механизм переключения скоростей станка

Классы МПК:B23Q5/12 механические приводы с устройствами для изменения передаточного отношения 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Спицин Николай Федорович
Приоритеты:
подача заявки:
1990-07-17
публикация патента:

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для переключения шестерен, муфт в коробках скоростей станков. Сущность изобретения: механизм переключения содержит переключающие вилки 12, 13, связанные с толкателями 10, 11. На корпусе гидроцилиндра размещен ползун 4 с криволинейным пазом 5, в котором размещены ролики 6, 7, связанные через оси 8, 9 с толкателями 10, 11. Упомянутые толкатели предназначены для размещения в корпусе коробки скоростей станка перпендикулярно направлению движения ползуна 4. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ СКОРОСТЕЙ СТАНКА, содержащий переключающую вилку, связанную с толкателем, и силовой орган поступательного перемещения толкателя, отличающийся тем, что, с целью расширения технологических возможностей станка путем обеспечения перемещения на различные расстояния, механизм снабжен связанным с силовым органом ползуном с криволинейным пазом и размещенным в нем роликом, при этом ползун установлен в выполненном в толкателе диаметральном пазу, а ролик посредством оси связан с толкателем, который предназначен для размещения в корпусе коробки скоростей станка перпендикулярно направляющим ползуна.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для переключения шестерен, муфт и тому подобных деталей, в частности, для перемещения шестерен муфт в коробках скоростей станков.

Известен механизм переключения скоростей, например, металлорежущего станка, в котором переключающая вилка жестко связана со втулкой, свободно посаженной на толкатель таким образом, что ее осевое перемещение относительно последнего возможно в пределах, ограниченных уступом на толкателе и навинченной на толкатель гайкой, причем в стенке втулки имеются цилиндрические отверстия, взаимодействующие с цилиндрической частью фиксаторов, а расстояние между этими отверстиями, равное ходу переключаемого зубчатого блока, меньше расстояния между канавками на поверхности толкателя на величину возможного относительного перемещения вилки и толкателя.

Недостатком известного механизма является сложность конструкции и ограниченные технологические возможности, так как перемещение элементов возможно только по траектории, параллельной оси поршня и невозможно перемещение элементов в плоскости, перпендикулярной оси поршня.

Поставленная цель достигается тем, что механизм переключения скоростей станка, содержащий связанную с толкателем переключающую вилку и силовой орган поступательного перемещения толкателя, снабжен связанным с силовым органом ползуном с криволинейным пазом и размещенным в нем роликом, ползун установлен в выполненном в толкателе диаметральном пазу, а ролик посредством оси связан с толкателем, который предназначен для размещения в корпусе коробки скоростей станка перпендикулярно направлению движения ползуна.

На фиг. 1 изображено устройство, общий вид, вид сверху; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 2.

Устройство содержит корпус 1 гидроцилиндра, поршневой шток 2, соединенный через упор 3 с ползуном 4, в котором выполнен криволинейный паз 5. Ползун 4 через ролики 6 и 7, оси 8 и 9 связан с толкателями 10 и 11, соединенными с переключающими вилками 12 и 13.

Ползун 4 ограничен от смещения вниз корпусом 14 коробки скоростей, от бокового смещения - стенками пазов 15 и 16, т. е. пазы 15 и 16 являются направляющими для ползуна 4, вверх - планкой 17, закрепленной на корпусе 1 (не показана). Толкатели 10 и 11 размещены в отвеpстиях 18 и 19, выполненных в выступе 20 корпуса 1 (выступ может быть заменен отдельной планкой) и которые служат направляющими для толкателей 10 и 11 и размещены перпендикулярно оси штока 2. Выполнение отверстий в выступе корпуса 1 или в отдельной планке позволяет размещать толкатели 10 и 11 с требуемой точностью, выполнение отверстий 21, 22, 23 и 24 в корпусе 14 коробки скоростей с высокой точностью практически невозможно, ввиду большого расстояния (в сотни мм) между станками 25 и 26 корпуса 14 коробки скоростей.

Устройство работает следующим образом.

На фиг. 2 изображено исходное положение механизма.

Поршневой шток 2 с ползуном 4 перемещают влево. При этом толкатель 10 сместится вниз, а толкатель 11 останется в прежнем положении. Получается второе относительное положение вилок 12, 13 и толкателей 10, 11.

Для получения третьего относительного положения вилок 12, 13 и толкателей 10, 11, поршневой шток 2 с ползуном 4 смещается еще вниз. При этом толкатель 11 сместится вниз, а толкатель 10 остается неподвижным.

Таким образом, взаимодействие ползуна, по меньшей мере, с одним толкателем, размещенным в отверстии, выполненном в корпусе перпендикулярно оси отверстия поршневого штока, а выполнение направляющей в толкателе в виде паза позволяет значительно расширить технологические возможности использования устройства, т. е. обеспечивается возможность перемещения различных элементов не только по траектории, параллельной оси отверстия под поршень, но и в плоскости, перпендикулярной этой оси а именно в зависимости от положения вилок 12 и 13 (в данном случае 3 положения) шестерни или муфты известной конструкции (не показаны) занимают также три соответствующих положения.

При этом уменьшается количество ремонтных работ примерно на 1% от стоимости станка, а также повышается производительность станка.

Наверх