устройство для установки глушителя в люке капота транспортного средства
Классы МПК: | F01N7/18 конструкции, облегчающие их изготовление, сборку и разборку B61D17/16 люки в крышах |
Автор(ы): | Винник С.П. |
Патентообладатель(и): | Производственное объединение "Луганский тепловозостроительный завод им.Октябрьской революции" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1990-07-09 публикация патента:
30.05.1994 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению и облегчает сборку и разборку выхлопных устройств или глушителей шума выхлопа. Устройство содержит закрепленную по контуру люка рамку с опорными поверхностями для закрепления кронштейнов глушителя, имеющих продольные прорези для крепежных элементов. Устройство снабжено промежуточными L-образными элементами с вертикальными и поперечными прорезями на соответствующих полках, закрепляемыми на опорных поверхностях рамки, которые расположены вертикально. Изобретение позволяет снизить трудоемкость монтажа глушителя, так как с помощью промежуточных L-образных элементов устраняется необходимость центровки впускного патрубка глушителя с выхлопным патрубком двигателя. 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6
Формула изобретения
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСТАНОВКИ ГЛУШИТЕЛЯ В ЛЮКЕ КАПОТА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее закрепленную по контуру люка рамку с опорными поверхностями для закрепления кронштейнов глушителя, имеющих продольные прорези для крепежных элементов, отличающееся тем, что, с целью снижения трудоемкости монтажа, оно снабжено промежуточными L-образными элементами с вертикальными и поперечными прорезями на соответствующих полках, закрепленными на опорных поверхностях рамки, которые расположены вертикально.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к конструкциям, облегчающим сборку и разборку выхлопных устройств или глушителей шума выхлопа, установленных в люках капотов транспортных средств, преимущественно тепловозов. Известно устройство для установки глушителя в люке капота тепловоза, содержащее закрепленную по контуру люка рамку с опорными поверхностями для закрепления кронштейнов глушителя (Технические отчет И-38-79. Глушитель шума выпуска дизеля 16 IУА24 тепловоза "Кестрел". Анализ его конструкции и материалов, Коломна, труды ВНИТИ, 1979). Недостатком известного устройства является высокая трудоемкость установки глушителя и соединения его с двигателем вследствие того, что опорные поверхности и кронштейны глушителя выполнены жесткими, а возникающая из-за наличия длинных размерных цепей и сложения монтажных допусков несоосность впускных патрубков глушителя и выхлопных патрубков двигателя требует при их соединении (в этом месте устанавливается температурный конденсатор) регулировки положения глушителя по всем трем направлениям: продольном, поперечном и вертикальном, что обеспечивается при сборке установкой регулировочных прокладок под кронштейны глушителя, перемещением глушителя по опорным поверхностям, сваркой по месту температурного компенсатора. Кроме того, вместо крепежных элементов в местах соединения опорных поверхностей с кронштейнами глушителя применены фиксирующие тяги, которые привариваются по месту после соединения впускных патрубков глушителя с выхлопными патрубками двигателя, что также увеличивает трудоемкость установки глушителя. Известно также устройство для установки глушителя в люке капота тепловоза, содержащее закрепленную по контуру люка рамку с опорными поверхностями для закрепления кронштейнов глушителя, имеющих продольные прорези для крепежных элементов. В этом устройстве частично устранены недостатки аналога вследствие того, что крепление кронштейнов глушителя, имеющих продольные прорези, к опорным поверхностям является регулируемым в горизонтальной плоскости и выполнено с помощью крепежных элементов (болтового соединения). Снижение трудоемкости здесь достигнуто за счет совмещения функций регулировки и фиксации положения глушителя в одном месте, за счет частичной компенсации несоосности впускного патрубка глушителя с выхлопным патрубком двигателя в местах соединения опорных поверхностей с кронштейнами глушителя. Однако из-за того, что опорные поверхности и кронштейны глушителя выполнены жесткими, а опорные поверхности выполнены горизонтальными, трудоемкость установки глушителя и его соединения с двигателем остается высокой из-за ограничения свободы перемещения глушителя в вертикальном направлении, необходимости установки регулировочных прокладок под кронштейны глушителя или сварки по месту температурного компенсатора. Указанные недостатки не дают возможности непосредственно соединять впускной патрубок глушителя с выхлопным патрубком двигателя после установки капота без дополнительной регулировки их соосности. Целью изобретения является снижение трудоемкости монтажа глушителя. Цель достигается тем, что устройство для установки глушителя в люке капота транспортного средства, содержащее закрепленную по контуру люка рамку с опорными поверхностями для закрепления кронштейнов глушителя, имеющих продольные прорези для крепежных элементов, снабжено промежуточными L-образными элементами с вертикальными и поперечными прорезями на соответствующих полках, закрепляемыми на опорных поверхностях рамки, которые расположены вертикально. На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - вид Б на фиг. 2; на фиг. 4 - разрез В-В на фиг. 2; на фиг. 5 - разрез Г-Г на фиг. 3; на фиг. 6 - разрез Д-Д на фиг. 4. Устройство для установки глушителя в люке капота транспортного средства состоит из закрепленной по контуру люка 1 рамки 2 с опорными поверхностями 3 для закрепления кронштейнов 4 глушителя 5, имеющих продольные прорези 6 для крепления элементов 7 (фиг. 1,2,3). Устройство снабжено также промежуточными L-образными элементами 8 с вертикальными 9 и поперечными 10 прорезями на соответствующих полках 11, 12, закрепляемыми на опорных поверхностях 3 рамки 2, которые расположены вертикально (фиг. 3, 4, 5, 6). Крепежные элементы 7 крепления промежуточных L-образных элементов 8 к опорным поверхностям 3 и кронштейнам 4 глушителя 5 могут быть снабжены плоской шайбой 13 с зубьями на одном из ее торцов (фиг. 5, 6), что повышает надежность крепления глушителя 5 к опорным поверхностям 3 кромки 2. Устройство работает следующим образом. После установки двигателя транспортного средства (не показан) и соответственно капота-стенок 14 и крышки 15 (фиг. 2) глушитель 5 с навешанными промежуточными L-образными элементами 8 с помощью подъемно-транспортного средства (строповка за петли в кронштейнах 4 глушителя 5) транспортируется в люк 1 капота 14 и первоочередным выполняется соединение впускного патрубка 16 глушителя 5 с выхлопным патрубком 17 двигателя (с установкой температурного компенсатора, прокладок). Потом производится окончательное крепление к опорным поверхностям 3 рамки 2 промежуточных L-образных элементов 8, которые можно перемещать относительно опорных точек (отверстий) и относительно глушителя 5 в продольном и поперечном направлениях по прорезям 6 и 10, а регулирование в вертикальном направлении осуществляется по прорезям 9. Прорези 6, 9, 10 выполнены такой длины, чтобы перемещения в каждом направлении превышали монтажный допуск. Затем выполняется крепление кронштейнов 4 глушителя 5 к промежуточным L-образным элементам 8, установка крышки люка 18, установка крышки 19 выхлопного патрубка 17 глушителя 5. Крепление кронштейнов 4 глушителя 5 к промежуточным L-образным элементам 8 может производиться с применением шайбы 13, например, только со стороны впускного патрубка 16 глушителя 5 для создания так называемой "мертвой точки", а остальные крепления кронштейнов 4 глушителя 5 к промежуточным L-образным элементам 8 могут выполняться с ослабленной затяжкой и с обычной плоской шайбой для обеспечения возможности термического удлинения глушителя 5 при его нагреве. В случае демонтажа и повторного монтажа глушителя 5 промежуточные L-образные элементы 8 не снимаются и остаются на своих местах, отделяются лишь кронштейны 4 глушителя 5 от них. При этом соосность впускного патрубка 16 глушителя 5 с выхлопным патрубком двигателя сохраняется. Использование предлагаемого устройства позволяет снизить трудоемкость установки глушителя и соединения его с двигателем за счет исключения трудоемких операций по центровке патрубков, перемещению глушителя по опорным поверхностям, установке набора прокладок вследствие непосредственного соединения впускного патрубка глушителя с выхлопным патрубком двигателя при компенсации их несоосности в местах соединения опорных поверхностей с кронштейнами глушителя.Класс F01N7/18 конструкции, облегчающие их изготовление, сборку и разборку