стальная шпала
Классы МПК: | E01B3/16 стальные |
Автор(ы): | Медведев В.С., Александров М.Ю., Булгаков Е.И., Мних Ю.В., Дорожко И.К., Проценко Ю.Ю., Денисов К.П., Кульшенко С.В., Кацалапенко А.Е. |
Патентообладатель(и): | Украинский государственный научно-исследовательский институт металлов |
Приоритеты: |
подача заявки:
1989-12-04 публикация патента:
30.05.1994 |
Использование: в области строительства рельсовых путей промышленных предприятий, в частности металлических шпал. Сущность изобретения: шпала содержит горизонтальную полку и боковые стенки, сопряженные друг с другом внутренними и наружными криволинейными поверхностями, причем внутренние поверхности сопряжены по кривой, образованной двухрадиусным овалом, меньший и больший из которых определяются соответственно и соотношений r = 1,57t; r = 0,1h; R = (11 - 15,7)t; R = (0,7 - 1,0)h, где t - толщина боковой стенки; h - высота боковой стенки, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
СТАЛЬНАЯ ШПАЛА, содержащая горизонтальную полку и боковые стенки, сопряженные внутренними и наружными криволинейными поверхностями, отличающаяся тем, что внутренние поверхности горизонтальной полки и боковых стенок сопряжены по кривой, образованной двухрадиусным овалом, большая ось которого вертикальна и равна высоте боковой стенки с внутренней стороны, а малая ось расположена горизонтально на расстоянии, равном половине высоты боковой стенки, при этом меньший r и больший R радиусы овала определяются из соотношенийr = 1,57t;
r = 0,1h;
R = (11 - 15,7)t;
R = (0,7 - 1,0)h,
где t - толщина боковой стенки;
h - высота боковой стенки с внутренней стороны, и начало меньшего радиуса лежит на большой оси вала, а начало большего радиуса - на продолжении малой оси.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и предназначено для строительства рельсовых путей промышленных предприятий. Цель изобретения - повышение жесткости шпалы. На фиг. 1 показана стальная шпала, поперечное сечение; на фиг. 2 - участок сопряжения полки со стенкой шпалы. Стальная шпала состоит из горизонтальной полки 1, участка сопряжения 2 и стенок 3. Внутренняя поверхность 4 участка сопряжения выполнена по кривой АВ, описанной двухрадиусным oвалом, большая ось NN которого перпендикулярна полотну и равна внутренней высоте h боковой стенки. Малый радиус r овала равен 0,1h, а большой R= (0,7-1,0)h, а также r= 0,1t, а R= (11-15,7)t, где t - толщина стенки шпалы. В процессе работы при нагружении стальной шпалы нагрузкой q возникают реакции Р, вызывающие изгибающий момент М стенки. Максимальное значение изгибающего момента имеет место на участках сопряжения. Однако за счет конструкции шпалы, начиная с точки А, толщина участка сопряжения постепенно увеличивается в направлении к полотну, что снижает напряжения в металле по сравнению с известными конструкциями шпал, жесткость шпалы повышается, и отгибки стенок не происходит. Выбор граничных параметров значения большого радиуса R свала в пределах 0,7-1,0 высоты боковой стенки обусловлен соображениями достижения достаточной жесткости шпал при минимальном расходе металла на их производство. Так, при значениях радиуса R>h жесткость шпалы повышается незначительно, что практически не обеспечивает достижения поставленной цели, а при значениях R<0,7h происходит значительное утолщение участка сопряжения, что ведет к необоснованному перерасходу металла при достаточной жесткости шпал. Рельсовый путь работает с различными нагрузками. Поэтому при производстве стальных шпал, с целью экономии металла, для менее нагруженных участков рельсового пути применяют шпалы выполненныe с радиусами R= h, а для наиболее нагруженных -R= 0,7h. Конкретный пример выполнения. Металлическая шпала повышенной жесткости имеет следующие размеры:Ширина полотна b= 190 мм. Общая ширина шпалы В= 250 мм. Высота наружной грани боковой стенки Н= 110 мм;
Высота внутренней грани боковой стенки h= 99 мм;
Толщина полотна t1= 11 мм;
Толщина боковой стенки t= 7 мм;
Малый радиус овала r= 0,1х110= 11 мм;
Большой радиус овала R= 0,7х110= 77 мм. Как показали данные расчетов, в результате использования стальных шпал повышенной жесткости можно увеличить нагрузку на железнодорожный путь на 5-10% .
шпала для скоростного рельсового пути - патент 2324783 (20.05.2008) | |
стальная рельсовая шпала - патент 2159305 (20.11.2000) | |
стальная шпала - патент 2113576 (20.06.1998) | |
металлическая шпала - патент 2058461 (20.04.1996) |