным гидроприводом, которые устанавливаются в скважинах наколонне насосно-компрессорных труб, при этом дв скважине расположено седло-пакер с обратным клапаном, подъем откачиваемой нефти и отработанной рабочей среды производится по затрубному пространству. Имеются объемные гидроприводные станции со сдвоенной колонной насосно-компрессорных тртуб, когда по одной подается рабочая среда к погружному гидравлическому двигателю, а по другой поднимается отработанная или смесь откачиваемой нефти и отработанной среды. Сдвоенные колонны насосно-компрессорных труб применяются и при раздельной эксплуатации пластов и газлифтном способе добычи. Недостатками этих насосных станций являются снижение надежности установкой пакерат и усложнение обслуживания при его установке и спуске сдвоенной колонны насосно-компрессорных труб. Целью изобретения является повышение надежности и удобства обслуживания скважинной насосной станции при использовании объемных погружных двигателей и насосов лопастного (шиберного) типа. Указанная цель достигается тем, что присоединение сдвоенных насосно-компрессорных труб с концентричным расположением их относительно друг друга к корпусу погружного лопастного двигателя и погружного лопастного насоса и между собой производится ввинчиванием наружной трубы в муфту корпуса или сдвоенной насосно-компрессорной трубы, а внутренней заходом наконечника, выполненного на направляющей внутренней трубы со стороны муфты корпуса или сдвоенной насосно-компрессорной трубы, в гнездо, выполненное на направляющей внутренней трубы и снабженное самоуплотняющейся манжетой, для прохода отработанной рабочей среды и откачиваемой жидкости на наружной поверхности статора погружного лопастного двигателя выполнены каналы, соединяющиеся с затрубным пространством сдвоенной насосно-компрессорной трубы и отделенные от камеры подвода рабочей среды к погружному лопастному двигателю, образованной раструбом-наконечником, сопряженным с цилиндрической частью торцового распределителя с установленным в этом сопряжении уплотнением. Новым признаком, неизвестным и имеющим новый технический уровень, является конструкция соединения сдвоенной насосно-компрессорной трубы с погружным лопастным двигателем и между собой. Это признак определяет конструкцию погружного лопастного двигателя. На фиг. 1 изобаржена схема скважинной насосной станции; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1 (поперечное сечение погружного лопастного двигателя); на фиг. 3 - узел I на фиг. 1 (узел присоединения сдвоенной насосно-компрессорной трубы к корпусу погружного лопастного двигателя и насоса). Скважинная насосная станция включает погружной лопастной насос 1 с погружным лопастным двигателем 2, смонтированные в одном корпусе 3 спускаемые в скважину на колонне сдвоенных насосно-компрессорных труб 5, концентрично установленных одна в другой, внутренняя труба 6 служит для подачи рабочей среды к погружному двигателю 2, а межтрубное пространство между внутренней 6 и наружной 7 трубами сдвоенной колонны насосно-компрессорных труб 5 служит для подъема откачиваемой жидкости и отработанной среды, наземный насос 8 с электродвигателем 9 и трубопроводами 10 и 11 всасывания и подачи рабочей среды, при этом в трубопроводе 10 всасывания установлено реле 12 потока, а в трубопроводе 11 подачи рабочей среды - вентиль 13. Соединение сдвоенной колонны насосно-компрессорных труб 5 производится знавинчиванием наружной трубы 7 в муфту 14 или в муфту корпуса 3, при этом внутренняя труба 6 закрепляется в направляющей 15, устанавливаемой в муфтовой части наружной трубы 7, и своим концом, выполненным в виде наконечника, входит в гнездо 16 с самоуплотняющейся манжетой 17. Гнездо 16 выполнено в виде направляющей внутренней трубы 16, которая крепится в ней с одной стороны, а с другой стороны на ней выполнена коническая заходная часть 18 в виде конуса. Между торцами наружных труб 7 устанавливается манжета 19. Лопастной погружной насос 1, погружной лопастной двигатель 2 и наземный насос 8 выполнены в виде модулей, имеющих одинаковые статоры 20, роторы 21, лопатки-шиберы 22 и торцовые распределители 23. На статоре 20 погружного лопастного двигателя 2 выполнены пазы 24 для прохода отработанной среды и откачиваемой нефти. Присоединение колонны насосно-компрессорных труб 5 к корпусу насоса (как и между собой) производится ввинчиванием наружной трубы 7 в муфту корпуса 3, а соединение внутренней трубы 6 производится посадкой гнезда 16 на наконечник-раструб 25, образующий камеры (К) подвода рабочей среды к погружному двигателю 2, сопряжением с цилиндрической поверхностью имеющего возможностть осевого перемещения торцового распределителя 23 с уплотнением 26. Насосная станция работает следующим образом. В скважину на колонне насосно-компрессорных труб 5 спускается погружной лопастной насос 1 с погружным лопастным двигателем 2, смонтированные в корпусе 3. На поверхности монтируется наземной насос 8 подачи рабочей среды с трубопроводами 10 и 11 всасывания и нагнетания рабочей среды. Внутренняя труба 6 колонны насосно-компрессорных труб 5 заполняется рабочей средой под давлением от временного пускового насоса или устройства через открытый вентиль 13 трубопровода 11, производится запуск погружного лопастного двигателя 2, после чего вентиль 13 закрывается и включается электродвигатель 9. рабочая среда по трубе 6 попадает в камеру К подвода рабочей среды, образованную наконечником-раструбом 25 и, проходя через торцовый распределитель 23, попадает в рабочие полости погружного лопастного двигателя и вращает ротор 21, а тот погружной лопастной насос 1. Отработанная рабочая среда, выходя из рабочих полостей погружного лопастного двигателя 2, проходит по пазам 24 и попадает в межтрубное пространство сдвоенной колонны насосно-компрессорных труб 5. Нефть из скважины засасывается в погружной лопастной насос 1 через обратный клапан 4 и через пазы 24, смешиваясь с отработанной средой, подается на поверхность по межтрубному пространству сдвоенной колонны насосно-компрессорных труб 5. Экономический эффект от внедрения предлагаемой скважинной насосной станции складывается из снижения затрат на обслуживание и повышения надежности за счет отказа от использования пакеров, которые необходимо спускать в скважину отдельно, а при выходе их из строя возникают сложности по подъему их на поверхность. Некоторое усложнение конструкции сдвоенной колонны насосно-компрессорных труб оправдывается за счет удобства их свинчивания, что практически не меняет технологии спуска-подъема, а увеличение скорости подъема откачиваемой нефти снижает отложения парафина в межтрубном пространстве колонны насосно-компрессорных труб.Класс F04B47/08 с гидравлическими или пневматическими двигателями
насосная установка - патент 2515693 (20.05.2014) | |
насосная установка - патент 2506458 (10.02.2014) | |
установка погружная электрогидроприводная - патент 2504692 (20.01.2014) | |
установка погружная электрогидроприводная - патент 2504691 (20.01.2014) | |
гидроприводная насосная установка - патент 2493434 (20.09.2013) | |
установка погружная электрогидроприводная - патент 2489601 (10.08.2013) | |
гидроприводная насосная установка - патент 2463480 (10.10.2012) | |
насосная установка - патент 2433305 (10.11.2011) | |
погружной скважинный диафрагменный насосный агрегат для добычи нефти - патент 2382903 (27.02.2010) | |
насосный агрегат - патент 2380572 (27.01.2010) |
Класс F04C11/00 Агрегаты из двух или более роторных машин или насосов с вращающимися или качающимися рабочими органами; насосные установки