газотурбинный двигатель
Классы МПК: | F02C7/04 воздухозаборники для газотурбинных установок или реактивных двигательных установок |
Автор(ы): | Гельмедов Ф.Ш., Кабаков Я.И., Ганжа И.Т., Гузачев Е.Т., Анненков В.В. |
Патентообладатель(и): | Научно-испытательный центр Центрального института авиационного моторостроения им.П.И.Баранова |
Приоритеты: |
подача заявки:
1989-06-23 публикация патента:
30.05.1994 |
Использование: в газотурбинных двигателях, работающих в стандартных условиях. Сущность изобретения: для ослабления вихревого жгута полость внутри перфорированного обтекателя соединена с областью пониженного давления в проточной части на входе в двигатель. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, содержащий расположенные на его входе в проточной части компрессор и перфорированный обтекатель втулки компрессора с полостью внутри него, отличающийся тем, что, с целью ослабления чувствительности компрессора к вихревому жгуту, полость внутри обтекателя сообщена с зоной пониженного давления в проточной части на входе в двигатель.Описание изобретения к патенту
Изобретение может быть использовано в тех областях, где существует вероятность возникновения вихревого жгута, а более конкретно для повышения газодинамической устойчивости двигателей в стартовых условиях и для ослабления воздействия вихревого жгута на работу компрессора. Известен газотурбинный двигатель, содержащий компрессор и перфорированный обтекатель втулки компрессора с полостью внутри него, связанной трубопроводом с источником повышенного давления. Недостатком этого газотурбинного двигателя является то, что вихревой жгут, возникший вне воздухозаборника, присоединяется к обтекателю втулки компрессора и создает очаги срыва потока, уменьшающие газодинамическую устойчивость работы компрессора. Целью изобретения является ослабление интенсивности вихревого жгута и увеличение газодинамической устойчивости работы компрессора. Указанная цель достигается тем, что в газотурбинном двигателе, содержащем компрессор и перфорированный обтекатель втулки компрессора с полостью внутри него, указанная полость сообщена с зоной пониженного давления в проточной части на входе в двигатель. Экспериментальное исследование полей скорости на входе в воздухозаборник и в различных сечениях воздухозаборника, вплоть до сечения входа в компрессор, показывают, что при возникновении вихревого жгута один его конец опирается на стартовую площадку, а другой конец жгута не входит в компрессор, как предполагалось ранее, а опирается на твердую поверхность в воздухозаборнике - на обтекатель втулки компрессора или на внутреннюю поверхность обечайки воздухозаборника. Если же оболочка обтекателя выполнена перфорированной и сообщена с зоной пониженного давления в проточной части, то при присоединении вихревого жгута к ней воздух начнет выдуваться в зону пониженного давления вихря через перфорацию, что и приведет к снижению интенсивности вихревого жгута. На чертеже представлена схема газотурбинного двигателя. Газотурбинный двигатель содержит перфорированный обтекатель 1, обечайку 2 воздухозаборника, втулку 3 компрессора 4. Устройство работает следующим образом. При работе двигателя вблизи поверхности земли или стартовой площадки возникает вихревой жгут, один конец которого опирается на стартовую площадку, а другой на перфорированную оболочку обтекателя 1. В зоне присоединения вихревого жгута возникает область пониженного давления. Воздух под действием перепада давлений перетекает через перфорированную оболочку обтекателя 1 и проточную полость в зону пониженного давления. Это приводит к уменьшению интенсивности вихревого жгута, к ослаблению чувствительности компрессора к его воздействию и к увеличению газодинамической устойчивости работы компрессора. Таким образом, выполнение оболочки обтекателя проточной и перфорированной позволяет ослабить чувствительность компрессора к воздействию внешнего вихревого жгута при работе газотурбинного двигателя вблизи стартовой площадки.Класс F02C7/04 воздухозаборники для газотурбинных установок или реактивных двигательных установок