транспортное средство

Классы МПК:B60V3/00 Наземные транспортные средства, суда или летательные аппараты, приспособленные или модифицированные для передвижения на воздушной подушке
B60V3/08 летательные аппараты, например с посадочным устройством на воздушной подушке 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Пелагенко Андрей Петрович
Приоритеты:
подача заявки:
1990-07-09
публикация патента:

Изобретение относится к транспортным средствам, перемещающимся по бездорожью способом скольжения или на воздушной подушке. Сущность изобретения заключается в том, что секции каждой из опор расположены в двух параллельных рядах и снабжены верхними крышками, которые вставлены внутрь жестких днищевых протекторов со сдвигом на половину длины секции, при этом надувные упругие баллоны размещены между указанными протекторами и крышками, которые связаны между собой посредством горизонтальных диагональных расчалок, а с корпусом - посредством шарнирных звеньев и гибких тяг, причем переднее и заднее гибкие ограждения расположены между параллельными рядами секций каждой опоры и закреплены на торцах их рядов. Каждая опора снабжена внутренней гибкой герметичной диафрагмой, которая по периметру закреплена на переднем и заднем гибких ограждениях и на жестких днищевых протекторах. Каждая опора выполнена с поперечными стяжками, посредством которых жесткие днищевые протекторы соединены с верхними крышками, при этом указанные стяжки размещены между надувными упругими баллонами. Верхние крышки снабжены ограничителями вертикального смещения днищевых протекторов. 3 з. п. ф-лы, 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6

Формула изобретения

1. ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, содержащее корпус, переднее и заднее гибкие ограждения воздушной подушки, а также бортовые продольные ограждающие опоры, выполненные из продольных секций, причем каждая из последних снабжена жестким днищевым протектором и размещенным над ним надувным упругим баллоном, отличающееся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик путем повышения гибкости и надежности опор, секции каждой из указанных у опор расположены в двух параллельных рядах и снабжены верхними крышками, которые вставлены внутрь жестких днищевых протекторов со сдвигом на половину длины секции, при этом надувные упругие баллоны размещены между указанными протекторами и крышками, которые связаны между собой посредством горизонтальных диагональных расчалок, а с корпусом - посредством шарнирных звеньев и гибких тяг, причем переднее и заднее гибкие ограждения расположены между параллельными рядами секций каждой опоры и закреплены на торцах их рядов.

2. Транспортное средство по п. 1, отличающееся тем, что каждая опора снабжена внутренней гибкой герметичной диафрагмой, которая по периметру закреплена на переднем и заднем гибких ограждениях и на жестких днищевых протекторах.

3. Транспортное средство по п. 1, отличающееся тем, что каждая опора выполнена с поперечными стяжками, посредством которых жесткие днищевые протекторы соединены с верхними крышками, при этом указанные стяжки размещены между надувными упругими баллонами.

4. Транспортное средство по п. 1, отличающееся тем, что верхние крышки снабжены ограничителями вертикального смещения днищевых протекторов.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к транспортным средствам, перемещающимся по опорной поверхности способом скольжения с использованием воздушной подушки, и может применяться для перевозки крупнотоннажных грузов и пассажиров в условиях бездорожья, тундры, Крайнего Севера, Сибири.

Известно транспортное средство типа "Аэроджип", включающее корпус, закрепленный при помощи тросовых расчалок на замкнутой по периметру эластичной надувной ограждающей оболочке, скользящей по опорной поверхности в процессе движения.

Недостатками такого средства являются низкие эксплуатационные характеристики, обусловленные низкой прочностью и жесткостью ограждающей оболочки. Происходит интенсивный износ вследствие трения по опорной поверхности и наличия концентратов напряжений в узлах крепления расчалок. Такие конструкции применимы лишь для малогабаритных и тихоходных транспортных средств, перемещающихся по снегу или воде.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является транспортное средство, содержащее корпус, к которому прикреплены переднее и заднее гибкие ограждения воздушной подушки, а также бортовые продольные ограждения опоры, выполненные из продольных секций, причем каждая из последних снабжена жестким днищевым протектором и размещенным над ним надувным упругим баллоном.

Недостатками такого средства являются низкие эксплуатационные характеристики, обусловленные низкой надежностью из-за интенсивного износа баллонов вследствие наличия концентраторов напряжений в узлах крепления к корпусу и нагружения их продольными силами (трения и ускорения), а также низкой гибкостью опор, так как крепление баллонов осуществлено к жесткому корпусу.

Цель изобретения - улучшение эксплуатационных характеристик путем повышения гибкости и надежности опор.

Поставленная цель достигается тем, что секции каждой из опор расположены в двух параллельных рядах и снабжены верхними крышками, которые вставлены внутрь жестких днищевых протекторов со сдвигом на половину длины секции, при этом надувные упругие баллоны размещены между указанными протекторами и крышками, которые связаны между собой посредством горизонтальных диагональных расчалок, а с корпусом посредством шарнирных стержней и гибких тяг, причем переднее и заднее гибкие ограждения расположены между параллельными рядами секций каждой опоры и закреплены на торцах указанных рядов.

Каждая из опор снабжена внутренней гибкой герметичной диафрагмой, которая по периметру закреплена на переднем и заднем гибких ограждениях и на жестких днищевых протекторах. Верхние крышки и жесткие днищевые протекторы снабжены поперечными стягивающими элементами, проходящими между упругими баллонами. Верхние крышки снабжены ограничителями вертикального смещения днищевых протекторов.

На фиг. 1 показан общий вид транспортного средства; на фиг. 2 - то же, вид спереди; на фиг. 3 - то же, вид сверху; на фиг. 4 - вид по стрелке А на фиг. 2; на фиг. 5 - сечение Б-Б на фиг. 4 (ограждающая опора в режиме скольжения); на фиг. 6 - то же (в режиме воздушной подушки).

Транспортное средство содержит корпус 1 и две бортовые продольные опоры 2, составленные из продольных секций 3, расположенных в каждой из опор 2 в двух параллельных рядах 4. Каждая секция 3 состоит из жесткого днищевого протектора 5 и вставленной в него со сдвигом на половину длины крышки 6. Между крышками 6 и протекторами 5 размещены надувные упругие баллоны 7, длина которых равна половине длины крышки 6. В каждой из опор 2 крышки 6 одного параллельного ряда 4 связаны между крышками 6 другого параллельного ряда 4 посредством горизонтальных диагональных расчалок 8, а с корпусом 1 посредством шарнирных стержней 9 и гибких тяг 10. В каждой из опор 2 между параллельными рядами 4 секций 3 расположены переднее гибкое ограждение 11 и заднее гибкое ограждение 12, которые закреплены на торцах 13 параллельных рядов 4. Крышки 6 и днищевые протекторы 5 снабжены поперечными стягивающими элементами 14, проходящими между торцами 15 надувных баллонов 7 по стыкам 16 крышек 6 и стыкам 17 днищевых протекторов 5. Крышки 6 снабжены ограничителями 18 вертикального смещения днищевых протекторов 5. Между параллельными рядами 4 секций 3 каждой опоры 2 установлены гибкие герметичные диафрагмы 19, закрепленные на переднем 11 и заднем 12 гибких ограждениях и на жестких днищевых протекторах 6. В замкнутые пространства 20 под диафрагму 19 подводятся выхлопные газы от двигательных установок 21 по трубам 22 и таким образом создается воздушная подушка.

Узлами крепления 23 шарнирные стержни 9 и гибкие тяги 10 прикрепляются к корпусу 1. Для увеличения износостойкости протекторов 5 на них установлены защитные накладки 24.

При движении транспортного средства в режиме скольжения его вес через шарнирные стержни 9 и гибкие тяги 10, крышки 6, баллоны 7 и днищевые протекторы 5 с защитными накладками 24 передается на опорную поверхность 25. Силы трения, ускорения и торможения передаются с днищевых протекторов 5 через поперечные стягивающие элементы 14 на крышки 6 и через горизонтальные диагональные расчалки 8 и гибкие тяги 10 на корпус 1.

Подвижность секций 3 относительно друг друга в вертикальной плоскости позволяет отслеживать профиль опорной поверхности 25. Шарнирная и тросовая подвеска опор 2 позволяет им занимать необходимое положение в пространстве относительно корпуса 1 и в то же время передавать динамические и статические нагрузки в горизонтальном направлении с днищевых протекторов 5 на крышки 6 через поперечные стягивающие элементы 14, а в вертикальном направлении через баллоны 7. При этом баллоны 7 обеспечивают упругость опор 2 и их герметичность, а поперечные стягивающие элементы 14 воспринимают нагрузки от давления баллонов 7 на борта крышек 6 и протекторов 5. При движении транспортного средства в режиме воздушной подушки газы от двигательных установок 21 подаются в замкнутое пространство 20, где под герметичной диафрагмой 19 и опорами 2 создается избыточное давление, компенсирующее вес транспортного средства.

Положительный эффект достигается путем увеличения гибкости опор за счет обеспечения возможности смещения их секций в вертикальной и горизонтальной плоскостях относительно корпуса и возможности вращения их относительно продольной оси, а также увеличение надежности опор за счет того, что упругие баллоны не имеют узлов крепления и нагружаются только распределенными вертикальными силами. Предлагаемое техническое решение позволяет проектировать транспортные средства, сочетающие в себе преимущества аппаратов на воздушной подушке и аппаратов на скользящих опорах, имеющих малое давление на опорную поверхность, большие скорость и габариты и хорошую маневренность. Особенно эффективно их проектирование на базе самолетов, вылетавших ресурс.

Класс B60V3/00 Наземные транспортные средства, суда или летательные аппараты, приспособленные или модифицированные для передвижения на воздушной подушке

аппарат на воздушной подушке -  патент 2527640 (10.09.2014)
стенд для определения вращательных производных аэродинамических сил и моментов модели в аэродинамической трубе -  патент 2522794 (20.07.2014)
экраноплан-поезд -  патент 2522189 (10.07.2014)
транспортное средство на воздушной подушке -  патент 2518961 (10.06.2014)
аэроглиссер-амфибия -  патент 2508997 (10.03.2014)
способ разрушения ледяного покрова -  патент 2507104 (20.02.2014)
транспортное средство на воздушной подушке -  патент 2492081 (10.09.2013)
монорельсовая транспортная система с вагонами на воздушной подушке -  патент 2488500 (27.07.2013)
соединение эластичных оболочек с жесткими конструкциями -  патент 2488499 (27.07.2013)
аэродинамическое судно -  патент 2470808 (27.12.2012)

Класс B60V3/08 летательные аппараты, например с посадочным устройством на воздушной подушке 

Наверх